Конструкт подгруппового занятия по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности «Уроки для щенка»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Семенова Анна Юрьевна

Конструкт подгруппового занятия

по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста

в группе компенсирующей направленности

«Уроки для щенка»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Колобок» городского округа Рефтинский 

Конструкт подгруппового занятия

по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста

в группе компенсирующей направленности

«Уроки для щенка»

 

Учитель-дефектолог: Семенова А.Ю.

п. Рефтинский

2025

Тема занятия: «Уроки для щенка» (знакомство с профессией пограничника и служебной собаки).

Возрастная группа: Старшая группа (ОВЗ) 5-6 лет

Форма проведения: Интегрированная игровая деятельность

Форма организации: Подгрупповая (4-5 детей)

Интеграция образовательных областей:

  • Социально-коммуникативное развитие (формирование положительных социальных установок, развитие коммуникативных навыков, воспитание патриотических чувств).
  • Познавательное развитие (расширение кругозора, развитие познавательной активности, формирование представлений о профессии пограничника и служебной собаки).
  • Речевое развитие (развитие связной речи, обогащение словарного запаса, формирование умения отвечать на вопросы и задавать их).
  • Физическое развитие (развитие мелкой моторики, координации движений).
  • Художественно-эстетическое развитие (конструирование).

Средства:

  • Художественные: Картинки с изображением пограничников, служебных собак, пограничной заставы, различных предметов, связанных с пограничной службой.
  • Музыкальные: Видеосообщение от щенка, различные звуки окружающей среды.
  • Зрительные: Схема/чертеж тренировочной  площадки

Оборудование:

  • Коробки с различным содержимым (для игры «Носик-помощник»).
  • Набор изображений (для игры «Что нужно пограничнику»).
  • Сенсорные мешочки с песком по 4 на каждого ребенка.
  • Материалы для конструирования (деревянный конструктор).
  • Мультимедийное оборудование.

Предварительная работа:

  • Беседа с детьми о Дне защитника Отечества и о профессиях, связанных с защитой Родины.
  • Рассматривание иллюстраций с изображением пограничников и служебных собак.

Планируемый результат:

  • Дети расширили представления о профессии пограничника и служебной собаки.
  • Дети узнали о качествах, необходимых для работы на границе.
  • Дети проявили интерес к защите Родины.
  • Дети научились сотрудничать в группе, решать проблемные ситуации и выполнять творческие задания.
  • Развиты познавательные, коммуникативные навыки и мелкая моторика.

Цель:

Задачи:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ представлений о профессии пограничника и служебной собаки, а также развитие инженерного мышления и позитивных социальных установок.

Образовательные: Расширить знания о пограничной службе, пограничной заставе и служебных собаках. Формировать представление о качествах, необходимых пограничнику и его четвероногому помощнику (внимание, смелость, выносливость, ответственность). Формировать элементарные инженерные навыки (конструирование).

Развивающие: Развивать познавательный интерес, любознательность, инициативность. Развивать логическое мышление, внимание, память, речь. Развивать мелкую моторику, координацию движений.

Воспитательные: Воспитывать патриотические чувства, уважение к защитникам Отечества. Формировать положительные социальные установки, умение работать в коллективе. Создать благоприятную эмоциональную атмосферу.

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Методическое обоснование

1. Организационный (2 мин)

Дети входят в группу. На детях и педагоге надеты футболки защитного цвета.

Учитель-дефектолог приветствует детей:

«Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся!»  Предлагает сесть на стульчики перед экраном.

Дети здороваются с гостями. Садятся на стульчики. Сосредотачиваются на предстоящей деятельности.

Установление контакта с детьми, создание положительной атмосферы, подготовка к восприятию информации.

2. Целеполагание (мотивация)

(5 мин)

Учитель-дефектолог: «Ребята, как вы думаете, почему мы сегодня на занятие надели такие футболки?»

«Так как скоро наступит праздник пап «День защитника Отечества» мы с вами сегодня поговорим о военной службе, а именно о пограничной службе. Как вы думаете кто такие пограничники»?

Учитель-дефектолог рассказывает детям о том, что пограничники защищают границы нашей страны от врагов, а еще у пограничников есть верные помощники это их служебные собаки.

Демонстрирует изображения границ страны, пограничников, служебных собак и спортивной площадки (полоса препятствий) для собак, отмечая, что на ней собаки очень много тренируются.

Звучит звук входящего звонка.

Учитель-дефектолог: «Ребята, слышали, нам кто-то звонит, давайте ответим?» включает видеозвонок.

На экране появляется щенок:

«Гав! Здравствуйте ребята! Меня зовут Дружок! Я услышал, что вы изучаете тему пограничников. Я так мечтаю стать служебной собакой, чтоб помогать охранять нашу Родину! Но совсем не знаю, что для этого нужно делать».

