Конструкт подгруппового занятия по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности «Уроки для щенка»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Конструкт подгруппового занятия
по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста
в группе компенсирующей направленности
«Уроки для щенка»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Колобок» городского округа Рефтинский
Конструкт подгруппового занятия
по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста
в группе компенсирующей направленности
«Уроки для щенка»
Учитель-дефектолог: Семенова А.Ю.
п. Рефтинский
2025
Тема занятия: «Уроки для щенка» (знакомство с профессией пограничника и служебной собаки).
Возрастная группа: Старшая группа (ОВЗ) 5-6 лет
Форма проведения: Интегрированная игровая деятельность
Форма организации: Подгрупповая (4-5 детей)
Интеграция образовательных областей:
- Социально-коммуникативное развитие (формирование положительных социальных установок, развитие коммуникативных навыков, воспитание патриотических чувств).
- Познавательное развитие (расширение кругозора, развитие познавательной активности, формирование представлений о профессии пограничника и служебной собаки).
- Речевое развитие (развитие связной речи, обогащение словарного запаса, формирование умения отвечать на вопросы и задавать их).
- Физическое развитие (развитие мелкой моторики, координации движений).
- Художественно-эстетическое развитие (конструирование).
Средства:
- Художественные: Картинки с изображением пограничников, служебных собак, пограничной заставы, различных предметов, связанных с пограничной службой.
- Музыкальные: Видеосообщение от щенка, различные звуки окружающей среды.
- Зрительные: Схема/чертеж тренировочной площадки
Оборудование:
- Коробки с различным содержимым (для игры «Носик-помощник»).
- Набор изображений (для игры «Что нужно пограничнику»).
- Сенсорные мешочки с песком по 4 на каждого ребенка.
- Материалы для конструирования (деревянный конструктор).
- Мультимедийное оборудование.
Предварительная работа:
- Беседа с детьми о Дне защитника Отечества и о профессиях, связанных с защитой Родины.
- Рассматривание иллюстраций с изображением пограничников и служебных собак.
Планируемый результат:
- Дети расширили представления о профессии пограничника и служебной собаки.
- Дети узнали о качествах, необходимых для работы на границе.
- Дети проявили интерес к защите Родины.
- Дети научились сотрудничать в группе, решать проблемные ситуации и выполнять творческие задания.
- Развиты познавательные, коммуникативные навыки и мелкая моторика.
Цель: | Задачи: |
Формирование у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ представлений о профессии пограничника и служебной собаки, а также развитие инженерного мышления и позитивных социальных установок. | Образовательные: Расширить знания о пограничной службе, пограничной заставе и служебных собаках. Формировать представление о качествах, необходимых пограничнику и его четвероногому помощнику (внимание, смелость, выносливость, ответственность). Формировать элементарные инженерные навыки (конструирование). |
Развивающие: Развивать познавательный интерес, любознательность, инициативность. Развивать логическое мышление, внимание, память, речь. Развивать мелкую моторику, координацию движений. | |
Воспитательные: Воспитывать патриотические чувства, уважение к защитникам Отечества. Формировать положительные социальные установки, умение работать в коллективе. Создать благоприятную эмоциональную атмосферу. |
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей | Методическое обоснование |
1. Организационный (2 мин) | Дети входят в группу. На детях и педагоге надеты футболки защитного цвета. Учитель-дефектолог приветствует детей: «Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся!» Предлагает сесть на стульчики перед экраном. | Дети здороваются с гостями. Садятся на стульчики. Сосредотачиваются на предстоящей деятельности. | Установление контакта с детьми, создание положительной атмосферы, подготовка к восприятию информации. |
2. Целеполагание (мотивация) (5 мин) | Учитель-дефектолог: «Ребята, как вы думаете, почему мы сегодня на занятие надели такие футболки?» «Так как скоро наступит праздник пап «День защитника Отечества» мы с вами сегодня поговорим о военной службе, а именно о пограничной службе. Как вы думаете кто такие пограничники»? Учитель-дефектолог рассказывает детям о том, что пограничники защищают границы нашей страны от врагов, а еще у пограничников есть верные помощники это их служебные собаки. Демонстрирует изображения границ страны, пограничников, служебных собак и спортивной площадки (полоса препятствий) для собак, отмечая, что на ней собаки очень много тренируются. Звучит звук входящего звонка. Учитель-дефектолог: «Ребята, слышали, нам кто-то звонит, давайте ответим?» включает видеозвонок. На экране появляется щенок: «Гав! Здравствуйте ребята! Меня зовут Дружок! Я услышал, что вы изучаете тему пограничников. Я так мечтаю стать служебной собакой, чтоб помогать охранять нашу Родину! Но совсем не знаю, что для этого нужно делать». Учитель-дефектолог задает проблемный вопрос: «Ребята, попробуем помочь Дружку узнать о работе пограничников и что нужно делать щенку, чтоб стать настоящей служебной собакой?» «Как вы думаете, что для этого нужно?». | Дети высказывают предположения. Дети рассуждают, отвечают на вопрос. Дети смотрят изображения, слушают рассказ. Проявляют интерес к щенку. Настраиваются на предстоящую деятельность Дети высказывают свои предположения о том, как помочь щенку узнать о работе пограничников: «Нужно стать сильным и смелым!» «Вырасти большим!» и т.