УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Уже в раннем возрасте ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attestatsionnaya_rabota_degtyareva_n.e.docx51.57 КБ

Предварительный просмотр:

        МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

САРАТОВСКОЙ  ОБЛАСТИ        

Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Саратовский областной учебный центр»

 Специальность: «Воспитатель»

 Направление: «Воспитатель

 детей дошкольного

 образовательного учреждения»

                

АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Выполнил: Дегтярева Нина Евгеньевна

                                                             

г. Саратов

2017

Содержание:

Введение …………………………………………………………….….стр.3

1. Теоретические основы сюжетно-ролевой игры

1.1. Создание условий для организации и проведения сюжетно-ролевых игр в группах младшего дошкольного возраста…………………………….стр.7

1.2. Способы развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников………………………………………………………………стр.8

2. Предметно-развивающая среда, оборудование для развития сюжетно-ролевых игр на примере второй младшей группы МБДОУ «Детский сад №?» Энгельсского муниципального района Саратовской области………………………………………………………………..…….стр.16

     Заключение………………………………………………………………….стр.25

    Использованная литература ……………………………………………..стр.27

   Приложение-Конспект Сюжетно-ролевая игра «Самолет» в младшей группе

………………………………………………………………..стр.28

 

Введение

В соответствии с ФГОС обучение детей происходит в игре, т.к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью.

Уже в раннем возрасте ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Право играть зафиксировано и в Конвенции о правах ребенка.

Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности.

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.

Сюжетно-ролевая игра – это вид игры ребенка дошкольного возраста. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

Сюжет игры – это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры -  характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т.д.). Роль выражается в действиях, мимике, речи, пантомиме.

Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества – это наиболее благоприятное обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов. В игре с особой силой  проявляются индивидуальные особенности ребенка, при этом можно наблюдать, что один и тот же ребенок обнаруживает разный уровень игрового творчества в зависимости от содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений с товарищами.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ 

  1.1. Создание условий для организации и проведения сюжетно-ролевых игр в группах младшего дошкольного возраста

Cюжетно - ролевая игра - это вид игровой деятельности, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий. В ходе ее воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.

Наблюдая за детьми, я заметила, что ребенок стремится облюбовать, оборудовать и обжить какое-либо пространство, построить свой собственный маленький мирок. Коробка для них идеальное средство для построения корабля,  домика и многого другого. Ширма, одеяло, кусок ткани, картона все может служить для постройки, тут же разворачивается игра.

Удивительно, как ловко дети используют любое пространство, даже самое маленькое местечко может быть приспособлено ребенком для игры. Например, Сережа, Влад, Илья любят разворачивать детскую игру под столом.

Ребенок берет игрушку и выстраивает систему связей и отношений, в которую входит данная вещь. Так игра «Аэропорт» началась с того, что детей заинтересовали несколько игрушечных самолетиков, обыграв отношения «летчик-самолет» дети приступили к строительству ангара и развили тему ремонта самолета. Появляется новая роль: механик, затем - пассажиры и начинается строительство и обустройство зала для пассажиров. Я помогала создавать условия для организации и проведения сюжетно – ролевой игры.

1.2. Способы развития сюжетно-ролевой игры у младших дошкольников 

Игра ребенка дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности ребенка, при этом можно наблюдать, что один и тот же ребенок обнаруживает разный уровень игрового творчества в зависимости от содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений с товарищами.

Многие отечественные и зарубежные психологи считают, что никто не разовьет творческие способности ребенка лучше, чем он сам. Поэтому, прежде всего ребенку нужно создать условия для спонтанной творческой игры.

Можно выделить основные задачи, которые стоят перед воспитателем при руководстве сюжетно-ролевыми играми:

  1. Развитие игры, как деятельности;
  2. Использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.

