Взаимодействие в работе учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей дошкольных групп в коррекционном процессе
консультация

Коченова Татьяна Сергеевна

Взаимодействие в работе учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей дошкольных групп в коррекционном процессе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_v_rabote.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление

на тему:

«Взаимодействие в работе учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей дошкольных групп в коррекционном процессе»

Учителя-логопеда

Коченовой Т.С.

ПЛАН

  1. Работа с педагогами.

2. Роль родителей в коррекционном процессе.

3. Направления деятельности логопеда и психолога.

Дата проведения ______________________

Количество присутствующих _______________

Перед логопедом и педагогами стоит общая задача коррекции звукопроизношения, профилактика нарушений письма и чтения, устранение отклонений в общем психическом развитии детей.

Совместно с педагогами мы составляем расписание логопедических занятий, объясняем, как выполнить домашнее задание дома, оформляем стенд для родителей. Примерные разделы стенда:

  • Режим для детей.
  • Достижения ребёнка шестилетнего возраста в речевом развитии.
  • Что такое ОНР у детей.
  • Пальцы помогают говорить.
  • Сменные темы. Например: «Что такое неправильный прикус» и др.

Но никакая самая тщательная работа не будет эффективной, если семья, родители не будут активно участвовать в воспитании и развитии своих детей. Давно известно, что влияние семейного окружения, активное вмешательство в развитие ребёнка создают необходимые условия для формирования правильной речи. Участие родителей в ежедневных занятиях со своими детьми значительно сокращает сроки логопедической работы.

В чём же заключается роль родителей в коррекционном процессе?

1. Консультации и лечение ребёнка у врачей специалистов. Логопед даёт направления для консультации у врача-психиатра, невропатолога, лор-врача, ортодонта. Нам необходимо убедить родителей в том, что лечение у врачей-специалистов создаёт необходимую базу, без которой работа наша не будет давать масимального эффекта.

2. Помощь в закреплении тех речевых умений и навыков, которые дети усвоили на занятиях. В основном материал, отработанный логопедом по автоматизации поставленных звуков, дифференциации их в речи, а также задания по развитию и обучению грамоте.

3. Постоянное внимание к речи ребёнка, исправление ошибок (фонетических и грамматических), участие в развитии всех сторон речи детей (диалогическая речь, монологическая, рассказы-описания, пересказ).

Мы стараемся научить родителей замечать ошибки своего ребёнка, адекватно на них реагировать, давать образец правильной речи ребёнку.

4. Помощь в коррекции общей и мелкой моторики руки. Развитие речевых зон коры головного мозга тесно связано с развитием движений пальцев рук и кисти.

5. Помощь в развитии внимания, памяти, мышления, то есть тех психических процессов, которые у детей с речевыми недостатками оказываются также нарушены.

Основная работа с родителями начинается с начала учебного года. Традиционно существуют несколько форм работы с родителями детей, посещающих логопедический кабинет. Это:

  1. Родительские собрания.
  2. Консультации для родителей.
  3. Открытые занятия для родителей.
  4. Оформление специальных стендов по вопросам исправления нарушений речи, закрепления поставленных звуков, практических рекомендаций по коррекции психического развития детей.
  5. Индивидуальные беседы с родителями.

Первая встреча логопеда с родителями имеет очень большое значение для всей последующей работы. От этой встречи зависит зачастую дальнейшее сотрудничество педагогов и родителей. Педагоги обязательно узнают об обязанностях ребёнка, его здоровье, возможных недомоганиях. У детей с речевыми недостатками часто нарушен сон, есть дневной энурез, утомляемость, расторможенность в поведении, вспыльчивость, агрессивность. Дети не могут быстро есть, медленно жуют, едят неаккуратно, отказываются от пищи. Очень часто они не умеют играть, общаться друг с другом. Мы стараемся приветливо и доброжелательно встретить нового ребёнка, помочь ему быстрее адаптироваться в нашей школе. От того, с какими впечатлениями будет приходить ребёнок из школы домой, будет зависеть и настрой родителей на помощь педагогам.

Первые встречи родителей с логопедом я назначаю после предварительного обследования детей, в конце второй недели сентября, когда я уже имею достаточное представление о детях, поступивших в школу. Это обусловлено тем, что логопеду необходимо подготовиться к беседе с родителями. Отношение родителей к нарушениям речи своего ребёнка бывает разным. Некоторые родители, особенно отцы, полностью отрицают наличие у ребёнка речевого недоразвития. Значит, мне необходимо доказать, что ребёнок нуждается в специальной помощи. Другие же родители часто необоснованно беспокоятся по поводу умственного и речевого развития ребёнка, искусственно занижают его возможности.

