Игры с аутичным ребенком
консультация по коррекционной педагогике
Петренко Светлана Алексеевна, учитель-логопед
МАДОУ Детский сад № 30 «Голубок»
Кемеровская область- Кузбасс
Осинниковский городской округ
Игры и специальные методы и приемы, которые позволяют наладить контакт с аутичным ребенком, выявить у него подавленные негативные эмоции и скрытые страхи и начать работу по их преодолению, в целом помогают ребенку стать более активным в его познании мира. Намечены пути развития сюжетно-ролевой игры, ознакомления с окружающим миром, обучения способам взаимодействия. Рекомендации педагогам, которые работают с аутичными детьми, предлагают варианты действий в сложных ситуациях.
Ключевые слова. Аутизм, особый подход, поиск контакта, жизненное пространство, ближайшее социальное окружение, организация времени, формирование временных представлений, особенности психики аутичных детей.
В идеале на помощь семье аутичного ребенка должна прийти целая команда профессионалов: врач-педиатр, врач-психоневролог, психолог, коррекционный педагог, социальный работник.
Работа с таким ребенком должна вестись годами, все это время разные специалисты выполняют каждый свою часть работы, согласуя с остальными общее направление.
Однако сейчас в нашей стране это практически нереально. Распространен вариант помощи аутичному ребенку, когда на дом приходит педагог или психолог. Зачастую это его первый опыт работы с аутичным ребенком. Если ребенок наблюдается у врача-психоневролога, то его работа и работа педагога, скорее всего, ведутся автономно. Но и при таком далеком от идеального положении вещей нужно стремиться к взаимодействию и целесообразному «распределению ролей» между различными специалистами и родителями аутичного ребенка.
Основная работа по воспитанию и обучению аутичного ребенка ложится на близких. «Невозможно помочь такому ребенку, если позиция его самых близких людей лишь пассивно страдательна». Помощь такому ребенку - это организация всей его жизни с продумыванием каждой мелочи. Специалисты могут помочь, научить, поддержать, но путь освоения мира аутичный ребенок может пройти только вместе с близкими.
Занятия с аутичными детьми, особенно в самом начале, имеет ряд особенностей. В случае, когда нарушена эмоциональная связь ребенка с миром, признанные эффективными приемы обучения не действуют. Работа с аутичным ребенком требует особого подхода.
Прежде всего, перед тем как начать занятия, педагог должен осознать ту степень ответственности, которую он берет на себя. Нельзя начинать занятия, если нет уверенности, что они будут продолжаться долго. Ведь поиск контакта с таким ребенком всегда требует времени, а если возникшее хрупкое взаимодействие будет внезапно прекращено, это станет психологической травмой для ребенка и его семьи.
Педагог также должен оценить свои возможности: занятия с аутичным ребенком потребуют не только профессиональных знаний и умений, но и больших затрат психической и физической энергии. Кроме того, занятия с аутичным ребенком потребуют большого терпения, интуиции и любви. Вам придется на время занятия как бы раствориться в ребенке, постараться понять, что он чувствует, проникнуть в логику его действий. Поведение аутичного ребенка может выглядеть лишенным смысла, хаотичным, неадекватным, но это лишь на первый взгляд. Если вам удастся заглянуть внутрь ребенка, понять мир его чувств и переживаний, вы станете ему настоящим другом и сможете помочь избавиться от многочисленных страхов, постепенно выведете его в окружающий мир, научите быть более самостоятельным.
Следует помнить, что поведение ребенка во время занятия может быть разным, порой неадекватным и агрессивным, однако в любом случае следует сохранять спокойствие, не ругать, а постараться понять, чего он хочет, помочь ему выйти из состояния дискомфорта.
Занятие должно проходить в атмосфере доброжелательности. Все, что происходит на занятии, сопровождается эмоциональным комментарием - следует проговаривать все действия и ситуации, стараясь представлять их неизменно положительными.
Реакция на одну и ту же игру, ситуацию у разных детей с диагнозом «аутизм» может быть совершенно разной: на что один отреагировал вполне дружелюбно, другой может ответить резко отрицательно. Мало того, один и тот же ребенок в одинаковой ситуации в разное время может повести себя по-разному. Это потребует от педагога индивидуального подхода к ребенку и мобильности - не стоит бояться пробовать: если ребенок принял предложенную ситуацию, следует постараться развить ее, если же возникла реакция отторжения, тут же «дайте задний ход».
Пространственная среда
Жизненное пространство аутичного ребенка требует особой заботы и специальной организации. Он очень pаним, и это делает его беззащитным перед окружающим миром. Пространство, в котором он находится, приобретает особую, терапевтическую значимость. По виду деятельности ребенка, пространство можно условно разграничить на бытовое - все, что касается усвоения навыков повседневной жизни (туалет, прием пищи, подготовка ко сну и т.д.), игровое - место для разнообразных игр, учебное - место для специальных развивающих занятий, и ближайшее социальное окружение - лестничная клетка, где ребенок вступает в общение с другими детьми, магазин, улица.