Развитие игры как деятельности означает расширение тематики детских игр, углубление их содержания. В игре дети должны приобретать положительный социальный опыт, вот почему необходимо, чтобы в ней находили отражение любовь взрослых к труду, дружба, взаимопомощь и др.

Чем организованнее игра, тем выше ее воспитательное воздействие. Признаками хорошей игры являются: умение играть сосредоточенно, целенаправленно, учитывать интересы и желания своих товарищей, дружески разрешать возникающие конфликты, помогать друг другу при затруднениях.

Однако игра также может быть источником формирования и отрицательного опыта, когда одни и те же дети выступают как организаторы, берут себе главные роли, подавляя самостоятельность и инициативу других; в игре может найти отражение отрицательных сторон жизни взрослых. Воспитатели, руководя игрой, должны обеспечивать накопление положительного опыта социальных отношений.

Постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений – одно из важнейших условий развития полноценной игры в той или иной группе детей.

Немаловажным для развития сюжетно-ролевой игры является педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, что создает «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры как деятельности.

Подбор игрушек должен осуществляться в соответствии с основной тематикой детских игр в данной возрастной группе, с учетом ближайшей перспективы их развития. Для детей младшего дошкольного возраста нужна игрушка, позволяющая развернуть игры в семью, детский сад и т.д.

Воспитатель, организуя хранение игрушек, должен также учитывать развитие игровой деятельности. В младших группах наиболее целесообразно хранить игрушки так, чтобы они находились в поле зрения ребенка – в игровых уголках: ведь игрушка стимулирует игровой замысел малыша, поэтому она  быть видна и доступна.

Для правильного руководства играми воспитателю необходимо изучать интересы детей, их любимые игры, полноту и воспитательную ценность бытующих в группе игр; знать, как объединяются дети в игре: кто с кем любит играть, какова нравственная основа этих объединений, их устойчивость, характер отношений в игре и т.д. Наблюдая за играми, воспитатель оценивает степень развития самостоятельности и самоорганизации детей в игре, их умение договориться, создать игровую обстановку, справедливо разрешить возникающие конфликты и т.д.

Косвенное руководство игрой осуществляется путем обогащения знаний детей об окружающей общественной жизни, обновления игровых материалов и т.д., т.е. без непосредственного вмешательства в игру. Это  сохраняет самостоятельность детей в процессе игры.

Одним из приемов такого косвенного воздействия на игры детей является внесение игрушек и создание игровой обстановки еще до начала игры. Этот прием используется для того, чтобы вызвать интерес у детей к новой теме игры или обогатить содержание уже бытующей. Внесение новых игрушек вызывает одновременно и игровой, и познавательный интерес детей.

Прямые приемы руководства (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) дают возможность целенаправленно влиять на содержание игры, взаимоотношения детей в игре, поведение играющих и т.д. Но нужно не забывать, что основное условие использования этих приемов – сохранение и развитие самостоятельности детей в игре.

В концепции Н.Я. Михайленко о формировании сюжетной игры в дошкольном детстве говорится, что развитие самостоятельной игры детей происходит гораздо быстрее, если воспитатель целенаправленно руководит ею, формируя специфические игровые умения на протяжении всего дошкольного детства.

Особенность процесса формирования игровых умений, по мнению Н.Я. Михайленко, заключается в том,  взрослый здесь не педагог, а равный партнер: он как бы занимает позицию ребенка и играет вместе с ним, сохраняя тем самым естественность игры. Вместе с тем, развертывая совместную игру с детьми, воспитатель должен уже с раннего возраста ориентировать ребенка на сверстника, при этом учить его игровому взаимодействию с партнером на доступном для него уровне.

Рассмотрим основные моменты методики применения сюжетно-ролевой игры.

  1. Выбор игры.

Выбор игры, которую педагог включает в коллективную деятельность детей, определяется конкретной воспитательной задачей. Каждая игра выполняет специфичные функции, поэтому педагог должен отчетливо представлять ее реальные возможности.

