Мастер-класс «Использование развивающих игр В.В. Воскобовича в формировании и коррекции компонентов речевой системы детей с ОВЗ»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Формирование компетентности педагогов в использовании игровой технологии В.В. Воскобовича в коррекционно-образовательном процессе групп компенсирующей направленности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 101.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г. Иркутска детский сад № 168
Учитель-логопед Казаринова Галина Владимировна
Мастер-класс
«Использование развивающих игр В.В. Воскобовича
в формировании и коррекции компонентов речевой системы детей с ОВЗ»
Цель мастер-класса: формирование компетентности педагогов в использовании игровой технологии В.В. Воскобовича в коррекционно-образовательном процессе групп компенсирующей направленности.
Задачи:
1.Продемонстрировать приемы использования развивающих игр В.В. Воскобовича в формировании и коррекции компонентов речевой системы детей с ОВЗ.
2.Включить педагогов в моделирование образовательных ситуаций по речевому развитию детей посредством использования технологии «Сказочные лабиринты игры В.В. Воскобовича».
3.Создавать у педагогов мотивацию к применению инновационных развивающих пособий в развитии речи детей с ОВЗ.
Оборудование: плоскостные модели из фетра для коврографа (комки снега, силуэт Снежной бабы, шлагбаум, «звуковые домики»), Шнур-малыш, «Набор букв и знаков Ларчик», комплект «Умные стрелочки», кружки - липучки Ларчик, разноцветные квадраты Ларчик, Волшебная стрелочка, цифры, картинки на липучках, Волшебные льдинки, Геоконт.
Категория слушателей: учителя-логопеды, учителя-дефектологи, воспитатели ДОО.
Ход мастер-класса:
Вводная часть.
-Добрый день, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на педагогической мастерской «Использование развивающих игр В.В. Воскобовича в педагогической практике ДОО».
Основная задача внедрения данной технологии в коррекционно-образовательный процесс нашего ДОО - адаптировать её применение в условиях групп компенсирующей направленности с учетом особенностей детей с ОВЗ (ТНР, ЗПР).
Основные задачи в работе с детьми:
1.Развивать психические процессы: внимание, память, словесно-логическое и творческое мышление, воображение.
2.Актуализировать, обогащать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки, совершенствовать все компоненты речевой системы.
3.Развивать тонкую моторику руки.
В основе методики В.В. Воскобовича лежит принцип: интерес - познание - творчество. Игровая методика побуждает интерес детей к занятиям. Игру всегда сопровождает сказка.
Главная отличительная особенность игр - образность и универсальность. Игра интегрирует, мобилизует внимание ребенка, его интерес, втягивая ребенка в процесс решения. Он образно попадает в ситуацию, последовательно анализирует свои действия, поставленные задания, осознает цели и находит варианты решения.
Красочный раздаточный и наглядный материал эстетичен и привлекает внимание детей.
Практическая часть.
Использование развивающих пособий В.В. Воскобовича в развитии речи дошкольников вариативно. Например, развивающая предметная среда «Фиолетовый лес» используется мною на занятиях по обучению грамоте. Здесь я применяю как материалы промышленного комплекта, так и авторские разработки.
Я широко использую «Набор букв и знаков Ларчик», а также фишки для обозначения гласных, твёрдых и мягких согласных и колокольчик для обозначения звонких согласных (зачеркнутый колокольчик - для глухих согласных звуков). Эти символы помогают в формировании у детей фонематических процессов: при характеристике звуков по артикуляционным и акустическим признакам, для моделирования звукового состава слова,
звукового анализа слова, подбора слов к заданной модели.
На начальном этапе знакомства со звуками использую также и собственную находку - шлагбаум для обозначения преграды воздушной струи во рту. Если звук гласный - шлагбаум
открыт, если согласный - закрыт. Такая модель помогает детям наглядно воспринять артикуляционные различия гласных и согласных звуков и облегчает процесс звукового анализа.
Для фонетических занятий мною изготовлены домики из фетра, которые использую для обучения детей определению места звука в слове. Детям предлагается определить место заданного звука в словах-названиях картинок с изображением предметов и в соответствии с расположением звука в слове (в начале, середине или в конце) распределить картинки по домикам.
В ходе игрового упражнения «Звуковик» педагог называет звук, а ребёнок должен определить, где этот звук «спрятался»: в начале, в середине или в конце слова и зажечь свет в одном из 3-х окон домика.
Для закрепления образа буквы можно использовать игру «Шнур - Малыш».
Сегодня мы с Вами потренируемся в создании образа буквы по инструкции.
Слова-действия: ныряем, выныриваем, огибаем.
Можно использовать вместо словесной инструкции наглядный материал - комплект «Умные стрелочки».
Инструкция:
Проденьте шнурок в правую верхнюю лунку изнутри, затем, вынырнув из лунки, двигаемся к левой верхней лунке, огибая её, спускаемся вниз к левой нижней лунке, огибаем левую нижнюю лунку и двигаемся к правой нижней лунке, огибаем её и поднимаемся к правой средней лунке и тоже огибаем её; затем ныряем в левую среднюю лунку. Получилась буква Б (или же цифра 6).