Учитель-дефектолог задает проблемный вопрос: «Ребята, попробуем помочь Дружку узнать о работе пограничников и что нужно делать щенку, чтоб стать настоящей служебной собакой?»  «Как вы думаете, что для этого нужно?».

Дети высказывают предположения.

Дети рассуждают, отвечают на вопрос.

Дети смотрят изображения, слушают рассказ.

Проявляют интерес к щенку.

Настраиваются на предстоящую деятельность

Дети высказывают свои предположения о том, как помочь щенку узнать о работе пограничников:

«Нужно стать сильным и смелым!»

«Вырасти большим!» и т.д.

Активизация познавательного интереса, создание мотивации к участию в занятии, вовлечение детей в процесс целеполагания.

Создание благоприятных психологических условий для дальнейшей совместной творческо-познавательной деятельности. Развитие умения отвечать на вопросы и свободно вступать в общение со взрослыми и детьми.

Постановка проблемы.

Эмоционально-стимулирующий метод: сюрпризный момент (аудиосообщение).

Метод проблемного обучения: создание ситуации, требующей поиска решения, активизирует мыслительную деятельность, развивает логическое мышление, самостоятельность и умение находить выход из сложных ситуаций. 

Словесный метод: вопросы к детям.

3. Основной (15 мин)

1. «Что нужно пограничнику и собаке?» (актуализация знаний).

Учитель-дефектолог: «Давайте сначала разберемся, что нужно пограничнику и его верному помощнику для несения службы?».

Подводит детей к доске с изображением пограничника, показывает картинки с изображением предметов, связанных с пограничной службой (бинокль, оружие, аптечка, поводок и др.). Просит детей отобрать те предметы, которые нужны пограничнику и его собаке, и объяснить свой выбор.

2. Игра «Найди по звуку на карте» (активизация знаний об окружающем мире). 

Учитель-дефектолог: «Ребята, пограничникам очень важно знать, что такое карта и уметь правильно на ней ориентироваться».

«Давайте посмотрим и назовем то, что изображено на карте».

Учитель-дефектолог показывает детям карту, объясняет, что на ней изображено. Просит назвать каждый объект.

«Сейчас я вам буду включать звуки, а вы скажете, где эти звуки мы можем услышать»

Учитель-дефектолог включает запись с различными звуками, (шум ветра - лес, лай собаки – дом пограничника, звук машины – дорога, шум воды - река). Просит детей определить, какой звук они слышат.

3. Игра «Носик-помощник» (сенсорное развитие, обоняние). 

Учитель-дефектолог: «Ребята, какой главный орган-помощник у собаки?» «Конечно, это нос! Давайте покажем Дружку, как тренироваться, чтоб лучше определять запахи!»

Далее предлагает детям подойти к столу, на котором стоят одинаковые коробочки с ароматным содержимым: «Давайте попробуем угадать, что лежит в этих коробочках!»

4. Игра «Самый ловкий» (саморегуляции и концентрации).

Учитель-дефектолог: «Молодцы ребята, вы очень хорошо угадываете запахи, но еще служебная собака должна быть очень ловкой, давайте покажем, как Дружку стать ловким!»

Предлагает детям пройти на ковер, и кладет перед ними по 4 сенсорных мешочка с песком.

«Каждый из вас по очереди выберет одну карточку и покажет ее всем, а остальные должны выполнить эту стойку с мешочками, тот, у кого карточка, помогает ребятам положить мешочки на плечи, голову».

5. «Инженерное задание» (конструирование).

Учитель-дефектолог: «Ребята, вы большие молодцы, уже очень много показали заданий для Дружка, а теперь давайте вспомним, где служебные собаки проводят самую большую часть тренировок?»

Учитель-дефектолог: «Конечно, на полосе препятствий, и сейчас я предлагаю вам построить снаряд для занятий, а называется он «Бум»».

Приглашает детей за стол, предлагает строительный материал и схему для выполнения задания. Помогает в процессе строительства.

Затем педагог раздает каждому ребенку по собачке и предлагает продемонстрировать, как собачка преодолевает препятствие.

Учитель-дефектолог предлагает детям сесть перед экраном и спрашивает:

 «Ну что, Дружок, как тебе наши упражнения?»

Дружок: «Ррр гав, спасибо вам большое ребята, вы сегодня очень многое мне показали и благодаря таким тренировкам я стану самой настоящей служебной собакой! И я продолжу тренироваться, чтоб нести службу и защищать нашу страну!»

Учитель-дефектолог: «Ребята, давайте пожелаем Дружку удачи!»

1. Дети подходят к доске. Рассматривают предложенные картинки, выбирают нужные предметы и объясняют свой выбор и прикрепляют на доску рядом с пограничником.

2. Дети рассматривают карту, называют объекты, изображённые на ней (лес, река, дорога, дом пограничника).

Дети слушают звуки и указывают место на карте

3. Отвечают на вопрос педагога «Нос». По очереди подходят к коробочкам, нюхают содержимое и высказывают свои предположения.

