Взаимодействие в работе учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей дошкольных групп в коррекционном процессе
консультация
Взаимодействие в работе учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей дошкольных групп в коррекционном процессе
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на тему: «Взаимодействие в работе учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей дошкольных групп в коррекционном процессе» Учителя-логопеда Коченовой Т.С. |
ПЛАН
- Работа с педагогами.
2. Роль родителей в коррекционном процессе.
3. Направления деятельности логопеда и психолога.
Дата проведения ______________________
Количество присутствующих _______________
Перед логопедом и педагогами стоит общая задача коррекции звукопроизношения, профилактика нарушений письма и чтения, устранение отклонений в общем психическом развитии детей.
Совместно с педагогами мы составляем расписание логопедических занятий, объясняем, как выполнить домашнее задание дома, оформляем стенд для родителей. Примерные разделы стенда:
- Режим для детей.
- Достижения ребёнка шестилетнего возраста в речевом развитии.
- Что такое ОНР у детей.
- Пальцы помогают говорить.
- Сменные темы. Например: «Что такое неправильный прикус» и др.
Но никакая самая тщательная работа не будет эффективной, если семья, родители не будут активно участвовать в воспитании и развитии своих детей. Давно известно, что влияние семейного окружения, активное вмешательство в развитие ребёнка создают необходимые условия для формирования правильной речи. Участие родителей в ежедневных занятиях со своими детьми значительно сокращает сроки логопедической работы.
В чём же заключается роль родителей в коррекционном процессе?
1. Консультации и лечение ребёнка у врачей специалистов. Логопед даёт направления для консультации у врача-психиатра, невропатолога, лор-врача, ортодонта. Нам необходимо убедить родителей в том, что лечение у врачей-специалистов создаёт необходимую базу, без которой работа наша не будет давать масимального эффекта.
2. Помощь в закреплении тех речевых умений и навыков, которые дети усвоили на занятиях. В основном материал, отработанный логопедом по автоматизации поставленных звуков, дифференциации их в речи, а также задания по развитию и обучению грамоте.
3. Постоянное внимание к речи ребёнка, исправление ошибок (фонетических и грамматических), участие в развитии всех сторон речи детей (диалогическая речь, монологическая, рассказы-описания, пересказ).
Мы стараемся научить родителей замечать ошибки своего ребёнка, адекватно на них реагировать, давать образец правильной речи ребёнку.
4. Помощь в коррекции общей и мелкой моторики руки. Развитие речевых зон коры головного мозга тесно связано с развитием движений пальцев рук и кисти.
5. Помощь в развитии внимания, памяти, мышления, то есть тех психических процессов, которые у детей с речевыми недостатками оказываются также нарушены.
Основная работа с родителями начинается с начала учебного года. Традиционно существуют несколько форм работы с родителями детей, посещающих логопедический кабинет. Это:
- Родительские собрания.
- Консультации для родителей.
- Открытые занятия для родителей.
- Оформление специальных стендов по вопросам исправления нарушений речи, закрепления поставленных звуков, практических рекомендаций по коррекции психического развития детей.
- Индивидуальные беседы с родителями.
Первая встреча логопеда с родителями имеет очень большое значение для всей последующей работы. От этой встречи зависит зачастую дальнейшее сотрудничество педагогов и родителей. Педагоги обязательно узнают об обязанностях ребёнка, его здоровье, возможных недомоганиях. У детей с речевыми недостатками часто нарушен сон, есть дневной энурез, утомляемость, расторможенность в поведении, вспыльчивость, агрессивность. Дети не могут быстро есть, медленно жуют, едят неаккуратно, отказываются от пищи. Очень часто они не умеют играть, общаться друг с другом. Мы стараемся приветливо и доброжелательно встретить нового ребёнка, помочь ему быстрее адаптироваться в нашей школе. От того, с какими впечатлениями будет приходить ребёнок из школы домой, будет зависеть и настрой родителей на помощь педагогам.
Первые встречи родителей с логопедом я назначаю после предварительного обследования детей, в конце второй недели сентября, когда я уже имею достаточное представление о детях, поступивших в школу. Это обусловлено тем, что логопеду необходимо подготовиться к беседе с родителями. Отношение родителей к нарушениям речи своего ребёнка бывает разным. Некоторые родители, особенно отцы, полностью отрицают наличие у ребёнка речевого недоразвития. Значит, мне необходимо доказать, что ребёнок нуждается в специальной помощи. Другие же родители часто необоснованно беспокоятся по поводу умственного и речевого развития ребёнка, искусственно занижают его возможности.
Как правило, родители отмечают только неправильное произношение звуков и очень редко улавливают другие нарушения у ребёнка.
Также по-разному родители относятся к состоянию общего психического развития ребёнка и к своей роли по коррекции недостатков этого развития, от полного отрицания своего участия в этой работе до большого желания исправить все недостатки самостоятельно.
Обязательно я определяю для себя цели беседы:
- Сбор анамнеза.
- Ознакомление родителей с результатами обследования детей.
- Первые задания родителям.
Тема первого родительского собрания «Влияние неполноценной речи на развитие ребёнка. Результаты логопедического обследования».
В доступной форме излагаем основные отклонения в речевом развитии детей, показываем степень отставания их от необходимых норм.
Следующее родительское собрание проводим в январе. Начинается оно с открытого занятия для родителей, которое проводит логопед. Задания я подбираю так, чтобы родителям были видны итоги работы за первое полугодие. Затем логопед в своём сообщении подводит итоги работы, раскрывает пути дальнейшего обучения. Я рассказываю обязательно об успехах каждого ребёнка и о трудностях, которые возникли.
Учителя в свою очередь рассказывают об особенностях усвоения школьной программы.
Последнее родительское собрание мы проводим в мае. Тема собрания: «Результаты коррекционной работы за учебный год. Коротко о нарушениях письма и чтения. Рекомендации на лето».
Логопед сообщает об итогах коррекционного обучения, успехах каждого ребёнка, даёт рекомендации отдельным детям.
Консультации для родителей провожу еженедельно. Тема их может быть самой разнообразной:
- Артикуляционная гимнастика.
- Выполнение домашнего задания.
- Развитие мелкой моторики рук.
- Как учить детей запоминать.
- Как следить за автоматизацией звука дома.
- Обучение грамоте.
- Словарная работа.
- Речевые игры дома.
Мы из опыта работы определили два условия, при которых родители стремились дома выполнять наши рекомендации:
- Показ на консультации наглядного материала.
- Обязательный показ упражнений с ребёнком перед родителями.
В конце каждого занятия даю задания на неделю, объясняю, как выполнить задание, что нужно нарисовать или наклеить.
Единая направленность деятельности учителя, логопеда и психолога является залогом успешности в преодолении нарушений речи у младших школьников.
Психолог и логопед, занимаясь изучением ребёнка для выбора форм коррекционного воздействия, прогнозирования их эффективности, также определяют недостатки его общего и психического развития и организуют работу по их исправлению.
Совместная работа строится с постепенным расширением зоны ближайшего и переводом её в зону актуального развития. Подобная координация позволяет учащимся постепенно преодолевать затруднения и создаёт условия для успешного решения образовательных и воспитательных задач.
В последнее время в школьной педагогике актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям школьного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы по предупреждению речевых нарушений у школьников логопедов, учителей начальных классов, воспитателей групп продлённого дня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ.
Планирование работы взаимосвязи учителя-логопеда и педагога-психолога....