Элементы творческой игры и игровая форма деятельности могут быть кратковременными или длительными. Это различие весьма существенно для воспитателя. Дело в том, что кратковременно функционирующая игра выполняет лишь роль стимула в преодолении ребенком определенных трудностей.

Воспитательные функции кратковременной игры в некоторой мере ограничены; нередко после эмоционального подъема наступает спад общего настроения. Это происходит в тех случаях, когда у детей не возникло потребности выполнять серьезную деятельность. Игра при этом выполняет лишь роль эмоционального стимула.

Неизмеримо большими возможностями располагает длительно функционирующая игра. Элементы игры, игровая форма при их длительном применении выполняют функции упражнений в организации коллективной деятельности детей. Например, игра «Мойдодыр» постоянно требует от ребят чистоты и опрятности; игра «Самоделкин» позволяет постоянно следить за сохранностью кукольной мебели и группового имущества.

Таким образом, по воздействию на детей игры можно условно подразделить на кратковременные (стимулирующие) и длительные, выполняющие функции упражнений при воспитании у дошкольников положительных черт поведения.

  1. Педагогическая разработка плана игры.

Начальный этап педагогического конструирования длительной игры – наметки ее сюжета, определение игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием. Самая большая трудность разработки длительной игры заключается в том, чтобы увлечь детей игрой в предлагаемом варианте. Младшие дети слабо представляют, как можно играть в космонавтов не на космодроме, а в группе, в моряков – не на речке, а в комнате. Именно по этому при разработке длительной игры воспитателю необходимо стремиться к максимальному насыщению ее игровым содержанием, способным увлечь ребенка. Это с одной стороны. С другой стороны, важно определить предполагаемые роли и средства игровой организации, которые бы способствовали выполнению намеченных воспитательных задач.

  1. Создание воображаемой ситуации.

Дошкольники всегда начинают сюжетно-ролевые игры с наделения окружающих предметов переносными значениями: стулья – поезд, кустарники – граница, бревно – корабль и т.п. Создание воображаемой ситуации – важнейшая основа начала творческой сюжетно-ролевой игры.

Длительная игра переплетается с неигровой деятельностью. Поэтому педагогу очень важно помочь ребенку войти в игровую ситуацию, чтобы игра захватила его воображение, принесла ему радость творчества. Вот почему создание воображаемой ситуации – важный и ответственный этап подготовки к длительной игре. Такая работа вносит в жизнь детского коллектива атмосферу общей заинтересованности, увлеченности.

  1. Распределение ролей.

При распределении ролей в длительной сюжетно-ролевой игре воспитатель руководствуется общепедагогическими положениями, что и в развернутой творческой игре: он стремится удовлетворять игровые потребности детей, т.е. каждому дает желаемую роль, предлагает очередность разыгрывания ролей разной степени активности, ищет возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игровую роль.

Педагог должен учитывать разыгрывания наиболее привлекательных для детей ролей. Именно это условие является тем дополнительным мотивом, который привлекает младших дошкольников к ролевой игре, так как дает возможность проявить через роль личные качества. Кроме того, перспектива получения желаемой роли – это стимул, вызывающий у детей стремление наилучшим образом разыграть любую роль, в том числе и «рядовую».

  1. Начало игры.

Для того чтобы смогла развернуться длительная игра, связанная с выполнением повседневных обязанностей дошкольников, очень важно позаботиться о создании интересной игровой ситуации. Поэтому, чтобы вызвать у детей положительное восприятие длительной игры, воспитателю необходимо позаботиться о таком начале игрового действия, в котором бы сразу возникла воображаемая ситуация. Для этого можно использовать некоторые  методические приемы, например, подготовить группу детей к разыгрыванию игрового эпизода.

Другим методическим приемом может быть такой: в начале игры главные герои распределяют между активными детьми с хорошо развитым творческим воображением. Это позволяет задать тон, показать ребятам образец интересного ролевого поведения.