Работая над лексико-грамматическими категориями мы отрабатываем различные формы словообразования и словоизменения от простых до сложных, на различных частях речи, способствуем активизации словаря по лексическим темам.
Рассмотрим ещё несколько игровых упражнений для освоения речевого материала в процессе практической деятельности.
Игровое упражнение «Бусы»
Цель: практическое употребление в речи качественных прилагательных.
Ход игрового упражнения:
Дети на прогулке слепили из снега Красавицу-зимушку, и совсем забыли про бусы. Мы сейчас с вами всё исправим, согласны? (да)
Будем прикреплять по одной бусинке (кружку) к Фиолетовому лесу, проговаривая, какая она, Зимушка-зима (холодная, снежная, морозная, красивая, вьюжная, лютая).
Игровое упражнение «Снежная крепость»
Цель: практическое употребление в речи глаголов.
Ход игрового упражнения:
Гномики очень любят играть в снежки и строить из снега снежные крепости, но в волшебном Фиолетовом лесу, где они живут, ещё не выпал снег. Да и гномики уже совсем
забыли, что такое зима, и что бывает в это время года...
Я предлагаю вместе со мной пригласить гномиков построить снежную крепость вместе с нами. А чтобы гномики вспомнили, что бывает зимой, вам надо ответить на мои вопросы.
Я буду задавать вопрос, если вы ответили правильно - прикрепляете снежок в Фиолетовом лесу. Чем больше вы дадите правильных ответов на вопросы, тем больше снежная крепость у нас получится.
Зимой метель (что делает?) ... (метет).
Мороз щеки и нос (что делает?) ... (щиплет).
Зимой вода в реке (что делает?) ... (замерзает).
Заяц на зиму шубку (что делает?) ... (меняет).
Мороз узоры на окнах (что делает?) ... (рисует).
Игровое упражнение «Волшебная стрелочка»
Цель: согласование числительных с существительными в роде.
Ход игрового упражнения:
С помощью волшебной стрелочки и волшебной веревочки, дети рисуют круг на
Фиолетовом лесу. На круге по часовой стрелке прикрепляем
цифры таким образом, чтобы получился циферблат по внешней стороне круга. По внутренней стороне круга размещаем картинки с изображением различных
предметов. Дети, двигаясь по стрелочки, начиная с самого начала, проговаривают количество предметов в соответствии с цифрой.
В этом же упражнении «Назови ласково»
Цель: употребление в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Игровое упражнение «Подарки»
Цель: активизация речи детей существительными.
Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки (разноцветные квадраты на Фиолетовом лесе) А как вы думаете, какие подарки принесла нам зима? (Ответы)
У меня есть для вас небольшие подсказки. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки (снег, снегопады, сугробы, метели, лед).
Игровое упражнение «Олень из волшебных льдинок»
Цель: развитие умения соотносить целое и части, тренировка внимания и тонких движений пальцев.
Ход игрового упражнения:
Совсем скоро новый год, а вы знаете, кто помогает Деду Морозу развозить подарки? (Олени). Правильно, олени.
В этом году, подарков оказалось так много, а в упряжке Деда Мороза только три оленя. Поможем Деду Морозу сделать ещё одного оленя из волшебных льдинок?
Игровое упражнение на Геоконте «Новогодний подарок»
Цель: тренировка тонких движений пальцев, развитие образного мышления.
Ход игрового упражнения:
Вы уже написали письмо Деду Морозу? Что бы вы хотели, чтобы он вам подарил на Новый год? (Ответы) Малыш Гео тоже написал письмо Деду Морозу. А вы бы хотели узнать, какой подарок он попросил? (Ответы)
Чтобы узнать, какой подарок желает себе Малыш Гео, нам нужно разгадать волшебный код на Геоконте. Возьмите зелёную верёвочку и зацепите её за третий жёлтый гвоздик и двигайтесь к третьему голубому гвоздику, огибая его двигайтесь к четвертому синему гвоздику, далее ко второму синему гвоздику, затем к четвертому белому гвоздику, огибая его двигайтесь ко второму оранжевому гвоздику, затем к четвертому оранжевому, огибая его продолжайте движение к третьему жёлтому гвоздику.
Что же попросил Малыш Гео у Деда Мороза? (Кораблик)
Рефлексия. Итог.
Таким образом, применение адаптированных игр и игровых пособий В.В. Воскобовича в коррекционно-образовательном процессе групп компенсирующей направленности является эффективным средством развития всех психических процессов, стимулирующих формирование основных компонентов речи.
Уважаемые коллеги, я продемонстрировала Вам вариативность использования развивающих игр В.В. Воскобовича, а также авторских игры в коррекционно-образовательном процессе групп компенсирующей направленности для детей с ТНР и ЗПР.
- Заинтересовали ли Вас эти игровые приемы? (Ответы педагогов).
- Что бы Вы хотели использовать в своей работе? (Ответы педагогов).
Надеюсь, что предоставленный опыт был Вам полезен. Желаю Вам творческих успехов! Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических компонентов речевой системы у детей подготовительного к школе возраста с тяжёлыми нарушениями речи по теме "Животные жарких стран".
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических компонентов речевой системы по теме "Животные жарких стран" разработан с учётом возрастных и речевых возможностей детей с тяжёлыми нарушениями р...

