конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Наталья Дороднова

Тема НОД: "Знатоки о диких животных в зимнем лесу"
Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №47»

Дороднова Н.А.

Высшая кв. кат.

Пояснительная записка к конспекту непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи.

УМК: - Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет) .- СПб., 2018г.;

Тема НОД «Знатоки о жизни диких животных в зимнем лесу»

Тип НОД: логопедическое подгрупповое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка

Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Место занятия в изучении темы: итоговое.

Цель НОД: Формирование речевой активности, посредством обобщения знаний детей о   жизни диких животных зимой.

Задачи приоритетной образовательной области:

«Речевое развитие»:

- формировать умение формулировать свою мысль, составлять описательные мини рассказы о жизни животных зимой;

- формировать навык употребления в речи притяжательных прилагательных и существительных среднего, мужского и женского рода;

- формировать навык употребления существительных в форме родительного и

- творительного падежа единственного числа;

- активизировать словарь по лексической теме "Дикие животные зимой"

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие»:

- формировать умение мыслить самостоятельно, работать в подгруппах, в парах, согласовывая свои действия, принимать решения, взаимодействовать друг с другом;

- воспитывать бережное отношение к природе, заботу о животных;

- воспитывать культуру общения, умение слушать говорящего, не перебивая.

«Познавательное развитие»:

- обобщить и систематизировать представления детей об обитателях леса и их жизни в зимний период;

- формировать у детей навык безопасного поведения в лесу;

- развивать умение исключать "лишнее" по существенному признаку;

- воспитывать любознательность, любовь к живой природе родного края.

«Физическое развитие»:

- способствовать развитию крупной, мелкой и артикуляционной моторики, мимических мышц;

- обеспечить режим двигательной активности;

- способствовать развитию координации речи с движением, передавая ритм и характер диких животных.

«Физическое развитие»:

- прививать художественный вкус.

Цель применения ИКТ в НОД: поддержание мотивационной линии на протяжении всего занятия; активизация речевой деятельности и внимания детей.

Цель применения проблемных вопросов: создание ситуации активного поиска и решения проблемы, создание условий для речевой активности детей.

Планируемые результаты НОД: ребенок может сформулировать  свою мысль, правильно употреблять лексико-грамматические категории  языка в речевом потоке, ребенок умеет использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения, ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, ребенок  проявляет  любознательность, устанавливает причинно-следственные связи, обладает элементарными представлениями об окружающем, ребенок может следовать правилам в разных видах деятельности; ребенок подвижен, владеет основными движениями.

Предпосылки УД: коммуникативные - умение слушать и отвечать на вопросы; участвовать в совместной деятельности; познавательные – умение воспринимать информацию; выделять существенные признаки объектов окружающего мира; регулятивные – умение осуществлять действия по заданному правилу; умение слушать взрослого и соподчинять мотивы; личностные – умение оценивать свои действия, самооценка.

Используемое оборудование для педагога: мультимедийное оборудование, компьютерная презентация; видео запись прогноза погоды, музыкальный центр, диск с музыкальным сопровождением под характер диких животных по тексту гимнастики, фигурки диких животных плюс два запасных набора (заяц, зайчонок, белка, лиса, лисенок, медведь, медвежонок, волк, волчонок, еж); планшеты из магнитного винила и пустые карточки к ним для создания разрезных картинок детьми.

Используемое оборудование для детей: массажеры Су-Джок, зеркала по количеству детей; фигурки диких животных для игры "Третий лишний" (плюс фигурки дублеры); карточки для дидактического упражнения "Чей домик?"(плюс три запасные); маркеры по числу детей (плюс три запасных); коробочка с угощением и корзинка для зверей (морковка, капуста, орехи, ягоды, грибы, мёд, конфета).

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1 этап: вводная  часть ( 1 минута)

Цель: мотивация детей к  включению  в образовательную деятельность, активизация внимания

Цель: переключение на другой вид деятельности, мотивация на совместную деятельность.

Педагог включает проектор, говорит диктор новостей (Приложение к конспекту 1):

(Приложение к конспекту 2 слайд 1)

Наступили холода, превратилась в лед вода.

Есть ли тут, кто точно знает, когда это всё бывает? Педагог выключает проектор.

Л: Ой, ей, ей, наступают морозы. Я тут про диких животных подумала. Что же им делать? Как выжить? Они же все погибнут…. (педагог изображает панику)

Л: Спасибо, что обнадежили меня! Но я ничего толком не поняла? Как мне все узнать поточнее?

