Картотека "Дидактических игр"
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа)

Студенко Оксана Геннадьевна

Картотека познавательных игра направленных на развитие психических процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr.docx18.35 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр и упражнений с использованием нетрадиционного материала  на занятиях учителя-дефектолога

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель-дефектолог:

Студенко О.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сенсомоторное  воспитание, направленное на обеспечение полноценного  развития детей, является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе деятельности. Использование нетрадиционных материалов, таких как синельная проволока, пушистые мячики, резиночки, перышки, поп-трубы эффективно включать в коррекционно-образовательную деятельность с дошкольниками по всем направлениям развития.

Уникальность этого материала заключается в следующем:

- простота использования;

- многообразие цветовой палитры;

- тактильная  привлекательность для ребенка;

- позволяет осваивать сенсорные эталоны (цвет, форма, величина);

- развивает воображение, мышление, мелкую  моторику;

- развивает синхронную работу рук;

- является толчком для развития речи.

 

Игры с синельной проволокой:

 «Геометрические фигуры»

Цель: формирование и закрепление знаний детей о цвете, форме, величине, осязаемых свойствах  предметов.

Материал: набор синельной проволоки, карточка-образец.

Ход игры:

Детям предлагается сделать геометрические фигуры по образцу: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал и т.д.

 «Спиральки и жгутики»

Цель: закреплять умение применять разные способы обследования предметов.

Материал: набор синельной проволоки, карточка образец.

Предложить детям скрутить жгутик из двух различных цветов проволоки. Скрутить спиральки круглые и гармошкой, петельки. Можно предложить придумать свою спиральку.

 «Добавь, чего не хватает»
Цель:  развитие  умения видеть отсутствующий признак предмета, закреплять умение подбирать правильный цвет.

Материал: набор синельной проволоки, карточки предметов.

Ход игры: предложить детям найти недостающую деталь и сделать ее из проволоки, подобрав нужный цвет (сделать лучи для солнышка, ежику – иголки, осьминогу – щупальца, тучке – дождик, морковке – ботву).

           

Игры с мягкими мячиками:

 

Игра "Найди такой же"

Цель: развитие внимания, умения сортировать по цвету, размеру.

Материал: Мягкие мячики, тарелочки соответствующих цветов.

Ход игры: Педагог просит ребенка собрать в тарелку красного цвета все мячики соответствующего цвета. Усложнение: Разложить мячики по цвету и размеру.

Игра "Собери гусеницу"

Цель: развитие зрительного гнозиса.

Материал: карточки с изображением гусеницы, мягкие мячики.

Ход игры: предложить разложить мягкие мячики в соответствии с цветными кругами на гусенице.

Игра "Сортировка" (по примеру игры М. Монтессори)

Материал: цветные блюдечки, стаканы, ложки,  пинцеты из набора М. Монтессори, мягкие мячики.

Ход игры: Ребенку предлагается разложить мягкие мячики в соответствии с цветом по блюдечкам сначала руками, потом с помощью ложки, пинцета.

 

Игры с поп-трубами:

 

 «Ипподром» (слова М. Родиной)

Цель. Развитие речи, движения, эмоциональной сферы.

Дети сидят на стульях, руки лежат на коленях, в руках палочки.

Педагог. Вы знаете, что такое ипподром? (Объяснить.) Давайте представим. Что мы на ипподроме. Далее педагог читает текст. А дети выполняют движения в соответствии с текстом:

Лошадки стоят на старте. - дети сидят, руки лежат на коленях.

Лошадки скачут. -стучат трубочками по коленям и щелкают языком.

Лошадки перепрыгивают через барьер. - «Ап!» - один раз стукнуть по коленям.

Лошадки перепрыгивают через двойной барьер. - «Ап! Ап!»-два раза стукнуть по коленям.

Лошадки скачут мимо трибуны девочек. - «А-а-а!» - кричат девочки и быстро стучат по коленям.

Лошадки скачут мимо трибуны мальчиков. - «А-а-а!»-кричат мальчики и быстро стучат по коленям.

Лошадки приближаются к финишу. – дети стучат по коленям и щелкают языком с

с убыстрением темпа.

Лошадки прибыли к финишу. – «Ух!» - выдохнуть воздух.

