"ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ СКАЗКУ В ДОУ"
статья по коррекционной педагогике

Козлова Дарья Михайловна

В данной статье рассматривается влияние сказки на формирование духовно-нравственных качеств у детей с задержкой психического развития

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ  ЧЕРЕЗ СКАЗКУ В  ДОУ

Аннотация: В данной статье рассматривается влияние сказки на формирование духовно-нравственных качеств у детей с задержкой психического развития.

Ключевые слова:  сказка, духовно-нравственная сфера, нравственные категории, задержка психического развития.

В современных условиях, когда опережающее развитие воспитания признаётся мощным рычагом преодоления социально-экономического и духовного кризиса общества, труды и опыт А. С. Макаренко выступают важным методологическим ориентиром в обеспечении приоритета воспитания над обучением в образовательных учреждениях всех типов и видов. Кризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи, а также все проблемы общества, безусловно, отражаются на духовно-нравственном здоровье современных детей. В настоящее особенно актуальна тема духовно-нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья [4].

Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс сложный даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии [3].

Сказка – прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Из сказок дети черпают множество познаний: это представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Сказка помогает ребенку разобраться в самых важных понятиях: на чем основываются отношения между людьми, как оценивать свои поступки и окружающих детей. Она помогает ребенку впервые испытать храбрость, доброту, чуткость, отзывчивость, сострадание, побуждающее прийти на помощь человеку, либо животному, попавшему в беду [5].

С точки зрения А.С. Макаренко, целями общечеловеческого значения являются коллективизм, общинность (русский уклад жизни), соборность (всем миром), честность, заботливость, бережливость, ответственность, работоспособность, искренность, прямота, уважение к другому человеку, его переживаниям и интересам, любовь к Родине [4].

В процессе представления о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка. 

Перед собой я поставила задачи:

- посредством событий в сказке помочь усвоить детям  духовно – нравственные категории (добро – зло, послушание – непослушание, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность),

- содействовать развитию образного строя речи, обогатить  словарь,

- развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, воспитывать послушание, терпение, милосердие,

- умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь,

- воспитывать трудолюбие, доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда,

- развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Чтобы обеспечить активность и внимательность во время прослушивания сказки, можно предложить детям выполнять  имитационные движения (сказка «Курочка ряба»: плачет дед, плачет бабушка, а курочка кудахчет, уговаривает, жалеет бабушку и деда), использую  разнообразные наглядные пособия: иллюстрации, настольный театр, инсценирование  сказки с использованием костюмов, шапочек, фланелеграфа [5].  

После рассказывания сказки можно провести беседу: что понравилось в сказке, какие роли сказочных героев хотелось бы исполнить. Не все дети сразу включаются в игру, некоторые сначала наблюдают за происходящим. От степени психологического комфорта зависит активность и глубина эмоционального включения детей. У детей подсознательно откладывается, что добрым, щедрым быть хорошо. Нужно постараться быть тактичным, не обидеть ребенка и главное направить его мысли по нужному руслу.

Вначале необходимо проанализировать различные ситуации в группе, а  потом подобрать сказку, которая научит детей быть отзывчивыми, способными заботиться о других. Регулярность рассказывания сказок, бесед, игр в сказку, драматизация - способствуют закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка [2].

В моей группе наблюдается положительная динамика нравственного развития детей и все это благодаря сказкам. Результат воспитания детей сказкой:

- усвоение норм духовно - нравственного воспитания, открытость  к добру,

- позитивное отношение ребенка к окружающему миру, к другим людям и самому себе,

- создание оптимистической детской картины мира,

- потребность и готовность проявлять совместное сострадание и радость, знакомство с формами традиционного семейного уклада,

- понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах, деятельное отношение к труду, ответственность за свои дела и поступки.

Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Сказки учат добру, взаимопомощи, осуждают плохие нравственные качества (лживость, злость, корысть и т.д.). Они понятны и доступны всем детям. Главный результат, на который очень хочется надеяться, заключается в усвоении ребёнком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла [1].

Литература:

1. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи. М., 2014. - 174 с.

2. Жучкова  Г.Н. «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет» - М., «ГНОМ и Д», 2018  –  64с.

3. Интернет – ресурсы (Статьи, рефераты, программы, конспекты занятий, сказкотерапия, и др.)

4. Макаренко А. С. О воспитании [Текст] / А. С. Макаренко; сост. и авт. вступ статьи В. С. Хелемендик. М.: Политиздат, 1988. 256 с.

5.Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Харьков. 1996. 464 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД экскурсионного занятия по формированию математических представлений у детей с задержкой психического развития. «Дома на нашей улице»

Конспект экскурсионного занятия "Дома на нашей улице" по формированию у детей с ЗПР математических представлений...

Методическая разработка: "Игры на формирование зрительного внимания у детей с задержкой психического развития"

Основной метод обучения – игровой, включающий разнообразные компоненты игровой деятельности (воображаемой игровой ситуации, игровых действий); наглядно-действенный показ (способа действия, образца вып...

Практическая работа педагога-дефектолога по формированию познавательной активности у детей с задержкой психического развития посредством исследовательской деятельности

Познавательная активность является залогом успешной деятельности детей. Она способствует развитию самостоятельных действий, направленных на поиски адекватных способов решения, подбора материалов и сре...

Статья на тему: Особенности формирование сенсорных представлений у детей с задержкой психического развития

Сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития, т.к. полноценное восприятие окружающего мира необходимо для успешного обучения не только в саду, но и  в школе....

Особенности формирования познавательных процессов у детей с задержкой психического развития .

Данное учебно-методическое пособие представляет собой систему игр и упражнений, направленных на формирование у дошкольников с ЗПР элементарных математических представлений. Через игру дети входят в ми...

«Формирование духовно-нравственных качеств детей с задержкой психического развития через сказку в ДОУ»

Кризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи, а также все проблемы общества, безусловно, отражаются на духовно-нравственном здоровье современных детей. В настоящее особенно актуальн...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ

Сказка - одно из важных средств в нравственном развитии дошкольников, посредством которого происходит духовное обогащение детей.Детство каждого ребенка невозможно без сказок. С раннего возраста сказка...