У кого можно спросить?

Так вы все мне расскажете?

Дети играют на ковре, постепенно вовлекаются в деятельность.

- Зимой.

Ребята начинают говорить о том, что дикие животные активно готовятся к зимнему периоду.

Найти информацию в книгах, журналах, энциклопедиях, открытках.

У друзей, родителей, у нас.

Конечно!

2 этап Основная часть (24 мин)

Цель: развитие речи детей, лексико-грамматических категорий языка, посредством обобщения знаний детей об обитателях леса и их жизни в зимний период.

Цель: принятие участия в передаче своих знаний..

Пальчиковая гимнастика с массажером Су-Джок  (1 мин)

Цель: воздействие на биологически активные точки пальцев  рук для улучшения функционирования речевых центров мозга

Цель: смена деятельности, профилактика утомляемости.

Л: Какие вы отзывчивые ребята.

У меня, когда –то была игра «Собери животное». Но сейчас ее нет. Как раз бы нам пригодилась.

Л: Благодарю, вас!

Л: Для начала, предлагаю размять наши пальчики. Л: Кто хочет провести гимнастику с шариком Су-Джок?

Пальчиковая гимнастика И. Лопухиной «Мальчик с пальчик»

Это не страшно. Может, нам самим ее сделать?

Ребенок проводит пальчиковую гимнастику, все выполняют движения по тексту:

— Мальчик с пальчик, где ты был?

(круговые движения с шариком Су-Джок)

— Долго по лесу бродил!

(продольные движения с шариком

Встретил я медведя, волка,

Зайку, ежика в иголках.

(поочередный захватывают пальцами обеих рук шарик Су-Джок на каждое животное)

Встретил белочку, синичку,

Встретил лося и лисичку.

Всем подарки подарил,

Всяк меня благодарил.

(перекидывают шарик из руки в руку, цепко сжимая в кулачке.)

Продуктивная деятельность "Чей, чья, чье" (2 мин)

Цель: формирование навыка употребления в речи притяжательных прилагательных и существительных среднего, мужского и женского рода.

Цель: создание собственной игры « разрезные картинки»

Л: Итак, за дело. Приступим к созданию нашей собственной игры?!

Приглашаю вас за столы.

Л: Каждый выберет себе то дикое животное, которое захочет изобразить.

У нас три карточки, какие основные части тела изобразим на них?

Л: Сначала соединим их в одно целое и нарисуем дикое животное.

Л: Затем нарушим последовательность и поменяемся планшетами с соседом и соберем картинку из частей.

Л: Где же чья часть тела, расскАжите?

(педагог по ходу деятельности детей задает наводящие вопросы лично каждому ребенку по его конкретному животному.

Л: Это чья голова?

Л: Это чей хвост?

Л: Это чье туловище?

Л: Какие замечательная игра у нас получилась! Вы, умнички!

Конечно!

Дети присаживаются парами за столы

Голова, туловище, хвост

Дети рисуют части тела маркером, затем меняются с соседом и собирают на магнитных планшетах диких животных.

Во время своей деятельности, ребята отвечают на вопрос педагога полным ответом.

Это заячья голова. Это заячье тело. Это заячий хвост.

Это лисья голова. Это лисье тело. Это лисий хвост.

Это волчья голова. Это волчье тело. Это волчий хвост.

Это медвежья голова. Это медвежье тело. Это медвежий хвост.

Это ежиная голова. Это ежиное тело. Это ежиный хвостик.

Это беличья голова. Это беличье тело. Это беличий хвостик.

Мимическая и дыхательная гимнастика  с элементами биоэнергопластики (2 мин)

Цель: развитие мимических мышц и артикуляционной моторики..

Цель: изображение животных и их детенышей в движении..

Л: Замечательные звери у нас получились!

Приглашаю вас встать свободно вокруг стола.

Мимическая гимнастика. Педагог включает музыкальный центр, в мире животных, Олег Переверзев. (Приложение к конспекту 3)

Л: «Лисенок высматривает мышку».

Л: «Хитрая лиса заметает хвостом свои следы»

Л: «Голодный волк (волчонок) бежит за добычей»

«Проворная белочка (бельчонок) скачет по веткам» Л: «Косолапый медведь (медвежонок) идет вразвалочку»

Л: «Заяц, попавшийся лисе в лапы»

Педагог выключает муз центр.

