Использование нетрадиционных приемов при заучивании стихотворений с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР)
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
Для облегчения запоминания стихотворных произведений можно использовать методы и дополнительные нетрадиционные приемы, которые описываются в статье.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование нетрадиционных приемов при заучивании стихотворений с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР)
Челышева Алёна Андреевна, учитель-логопед
Смирнова Ольга Николаевна, воспитатель
Лузянина Людмила Ивановна, воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №36» (г. Новокузнецк)
В настоящее время дети получают духовную пищу в недостаточном количестве. Практически исчезают образцы литературной речи, и даже книги и речь дикторов далеко не всегда являются таковыми. Все чаще разговор не только детей, но и взрослых перегружен словами - паразитами, не несущими никакой смысловой нагрузки. Стало модно грамотную литературную речь заменять бытовыми штампами, модными словечками. Всё это обрушивается на ребёнка, затрудняет взаимопонимание собеседников.
Что разбудит неокрепшую душу, повернет ее к добру, к свету, приобщит к музыке родной речи? На наш взгляд - это поэтическое слово - средство эмоционального погружения ребенка в новую область знаний, уникальное средство развития фонематического слуха, звуковой стороны речи. Это огромный материал для словесно – звуковых игр. И в заключении, это один из возможных путей развития коммуникативной компетенции детей, способности налаживать общение со сверстниками и взрослыми при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов).
Дети с общим недоразвитием речи испытывают значительные трудности запоминания стихотворных текстов.
Причинами этих трудностей являются:
• отставание в развитии слухового внимания и слуховой памяти;
• нарушения чувства ритма;
• отклонения в формировании слоговой структуры слова;
• отставание в развитии всех сторон речевой функциональной системы;
• нарушения моторики;
• недостаточная мотивация к заучиванию художественных произведений.
Чтобы речь ребенка с нарушением речи к концу дошкольного детства была более содержательной, богатой, достаточно точной и выразительной, следует активно проводить работу по заучиванию стихотворных текстов. Так постепенно у детей развивается устойчивый интерес, любовь к стихотворениям. Формируется, расширяется, уточняется лексический (словарный) запас, поэтический словарь. Развивается связная речь. Автоматизируются и дифференцируются звуки. Все это способствует развитию психических процессов: памяти, восприятия, мышления, воображения, тонкой и общей моторики. У детей появляется желание к написанию собственных стихов.
Восприятие стихотворения является сложной умственной деятельностью. Здесь огромная роль взрослого, который доносит до сознания детей идею стихотворения, используя различные методы и приемы.
На сегодняшний день существует классическая методика заучивания стихотворений А. М. Бородич, Л. П. Федоренко, Г. А. Фомичёва, В. К. Локтарёв, а также современные разработки Р. В. Милютиной, Л. А. Валуевой и др., раскрывающие особенности работы с детьми, имеющими различные трудности запоминания.
Очень важно правильно подобрать стихотворный материал. Стихотворения для детей дошкольного возраста не должны быть большими: 1 – 2 строфы для детей младших и средних групп, несколько больше – для старших.
При подборе текстов необходимо учитывать речевые возможности воспитанников, их образовательные потребности (необходимость автоматизации и дифференциации поставленных звуков), а также лексическую тему недели.
Перед занятием по заучиванию стихотворения нужно провести предварительную работу. Она предполагает знакомство детей с предметами, явлениями, соответствующими содержанию художественного произведения.
Методика работы по заучиванию стихотворения на занятии включает в себя несколько важных структурных компонентов:
- подготовка детей к восприятию стихотворения;
- выразительное чтение стихотворения педагогом (2 раза);
- беседа по содержанию стихотворения;
- повторное чтение стихотворения педагогом (третий раз);
- чтение стихотворения детьми.
Для облегчения запоминания стихотворных произведений можно использовать методы и дополнительные нетрадиционные приемы.
Слуховой метод
Слуховой метод заучивания стихотворного материала подходит тем детям, у которых ведущей является слуховая память. Наиболее распространённые методы наглядного моделирования в работе с такими детьми оказываются недостаточно эффективными. Это и вызывает необходимость применения слуховых приёмов.
- «Подскажи словечко»: взрослый читает стихотворение (двустишие) и останавливается, давая ребёнку возможность подсказать последнее слово.
- «Подскажи слова»: взрослый читает стихотворение (двустишие) и останавливается, давая ребёнку возможность подсказать несколько слов.
- «Ты словечко (слова) подскажи и всё вместе повтори». Ребёнок подсказывает одно или несколько слов и воспроизводит строку или двустишие целиком.
Игры с мячом:
- «Верни словечко». Взрослый бросает ребёнку мяч и произносит слово, произношение или значение которого необходимо усвоить. Ребёнок повторяет слово и возвращает мяч.
- «Верни строку (слова)». Педагог бросает ребёнку мяч и произносит строку или целое двустишие. Задача ребёнка – повторить слова и вернуть мяч.
- «Вопрос – ответ». Педагог бросает ребёнку мяч и произносит строку с вопросительной интонацией. Ребёнок, возвращая мяч, произносит её утвердительно.
Дополнительные приёмы для старших дошкольников:
- «Магнитофончик» Сначала ребёнок слушает педагога. Потом педагог и ребёнок повторяют этот отрывок вместе. Потом ребёнок повторяет один, а за ним снова взрослый.
- «Снежный ком» Постепенное увеличение строк при их повторении.
Зрительный метод
Этот метод предполагает использование картинного плана, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения. Это опорные предметные картинки, опорная сюжетная картинка, мнемотаблицы и др. Особенно необходим такой план тем воспитанникам, у которых ведущей является зрительная память.
Часто в старшей и подготовительной к школе группах используются мнемотаблицы и пиктограммы, которые изображают простым карандашом прямо при чтении строк стихотворения (для каждого ребёнка создается свой вариант). Рисунки создаются схематично, быстро (изобразительные способности взрослого при этом совсем не важны). Затем, по созданному «картинному плану» (мнемотаблице) ребёнок несколько раз воспроизводит стихотворение. Через некоторое время опора убирается. Используются в качестве зрительной опоры и готовые картинки.
В подготовительной к школе группе уже можно было привлекать самих детей к схематическому изображению строк. В этом случае нужно попросить подумать ребёнка: «Как бы ты изобразил эту строчку? Что бы нарисовал?». Такой приём хорошо развивает образное мышление и элементы логического.
Опорные буквы (первые буквы первых слов каждой строки).
Это дополнительный приём для старших дошкольников. Буквы располагаются вертикально. Они могут быть написаны, выложены как на столе, так и на доске. Буквы помогают ребёнку вспомнить начало каждой строки.
Двигательный метод
В работе с детьми, имеющими различные нарушения речи, этот метод используется как вспомогательный.
Упражнения с движениями:
- Отхлопывание (отстукивание, протопывание, отбивание мячом и т. д.) ритма стихотворения.
- Сопровождение чтения стихотворения движениями, которые предлагает взрослый.
- Придумывание детьми движений к тексту.
- Заучивание текста при выполнении графических заданий: обведении изображений по точкам, раскрашивании и т. д.
Дополнительными приёмами для старших дошкольников являются следующие:
- «Смотай из стихотворения клубочек» («Намотай стихотворение на катушку»).
- «Собери (разбери) бусы».
- «Сложи пирамидку».
- «Выложи счётные палочки».
- «Положи камешки на полоску».
- «Узелки на верёвке».
В подготовительной к школе группе используется ещё и логический метод заучивания стихотворения:
- «Перескажи стихотворение своими словами».
Возможны разнообразные варианты применения этого метода, в том числе, в сочетании со слуховым и зрительным.
Заучивание стихотворений с использованием нетрадиционных приемов можно начинать с младшего дошкольного возраста.
Практически все методы и приёмы заучивания текстов в равной степени вызывают интерес и эмоциональный отклик у детей. При этом наиболее эффективными оказываются те, которые соответствуют индивидуальным особенностям детей. Так, например, дети, имеющие значительные зрительные нарушения, лучше запоминают стихи с использованием приёмов, относящихся к слуховому методу. Для большинства детей ведущим является зрительный метод запоминания. Двигательный метод, в основном, используется как вспомогательный, главным образом, с целью развития координации речи с движениями, чувства ритма, и, в свою очередь, также способствует более качественному запоминанию текста.
Литература:
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика работы с художественной литературой в детском саду // Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие. – М., 1998.
2. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М., 1981.
3. Колокольцева Е. В. Методы заучивания стихотворений с дошкольниками.;
4. Милютина Р. В. Разучивание стихов с детьми с ОНР. ,
5. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта.Тема: «Использование игровых приёмов при коррекции лексико - грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня»
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная нами система дидактических игр, основанная на использовании различных игровых приемов, влияющих на развитие лексико-грамматического ...

Сообщение из опыта работы ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Изучению особенностей лексики дошкольников с речевой патологией придается большое значение. Развитие словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системы играют важную роль в развитии...

Сообщение из опыта работы ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Изучению особенностей лексики дошкольников с речевой патологией придается большое значение. Развитие словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системы играют важную роль в развитии...

Описание логопедической работы по использованию дидактических игр для формирования антонимов и синонимов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста в нашем исследовании выступают дидактические игры. Они помогают усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической и...
Описание логопедической работы по использованию дидактических игр для формирования антонимов и синонимов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста в нашем исследовании выступают дидактические игры. Они помогают усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической и...
Использование приемов мнемотехники для повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Описан опыт работы с мнемотаблицами по развитию связной речи у детей с ТНР...

Алгоритм использования дидактических игр для развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В статье раскрывается особенность словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Отмечается важность развития словесно-логического ...