Дети принимают задание, проходят на ковер, встают в полукруг. Один ребенок выбирает карточку, демонстрирует другим, и помогает выполнить задание, затем дети меняются.

Дети отвечают: «На тренировочной площадке/полосе препятствий»

Строят снаряд из предложенных строительных материалов по образцу.

Затем демонстрируют как собачка преодолевает препятствие.

Дети проходят и садятся на стульчики перед смарт-столом,  слушают Дружка.

Дети прощаются с Дружком

Активизация имеющихся знаний о профессии пограничника и служебной собаке, формирование логического мышления, развитие речи.

Наглядный метод: рассматривание иллюстраций. 

Словесный метод: беседа, вопросы и ответы, объяснения. Практический метод: дидактическая игра, выбор и сортировка картинок.

Развитие слухового восприятия, внимания, умения соотносить звуки с их изображением. Развитие фонематического слуха и восприятия. Активизация имеющихся знаний об окружающем мире, формирование представления о карте как модели пространства, развитие речи (называние объектов).

Аудиальный метод: прослушивание звуков. Словесный метод: беседа, описание звуков.

Игровой метод: дидактическая игра «Найди по звуку на карте»

Развитие обоняния, умения различать и идентифицировать запахи, расширение словарного запаса.

Ольфакторный (обонятельный) метод: распознавание запахов. Словесный метод: описание запахов, беседа.

Игровой метод: дидактическая игра «Носик-помощник».

Практический метод: выполнение физических упражнений, сенсорная стимуляция.

 Наглядный метод: использование карточек с заданиями.

Игровой метод: подвижная игра «Самый ловкий».

Метод взаимообучения (взаимопомощи) демонстрация и помощь в выполнении заданий.

Развитие конструктивных навыков, мелкой моторики, пространственного мышления, умения работать по схеме, воображения. Формирование инженерного мышления.

Наглядный метод: рассмотрение схемы, демонстрация.

Практический метод: конструирование, моделирование.

Словесный метод: объяснение, инструкции.

Создание положительного эмоционального фона, закрепление положительного образа служебной собаки, стимулирование патриотических чувств. 

Аудиовизуальный метод: просмотр видеоролика. Словесный метод: беседа, выражение пожеланий. Эмоциональный метод: создание положительной эмоциональной атмосферы.

4. Заключительный (рефлексивный)

(3 мин)

Учитель-дефектолог: «Ребята, сегодня мы сделали большой шаг к тому, чтобы Дружок стал настоящим пограничником! В следующий раз, когда  Дружок придет в гости, он расскажет нам, как несет службу на границе. А сейчас давайте поделимся своими впечатлениями о сегодняшнем дне!»

Задает вопросы: «Расскажите, понравилось ли вам помогать Дружку?», «Какое задание было сложным, а какое самым интересным?»

Учитель-дефектолог: «А теперь, если вам понравилось наше занятие предлагаю взять собачку и посадить на солнышко, а если вам было грустно, то на тучку». Раздает щенков и выкладывает изображение солнышка и тучки

Учитель-дефектолог: «Ребята, Дружок, за то, что вы ему многое показали и многому научили, передал вам подарочек!»

Достает коробочку с деревянными раскрасками и вручает детям: «Эти раскраски вы можете раскрасить и подарить своим папам или дедушкам».

«А теперь давайте скажем гостям: «До свидания!»

Отвечают на вопросы педагога. Делятся своими впечатлениями. Выражают положительные эмоции.

Дети берут своих щенков и размещают на солнышко или тучку.

Дети прощаются с гостями и выходят из группы

Оценка результатов занятия, закрепление полученных знаний, создание положительного настроя. Развитие эмоционального интеллекта. Развитие рефлексивных способностей.

Словесный метод: беседа, вопросы и ответы, обсуждение. Метод эмоционального стимулирования: похвала, создание положительной атмосферы.

Визуализация эмоционального состояния, возможность выразить свое отношение к занятию в простой и понятной форме. 

Наглядный метод: использование изображений солнышка и тучки. Практический метод: размещение игрушек на выбранном изображении.

Метод выбора: предоставление возможности выбора эмоциональной оценки.

Завершение занятия на позитивной ноте.

Словесный метод: ритуал прощания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект тематического утренника в рамках недели толерантности «Поделись своей добротой» с детьми старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Тематический утренник, в ходе которого у воспитанников формируется толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями, воспитывается бережное отношение к своему и чужому здоровью....

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности «Идет Волшебница- Зима»

Конспект  совместной деятельности с детьми  старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности«Идет Волшебница- Зима» Цель:   - Способствовать закреплен...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР тема «Кто как готовится к зиме» с использованием интерактивной доски

Конспект непосредственно – образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастаГруппа компенсирующей направленности для детей с ЗПРтема «Кто как готовится к зиме»с испо...

Совместная деятельность по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности с ТНР "Весна идёт"

Совместная деятельность по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности с ТНР "Весна идёт."  ...