Л: Молодцы ребята! Замечательно изобразили всех животных.

Дети прищуривают глаза, то правый, то левый.

Изображают мимикой и движением характерные черты каждого животного.

Артикуляционная и дыхательная гимнастика (3 мин)

Цель : развитие артикуляционного аппарата детей для четкой дикции.

Цель: четкое выполнение артикуляционных движений.

На столе лежат зеркала.

Л: Кто догадался, что будем делать сейчас?

Л: Присядем за столы, возьмем зеркала.

Л: Какое упражнение будем выполнять и кого изображать, узнаете, отгадав загадку:

Водяные мастера,

Строят дом без топора. (Бобры)

Лесной красавец, ушастый … (Заяц)

Может скушать целый полк,

Злой, голодный серый…(Волк)

Фыркает, когда сердит

Весь колючками покрыт

С головы до ножек Зверёк этот… (Ёжик)

Л: А сейчас выполним упражнение на дыхание:

"Согреем лапки" (подуть на руки выдыхая ртом теплый воздух)

«Лиса идет по следу" (короткие, частые вдохи носом)

Л: Молодцы, ребята! Вы правильно и четко выполнили все упражнения.

- Артикуляционную гимнастику.

Дети называют упражнение и выполняют комплекс артикуляционной гимнастики по показу и по словесной инструкции.

- Бобры пилят дерево.

Дети выполняют движение нижней челюстью вправо-влево.

- Зайка.

Поднимают верхнюю губу, обнажают только верхние зубы.

- Сердитый волк.

Нижнюю губу прикусывают верхними зубами, нос нахмуривают.

Ежик фыркает.

Вибрируют губами. 

Дети выполняют дыхательную гимнастику.

Дидактическая игра «Чудесный сундучок». Просмотр презентации (9 мин)

Цель: формирование умения формулировать свою мысль, грамотно составлять мини рассказы.

Цель: участие в передаче знаний окружающим..

Л: Сколько всего интересного вы показали.

Но до сих пор не понимаю, как дикие животные смогут выжить на таком морозе, и в условиях, когда трудно найти пищу?

Л: Так, так, так. Понятно немного. А конкретно можете рассказать?

Игра «Чудесный сундучок»

Педагог включает проектор.(Приложение к конспекту 2)

На слайде появляется то животное в зимнем лесу, которое достал ребенок.

Слайд 2 Заяц.

Л: Опишите внешность зайчика и расскажите, как он приспособился к жизни в зимнем лесу.

Л: Чем же питается заяц, ребята?

слайд 3 Белка

Л: Какая она, как готовится к зиме? Чем питается? Зачем белочке хвост?

слайд 4 Лиса

Л: Какая она? Как к зиме готовится? Чем питается? Зачем лисе хвост?

Л: Чем питается лиса? Почему говорят, что у нее тонкий слух?

слайд 5 Волк

Л: Меняет ли волк цвет шубы?

Л: Чем питается?

слайд 6 Медведь

Л: Какой он? Что любит кушать медведь? Как медведь подготовился к зиме?

слайд 7 Берлога

Л: А это чей дом?

Л: Какие правила безопасности нужно соблюдать, если увидишь берлогу медведя? Да и, вообще, в лесу.

Л: Если берлога у вас на пути, иди тихо-тихо, а лучше молчи.

Л: Молодцы! А вы знаете кто еще спит зимой? Послушайте мою загадку:

Шустрый, кругленький колючий

И не сколечко не злющий.

Л: Еще есть вариант ответа?

слайд 8 Ёж

Л: Чем питается ёж? Как он спасается от врагов?

Педагог выключает проектор.

Дети присаживаются свободно на ковре.

Чтобы не замерзнуть, дикие животные меняют свои шубки на теплые.
Еще делают запасы на зиму…

Дети достают из сундучка фигурки животного.

- У зайчика длинные уши, чтобы хорошо слышать. Длинная мордочка, чтобы все запахи чуять. Задние ноги длинные и сильные, чтобы прыгать и отбиваться от врагов было удобно. Он меняет шубку 2 раза в год. Летом - серая, зимой- белая, для того, чтобы на снегу быть незаметнее для хищников.

На зиму ничего не заготавливает, а питается корой деревьев.

Белка -маленький, рыжий, безобидный зверек. У неё сильные задние ноги, что позволяет ловко прыгать с ветки на ветку, с дерева на дерево. А пушистый хвост как парашют помогает держаться в воздухе и как руль помогает рулить. Зимой свою рыжую шубку белочка меняет на более тёпленькую- серенькую.

