Рекомендации по развитию процессов памяти у дошкольников с ЗПР
консультация по коррекционной педагогике
Память – это важнейший вид умственной деятельности, развитие которого крайне необходимо начинать в раннем возрасте, ведь хорошая память позволит малышу лучше усваивать материал в детском саду и школе. Развивающие игры на память являются помощниками в тренировке зрительной и слуховой памяти.
Дошкольное детство – возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Память – доминирующая функция, которая проходит большой путь в процессе своего становления. Память дошкольников характеризуется рядом специфических особенностей. Одна из них – непроизвольность. Ребенок не ставит перед собой цели что – то запомнить или вспомнить и не владеет специальными приемами запоминания. Интересные события откладываются в его памяти непроизвольно, без особого труда. Это касается и словесного материала, если он вызывает эмоциональный отклик. Поэтому ребенок с легкостью может выучить стихотворение. Легкими для понимания и запоминания являются сказки, рассказы, диалоги из фильмов, потому что сопереживает и сочувствует героям. А хорошо понять – значит легко запомнить.
В дошкольном возрасте память играет активную роль в процессе формирования гармонично развитой личности. Именно поэтому возраст 3 – 4 лет становится для ребенка временем его первых осознанных детских воспоминаний.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 48.69 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 1» городского округа Самара
юр. адрес: 443028, г. Самара, Красноглинский район, микрорайон Крутые ключи, дом 34
тел. 8 (846) 213-15-71, 213-15-72 e-mail: sdo.ds1@63edu.ru
Рекомендации для педагогов по развитию процессов памяти у дошкольников с задержкой психического развития
Автор-составитель:
педагог-психолог Аксененко Ю.А.
Самара, 2025 г.
В настоящее время продолжает сохраняться тенденция к увеличению количества детей, испытывающих проблемы в психическом развитии, которые не носят патологического характера, но вместе с тем приводят к появлению большого количества трудностей как в усвоении дошкольной программы воспитания и обучения, так и в процессе обучения в школе. Причины неуспешного обучения разнообразны, к наиболее часто встречающимся относится задержка психического развития.
У детей с ЗПР нет грубого органического поражения мозга. На первый план выступают симптомы возрастного недоразвития, несформированности тех или других психических функций, слабость произвольной регуляции поведения. В условиях ЗПР затруднен процесс формирования высших психических функций, страдает личностное развитие ребёнка, не в полной мере реализуются возрастные возможности.
Роль памяти в развитии ребенка.
Память является одной из важнейших психических функций. Она лежит в основе формирования индивидуального опыта человека, его речи, мышления, эмоций, двигательных навыков. Память обеспечивает накопление знаний, необходимых для успешной и продуктивной работы, является непременным условием обучения и развития индивида, становления его личности.
По объекту запоминания память:
Зрительная: удержание и воспроизведение при необходимости визуальных символов (память на лица и пр.).
Слуховая: cохранение звуковых образов и впечатлений.
Тактильная: удержание ощущений, полученных при прикосновении к чему-либо.
Эмоциональная: сохранение ощущений, полученных при потрясении, всплеске чувств.
Вкусовая: запоминание вкусовых ощущений.
Обонятельная: восприятие запахов.
Двигательная или моторная: запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений.
По участию воли в процессах памяти:
Произвольная, непроизвольная.
По участию мышления в процессах памяти:
Механическая, логическая, ассоциативная.
Проблемы в развитии памяти у детей с ЗПР.
Состояние памяти у детей с ЗПР, как правило, не соответствует возрастным показателям, наблюдается отставание в уровне развития мышления и памяти. Более выражена связь памяти с наглядно-действенным и наглядно-образным, чем вербально-логическим мышлением. Память детей с ЗПР отличается качественным своеобразием, при этом выраженность дефекта зависит от генеза задержки психического развития.
Для детей с ЗПР характерны следующие особенности:
-ограничен объём памяти;
- снижена прочность запоминания;
-характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации.
В наибольшей степени страдает произвольное запоминание. Коррекционную помощь детям целесообразно строить, учитывая эти особенности.
Необходимо постоянно поддерживать их энергетический уровень, а также пользоваться более эмоционально насыщенными играми и методиками. Каждый новая информация, должна быть основана на ранее известном материале. Варьирование сложности заданий позволяет создать ситуацию успешности для ребёнка, что в свою очередь, обеспечивает мотивационную составляющую коррекционного процесса. Лучше всего запоминается информация, которая дается в начале и конце занятия. Именно поэтому начинать и заканчивать занятие, с детьми нужно акцентируя их внимание на важных моментах.
Игра – это самый доступный вид деятельности для детей. В игре ребёнок перерабатывает полученные из окружающего мира знания и впечатления. Именно благодаря игровой деятельности у дошкольника с ЗПР ярко проявляются особенности запоминания, воображения и мышления, а также, его активность и эмоциональность, которые развивают потребности в общении.
Игры для коррекции слухоречевой памяти:
🍃«Магазин»
Вы можете отправить ребенка в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 1—2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5 —7. В этой игре полезно менять роли: и взрослый, и ребенок по очереди могут быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» и любые другие.
🍃«Повтори и продолжи»
Ребенок называет какое-нибудь слово. Следующий участник игры повторяет это слово и добавляет новое. Таким образом, Каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце новое слово. Варианты игры: составление рядов из слов одной обобщающей группы (например: ягоды, фрукты, животные, мебель, посуда и т.д.); из определений к существительному (например: «Арбуз какой?» Ответы: «Зеленый полосатый, сочный, сладкий, большой, круглый, спелый, тяжелый, вкусный (и т.д.)»). Более сложным является задание на составление связного рассказа, когда каждый из участников, повторяя предыдущие предложения, добавляет свое.
Игра для коррекции зрительной памяти:
🍃 Дидактическая игра «Чего не стало?»
Цель: развитие зрительного восприятия, расширение объема кратковременной зрительной памяти.
Инструкция:
На столе раскладывается 3-6 любых предметов или тематических картинок, которые ребенок должен запомнить. Затем ребенок закрывает глаза, и педагог убирает один предмет или картинку. Ребенок называет, чего не стало.
Игра постепенно усложняется — убираются или заменяются другими 2-3 предмета или картинки.
Игры для коррекции двигательной памяти и тактильной:
🍃 Игра «Рисование линий без зрительной опоры».
Цель: активизация двигательной памяти при запоминании и рисовании линий различной конфигурации без зрительного контроля, оптимизация межполушарного взаимодействия.
Ребёнку предлагают обводить по контуру различные линии: прямая линия, волна, зигзаг, забор, пунктир и другие (5-7 линий), затем с завязанными глазами нарисовать их самостоятельно, без контура, стараясь сохранить заданную последовательность.
🍃 Игра «Восстанови последовательность».
На стол выкладываются 5-6 кусочков тканей. Ребенку с завязанными глазами предлагают пощупать их. Затем кусочки тканей перемешивают и предлагают ребенку выложить их на столе в той последовательности, в которой они были изначально.
🍃 Игра «Повтори движения».
В эту игру можно играть как с одним малышом, так и с группой. Детям нужно показать танцевальные движения, двигаясь от простых к сложным, и попросить их повторить.
🍃 Игра «Остановись вовремя!».
Перед началом игры нужно договориться с ребенком или с группой, какое движение под запретом (например, хлопок в ладоши). Игра заключается в повторении движений вслед за ведущим. Когда ведущий делает запрещенное движение, все должны остановиться. Тот, кто не среагирует вовремя, выбывает из игры.
Игры для коррекции эмоциональной памяти:
🍃 Игра «Веселый-грустный».
Ребенку нужно показать карточки с изображениями леденцов, воздушных шаров, пышного торта — всего, что может вызвать положительные эмоции. И изображения, которые вызовут негативные чувства — разбитую чашку, серые тучи, закрывающие солнце, болеющего человека с градусником под мышкой. Показывая каждую карточку по очереди, нужно попросить ребенка сказать, что он чувствует при взгляде на картинку. Какие эмоции вызывает у него рисунок? Главная задача — вовлечь ребенка в процесс восприятия, в котором сознательно включается эмоциональный фактор.
🍃 Игра «Выбери эмоцию».
Для этой игры понадобятся карточки с изображением эмоций — радость, грусть, гнев и т. п. Ребенок должен выбрать карточку, а потом попытаться рассказать о том, какую эмоцию он выбрал и почему. Например: «Сегодня я злой, потому что…».
🍃 Игра «Угадай по голосу».
Еще одна форма игры — угадывание эмоций по голосу. Можно произносить простые фразы, например: «Сегодня утром я снова ел кашу». Постарайтесь передать голосом эмоцию, которую испытываете, и пусть ребенок попробует отгадать, что это за эмоция.
Память ребенка постоянно трансформируется и совершенствуется: поначалу это механическое запоминание, которое с течением времени становится все более и более осознанным. Для ускорения и улучшения результатов можно использовать игры, приведенные выше, как упражнения, способствующие максимальному раскрытию способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по развитию зрительной памяти у детей 5-7 лет
Игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста, игра и игровые упражнения становятся наиболее эффективным методом развития психических процессов у дошкольников. В данном мат...
Методические рекомендации по развитию образной памяти детей с использованием мнемотехнических приемов.
У детей младшего дошкольного возраста еще отсутствуют процессы памяти как специальные действия, направленные на запоминание и припоминание. Ребенок этого возраста еще не умеет целенаправленно за...

Рекомендации для развития детской памяти
рекомендации для родителей как лучше развивать память своего малыша...

Методические рекомендации по формированию процессов памяти у дошкольников с дизартрией при ДЦП
В статье представлены задания на:1) на развитие процессов узнавания;2) на развитие процессов воспроизведения;3) на развитие избирательности памяти....

Консультация для педагогов на тему: «Игры для развития процессов памяти и мышления»
Тема консультации: "Игры для развития процессов памяти и мышления"...
КОРРЕКЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Изучению памяти человека посвящены работы исследователей: А.Р. Лурия, П.Я. Гальперини, Я.Л. Коломинского, Р.С. Немова, Е.А. Панько, И.М. Сеченова, А.А. Смирнова, А.Г. Асмоловой, Ж. Пиаже, Д.Б. Эл...
«Игры для развития процессов памяти и мышления»
Говорят, у одних она большая и крепкая, а у других совсем дырявая – не чего не держит. О чем идет речь? О корзине? О кладовой? Нет, речь идет о памяти.П...