Под «ближайшим социальным окружением» подразумевается территория за пределами квартиры, которая рассматривается в первую очередь в социальном аспекте: так, на лестничной площадке для нас важны встречи и общение с соседями; на детской площадке - контакты с детьми; в магазине - общение с продавцом и покупателями. Кроме возможностей общения, «ближайшее социальное окружение» - это территория, где ребенок знакомится с окружающим миром - миром людей и предметов, природой.
Организация времени
Поддержание режима дня важно для всех детей, для ребенка же с синдромом аутизма создание особого режима всей жизни имеет первостепенное значение - это необходимое условие развития. Распорядок дня (как и порядок в комнате) должен иметь определенную последовательность и повторяемость. Тогда хаос и фрагментарность в сознании ребенка постепенно перерастут в более целостную картину мира, а упорядоченная, предсказуемая жизнь поможет организовать его поведение.
Таким образом, режим дня ребенка складывается исходя из его индивидуальных физиологических особенностей, а также особенностей внутрисемейных отношений, т.е. здесь сочетаются физиологические и социальные аспекты. При этом режим дня ребенка не статичен, а меняется по мере его развития и постепенного взросления.
Режим дня ребенка обычно складывается естественным путем. Но для аутичного ребенка требуется специальная работа по организации режима: ведь он может не выражать активно свои физиологические потребности. Кроме того, не происходит спонтанного усвоения социального смысла происходящего, ребенок не понимает, почему повторяются те или иные действия. Его поведение в быту часто лишь пассивное подчинение предложениям и требованиям взрослого.
Рекомендации по организации режима дня:
1. Эмоциональный комментарий всего, что происходит в течение дня. Постоянно объясняется ребенку, что происходит, заражая его при этом своим восприятием, - педагог выступает в роли «окошко», через которое ребенок выглядывает в окружающий мир. Комментарий при этом, как правило, не содержит ничего особенного - самые просты обычные слова, движения и действия лучше всего передадут ваши чувства.
2. Воспитание самостоятельности требует специальной работы по запоминанию последовательности событий, которые происходят на протяжении дня, а также порядка действий в той или иной ситуации. Самостоятельность предполагает осознание происходящего, поэтому лучше предложить ребенку вспомнить, что уже сделано, что надо делать дальше. В запоминании последовательности событий дня вам поможет самодельная книжка-раскладушка, рассказывающая о режиме дня. Такую книжку можно сделать из картинок, нарисованных вместе.
3. Вводя новые детали в привычные действия, следует отступать иногда от привычного режима. Например, вместо обеда дома можно отправится в ближайшее кафе. При этом не забывать обсудить такой план заранее.
Формирование временных представлений
Время - абстрактная категория. Осмысление его течения непросто даже взрослому. Существуют разные научные теории, объясняющие феномен времени; термин «время» многозначен. Здесь мы имеем в виду то «время», с которым сталкиваемся в повседневной жизни и измеряем годами, месяцами, неделями, днями, часами и минутами.
Для жизни необходимо помнить события прошлого, планировать будущее. Поэтому обязательно формирование элементарных представлений о времени у аутичного ребенка. Это следует делать постепенно, начиная с малого. Примерный алгоритм:
1. Знакомство с часами
Следует показать ребенку разные часы, завести вместе с ним будильник. При этом не стремится объяснить, что такое секунды, минуты и часы, главное, чтобы сам предмет стал для ребенка вещественным олицетворением времени.
2. Усвоение понятий «утро», «день», «вечер», «ночь»
Утром составить с ребенком примерный план на предстоящий день, четко проговорив каждый пункт плана. А вечером вспомните по порядку все, что произошло за день. При этом используйте такие временные категории, как «утро», «день», «вечер», «ночь».
Самодельная книжка-раскладушка, рассказывающая о режиме дня ребенка, станет наглядным представлением о разных частях суток. При этом можно использовать фотографии ребенка и рисунки.
Изготовив круг, поделенный на четыре части, обозначающие различные части суток (можно использовать разные цвета), получаете еще одну возможность наглядно представить информацию: в разные части круга можно булавками прикреплять фотографии ребенка, на которых он спит, умывается, ест и т.д.
3. Усвоение понятий «сегодня», «вчера», «завтра»
Пробуйте вместе с ребенком вспомнить, что интересного произошло вчера. Это особенно эффективно, если произошло что-либо не совсем обычное. Лучше всего будет, если придумать вместе что-нибудь новое на завтра.