Лиса-это хищница, очень хитрая. Лиса к зиме не меняет цвета шубы, но она становится гуще и теплее. У нее пушистая, рыжая шерстка и длинный пушистый хвост, он как руль помогает ей делать резкие повороты, когда она гоняется за мышами и зайцами. Им она и заметает свои следы на снегу.

У лисы очень чуткий слух, она слышит писк мышей под снегом, раскапывает снег и ловит их.

Волк к зиме не меняет цвета шубы, но она становится гуще и теплее. По ночам они часто воют. Охотятся волки стаями на больных и слабых животных.

Медведь-это крупный лесной зверь. У него теплая, бурая шерсть. Медведь любит ягоды, насекомых, муравьёв, корешки и мёд. К зиме он запасает под шкурой много жира. Медведь спит всю зиму. Ничего не ест. Зимой у медведицы появляется маленький медвежонок. Всю зиму он питается маминым молоком, а весной вместе с мамой выходит из берлоги. Если нечаянно разбудить медведя во время спячки, то он будет бродить по лесу очень злой. В это время он очень опасен. Такого медведя называют- ШАТУН.

Это медвежья берлога.

- Нельзя кричать, шуметь, бегать, махать руками….

Предполагаемый ответ детей; дикобраз.

Ёжик.

Ёжик видит плоховато и бегать быстро не умеет, но при опасности сворачивается клубком, выставляя свои иголки. Очень любит ловить насекомых, мышей и даже змеи не упустит.

Динамическая  пауза "Лесные звери"(1 мин)

Цель: координация речи с движением, снятие усталости и напряжения.

Цель: смена деятельности, обеспечение двигательной активности.

Л: Ах, как много интересного вы знаете!

Приглашаю поиграть, зверьками нашими побывать…

Л: Кто проведет нашу физкультминутку «Лесные звери»?

Встают свободно на ковре, повторяют слова и движения за ведущим-ребенком.

Раз, два, три, четыре, пять –

(Прыгают, «ножницы»)

Как животных нам назвать?

(Шагают на месте)

С людьми они не знаются,

(поднимают плечи вверх, руки в стороны, удивляются)

В лесу живут, скрываются.

(Приседают, поднимают руки через стороны на голову, прячутся))

По картинкам все их знают:

(хлопают в такт)

Волк, лиса, медведь и заяц.

Изображают зверей соответственно)

Дом их - заросли густые.

(Показывают руками над головой крышу)

Звери дикие, лесные.

(Поднимают руки, растопырив пальцы)

Д/у "Чей домик?" (3 мин)

Цель: формирование навыка употребления существительных в форме Т.п. ед ч., посредством  называния жилищ лесных зверей.

Цель: формирование социализации, умения работать в паре.

Л: Дом их - заросли густые?

Педагог включает проектор.

Л: Посмотрите на слайд (слайд презентации 9). Кого вы найдете здесь?

Педагог выключает проектор.

Л: Поможем диким животным найти свой домик?

- Сейчас мы с вами разделимся на пары. Каждая пара возьмет планшет и выполнит задание. Один ребёнок комментирует, другой соединяет стрелкой дикое животное с его жилищем.

Л: А правда, что белка живет в норе?

Л: А кто живет в норе?

Л: Где зимует ёж?

Л: Куда ложится медведь в спячку?

Л: Есть ли у зайчика свой дом?

Л: Как называется домик у лисы?

Л: Где живет волк?

Лиса, волк, белка, медведь. 

Дети получают задание на индивидуальных планшетах, берут маркеры, выполняют задание самостоятельно (соединяют линией животное и его жилище, в котором обитает). 

Да, поможем.

Дети договариваются о том, кто будет рисовать стрелки, а кто говорить где чей домик.

Если возникает конфликт, ребенок получает дополнительный планшет на команду (после занятия ситуация обсуждается и выносится решение, как действовать в следующий раз)

- Нет, конечно! Белка живет в дупле. 

Ответы детей, лиса 

- Зимой он спит в своей норке, утеплив её, натаскав туда осенью листьев. 

- В берлогу. 

- У него даже норки нет, живёт под кустиком. 

- Живет волк в норе, которая называется- логово.

Д/и: "Третий лишний"(2 мин)

Цель: закрепление умения составлять сложноподчиненные  предложения, посредством обоснования выделенного признака.

