ЛЭПБУК КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОВЗ: УГЛУБЛЕННЫЙ АНАЛИЗ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
статья по коррекционной педагогике

Иванова Татьяна Григорьевна

Аннотация. Одна из ключевых задач коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) - создание благоприятной среды, стимулирующей реабилитацию и развитие необходимых для социальной адаптации качеств и навыков. Дети с ОВЗ часто сталкиваются с трудностями в восприятии информации, обработке данных и коммуникации. Поэтому традиционные методы обучения зачастую оказываются недостаточно эффективными. Педагоги детских садов и коррекционных учреждений постоянно ищут новые подходы, стремясь обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку  с учетом его специфических особенностей. В этом контексте лэпбук (это самодельная книжка-папка с различными кармашками, окошками, подвижными элементами, содержащая информацию по определенной теме) проявляет себя как уникальный инструмент, способствующий интенсивному развитию и коррекции речевых и познавательных функций у детей с ОВЗ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk_kak_effektivnaya_forma_raboty_s_doshkolnikam.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:

ЛЭПБУК КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОВЗ: УГЛУБЛЕННЫЙ АНАЛИЗ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Т.Г.Иванова

МБДОУ «Детский сад №136» г. Чебоксары Чувашская Республика

tanya02021973@mail.ru 

Аннотация. Одна из ключевых задач коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) - создание благоприятной среды, стимулирующей реабилитацию и развитие необходимых для социальной адаптации качеств и навыков. Дети с ОВЗ часто сталкиваются с трудностями в восприятии информации, обработке данных и коммуникации. Поэтому традиционные методы обучения зачастую оказываются недостаточно эффективными. Педагоги детских садов и коррекционных учреждений постоянно ищут новые подходы, стремясь обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку  с учетом его специфических особенностей. В этом контексте лэпбук (это самодельная книжка-папка с различными кармашками, окошками, подвижными элементами, содержащая информацию по определенной теме) проявляет себя как уникальный инструмент, способствующий интенсивному развитию и коррекции речевых и познавательных функций у детей с ОВЗ.

Ключевые слова: лэпбук, дошкольники с ОВЗ (ТНР), дошкольный возраст.

Лэпбук - это современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса, отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:

  • трансформируемость - лэпбук позволяет менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
  • полифункциональность - использование папки в различных видах детской активности. Лэпбук можно использовать в работе как со всей группой, так с подгруппой и индивидуально;
  • вариативность - периодическая сменяемость игрового материала, обеспечивающего свободный выбор детей, появление новых материалов, стимулирующих активность детей. В лэпбуке существует несколько вариантов использования каждой его части;
  • доступность лэпбука обеспечивает все виды детской активности, обеспечивает доступность и для детей с ОВЗ, и для детей-инвалидов, возможно использование в любом помещении, где осуществляется образовательная деятельность, в том числе и на прогулочном участке ДОУ;
  • насыщенность - среда соответствует возрастным особенностям детей: в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал, использовать его в различных видах детской деятельности (игровой, познавательной, исследовательской и творческой).

Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми:

  • включенность воспитателя наравне с ребенком в деятельность;
  • добровольное присоединение детей к деятельности;
  • свободное общение и перемещение детей во время деятельности;
  • открытый временной конец деятельности (каждый из участников работает в своем темпе).

Эффективность лэпбука обусловлена несколькими факторами.

- Он представляет возможность многосенсорного обучения. Дети не только слушают и смотрят, но и активно взаимодействуют с материалами лэпбука: перекладывают карточки, открывают окошки, передвигают фигурки. Это способствует лучшему запоминанию и усвоению информации, особенно важно для детей с нарушениями внимания или памяти.

-  Лэпбук позволяет индивидуализировать образовательный процесс. Учитывая индивидуальные потребности ребенка, педагог может создать лэпбук, направленный на развитие конкретных навыков и компенсацию определенных дефектов. Например, для ребенка с задержкой речевого развития лэпбук может содержать карточки с изображениями предметов и соответствующими названиями, стимулируя словарный запас. Для ребенка с проблемами внимания можно использовать яркие цвета, контрастные изображения и интерактивные элементы.