  1. Сохранение игровой ситуации.

В развернутой сюжетно-ролевой игре игровой сюжет естественно и непринужденно развивают сами  играющие дети. В длительной игре, организованной педагогом, возможности свободного творчества ограничены рамками тех повседневных обязанностей, которые постоянно выполняет дошкольник, - различные виды физического труда, спорт, занятия в кружках.

Существуют некоторые условия сохранения у детей стойкого интереса к игре.

1)Взрослый организатор игры обязан задавать тон в обращении с играющими детьми, употребляя условную игровую терминологию (в военизированных играх – четкость и лаконизм команд, требовать ответное: «Есть, товарищ командир!», рапорт о выполненном поручении). Если педагог в длительной игре будет обращаться к деталям обычно, называя их по фамилии, и видеть в них дошкольников, а не моряков или космонавтов, то это обязательно разрушит воображаемую ситуацию, а с ней и игру.

2)Для того, чтобы сохранить воображаемую ситуацию и дать пищу для новых игровых переживаний, педагог по возможности должен стараться обыгрывать любое дело детского коллектива.

3)Все меры педагогического воздействия на детей – требования, поощрения, наказания – педагог должен осуществлять в игровом ключе, не разрушая воображаемой ситуации.

4)В ходе длительной сюжетно-ролевой игры целесообразно включать развернутые творческие игры или игры на местности с идентичными сюжетами. Это позволяет внести в длительную игру атмосферу свободного игрового творчества и укрепить воображаемую ситуацию игры.

5)В процессе длительной сюжетно-ролевой игры воспитатель может организовать коллективное соревнование между небольшими группами играющего коллектива. Соревнование не только выполняет роль дополнительного стимула, но во многом способствует более эмоциональному протеканию самой игры. Условия соревнования и формы подведения итогов разрабатываются в игровом ключе, в условиях воображаемой ситуации.

Соблюдение перечисленных условий позволит педагогу сохранить эмоционально привлекательную для детей игровую ситуацию на продолжительное время.

  1. Завершение игры.

Игра всегда рассчитана педагогом на определенный промежуток времени, в течение которого дети упражняются  в выполнении воспитываемых форм поведения. Если игра проходит интересно, захватывая детей волнующими переживаниями, завершение игры, как правило, вызывает у них большое огорчение. Поэтому, разрабатывая план игры, педагог заранее намечает предполагаемую концовку.

Во всех случаях необходимо позаботиться о таком окончании игры, которое вызвало бы у детей острое эмоциональное состояние и желание сохранить в жизни коллектива все лучшее, что принесла с собой игра.

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА, ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР НА ПРИМЕРЕ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

В младшем возрасте дети еще только обучаются игровым действиям.

 Прежде всего, ребенку нужно уметь принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера. Однако, чтобы полноценно овладеть игровой ролью, ребенку необходимо не только уметь осуществлять специфические для роли условные предметные действия, но и уметь развертывать специфическое ролевое взаимодействие — ролевой диалог. Более того, уметь изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от того, каковы роли партнеров; уметь менять игровую роль в зависимости от развертывания сюжета. Все эти умения формируются постепенно. Для детей младшего возраста  достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера - игрушку, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером — сверстником.

Моя задача заключалась в том. чтобы построить совместную игру  таким образом, чтобы ее центральным моментом стало именно ролевое поведение.

      Цель - не унификация, приведение к единообразию игры для всех детей в рамках «заданных» сюжетов и ролей, а развитие игры каждого ребенка с опорой на его личные интересы. Показателями успешного формирования ролевого поведения у детей младшего дошкольного возраста   являются следующие:

·        развертывание      детьми      в      самостоятельной      деятельности
специфических ролевых действий    и ролевой речи, направленной  на
кукольных персонажей;

·        парное   ролевое   взаимодействие   со   сверстником,   включающее
называние своей роли, ролевое обращение, короткий диалог.