Цель: формирование умения работать в команде, посредством создания игровой ситуации.

Фигурки животных из Чудесного мешочка.

Л: Итак, нас ждет следующая игра. Чтобы было интересно, мы разделимся на команды. Одна команда выставит на столе свой набор из трех фигурок диких животных. Другая команда найдет и скажет, какая фигура может быть лишней и объяснит, почему.

Предполагаемый вариант детских наборов:

Лиса, волк, белка

Ёжик, медведь, лиса

Белка, заяц, медведь

Ребята разбиваются на группы самостоятельно. Одна команда выставляет тройку из фигурок диких животных. Другая выделяет лишнюю и объясняет почему она лишняя.

Предполагаемый ответ: белка - она не охотится, а делает припасы.

Предполагаемый ответ: лиса - она не ложится в спячку.

Предполагаемый ответ: заяц, у него нет своего жилица.

Д/у "Кому угощение?" (1 мин)

Цель: формирование эмоциональной  отзывчивости детей.

Цель: формирование положительного отношения, любви к животным

Л: Благодарю вас за информацию, ребята!

Л: Как вы думаете, куда мы можем сходить, чтобы всех животных увидеть в реальном времени. Например, на этой неделе?

Л: Замечательная идея! Обязательно сходим!

Л: Как вы думаете, что можем сделать для диких животных, которые находятся в неволе?

Л: У нас есть коробка с угощениями.

Л: Выберите в корзинку любимые лакомства наших зверей и скажите, для кого их берете.

Л: А конфеты для кого?

Парк, лес…

В Ивановский зоопарк.

Предполагаемые ответы: развеселить, принести угощения.

Дети складывают в корзинку угощение и говорят, для кого оно предназначено:

Морковку, кору возьмем для зайца.

Орехи и грибы возьмем для белочки.

Мёд и ягоды возьмем для медведя.

Дети в недоумении. Для нас!

3 этап. Заключительная часть. Рефлексия. (2 мин)

Цель: получение эмоционального отклика на содержание НОД.

Цель: получение объективной оценки  своей деятельности.

Л: Вы настоящие знатоки диких животных, так щедро поделились со мной своими знаниями о жизни диких животных в зимнем лесу, были внимательными, активными, дружными и очень меня порадовали.

Л: В какие игры вам понравилось играть?

Л: Что было трудно?

Л: Что нужно сделать, чтобы в следующий раз было легче?

Л: Берите зверей и наши игры. Играйте парами, группами когда вам захочется.

Дети подходят к воспитателю.

Дети вспоминают и называют игры и другие моменты, которые понравились и что запомнили, выделяют трудности.

Поиграть еще раз в игры, узнать, посмотреть …..

Дети берут «Су-Джоки», фигурки зверей, планшеты с разрезными карточками диких животных.

Выход детей в самостоятельную деятельность.

Информационные ресурсы:

Н.В. Нищева – Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018.

Картинки в свободном доступе на ЯНДЕКС-КАРТИНКИ лесные звери зимой и их жилище https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B8%20%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B9&stype=image&lr=5&source=wiz

Приложение к конспекту:

  1. Приложение 1 видео «Прогноз погоды: Привет от зимы»
  2. Приложение 2 Презентация «Дикие животные зимой»
  3. Приложение 3

В мире животных, Олег Переверзев (Жаворонок) https://m.mp3ha.org/search/%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%20%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет (образовательная область «Художественное творчество»).Тема: лепка из соленого теста"Зайки на полянке"

Тема: лепка из соленого теста «Зайки на полянке». Интегрируемые образовательные области: «Познание»,  «Художественное творчество», «Здоровье»,  «Физическая культура», «Чтение художестве...

Конспект тематического утренника в рамках недели толерантности «Поделись своей добротой» с детьми старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Тематический утренник, в ходе которого у воспитанников формируется толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями, воспитывается бережное отношение к своему и чужому здоровью....

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности «Идет Волшебница- Зима»

Конспект  совместной деятельности с детьми  старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности«Идет Волшебница- Зима» Цель:   - Способствовать закреплен...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР тема «Кто как готовится к зиме» с использованием интерактивной доски

Конспект непосредственно – образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастаГруппа компенсирующей направленности для детей с ЗПРтема «Кто как готовится к зиме»с испо...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности с ТНР «Мы ребята деловые»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.Цель: Закрепление полу...