Мастер-класс для педагогов «Развивающие игры В.В. Воскобовича в работе с детьми младшего дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов «Развивающие игры В.В. Воскобовича в работе с детьми младшего дошкольного возраста»Провела: воспитатель МБДОУ №22 «Журавушка» Сидорова Яна Николаевна...

Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группе, имеющими ТНР Тема: «Формирование компонентов речевой системы детей в игровой деятельности посредством развития языкового анализа и синтеза.» по лексической теме «Транспорт»
Конспект логопедического занятия с детьми 6-7 лет по развитию фонематического анализа и синтеза на материале лексической темы "Транспорт"...
Мастер-класс для педагогов «Развивающие игры В. В. Воскобовича»
В сообщении раскрыты основы новой технологии В.В. Воскобовича "Ускоренное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста" с описанием развивающих и...

Мастер - класс для педагогов Развивающие игры В.В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста
Мастер - класс для педагогов Развивающие игры В.В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста.docx...

Консультация для родителей по формированию фонетико-фонематического компонента речевой системы.
Консультация предназаначена для родителей детей, имеющих нарушения речи. Этот материал знакомит родителей с понятием фонематический слух. Впрезентации представлены игры на развитие слухового внимания ...

Мастер-класс. Тема: Использование игровых приёмов В.В. Воскобовича для обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Мастер-класс. Тема: Использование игровых приёмов В.В. Воскобовича для обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста....