 

Игра «Рисуем голосом» (старший возраст)

Цель. Развитие голоса и речи.

Свободное скольжение голосом по нарисованным линиям. Направление движения звука показываем не рукой или рисунком, а трубочкой. С помощью трубочки графически изображаем звуковой рисунок (линии: прямая, волнистая, спиралевидная, восходящая, нисходящая.) Зрительные образы способствуют лучшему постижению мелодического движения.

 

Игра «Отгадай»  (М. Родина)

Цель. Развитие фантазии и творческого воображения.

Вариант 1. Дети сидят по кругу (для того, чтобы все друг друга хорошо видели). Ребенку дается трубочка. Дети по очереди придумывают и изображают то, во что они могут «превратить» этот предмет (могут по-одному, могут взаимодействовать в паре). Например, зеркало, дудочка, расческа и т.д.

Вариант 2. Одна подгруппа детей изображает, другие отгадывают и наоборот.

 

Игра «Танцуем. Рисуем (идея игры Т.Тютюнникова)

Цель. Развитие чувства ритма, творческого воображения.

Игра проводится под музыку С. Слонимского «Маленькое рондо»

Дети с трубочками стоят по кругу рядом со своей парой.

Перед игрой дети в паре договариваются, что они будут изображать с помощью трубочки.

Звучит музыка. На 1 часть дети выполняют движения (поскок, галоп или бег), ритмично поднимая и опуская трубочку, на 2 часть останавливаются лицом в круг и по команде педагога все вместе выполняют какое – нибудь движение с трубочкой, например, стучат ей по ладони, ударяют по коленям, по полу, трут между ладошками, катают по полу. Затем, повернувшись к своей паре «рисуют» картинку трубочками.

В конце игры педагог и дети рассматривают изображения, отгадывают их, аплодируют друг другу.

Игры с резиночками:

Игра "Наряжаем пальчики" (Музыка и слова -Е.Красильников)

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, слухового восприятия.

Материалы: Разноцветные резинки для волос.

Ход игры:  дети с педагогом поют песню и надевают на пальцы резинки.

Наряжались пальчики

Тра-ля-ля-ля-ля-ля-ля

Наряжались пальчики

Тра-ля-ля-ля-ля.

Одевались пальчики

Тра-ля-ля-ля-ля-ля-ля

Одевали(авт.)  (Мы поем-надевали) шарфики

Тра-ля-ля-ля-ля-ля-ля

Выходили пальчики ( пальцами "шагаем")

На полянку погулять

Выходили пальчики

Своих друзей искать

Прятались все пальчики (Спрятать пальчики)

Тра-ля-ля-ля-ля-ля-ля

Вылезали пальчики (Раскрыть пальчики)

Тра-ля-ля-ля-ля-ля-ля

Уставали пальчики (Укладываем одну ладонь на другую)

Тра-ля-ля-ля-ля-ля-ля

Спать ложились пальчики

Тра-ля-ля-ля-ля-ля-ля.

 

Игра "Какой пальчик"

Цель: развитие знаний о собственном теле, развитие сенсорного восприятия.

Материалы: Цветные резинки

Ход игры: Педагог дает инструкцию: На большой палец надеваем красную резинку, на указательный- синюю и т.д.

Следующая инструкция: Сними с указательного пальца резинку. какого цвета резинка? и т.д.  Цвета резинок могут варьироваться.

Пёрышки

Игра "Пёрышко"

Цель: развитие правильного речевого выдоха, сенсорной интеграции.

Материалы: цветные пёрышки.

Ход игры: Педагог дает инструкцию детям: подуем на пёрышко. Вдыхаем воздух через носик (животик надувается), выдыхаем через рот (втягиваем живот). Плечи при вдохе не поднимаются.

Также все нетрадиционные материалы можно использовать для самомассажа в сочетании с потешками по лексическим темам.

Ссылка на страницу  педагога с картотекой пальчиковой гимнастики "Весёлые пальчики" на сайте инфоурок:  https://infourok.ru/kartoteka-palchikovoj-gimnastiki-veselye-palchiki-6503371.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека (средняя группа) на тему: Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы

Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для  средней группы...

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Рольдидактической игры в семье и детском саду»+картотека дидактических игр....

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...