4. Усвоение понятий «неделя», «дни недели»
В своем эмоциональном комментарии не следует забывать обозначать дни недели - например, «сегодня вторник», - не требуя при этом от ребенка повторения.
Вехами в смене недель станут выходные дни, когда можно отправиться куда-нибудь всей семьей. Осмыслению понятия «неделя» поможет еще одна книжка-самоделка. Делать ее особенно интересно, если ребенок посещает бассейн или какие-либо занятия, ведь в этом случае его дни заметно отличаются друг от друга.
5. Месяцы
Опять, опорой будет наглядный самодельный календарь - перекидной или «раскладушка». Для этого, начиная с января, в начале каждого месяца рисуйте соответствующую картинку и подписывайте ее, вовлекая в это занятие ребенка. В конце года у вас будет полный календарь, который поможет ребенку связать в единую цепочку понятия месяцев и сезонов. Таким календарем можно пользоваться несколько лет. Можно наклеивать туда фотографии ребенка.
Предлагайте ребенку вещественные ориентиры, символизирующие конкретный месяц. Так, символом января может стать украшенная еловая ветвь, мая - цветущий ландыш, а сентября - грибок.
6. Времена года
Наблюдая вместе с ребенком за сезонными изменениями в природе, обсуждая наблюдения, продуктивнее будет зарисовывать наблюдения, полученные на прогулке. Изготавливать поделки из природных материалов. Так, весной можно сплести венок из одуванчиков, а осенью изготовить человечка из собранных в парке желудей.
Читая рассказы и стихотворения о временах года, следует рассматривать соответствующие иллюстрации в книжках, познакомить ребенка с репродукциями картин, посвященных сезонным изменениям в природе.
Изготовить книжку-самоделку «Времена года», «Как Ваня ждал дня рождения» и т.п.
Сделайте большой картонный круг - символ «круглого года»; поделите его на четыре части (сезоны), в каждой доле нарисуйте или наклейте картинки-символы времен года.
Полезно использовать фотографии ребенка (летом на даче, в осеннем парке, зимой на празднике елки и т.д.). Повесьте круг на видном месте в комнате ребенка и время от времени возвращайтесь к работе с ним.
Готовьтесь к сезонным праздникам (Новый год, 8 Марта и др.), а также дням рождения ребенка, близких и других родственников - приготовьте подарки, нарисуйте картинки, изготовьте елочные украшения. Отмечайте праздники всей семьей.
Обычно стереотип, сформированный у аутичного ребенка, жестко связан с конкретной ситуацией и обстановкой. Это лишает ребенка возможности использовать навык в других обстоятельствах. Так, аутичный малыш, который уже усвоил навыки опрятности, в гостях может не попроситься в туалет, откажется кушать в кафе, не захочет снять ботинки в чужой квартире.
При этом надо помнить об особенностях психики аутичных детей и соблюдать осторожность. Для этого: готовьте ребенка к новому заранее, новые ситуации и впечатления должны возникать постепенно, в новой и поэтому сложной для ребенка ситуации будьте "вместе" с ним, старайтесь контролировать ситуацию, помогайте, подсказывайте, поддерживайте.
Литература.
Гилберг К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. –– СПб.: ИСПиП, 1998. – 124 с.
Иванов Е.С., Демьянчук Л.Н., Демьянчук Р.В. Детский аутизм: диагностика и коррекция. –– СПб.: «Дидактика Плюс», 2004. – 80 с.
Янушко Е.А. Игры с аутичным ребёнком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия.-М.: Теревинф, 2004.-136 с
Дошкольное воспитание №5 2018г. "Игры с аутичным ребёнком" автор учитель-логопед Петренко С.А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия
Книга «Игры с аутичным ребенком» — обобщение опыта работы с аутичными детьми....

Игры с аутичным ребенком
СЕНСОРНЫЕ ИГРЫОсобенности сенсорных игрСенсорными мы условно называем игры, цель которых - дать ребенку новые чувственные ощущения. Ощущения могут быть самыми разнообразными:- зрительные (например, ре...

Как играть с аутичным ребенком
Как играть с аутичными детьми Шпаргалка для взрослых или правила работы с аутичными детьми. 1. Принимать ребенка таким, какой он есть.2. Исходить из интересов ребенка.3. Ст...

Сенсорные игры с аутичным ребенком
Уважаемые педагоги, специалисты и родители детей дошкольного возраста с РАС, предлагаю вашему вниманию рекомендации по организации и проведения занятий по сенсорному развитию аутичных детей. Данный ма...
Консультация для воспитателей: "Развивающие игры для аутичного ребенка"
В данной статье даны различные виды игр для ребенка с аутизмом. Указаны этапы работыпри проведении игр....


