Мастер-класс «Использование развивающих игр В.В. Воскобовича в формировании и коррекции компонентов речевой системы детей с ОВЗ»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Формирование компетентности педагогов в использовании игровой технологии В.В. Воскобовича в коррекционно­-образовательном процессе групп компенсирующей направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_grupp_ovz.docx101.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

г. Иркутска детский сад № 168

Учитель-логопед Казаринова Галина Владимировна

Мастер-класс

«Использование развивающих игр В.В. Воскобовича
в формировании и коррекции компонентов речевой системы детей с ОВЗ»

Цель мастер-класса: формирование компетентности педагогов в использовании игровой технологии В.В. Воскобовича в коррекционно-образовательном процессе групп компенсирующей направленности.

Задачи:

1.Продемонстрировать приемы использования развивающих игр В.В. Воскобовича в формировании и коррекции компонентов речевой системы детей с ОВЗ.

2.Включить педагогов в моделирование образовательных ситуаций по речевому развитию детей посредством использования технологии «Сказочные лабиринты игры В.В. Воскобовича».

3.Создавать у педагогов мотивацию к применению инновационных развивающих пособий в развитии речи детей с ОВЗ.

Оборудование: плоскостные модели из фетра для коврографа (комки снега, силуэт Снежной бабы, шлагбаум, «звуковые домики»), Шнур-малыш, «Набор букв и знаков Ларчик», комплект «Умные стрелочки», кружки - липучки Ларчик, разноцветные квадраты Ларчик, Волшебная стрелочка, цифры, картинки на липучках, Волшебные льдинки, Геоконт.

Категория слушателей: учителя-логопеды, учителя-дефектологи, воспитатели ДОО.

Ход мастер-класса:

Вводная часть.

-Добрый день, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на педагогической мастерской «Использование развивающих игр В.В. Воскобовича в педагогической практике ДОО».

Основная задача внедрения данной технологии в коррекционно-образовательный процесс нашего ДОО - адаптировать её применение в условиях групп компенсирующей направленности с учетом особенностей детей с ОВЗ (ТНР, ЗПР).

Основные задачи в работе с детьми:

1.Развивать психические процессы: внимание, память, словесно-логическое и творческое мышление, воображение.

2.Актуализировать, обогащать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки, совершенствовать все компоненты речевой системы.

3.Развивать тонкую моторику руки.

В основе методики В.В. Воскобовича лежит принцип: интерес - познание - творчество. Игровая методика побуждает интерес детей к занятиям. Игру всегда сопровождает сказка.

Главная отличительная особенность игр - образность и универсальность. Игра интегрирует, мобилизует внимание ребенка, его интерес, втягивая ребенка в процесс решения. Он образно попадает в ситуацию, последовательно анализирует свои действия, поставленные задания, осознает цели и находит варианты решения.

Красочный раздаточный и наглядный материал эстетичен и привлекает внимание детей.

Практическая часть.

Использование развивающих пособий В.В. Воскобовича в развитии речи дошкольников вариативно. Например, развивающая предметная среда «Фиолетовый лес» используется мною на занятиях по обучению грамоте. Здесь я применяю как материалы промышленного комплекта, так и авторские разработки.

Я широко использую «Набор букв и знаков Ларчик», а также фишки для обозначения гласных, твёрдых и мягких согласных и колокольчик для обозначения звонких согласных (зачеркнутый колокольчик - для глухих согласных звуков). Эти символы помогают в формировании у детей фонематических процессов: при характеристике звуков по артикуляционным и акустическим признакам, для моделирования звукового состава слова,
звукового анализа слова, подбора слов к заданной модели.

На начальном этапе знакомства со звуками использую также и собственную находку - шлагбаум для обозначения преграды воздушной струи во рту. Если звук гласный - шлагбаум
открыт, если согласный - закрыт. Такая модель помогает детям наглядно воспринять артикуляционные различия гласных и согласных звуков и облегчает процесс звукового анализа.

Для фонетических занятий мною изготовлены домики из фетра, которые использую для обучения детей определению места звука в слове. Детям предлагается определить место заданного звука в словах-названиях картинок с изображением предметов и в соответствии с расположением звука в слове (в начале, середине или в конце) распределить картинки по домикам.

В ходе игрового упражнения «Звуковик» педагог называет звук, а ребёнок должен определить, где этот звук «спрятался»: в начале, в середине или в конце слова и зажечь свет в одном из 3-х окон домика.

Для закрепления образа буквы можно использовать игру «Шнур - Малыш».

Сегодня мы с Вами потренируемся в создании образа буквы по инструкции.

Слова-действия: ныряем, выныриваем, огибаем.

Можно использовать вместо словесной инструкции наглядный материал - комплект «Умные стрелочки».

Инструкция:

Проденьте шнурок в правую верхнюю лунку изнутри, затем, вынырнув из лунки, двигаемся к левой верхней лунке, огибая её,  спускаемся вниз к левой нижней лунке, огибаем левую нижнюю лунку и двигаемся к правой нижней лунке, огибаем её и поднимаемся к правой средней лунке и тоже огибаем её; затем ныряем в левую среднюю лунку. Получилась буква Б (или же цифра 6).

Работая над лексико-грамматическими категориями мы отрабатываем различные формы словообразования и словоизменения от простых до сложных, на различных частях речи, способствуем активизации словаря по лексическим темам.

Рассмотрим ещё несколько игровых упражнений для освоения речевого материала в процессе практической деятельности.

Игровое упражнение «Бусы»

Цель: практическое употребление в речи качественных прилагательных.

Ход игрового упражнения:

Дети на прогулке слепили из снега Красавицу-зимушку, и совсем забыли про бусы. Мы сейчас с вами всё исправим, согласны? (да)

Будем прикреплять по одной бусинке (кружку) к Фиолетовому лесу, проговаривая, какая она, Зимушка-зима (холодная, снежная, морозная, красивая, вьюжная, лютая).