      Самостоятельная игра детей во многом зависит от организации предметно-игровой среды и подбора соответствующего игрового материала.

Готовые игровые зоны необходимы для того, чтобы побуждать детей к игре, подталкивать их к совершению различных игровых действий. Эти игры будут еще однообразными, дети будут вновь и вновь возвращаться к привычному сюжету.

 Стараюсь показать детям, как использовать в игре предметы-заместители: кубик-хлеб, маленький кирпичик – кусочек мыла, палочка – градусник. Поэтому   в нашей группе имеется,  специальный короб с предметами-заместителями.

Готовые игровые зоны:

В группе имеется уголок «Ряжения», в этом уголке очень функциональны накидки. Они в одно мгновение могут превратить мальчика в «Мушкетера», а девочку в «Принцессу». Дети наряжаются и разыгрывают разные сценки.

В уголке «Больница», дети используют предметы – заместители: вата (кусочек паралона), горчичники (прямоугольные кусочки медицинской клеенки), таблетки (кружочки картона). Во второй младшей группе не должно быть баночек или коробочек от таблеток.

Для игры «Семья»:

1) Куклы: куклы девочки и мальчики, куклы-младенцы в конвертах, наборы кукольной одежды для разных сезонов.

2) Оборудование для игр с куклами

- постельные принадлежности;

- мебель для кукол

- стиральные наборы

- утюги

- телефон со звонком

- наборы для кухонной посуды

Зона для игры в «Магазин»

- прилавок

- несколько различных наборов продуктов

- кассовый аппарат

- сумочки разные

 «Парикмахерская»: зеркало, расчески, щетки из пластика, игрушечные фены.

Игрушки-животные: наборы диких и домашних животных разного размера, сделанные из разных материалов.

Транспортные игрушки: автомобили легковые и грузовые, автобусы, самолеты, вертолеты.

Игровые строительные наборы: напольный конструктор-строитель, настольные строительные материалы, крупные пластиковые легоподобные конструкторы, мелкие пластиковые игрушки для обыгрывания построек.

Для проведения эффективной работы кроме создания  предметно-развивающей среды в группе передо мной стояли следующие задачи:

- Разработать комплексно-тематический план работы с использованием информационно-коммуникативных средств, с целью повышения уровня игровых умений дошкольников.

- создать базу дидактических материалов, картотеку необходимую для работы с детьми дошкольного возраста по данному направлению.

- разработать рекомендации для родителей по применению методики формирования игровых умений детей дошкольного возраста.

Считаю, что важную роль в развитии детского творчества самостоятельных сюжетно-ролевых игр. Именно самодеятельная игра детей (то есть «делаю сам») составляет сущность воспитания. Моя задача состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры. Поэтому большое место отвожу играм, отражающим труд взрослых. («Детский сад», «Поликлиника», «Магазин», «Парикмахерская» и т. д.)

Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка.

 Чтобы дети могли проявлять творчество в различных видах сюжетно-ролевых игр, чтобы они были интересны и привлекательны, создаем следующие условия:

- содержание игр соответствует интересам и возможностям детей;

- педагогическое сопровождение игр строится с учетом постепенного развития самостоятельности и творчества ребенка;

- создаются необходимые атрибуты к игре;

- предметно-игровая среда дошкольного учреждения постоянно изменяется.

Одним из важных условий решения поставленных задач является такая организация предметно-развивающей среды, при которой процесс освоения игровых умений будет протекать наиболее эффективно. Осуществляя развитие игровых умений детей дошкольного возраста, педагог остановил свой выбор на объектах, непосредственно окружающих ребенка, тех которые содержатся в группе, на участке детского сада, дома, в ближайшем окружении.

