Картотека "Дидактических игр"
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа)
Картотека познавательных игра направленных на развитие психических процессов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр и упражнений с использованием нетрадиционного материала на занятиях учителя-дефектолога
Учитель-дефектолог:
Студенко О.Г.
Сенсомоторное воспитание, направленное на обеспечение полноценного развития детей, является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе деятельности. Использование нетрадиционных материалов, таких как синельная проволока, пушистые мячики, резиночки, перышки, поп-трубы эффективно включать в коррекционно-образовательную деятельность с дошкольниками по всем направлениям развития.
Уникальность этого материала заключается в следующем:
- простота использования;
- многообразие цветовой палитры;
- тактильная привлекательность для ребенка;
- позволяет осваивать сенсорные эталоны (цвет, форма, величина);
- развивает воображение, мышление, мелкую моторику;
- развивает синхронную работу рук;
- является толчком для развития речи.
Игры с синельной проволокой:
«Геометрические фигуры»
Цель: формирование и закрепление знаний детей о цвете, форме, величине, осязаемых свойствах предметов.
Материал: набор синельной проволоки, карточка-образец.
Ход игры:
Детям предлагается сделать геометрические фигуры по образцу: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал и т.д.
«Спиральки и жгутики»
Цель: закреплять умение применять разные способы обследования предметов.
Материал: набор синельной проволоки, карточка образец.
Предложить детям скрутить жгутик из двух различных цветов проволоки. Скрутить спиральки круглые и гармошкой, петельки. Можно предложить придумать свою спиральку.
«Добавь, чего не хватает»
Цель: развитие умения видеть отсутствующий признак предмета, закреплять умение подбирать правильный цвет.
Материал: набор синельной проволоки, карточки предметов.
Ход игры: предложить детям найти недостающую деталь и сделать ее из проволоки, подобрав нужный цвет (сделать лучи для солнышка, ежику – иголки, осьминогу – щупальца, тучке – дождик, морковке – ботву).
Игры с мягкими мячиками:
Игра "Найди такой же"
Цель: развитие внимания, умения сортировать по цвету, размеру.
Материал: Мягкие мячики, тарелочки соответствующих цветов.
Ход игры: Педагог просит ребенка собрать в тарелку красного цвета все мячики соответствующего цвета. Усложнение: Разложить мячики по цвету и размеру.
Игра "Собери гусеницу"
Цель: развитие зрительного гнозиса.
Материал: карточки с изображением гусеницы, мягкие мячики.
Ход игры: предложить разложить мягкие мячики в соответствии с цветными кругами на гусенице.
Игра "Сортировка" (по примеру игры М. Монтессори)
Материал: цветные блюдечки, стаканы, ложки, пинцеты из набора М. Монтессори, мягкие мячики.
Ход игры: Ребенку предлагается разложить мягкие мячики в соответствии с цветом по блюдечкам сначала руками, потом с помощью ложки, пинцета.
Игры с поп-трубами:
«Ипподром» (слова М. Родиной)
Цель. Развитие речи, движения, эмоциональной сферы.
Дети сидят на стульях, руки лежат на коленях, в руках палочки.
Педагог. Вы знаете, что такое ипподром? (Объяснить.) Давайте представим. Что мы на ипподроме. Далее педагог читает текст. А дети выполняют движения в соответствии с текстом:
Лошадки стоят на старте. - дети сидят, руки лежат на коленях.
Лошадки скачут. -стучат трубочками по коленям и щелкают языком.
Лошадки перепрыгивают через барьер. - «Ап!» - один раз стукнуть по коленям.
Лошадки перепрыгивают через двойной барьер. - «Ап! Ап!»-два раза стукнуть по коленям.
Лошадки скачут мимо трибуны девочек. - «А-а-а!» - кричат девочки и быстро стучат по коленям.
Лошадки скачут мимо трибуны мальчиков. - «А-а-а!»-кричат мальчики и быстро стучат по коленям.
Лошадки приближаются к финишу. – дети стучат по коленям и щелкают языком с
с убыстрением темпа.
Лошадки прибыли к финишу. – «Ух!» - выдохнуть воздух.
Игра «Рисуем голосом» (старший возраст)
Цель. Развитие голоса и речи.