д. | Активизация познавательного интереса, создание мотивации к участию в занятии, вовлечение детей в процесс целеполагания. Создание благоприятных психологических условий для дальнейшей совместной творческо-познавательной деятельности. Развитие умения отвечать на вопросы и свободно вступать в общение со взрослыми и детьми. Постановка проблемы. Эмоционально-стимулирующий метод: сюрпризный момент (аудиосообщение). Метод проблемного обучения: создание ситуации, требующей поиска решения, активизирует мыслительную деятельность, развивает логическое мышление, самостоятельность и умение находить выход из сложных ситуаций. Словесный метод: вопросы к детям. |
3. Основной (15 мин) | 1. «Что нужно пограничнику и собаке?» (актуализация знаний). Учитель-дефектолог: «Давайте сначала разберемся, что нужно пограничнику и его верному помощнику для несения службы?». Подводит детей к доске с изображением пограничника, показывает картинки с изображением предметов, связанных с пограничной службой (бинокль, оружие, аптечка, поводок и др.). Просит детей отобрать те предметы, которые нужны пограничнику и его собаке, и объяснить свой выбор. 2. Игра «Найди по звуку на карте» (активизация знаний об окружающем мире). Учитель-дефектолог: «Ребята, пограничникам очень важно знать, что такое карта и уметь правильно на ней ориентироваться». «Давайте посмотрим и назовем то, что изображено на карте». Учитель-дефектолог показывает детям карту, объясняет, что на ней изображено. Просит назвать каждый объект. «Сейчас я вам буду включать звуки, а вы скажете, где эти звуки мы можем услышать» Учитель-дефектолог включает запись с различными звуками, (шум ветра - лес, лай собаки – дом пограничника, звук машины – дорога, шум воды - река). Просит детей определить, какой звук они слышат. 3. Игра «Носик-помощник» (сенсорное развитие, обоняние). Учитель-дефектолог: «Ребята, какой главный орган-помощник у собаки?» «Конечно, это нос! Давайте покажем Дружку, как тренироваться, чтоб лучше определять запахи!» Далее предлагает детям подойти к столу, на котором стоят одинаковые коробочки с ароматным содержимым: «Давайте попробуем угадать, что лежит в этих коробочках!» 4. Игра «Самый ловкий» (саморегуляции и концентрации). Учитель-дефектолог: «Молодцы ребята, вы очень хорошо угадываете запахи, но еще служебная собака должна быть очень ловкой, давайте покажем, как Дружку стать ловким!» Предлагает детям пройти на ковер, и кладет перед ними по 4 сенсорных мешочка с песком. «Каждый из вас по очереди выберет одну карточку и покажет ее всем, а остальные должны выполнить эту стойку с мешочками, тот, у кого карточка, помогает ребятам положить мешочки на плечи, голову». 5. «Инженерное задание» (конструирование). Учитель-дефектолог: «Ребята, вы большие молодцы, уже очень много показали заданий для Дружка, а теперь давайте вспомним, где служебные собаки проводят самую большую часть тренировок?» Учитель-дефектолог: «Конечно, на полосе препятствий, и сейчас я предлагаю вам построить снаряд для занятий, а называется он «Бум»». Приглашает детей за стол, предлагает строительный материал и схему для выполнения задания. Помогает в процессе строительства. Затем педагог раздает каждому ребенку по собачке и предлагает продемонстрировать, как собачка преодолевает препятствие. Учитель-дефектолог предлагает детям сесть перед экраном и спрашивает: «Ну что, Дружок, как тебе наши упражнения?» Дружок: «Ррр гав, спасибо вам большое ребята, вы сегодня очень многое мне показали и благодаря таким тренировкам я стану самой настоящей служебной собакой! И я продолжу тренироваться, чтоб нести службу и защищать нашу страну!» Учитель-дефектолог: «Ребята, давайте пожелаем Дружку удачи!» | 1. Дети подходят к доске. Рассматривают предложенные картинки, выбирают нужные предметы и объясняют свой выбор и прикрепляют на доску рядом с пограничником. 