Лексическая тема "Космос"
рабочие листы по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Надежда Алексеевна Кузнецова

Лексико-грамматическая работа помогает решить следующие задачи:

  • Обогатить словарный запас. Для этого накапливают новые слова, относящиеся к различным частям речи, активно используют различные способы словоизменения и словообразования.
  • Учить свободно и адекватно пользоваться лексическими средствами языка в целях устного общения.
  • Развивать и совершенствовать грамматическое оформление речи. Для этого овладевают словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmos_roditeley_podg_gruppa_sayt.docx559.78 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Тема: «Космос»

Развитие лексико-грамматического строя речи

*ПОГОВОРИТЕ с ребёнком о космосе и полете Ю. А. Гагарина. Посмотрите фото по теме.

Лексика  (словарь ребёнка должен включать слова): Предметный: Вселенная, космос, планета, Солнце, Луна, Венера, Земля, Большая медведица, Малая медведица, Млечный путь, звезда, звездопад, созвездие, метеорит, комета, затмение. Космодром, космонавт, шлем, скафандр, ракета, корабль, спутник, орбита, станция, луноход,  старт, посадка. Астроном, телескоп, открытия.

Глагольный: Чернеет, пугает, манит, кружится, светит, всходит, заходит, движется(по орбите), загорается, мерцает, горит, помогает(ют) (морякам), падает, распускает(хвост), сгорает, передает(информацию), учится, управляет, летает, изучает, исследует, наблюдает, открывает(новые звезды).

Признаков: Солнечный, лунный, земной, звездный, космический, искусственный, автономная, межзвездный, межпланетный, большой(ая,ое), огромный(ая,ое), необъятный(ая), интересная(ый), манящий(ая), маленький(ая), круглая(ое), жаркое, далекая(ое,ий), безвоздушное, горящая(ий,ее), светящееся, блестящая(ий), удивительная(ый,ое), быстрая, падающая, летящая(ий), научная(ый), смелый, сильный, умный, любознательный,  новая, солнечное (затмение), лунное (затмение).

1) "Назови ласково" Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

солнце -                                                                                                                                      

Земля-                                                                                                                                

корабль-                                                                                                                                

звезда-                                                                                                                                        

ракета-                                                                                                                                  

космонавт-…и т. д

2) «Где какой?» Цель: активизировать словарь по теме, образовывать прилагательные от существительных, развивать тактильные ощущения.

На Земле – земной

На Луне – (лунный)

На Солнце - солнечный

На планете – планетный

Между звезд – межзвездный

Между планет – межпланетный и т.д.

3) Игра «Посчитай 1-2-5». Цель: согласование существительного с числительным

Один космонавт …., два … , пять ...

Одна ракета …., два … , пять ...

Одно солнце …., два … , пять ...

Одни полёт …., два … , пять ...

4) Игра «Один-много»  Цель: активизировать словарь антонимов

ракета – ракеты

планета – планеты

комета – кометы

звезда – звезды

спутник – спутники

5) Игра «Скажи наоборот» Цель: развивает мышление и воображение; устанавливать причинно-следственные связи, находить сходство и различие между предметами.

далёкий — близкий                                                                                                                  

тесный — свободный                                                                                                                            

большой — маленький                                                                                                                                      

улетать — прилетать                                                                                                                          

высокий — низкий                                                                                                                        

взлетать — приземлятся                                                                                                                              

включать — выключать                                                                                                                          

тёмный — светлый                                                                                                                    

подниматься — опускаться                                                                                                                          

яркий — темный

Развитие моторики.

1) «Посадили мы картошку!»  Цель: переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики.  

Раз-два, стоит ракета.                          (Поднимают руки вверх)

Три-четыре, скоро взлет.                (Соединить ладони над головой)

Чтобы долететь до солнца                (Круг руками)

Космонавтам нужен год.                (Руки на щеках, качают головой)

Но дорогой нам не страшно     (Руки в стороны, наклоны корпусом вправо влево)

Каждый ведь из нас атлет               (Сгибают руки в локтях)

Пролетая над землею                         (Легкий бег, руки соединены перед собой)

Ей передадим привет.                         (Поднимают руки вверх и машут)

2) Выложить из палочек: ракету

Развитие связной речи.

Составить рассказ » Цель: обучение связной речи.

Кто летает в космос?

Что надевает космонавт?

На чём летают в космос?

Что есть в космосе?

C:\Users\laurikkala\Desktop\Надежда\ДЕФо\bf78296958e2926dbf550545902c1e53.jpg

C:\Users\laurikkala\Desktop\Надежда\ДЕФо\7d2fe1f1b82452bfef4723eac0af1474.jpg

C:\Users\laurikkala\Desktop\Надежда\ДЕФо\10eee1c253ee15c31876010c8582039a.jpgC:\Users\laurikkala\Desktop\Надежда\ДЕФо\космос.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года». Лексическая тема «Осень»

Пальчиковые игры по теме "Времена года". Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето...

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

Тематическое планирование лексических тем. Логопедические пятиминутки. Материалы по лексическим темам для сайта.

        В этом учебном году, 2015-2016, мы решили в разновозрастной  логопедической группе взять за основу программу Н.Нищевой.  Программа хорошо проработана, по н...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...