Как правило, родители отмечают только неправильное произношение звуков и очень редко улавливают другие нарушения у ребёнка.

Также по-разному родители относятся к состоянию общего психического развития ребёнка и к своей роли по коррекции недостатков этого развития, от полного отрицания своего участия в этой работе до большого желания исправить все недостатки самостоятельно.

Обязательно я определяю для себя цели беседы:

  1. Сбор анамнеза.
  2. Ознакомление родителей с результатами обследования детей.
  3. Первые задания родителям.

Тема первого родительского собрания «Влияние неполноценной речи на развитие ребёнка. Результаты логопедического обследования».

В доступной форме излагаем основные отклонения в речевом развитии детей, показываем степень отставания их от необходимых норм.

Следующее родительское собрание проводим в январе. Начинается оно с открытого занятия для родителей, которое проводит логопед. Задания я подбираю так, чтобы родителям были видны итоги работы за первое полугодие. Затем логопед в своём сообщении подводит итоги работы, раскрывает пути дальнейшего обучения. Я рассказываю обязательно об успехах каждого ребёнка и о трудностях, которые возникли.

Учителя в свою очередь рассказывают об особенностях усвоения школьной программы.

Последнее родительское собрание мы проводим в мае. Тема собрания: «Результаты коррекционной работы за учебный год. Коротко о нарушениях письма и чтения. Рекомендации на лето».

Логопед сообщает об итогах коррекционного обучения, успехах каждого ребёнка, даёт рекомендации отдельным детям.

Консультации для родителей провожу еженедельно. Тема их может быть самой разнообразной:

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Выполнение домашнего задания.
  3. Развитие мелкой моторики рук.
  4. Как учить детей запоминать.
  5. Как следить за автоматизацией звука дома.
  6. Обучение грамоте.
  7. Словарная работа.
  8. Речевые игры дома.

Мы из опыта работы определили два условия, при которых родители стремились дома выполнять наши рекомендации:

  1. Показ на консультации наглядного материала.
  2. Обязательный показ упражнений с ребёнком перед родителями.

В конце каждого занятия даю задания на неделю, объясняю, как выполнить задание, что нужно нарисовать или наклеить.

Единая направленность деятельности учителя, логопеда и психолога является залогом успешности в преодолении нарушений речи у младших школьников.

Психолог и логопед, занимаясь изучением ребёнка для выбора форм коррекционного воздействия, прогнозирования их эффективности, также определяют недостатки его общего и психического развития и организуют работу по их исправлению.

Совместная работа строится с постепенным расширением зоны ближайшего и переводом её в зону актуального развития. Подобная координация позволяет учащимся постепенно преодолевать затруднения и создаёт условия для успешного решения образовательных и воспитательных задач.

В последнее время в школьной педагогике актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям школьного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы по предупреждению речевых нарушений у школьников логопедов, учителей начальных классов, воспитателей групп продлённого дня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ.

Планирование работы взаимосвязи учителя-логопеда и педагога-психолога....

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и педагога-психолога при осуществлении коррекционно−развивающей деятельности

Сотрудничество учителя-логопеда и педагога-психолога  предусматривает взаимодействие в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личн...

Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в дошкольном учреждении

Цель совместной работы: тесное взаимодействие учителя-логопеда и  психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное ра...

Организация совместной работы учителя - логопеда и педагога - психолога в дошкольном учреждении

Представленный опыт работы поможет создать модель коррекционно - развивающей деятельности логопеда и психолога, обозначить основные направления взаимодействия специалистов, разработать систему работы ...

Итоговое занятие по взаимодействию учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной логопедической группе: «Путешествие по стране знаний».

Открытое итоговое занятие в форме речевого праздника, отражающего взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми подготовительной группы для логопедов города....

Преемственность в работе учителя - логопеда и педагога - психолога по профилактике речевых и когнитивных нарушений у детей младшего дошкольного возраста.

Статья представляет  опыт совместной работы учителя - логопеда и педагога - психолога по предупреждению речевых и когнитивных нврушений у детей младшего дошкольного возраста....

Особенности коррекционно-педагогического сопровождения образовательного процесса детей с ОВЗ в рамках совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога

Психолого-педагогическое обследование детей с ОВЗ выявляет те недостатки в развитии речевой и познавательной сферы, которые невозможно определить по-отдельности во время только психологического или то...