Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте
консультация по коррекционной педагогике
В играх детей дошкольного возраста особое место занимают игры, которые они придумывают сами. Это творческие или сюжетно-ролевые игры, в которых дети разыгрывают ситуации из жизни и деятельности взрослых. В процессе игры ребёнок чувствует себя частью коллектива, учится объективно оценивать действия и поступки других детей и свои собственные.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте
В играх детей дошкольного возраста особое место занимают игры, которые они придумывают сами. Это творческие или сюжетно-ролевые игры, в которых дети разыгрывают ситуации из жизни и деятельности взрослых. В процессе игры ребёнок чувствует себя частью коллектива, учится объективно оценивать действия и поступки других детей и свои собственные.
Основные особенности сюжетно-ролевой игры:
- Соблюдение правил. Осваивая правила ролевого поведения в игре, ребёнок также усваивает моральные нормы, связанные с ролью. Дети понимают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношение к работе, событиям и явлениям общественной жизни, людям и вещам. В игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, их поступкам, нормам и правилам поведения в обществе.
- Социальный мотив игры. В сюжетно-ролевой игре заложен социальный мотив. Игра позволяет ребёнку оказаться в мире взрослых и самостоятельно разобраться в системе их отношений.
- Эмоциональное развитие. Игра ребёнка очень эмоциональна. Он отличает игру от реальности, в его речи часто присутствуют слова «как будто», «понарошку» и «по-настоящему». Однако игровые переживания всегда искренни. Ребёнок не притворяется: мама по-настоящему любит свою куклу-дочку, а водитель серьёзно озабочен тем, удастся ли спасти попавшего в аварию товарища.
С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и сложными. Игра не только выявляет переживания ребёнка, но и формирует его чувства. Подражая космонавтам, ребёнок выражает своё восхищение ими и мечтает стать таким же. Сюжетно-ролевая игра — это школа чувств, в которой формируется эмоциональный мир малыша.
- Развитие интеллекта. В сюжетно-ролевой игре развитие замысла связано с общим умственным развитием ребёнка и формированием его интересов. У детей дошкольного возраста появляется интерес к различным событиям жизни и видам деятельности взрослых; они начинают подражать любимым героям книг. В результате замыслы игр становятся более устойчивыми и иногда сохраняются на длительное время. Появление долгосрочной перспективы игры говорит о новом, более высоком уровне развития игрового творчества. При этом наблюдается не повторение одной и той же темы, как у младших детей, а постепенное развитие и обогащение задуманного сюжета. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся целенаправленными. Длительное пребывание ребёнка в одной роли заставляет его глубже понимать то, что он изображает.
- Развитие воображения и творчества. В длительных сюжетно-ролевых играх плановость и согласованность действий сочетаются с импровизацией. Дети намечают общий план и последовательность действий, но во время игры могут возникать новые идеи и образы. Для детей этого возраста важны яркие зрительные впечатления. В дальнейшем эти впечатления включаются в любимые игры.
Для осуществления замысла в сюжетно-ролевой игре ребёнку необходимы игрушки и различные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии с выбранной ролью. Если нужных игрушек нет, дети могут использовать другие предметы, наделяя их воображаемыми свойствами. Эта способность видеть в предмете несуществующие качества является одной из характерных особенностей детства.
- Развитие речи. В создании образа важную роль играет слово. Оно помогает ребёнку выразить свои мысли и чувства, понять переживания партнёра и согласовать с ним свои действия.
Л. С. Выготский доказал, что развитие детского воображения напрямую связано с освоением речи. Дети, у которых есть проблемы с речью, также отстают в развитии воображения.
Особенно ярко роль слова проявляется в режиссёрских играх, где ребёнок не берёт на себя роль, как в обычной игре, а передвигает кукол и другие игрушки и говорит за них. Элемент режиссуры присутствует в каждой игре с куклами. «Мама» говорит и действует и за себя, и за дочку-куклу.
Режиссёрские игры помогают детям развивать воображение, творческие способности и навыки общения. Они также способствуют лучшему пониманию социальных ролей и отношений, поскольку дети учатся взаимодействовать с куклами и другими персонажами, представляя различные ситуации и эмоции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте. Сюжетно-ролевая игра «Семья».
Алгоритм сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте. Сюжетно-ролевая игра «Семья». Рекомендации Беседы: «Моя семья», «Кем работает папа, мама», «Моя родословная», «Традиция Вашей семьи», «Ка...
Программно – методический материал на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬЕ"
ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬЕ...
Основные направления развития сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста
Основные направления развития сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста...
Формирование представлений о труде взрослых как одно из условий развития содержания сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста
Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему и приносящее пользу людям. Поэтому так важно познакомить ребенка с миром профессий, рассказать о тех качествах харак...
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Уже в раннем возрасте ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и исполь...

Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Горница" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Оганизация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.
Цель и задачи: Закрепление культурных навыков, сообщение детям некоторых знаний по домоводству....

Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.
Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...