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога при осуществлении коррекционно−развивающей деятельности
Сотрудничество учителя-логопеда и педагога-психолога предусматривает взаимодействие в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личн...

Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в дошкольном учреждении
Цель совместной работы: тесное взаимодействие учителя-логопеда и психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное ра...
Организация совместной работы учителя - логопеда и педагога - психолога в дошкольном учреждении
Представленный опыт работы поможет создать модель коррекционно - развивающей деятельности логопеда и психолога, обозначить основные направления взаимодействия специалистов, разработать систему работы ...

Итоговое занятие по взаимодействию учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной логопедической группе: «Путешествие по стране знаний».
Открытое итоговое занятие в форме речевого праздника, отражающего взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми подготовительной группы для логопедов города....

Преемственность в работе учителя - логопеда и педагога - психолога по профилактике речевых и когнитивных нарушений у детей младшего дошкольного возраста.
Статья представляет опыт совместной работы учителя - логопеда и педагога - психолога по предупреждению речевых и когнитивных нврушений у детей младшего дошкольного возраста....

Особенности коррекционно-педагогического сопровождения образовательного процесса детей с ОВЗ в рамках совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога
Психолого-педагогическое обследование детей с ОВЗ выявляет те недостатки в развитии речевой и познавательной сферы, которые невозможно определить по-отдельности во время только психологического или то...
