Рекомендации логопеда по развитию артикуляционной моторики и дыхания для детей младшего дошкольного возраста.
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя группа)

Светлана Геннадьевна Ильиных

Рекомендации логопеда по развитию артикуляционной моторики и дыхания.

1.Упражнения для развития мышц губ.

2.Упражнения для языка.

3.Упражнение на развитие дыхания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_logopeda_3-4_goda.docx16.86 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации логопеда по развитию артикуляционной моторики и дыхания.

Упражнения для развития мышц губ:

1. «Улыбнись маме»

- Попросите ребёнка улыбнуться вам (или папе, бабушке), показав все зубы.

- Сами покажите, как нужно улыбаться.

- Пусть ребенок удерживает улыбку как можно дольше.

2. «Поцелуй маму»

- Попросите ребёнка поцеловать вас в щечку или послать воздушный поцелуй. Упражнение и приятное, и полезное!

- После того как ребёнок научился вытягивать губки трубочкой и растягивать их в улыбке.

Упражнение для щёк «Воздушный шарик»:

- Попросите ребёнка надуть обе щеки: «Надувайся, пузырь, надувайся, большой!»

- Затем аккуратно нажмите указательными пальцами на надутые щечки ребенка: «Лопнул пузырь!»

Звук, который при этом получится, не оставит равнодушным никого!

- Теперь учимся надувать левую, затем правую щеку. Это непросто, поэтому скорых результатов не ждите.

Упражнения для языка: (выполняются перед зеркалом)

1. «Домик для язычка»

- Попросите ребёнка широко открыть рот, показать пасть бегемота (Бегемот открывает рот)

- Теперь с открытым ртом пробуем высунуть язык (Змейка)

- Держим язык 2-3 секунды, не закрывая рот

- Убираем язычок, рот закрываем.

- Теперь предлагаем пощёлкать язычком (Скачет лошадка)

- Затем просим остановить лошадку, сделав -ТПРУ губами.

- Следует повторить упражнение 3-5 раз.

2. «Накажем непослушный язычок»

- Попросим ребёнка приоткрыть рот.

- Теперь высовываем язычок.

 - ….и покусаем его слегка зубками, при этом произносим: «Тя-тя-тя».

3.Упражнение «Часики»

- Покажите часы с маятником или подберите такую картинку.

- Откройте широко рот., должны быть видны все зубы. Кончиком языка поочередно касайтесь то одного уголка губ, то другого.

Нижняя челюсть двигаться не должна.

4.Упражнение «Горка»

- Покажите картинку со снежной крутой горой.

- Рот широко откройте, кончиком языка упритесь в нижние зубы, язык выгните

«горкой».

- Теперь пробует ребёнок. Держит язык в положении «горка» не более 5-7 секунд.

- Если язычок беспокойно вертится во рту, помогите ему: прижмите слегка черенком чайной ложки, погладьте. Затем поставьте черенок ложечки за нижние зубки: «Поймай ложечку. Догони ее язычком и не отпускай». Ребёнок должен упереться в ложечку язычком и держать это положение 5-7 секунд.

- Аккуратно уберите черенок ложки, а язычок при этом должен оставаться за зубами.

5. Упражнение «Лопатка» или «Блинчик»

- Покажите ребёнку картинку с лопатой.

- Покажите, как нужно класть язычок на нижнюю губу «лопаточкой»: рот полуоткрыт в улыбке, широкий спокойный язык лежит на нижней губе.

- Теперь пробует ребёнок.

- Нужно держать язычок в таком положении 30 секунд. Следите, чтобы нижняя губа не поджималась.

6. Упражнение «Зайчик на ниточке» (можно использовать любую маленькую игрушку или крупную бусинку)

Подготовьте: шарик диаметром 3-4 см или пластмассовую фигурку с дырочкой, например зайчика. Проденьте в дырочку нитку, завяжите.

- Держите нитку за конец так, чтобы зайчик внизу свободно висел.

- Ребёнок широко открывает рот и кончиком языка толкает зайчика так, чтобы тот «прыгал».

- Теперь наденьте нитку на обе руки так, чтобы зайчик висел на натянутой нитке и легко по ней скользил.

- Язычок ребёнка совершает движения влево-вправо, двигая зайчика от одной вашей руки к другой.

Упражнение на развитие дыхания.

1.Упражнение «Снежинки» или «Фокус»

Подготовьте; кусочки белой ваты.

- Положите на ладошку ребёнку кусочки белой ваты.

- Попросите ребенка вдохнуть через нос и легонько выдохнуть через рот — и вот ваши снежинки полетели!

- Сдувайте вату короткими сериями выдохов.

- Сдувайте вату с помощью разных звуков речи: например, со звуками П или Т. Даже от резкого произнесения звука К вата может слететь на пол.

2. Упражнение «Футбол».

 - Нужно «забить гол» - дуть на мячик (на ватный или поролоновый шарик (диаметром 2-3 см)), лежащий на столе перед малышом, загоняя его между двумя кубиками или любыми другими подходящими предметами. (Это «футбольные ворота»).

 3. Упражнение «Плыви, кораблик!»

- На невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает кораблик (бумажный). Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребенку. При проведении  игры можно организовать соревнование: чей кораблик быстрее приплывет к цели.

4. Упражнение «Паровозик». 

- Солнышко светит, облака плывут, паровозик едет : «чух-чух-чух-чух-чух». Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая «чух-чух-чух».

5. Упражнение «Бабочка». 

- На выдохе дуть бумажную бабочку (листочек, снежинку) на нитке, на уровне лица ребёнка, чтобы она «полетела».

Использование дыхательной гимнастики, необходимо и как средство оздоровления детей, она создает возможность уменьшения заболеваний дыхательной системы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая площадка «Современный консультативный пункт» «Кроха» «Развитие мелкой моторики и координации движений детей младшего дошкольного возраста»

Цель работы творческой площадки:   способствовать росту профессионального мастерства, развитию творческого потенциала руководителей и педагогов ДОУ Куйбышевского района при организации...

« Развитие мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционной техники рисования крупой»

Проект направлен на развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования. Использование нетрадиционных спо...

консультация для родителей "Лепка, как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста"

quot;Лепка, как средство развитие мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста"...

Использование кинетического («космического») песка в развитии мелкой моторики и сенсорики у детей младшего дошкольного возраста

Использование кинетического («космического») песка  в развитии мелкой моторики и сенсорики  у детей...

Мастер-класс Тема: «Использование кинетического песка для развития мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста»

развитие мелкой моторики и творческих способностей детей через внедрение игр с кинетическим песком...

Консультация для педагогов Тема: «Разработка дидактического пособия для развития мелкой моторики кисти руки у детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для педагогов Тема: «Разработка дидактического пособия для развития мелкой моторики кисти руки у детей младшего дошкольного возраста»...