2. Дети рассматривают карту, называют объекты, изображённые на ней (лес, река, дорога, дом пограничника). Дети слушают звуки и указывают место на карте 3. Отвечают на вопрос педагога «Нос». По очереди подходят к коробочкам, нюхают содержимое и высказывают свои предположения. Дети принимают задание, проходят на ковер, встают в полукруг. Один ребенок выбирает карточку, демонстрирует другим, и помогает выполнить задание, затем дети меняются. Дети отвечают: «На тренировочной площадке/полосе препятствий» Строят снаряд из предложенных строительных материалов по образцу. Затем демонстрируют как собачка преодолевает препятствие. Дети проходят и садятся на стульчики перед смарт-столом, слушают Дружка. Дети прощаются с Дружком | Активизация имеющихся знаний о профессии пограничника и служебной собаке, формирование логического мышления, развитие речи. Наглядный метод: рассматривание иллюстраций. Словесный метод: беседа, вопросы и ответы, объяснения. Практический метод: дидактическая игра, выбор и сортировка картинок. Развитие слухового восприятия, внимания, умения соотносить звуки с их изображением. Развитие фонематического слуха и восприятия. Активизация имеющихся знаний об окружающем мире, формирование представления о карте как модели пространства, развитие речи (называние объектов). Аудиальный метод: прослушивание звуков. Словесный метод: беседа, описание звуков. Игровой метод: дидактическая игра «Найди по звуку на карте» Развитие обоняния, умения различать и идентифицировать запахи, расширение словарного запаса. Ольфакторный (обонятельный) метод: распознавание запахов. Словесный метод: описание запахов, беседа. Игровой метод: дидактическая игра «Носик-помощник». Практический метод: выполнение физических упражнений, сенсорная стимуляция. Наглядный метод: использование карточек с заданиями. Игровой метод: подвижная игра «Самый ловкий». Метод взаимообучения (взаимопомощи) демонстрация и помощь в выполнении заданий. Развитие конструктивных навыков, мелкой моторики, пространственного мышления, умения работать по схеме, воображения. Формирование инженерного мышления. Наглядный метод: рассмотрение схемы, демонстрация. Практический метод: конструирование, моделирование. Словесный метод: объяснение, инструкции. Создание положительного эмоционального фона, закрепление положительного образа служебной собаки, стимулирование патриотических чувств. Аудиовизуальный метод: просмотр видеоролика. Словесный метод: беседа, выражение пожеланий. Эмоциональный метод: создание положительной эмоциональной атмосферы. |
4. Заключительный (рефлексивный) (3 мин) | Учитель-дефектолог: «Ребята, сегодня мы сделали большой шаг к тому, чтобы Дружок стал настоящим пограничником! В следующий раз, когда Дружок придет в гости, он расскажет нам, как несет службу на границе. А сейчас давайте поделимся своими впечатлениями о сегодняшнем дне!» Задает вопросы: «Расскажите, понравилось ли вам помогать Дружку?», «Какое задание было сложным, а какое самым интересным?» Учитель-дефектолог: «А теперь, если вам понравилось наше занятие предлагаю взять собачку и посадить на солнышко, а если вам было грустно, то на тучку». Раздает щенков и выкладывает изображение солнышка и тучки Учитель-дефектолог: «Ребята, Дружок, за то, что вы ему многое показали и многому научили, передал вам подарочек!» Достает коробочку с деревянными раскрасками и вручает детям: «Эти раскраски вы можете раскрасить и подарить своим папам или дедушкам». «А теперь давайте скажем гостям: «До свидания!» | Отвечают на вопросы педагога. Делятся своими впечатлениями. Выражают положительные эмоции. Дети берут своих щенков и размещают на солнышко или тучку. Дети прощаются с гостями и выходят из группы | Оценка результатов занятия, закрепление полученных знаний, создание положительного настроя. Развитие эмоционального интеллекта. Развитие рефлексивных способностей. Словесный метод: беседа, вопросы и ответы, обсуждение. Метод эмоционального стимулирования: похвала, создание положительной атмосферы. Визуализация эмоционального состояния, возможность выразить свое отношение к занятию в простой и понятной форме. Наглядный метод: использование изображений солнышка и тучки. Практический метод: размещение игрушек на выбранном изображении. Метод выбора: предоставление возможности выбора эмоциональной оценки. Завершение занятия на позитивной ноте. Словесный метод: ритуал прощания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области познавательно-речевое развитие с детьми старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности.
Тема: «Осень прекрасная пора»....

Конспект тематического утренника в рамках недели толерантности «Поделись своей добротой» с детьми старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Тематический утренник, в ходе которого у воспитанников формируется толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями, воспитывается бережное отношение к своему и чужому здоровью....

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности «Идет Волшебница- Зима»
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности«Идет Волшебница- Зима» Цель: - Способствовать закреплен...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР тема «Кто как готовится к зиме» с использованием интерактивной доски
Конспект непосредственно – образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастаГруппа компенсирующей направленности для детей с ЗПРтема «Кто как готовится к зиме»с испо...

конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи.
Тема НОД: "Знатоки о диких животных в зимнем лесу"Возрастная группа: подготовительная к школе группа...

Совместная деятельность по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности с ТНР "Весна идёт"
Совместная деятельность по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности с ТНР "Весна идёт." ...