Игровое упражнение «Снежная крепость»

Цель:        практическое употребление в речи глаголов.

Ход        игрового упражнения:

Гномики очень любят играть в снежки и строить из снега снежные крепости, но в волшебном Фиолетовом лесу, где они живут, ещё не выпал снег. Да и гномики уже совсем

забыли, что такое зима, и что бывает в это время года...

Я предлагаю вместе со мной пригласить гномиков построить снежную крепость вместе с нами. А чтобы гномики вспомнили, что бывает зимой, вам надо ответить на мои вопросы.

Я буду задавать вопрос, если вы ответили правильно - прикрепляете снежок в Фиолетовом лесу. Чем больше вы дадите правильных ответов на вопросы, тем больше снежная крепость у нас получится.

Зимой метель (что делает?) ... (метет).

Мороз щеки и нос (что делает?) ... (щиплет).

Зимой вода в реке (что делает?) ... (замерзает).

Заяц на зиму шубку (что делает?) ... (меняет).

Мороз узоры на окнах (что делает?) ... (рисует).

Игровое упражнение «Волшебная стрелочка»

Цель: согласование числительных с существительными в роде.

Ход игрового упражнения:

С помощью волшебной стрелочки        и        волшебной веревочки, дети рисуют круг на
Фиолетовом лесу. На круге по часовой стрелке прикрепляем

цифры таким образом, чтобы получился циферблат по внешней стороне круга. По внутренней стороне круга размещаем картинки с изображением различных

предметов. Дети, двигаясь по стрелочки, начиная с самого начала, проговаривают количество предметов в соответствии с цифрой.

В этом же упражнении «Назови ласково» 

Цель: употребление в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Игровое упражнение «Подарки»

Цель: активизация речи детей существительными.

Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки (разноцветные квадраты на Фиолетовом лесе) А как вы думаете, какие подарки принесла нам зима? (Ответы)

У меня есть для вас небольшие подсказки. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки (снег, снегопады, сугробы, метели, лед).

Игровое упражнение «Олень из волшебных льдинок»

Цель: развитие умения соотносить целое и части, тренировка внимания и тонких движений пальцев.

Ход игрового упражнения:

Совсем скоро новый год, а вы знаете, кто помогает Деду Морозу развозить подарки? (Олени).  Правильно, олени.

В этом году, подарков оказалось так много, а в упряжке Деда Мороза только три оленя. Поможем Деду Морозу сделать ещё одного оленя из волшебных льдинок?

Игровое упражнение на Геоконте «Новогодний подарок»

Цель: тренировка тонких движений пальцев, развитие образного мышления.

Ход игрового упражнения:

Вы уже написали письмо Деду Морозу? Что бы вы хотели, чтобы он вам подарил на Новый год? (Ответы) Малыш Гео тоже написал письмо Деду Морозу. А вы бы хотели узнать, какой подарок он попросил? (Ответы)

Чтобы узнать, какой подарок желает себе Малыш Гео, нам нужно разгадать волшебный код на Геоконте. Возьмите зелёную верёвочку        и зацепите её за третий жёлтый гвоздик и двигайтесь к третьему голубому гвоздику, огибая его двигайтесь к четвертому синему гвоздику, далее ко второму синему гвоздику, затем к четвертому белому гвоздику, огибая его двигайтесь ко второму оранжевому гвоздику, затем к четвертому оранжевому, огибая его продолжайте движение к третьему жёлтому гвоздику.

Что же попросил Малыш Гео у Деда Мороза? (Кораблик)

Рефлексия. Итог.

Таким образом, применение адаптированных игр и игровых пособий В.В. Воскобовича в коррекционно-образовательном процессе групп компенсирующей направленности является эффективным средством развития всех психических процессов, стимулирующих формирование основных компонентов речи.

Уважаемые коллеги, я продемонстрировала Вам вариативность использования развивающих игр В.В. Воскобовича, а также авторских игры  в коррекционно-образовательном процессе групп компенсирующей направленности для детей с ТНР и ЗПР.

- Заинтересовали ли Вас эти игровые приемы? (Ответы педагогов).

- Что бы Вы хотели использовать в своей работе? (Ответы педагогов).

Надеюсь, что предоставленный опыт был Вам полезен. Желаю Вам творческих успехов! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических компонентов речевой системы у детей подготовительного к школе возраста с тяжёлыми нарушениями речи по теме "Животные жарких стран".

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических компонентов речевой системы по теме "Животные жарких стран" разработан с учётом возрастных и речевых возможностей детей с тяжёлыми нарушениями р...

Мастер-класс для педагогов «Развивающие игры В.В. Воскобовича в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов «Развивающие игры В.В. Воскобовича в работе с детьми младшего дошкольного возраста»Провела: воспитатель МБДОУ №22 «Журавушка» Сидорова Яна Николаевна...

Мастер-класс для педагогов «Развивающие игры В. В. Воскобовича»

В сообщении раскрыты основы  новой  технологии В.В. Воскобовича "Ускоренное развитие  интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста" с описанием развивающих и...

Мастер - класс для педагогов Развивающие игры В.В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста

Мастер - класс для педагогов Развивающие игры В.В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста.docx...

Консультация для родителей по формированию фонетико-фонематического компонента речевой системы.

Консультация предназаначена для родителей детей, имеющих нарушения речи. Этот материал знакомит родителей с понятием фонематический слух. Впрезентации представлены игры на развитие слухового внимания ...

Мастер-класс. Тема: Использование игровых приёмов В.В. Воскобовича для обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Мастер-класс. Тема: Использование игровых приёмов В.В. Воскобовича для обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста....