Взаимодействие в работе учителя- логопеда, педагогов и родителей
методическая разработка по коррекционной педагогике
Одним из важных направлений в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда ДОУ является совместная работа с родителями и педагогами – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребёнка, имеющего речевые нарушения. Вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность является важным психолого-педагогическим условием успешной реализации основной образовательной программы ДОУ.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.14 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников №6 «Родничок»
652152 г .Мариинск, ул. Юбилейная, 7
Тема: «Взаимодействие в работе учителя- логопеда, педагогов и родителей»
Учитель- логопед: О.В.Гаршина
Мариинск 2024
Здравствуйте.
Кто такой учитель- логопед и в чем заключается его деятельность, наверное, все знают. Это педагог, который занимается диагностикой, профилактикой и исправлением речевых нарушений с помощью специальных методик и приемов.
Одним из важных направлений в коррекционно-воспитательной деятельности логопеда ДОУ является совместная работа с родителями и педагогами – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребёнка, имеющего речевые нарушения. Вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность является важным психолого-педагогическим условием успешной реализации основной образовательной программы ДОУ.
Необходимо сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребёнка. Цель совместной педагогической работы заключается в повышении качества коррекционно - образовательного процесса по преодолению речевых нарушений у дошкольников.
Современные формы работы с родителями способствуют повышению их компетентности и значительно сказываются на эффективности всей логопедической работы по устранению речевых нарушений у дошкольников.
На базе детского сада работает логопедический пункт, где организуются занятия для оказания коррекционно- развивающей помощи воспитанникам, имеющим нарушения в формировании и развитии устной речи.
1.Итак, начинает свою работу логопед с психолого- педагогического и логопедического обследования (диагностики) детей, выявлении речевых нарушений. Далее заполняется документация на тех детей, которые будут посещать коррекционно- логопедические занятия, составляется беседа с педагогами по результатам диагностики и с родителями.
(родители, в свою очередь, заполняют согласие на диагностику и коррекционную работу, заполняют соответствующую документацию)
2. Профилактическая работа заключается в различных просветительских мероприятиях. Это собрания, размещение информации на различную тематику по речевому развитию детей в уголках групп, на сайте детского сада, на персональном сайте логопеда, раздаются различные буклеты, проводятся анкетирование.
3. Коррекционно- развивающая работа с детьми.
В процессе коррекции и развития речи у детей необходимым условием является применение современных коррекционно-логопедических технологий, направленных на звуковую и смысловую сторону речи, а также
связанные с речью процессы.
Разнообразие, вариативность используемых методик позволяет обеспечить дифференцированный подход к коррекции речевых нарушений, индивидуализировать коррекционно-развивающий процесс, обеспечить индивидуальное сопровождение каждого ребенка в зависимости от вида и структуры речевого нарушения.
Вся коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения речи, строится в тесной взаимосвязи с другими специалистами, работающими в детском саду. Проведя обследование логопед так же как и медицинский работник изучает карты ребенка , при необходимости ,совместно с медиц. работником направляет к другим специалистам для дообследования (к неврологу, хирургу- стоматологу и т. д., при необходимости пишет характеристику)
Также мы проводим с детьми различные конкурсы. Помогаем в подготовке к участию в городских конкурсах и мероприятиях.
«Конкурс чтецов» проводим как на уровне учреждения, так и участвуем в муниципальном конкурсе. Совместная работа логопеда, воспитателей и родителей позволяет достичь положительных результатов.
Также мы участвуем в конкурсе «Береза- символ России в музее Береста Сибири и других конкурсах международного формата, записываем стихи и отправляем на конкурс.
Также совместно с педагогами проводим различные мероприятия.
С педагогом- психологом проводим совместное интегрированное занятие по развитию познавательных процессов, с инструктором по воспитанию оздоровительной направленности. ( Морское путешествие, день здоровья и другие)
Проводим различные флешмобы и стихотворные марафоны: к 23 февраля, к 9 мая, ко дню России. (подготовка детей проводится в интеграции логопед- воспитатель- родитель)
Только совместная слаженная работа всех специалистов поможет достичь положительного результата.
Из своего многолетнего опыта работы могу сказать, что успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.
Как показывает практика, родители часто не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей. Для того, чтобы партнерство логопеда и семьи было наиболее действенным, необходимо четко определить задачи логопедической работы. Для логопеда важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений. Убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях
Одной из форм работы с родителями являются 1.Родительские собрания. Данный вид взаимодействия остаётся актуальным и сегодня. Родителям предлагаются различные темы собраний:
«Результаты обследования речи детей на начало учебного года»,
"Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы",
"Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе",
"Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму",
"Итоги коррекционной работы за год".
Родительские собрания могут быть организованы, например, в форме «круглого стола» или «мастер- класса», где родителям демонстрируются приемы работы по коррекции речевых нарушений. Самое главное создать доверительную и положительную атмосферу, чтобы каждый родитель мог почувствовать себя комфортно.
#1042;едение домашних тетрадей совместной деятельности. Данный вид взаимодействия очень ценен для специалиста ещё и тем, что здесь можно проследить эффективность организации взаимодействия всех участников образовательного процесса. Тетрадь для домашних заданий является связующим звеном в системе «логопед-ребёнок-родитель». Логопед предоставляет родителям возможность проследить динамику обучения ребёнка, организовать их участие в выполнении домашнего задания. Данный вид работы, считаю, наиболее оптимальным способом взаимодействия с родителями. Родитель в полной мере становится участником коррекционного процесса. Помогает ребёнку в выполнении тех или иных заданий, знает, на каком этапе обучения находится его ребёнок, знает, что у ребёнка не получается, а с чем ребёнок хорошо справляется. В свою очередь, логопед имеет возможность оценить степень участия и желание участвовать родителей в коррекционном процессе по качеству выполняемых домашних заданий. Давая каждому ребёнку своё индивидуальное задание, логопед имеет возможность в полной мере реализовать индивидуальный подход. Ведение домашних тетрадей напрямую оказывает влияние на результативность работы логопеда.
В начале тетради я пишу нарушенные звуки, довожу на собрании до родителей, как ведётся работа по таким тетрадям. Даю рекомендации.
Арт. гимнастику, задания на отработку поставленных звуков, формирование графомоторных навыков и т. Д.)
3. Анкетирование. Во-первых, позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей. Во-вторых, позволяют логопеду организовывать свою работу более эффективно, в соответствии с потребностями родителей. У меня на консультации родители заполняют анкету по сбору анамнеза.
4. Мастер-классы. Позволяют родителям обучаться новому. Становится на ступень ближе к специалисту и самим становится немного педагогом в работе со своим ребёнком. ( Речевые игры по дороге домой) Мастер- класс «Артикуляционная гимнастика»)
#1057;овместные проекты. Позволяют всем участникам образовательного процесса проявить себя с новой стороны, раскрыть новые возможности для реализации своих умений и навыков. Проекты позволяют разнообразить и насытить образовательный процесс, сделать его более интересным. В проектах активно принимают участие и родители, и дети, и, конечно же, учитель- логопед. Например, мы проводим ежегодно проект «Логопедическая палитра» во время которого также осуществляется пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей. Дети, не посещающие логопункт также вовлечены в проект, что дает возможность в развитии речевых навыков до посещения логопункта.
В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.
Всю неделю каждый день проводятся мероприятия с детьми, совместные игры с родителями, направленные на развитие речи, обогащение словарного запаса, развитие неречевых процессов. Проводим игру «Машин рюкзачок» Где каждый день родители с детьми придумывают слова (сладкие, вежливые, умные и т. Д) записывают и складывают в конверт к Маше (слайд), у детей развивается фантазия, обогащается словарный запас. Опять же вовлечены родители, которые помогают ребенку эти слова записать.
Итогом недели становиться конкурс «Буквенная галерея», где ребята, совместно с родителями изготавливают любимую букву из различных материалов.
Также родителям даются онлайн задания,( по ссылкам и кюар кодам) где они закрепляют полученные знания дома.
Понедельник Задания на развитие фонематического слуха. И Домашнее задание Игра, сделанная на платформе Лёрнинг апс « Внимательные ушки»
1 Задание – Выбери правильное звучание слова. (ребенок учиться вслушиваться в речь и определять правильно звучит слово или нет. Нажимаем на аудио файл и ставим галочку там, где слово звучит верно.
2. Подбери к слову картинку (слова отличающиеся 1 звуком зуб- суп, коза- коса, мышка- мишка) аудиофайл двигаем к соответствующей картинке.
Вторник Развиваем артикуляционную моторику. Выполняем арт гимнастику вместе с жирафом.
Среда «С пальчиками играем, - речь развиваем» Упражнения для пальчиков Гимнастика мозга.
Четверг «Игры на развитие речевого дыхания».
Пятница – подведение итогов, веселое развлечение по итогам недели.
Таким образом такой проект вовлекает родителей и детей в совместную деятельность с логопедом, способствует профилактики и речевых нарушений и подготовки артикуляционного аппарата детей, не посещающих логопункт к дальнейшей работе.
#1048;спользование коммуникационных сервисов, персонального сайта для общения с родителями.
Данный вид взаимодействия становится наиболее актуальным и популярным в последнее время. Всеобщая доступность к интернет-ресурсам позволяет учителю-логопеду поддерживать связь с родителями воспитанников, пусть и на расстоянии, а родителям, в свою очередь, быть в курсе новостей, делиться друг с другом информацией об образовательном процессе даже при ограниченном времени и невозможности непосредственного участия в жизни ребёнка. Провожу консультации по вотцап месседжеру, скидываю задания , картинки для закрепления и развития речевых и неречевых процессов.
В работе с родителями широко используются вспомогательные наглядные средства:
- специальные логопедические уголки «Говорим правильно» «Советы логопеда»;
- информационные стенды;
- пособия, памятки, образцы выполненных заданий.
Они содержат полезную информацию, которую родители могут изучить, приходя за своими детьми, пока те собираются домой.
Преимущество новых форм и методов взаимодействия с родителями неоспоримы и многочисленны.
Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных партнерских отношений, осознание родителями своей роли в обучении и воспитании ребенка. В итоге достигается главная цель этого взаимодействия – обеспечить максимально благоприятные условия для полноценного и всестороннего речевого развития ребёнка. Спасибо за внимание! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателей
Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателей...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ Тема «Взаимодействие в работе учителя-логопеда с семьями воспитанников, имеющих речевые нарушения»
В моём опыте работы представлены различные виды работы по взаимодействию с семьями воспитанников...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ В ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей логопедической группы...

Из опыта работы: «Взаимодействие в работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога в группе для детей с ОВЗ»
В настоящее время возросло количество детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в специализированной помощи.Среди детей с ОВЗ выделяют такую группу, которая по своему психофизическому ...

Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателей
Цель: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ. Задачи:1.Разработать единые (вариативные) подходы по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя ДОУ....

Взаимодействие в работе учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей дошкольных групп в коррекционном процессе
Взаимодействие в работе учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей дошкольных групп в коррекционном процессе...