- Лэпбук способствует развитию мелкой моторики. Работа с карточками, застежками, липучками и  другими элементами лэпбука требует тонких движений рук, что положительно сказывается на развитии моторики и координации. Это особенно важно для детей с ДЦП или другими двигательными нарушениями.

- Лэпбук позволяет превратить образовательный процесс в занимательную игру. Дети с ОВЗ часто испытывают трудности в обучении из-за низкой мотивации. Лэпбук же делает обучение более интересным и увлекательным, повышая уровень заинтересованности ребенка и его активное участие в процессе. Это особенно важно для детей  с расстройствами аутистического спектра, которые часто нуждаются в специальных методах мотивации. Кроме того, лэпбук способствует развитию самостоятельности и творческих способностей детей. Ребенок может принять активное участие в создании лэпбука, выбирая темы и рисунки, материалы. Это позволяет ему проявить свою индивидуальность и чувствовать себя увереннее. Создание лэпбука также способствует развитию коммуникативных навыков. Работа над проектом часто проводится в группе, что позволяет детям взаимодействовать друг с другом, обмениваться мнениями и совместно решать задачи. В работе с детьми с ОВЗ важно использовать интегрированный подход, объединяя различные методы и технологии. Лэпбук может быть эффективно использован в комбинации с другими методами коррекционно-развивающей работы, такими как логоритмика, игротерапия, арт-терапия. Например, лэпбук по теме «Звуки речи»может быть дополнен логоритмическими упражнениями, а лэпбук по теме «Эмоции»- игротерапевтическими занятиями.

Важно отметить, что создание и использование лэпбука- это не просто изготовление наглядного пособия. Это целый процесс, требующий тщательного планирования, подбора материалов и учета индивидуальных особенностей каждого ребенка. Педагог должен четко определить цели и задачи, которые он преследует, выбрать соответствующую тему и разработать структуру лэпбука. При этом необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей с ОВЗ, а также их интересы и мотивацию. Только в этом случае лэпбук станет действительно эффективным инструментом коррекционно-развивающей работы. Разработка лэпбука должна осуществляться с учетом принципов доступности, наглядности и занимательности. Использование ярких цветов, разнообразных текстур и интересных иллюстраций повышает заинтересованность детей и способствует лучшему усвоению информации. Для детей с нарушениями зрения необходимо использовать крупный шрифт, контрастные цвета и тактильные элементы. Для детей с нарушениями слуха важно использовать наглядные изображения и жесты.

В заключении можно сказать, что лэпбук является одним из наиболее эффективных инструментов коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ОВЗ. Его  использование позволяет повысить качество образовательного процесса, способствует развитию речевых, познавательных и творческих способностей детей, а так же их социальной адаптации.  Однако, для достижения максимальной эффективности необходимо тщательно планировать работу с лэпбуком, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка и используя интегрированный подход.

Список литературы

  1. Венгер Л. В. Развитие мышления дошкольника / Л. В. Венгер // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 7. [– С. 15-18.]
  2. Гатовская Д.А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, [2015. — С. 162-164.]
  3. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника / Н. Н. Поддьяков. - Москва: Педагогика, 1977. –[ 262 с.3.]
  4. Тарасова О.К. Алгоритмизация процесса обучения математике детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. — 2016. — №19.1. — [С. 32-35.]

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Лэпбук как эффективная форма работы с родителями в ознакомлении с культурой, бытом и природой родного края»

Совсем недавно в современной педагогике появилось новое средство обучения – лэпбук. Это тематическая папка, содержащая множество кармашков, окошечек, миниатюрных книжечек. Она может вместить огромное ...

доклад «Лепбук- как эффективная форма работы с дошкольниками ОВЗ»

описана работа детей с лепбуком, положительные стороны развития дошкольников...

Консультация для педагогов на тему: Лэпбук как эффективная форма работы с родителями в ознакомлении с культурой, бытом и природой родного края.

Патриотическое воспитание дошкольника - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям ...

Лэпбук как эффективная форма работы учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста

Одной из задач коррекционно-образовательной работы с детьми,имеющими ограниченные возможности здоровья, является созданиеоптимальных условий для реабилитации и развития тех качеств и навыков,которые н...