Свободное скольжение голосом по нарисованным линиям. Направление движения звука показываем не рукой или рисунком, а трубочкой. С помощью трубочки графически изображаем звуковой рисунок (линии: прямая, волнистая, спиралевидная, восходящая, нисходящая.) Зрительные образы способствуют лучшему постижению мелодического движения.
Игра «Отгадай» (М. Родина)
Цель. Развитие фантазии и творческого воображения.
Вариант 1. Дети сидят по кругу (для того, чтобы все друг друга хорошо видели). Ребенку дается трубочка. Дети по очереди придумывают и изображают то, во что они могут «превратить» этот предмет (могут по-одному, могут взаимодействовать в паре). Например, зеркало, дудочка, расческа и т.д.
Вариант 2. Одна подгруппа детей изображает, другие отгадывают и наоборот.
Игра «Танцуем. Рисуем (идея игры Т.Тютюнникова)
Цель. Развитие чувства ритма, творческого воображения.
Игра проводится под музыку С. Слонимского «Маленькое рондо»
Дети с трубочками стоят по кругу рядом со своей парой.
Перед игрой дети в паре договариваются, что они будут изображать с помощью трубочки.
Звучит музыка. На 1 часть дети выполняют движения (поскок, галоп или бег), ритмично поднимая и опуская трубочку, на 2 часть останавливаются лицом в круг и по команде педагога все вместе выполняют какое – нибудь движение с трубочкой, например, стучат ей по ладони, ударяют по коленям, по полу, трут между ладошками, катают по полу. Затем, повернувшись к своей паре «рисуют» картинку трубочками.
В конце игры педагог и дети рассматривают изображения, отгадывают их, аплодируют друг другу.
Игры с резиночками:
Игра "Наряжаем пальчики" (Музыка и слова -Е.Красильников)
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, слухового восприятия.
Материалы: Разноцветные резинки для волос.
Ход игры: дети с педагогом поют песню и надевают на пальцы резинки.
Наряжались пальчики
Тра-ля-ля-ля-ля-ля-ля
Наряжались пальчики
Тра-ля-ля-ля-ля.
Одевались пальчики
Тра-ля-ля-ля-ля-ля-ля
Одевали(авт.) (Мы поем-надевали) шарфики
Тра-ля-ля-ля-ля-ля-ля
Выходили пальчики ( пальцами "шагаем")
На полянку погулять
Выходили пальчики
Своих друзей искать
Прятались все пальчики (Спрятать пальчики)
Тра-ля-ля-ля-ля-ля-ля
Вылезали пальчики (Раскрыть пальчики)
Тра-ля-ля-ля-ля-ля-ля
Уставали пальчики (Укладываем одну ладонь на другую)
Тра-ля-ля-ля-ля-ля-ля
Спать ложились пальчики
Тра-ля-ля-ля-ля-ля-ля.
Игра "Какой пальчик"
Цель: развитие знаний о собственном теле, развитие сенсорного восприятия.
Материалы: Цветные резинки
Ход игры: Педагог дает инструкцию: На большой палец надеваем красную резинку, на указательный- синюю и т.д.
Следующая инструкция: Сними с указательного пальца резинку. какого цвета резинка? и т.д. Цвета резинок могут варьироваться.
Пёрышки
Игра "Пёрышко"
Цель: развитие правильного речевого выдоха, сенсорной интеграции.
Материалы: цветные пёрышки.
Ход игры: Педагог дает инструкцию детям: подуем на пёрышко. Вдыхаем воздух через носик (животик надувается), выдыхаем через рот (втягиваем живот). Плечи при вдохе не поднимаются.
Также все нетрадиционные материалы можно использовать для самомассажа в сочетании с потешками по лексическим темам.
Ссылка на страницу педагога с картотекой пальчиковой гимнастики "Весёлые пальчики" на сайте инфоурок: https://infourok.ru/kartoteka-palchikovoj-gimnastiki-veselye-palchiki-6503371.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.
Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.
Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека (средняя группа) на тему: Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы
Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы...

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.
Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.
Консультация для родителей тема: «Рольдидактической игры в семье и детском саду»+картотека дидактических игр....

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие
Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...