Для детей дошкольного возраста в средней группе были организованы:

  • книжный уголок, где дети знакомятся с художественной литературой, рассматривают иллюстрации в книгах; для игр-драматизаций подбираются сказки, в содержании которых имеются диалоги между персонажами; познавательные настольные игры «Профессии» и др.;
  • театрализованный уголок, где дети могут проникнуть в образ персонажа, используют костюмы и различные атрибуты;
  • мебель для кухни, дети играют в сюжетно-ролевые игры, такие как «Семья», «Кафе» и др.;
  • уголок со строительным материалом; уголок физической культуры; уголок экспериментирования;
  • уголок природы, где проходит трудовая деятельность по уходу за комнатными растениями;
  • подобраны дидактические и настольные игры;
  • созданы картотеки песенок, потешек, пословиц, загадок;
  • созданы картотеки сюжетно-ролевых игр разных возрастов;
  • имеется подбор музыкальных произведений (звуки природы, русские народные сказки, детские песни);
  • подобраны мультипликационные фильмы, художественные фильмы для детей.

В развивающей среде педагог использовала знакомые детям предметы, наглядные материалы, предметы заместители, музыкальные произведения, произведения русского народного фольклора, изготавливала атрибуты к сюжетно-ролевым играм.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры.

Поэтому, работая в группах с детьми раннего возраста, стараюсь установить эмоциональный контакт с ребенком. Для этого применяю ряд дидактических игр, целью которых является формирование эмоционального контакта с взрослым, а также использую дидактические игры по формированию представлений о себе и о других.

Детей младшего дошкольного возраста учу обыгрывать игрушки. Для этого используются кошки, собачки, зайцы, мишки и т. д. Это способствует развитию у детей функции общения, оказывает воздействие на нравственное воспитание личности ребенка.

Формирование игровой деятельности у детей должно проходить в тесной связи с расширением представлений о явлениях социальной жизни.

Вначале предлагаю детям роли, которые наиболее близки им по содержанию. Это роли взрослых, с которыми они общаются в повседневной жизни (мамы, воспитателя и др.) Для обогащения опыта детей использую различные методические приемы: экскурсии, наблюдения за взаимоотношением людей в трудовой деятельности, чтение художественной литературы, беседы.

Большое внимание уделяю умению детей действовать сообща в игровых ситуациях, согласовывать свои действия с действиями своих сверстников. С этой целью в детском саду широко используются игры-драматизации. Именно игры-драматизации способствуют развитию у детей подлинного общения и начального этапа ролевого поведения. Для игр-драматизаций подбираю сказки, в содержании которых имеются диалоги между персонажами. («Колобок», «Теремок», «Кто сказал мяу», «Волк и семеро козлят», «Под грибом» и т. д.)

Одним из важных моментов в руководстве игрой детей на данном этапе является подведение к осознанию ими выполняемой в игре роли, а тем самым и подведение к подлинной ролевой игре.

Игра в детском саду организовывается, как совместная деятельность, где воспитатель выступает, как играющий партнёр. С детьми младшего дошкольного возраста подражаю отдельным действиям окружающих людей. Вначале каждой игры стараюсь создать игровое настроение у детей, вызвать у них эмоциональное отношение к роли, при этом сама настраиваюсь на игру. Участвуя в игре, стараюсь контролировать своё поведение, чтобы оно было естественным и эмоциональным, принимаю любые детские замыслы. В процессе проведения игры я учу ребенка подчинять свое поведение роли, которую он взял на себя, т. е. действовать в воображаемой ситуации. Во время игры стараюсь привлечь застенчивых детей, даю им роли (чаще главные, если они справляются) так как при осуществлении различных ролей дети сталкиваются с иными требованиями к собственным действиям со стороны окружающих, перед ними встаёт необходимость осваивать новый социальный статус, включатся в новый круг общения.

Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощь создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка.

Для того чтобы дети могли проявлять творчество в различных видах сюжетно-ролевых игр, чтобы они были интересны и привлекательны, мы создаем следующие условия:

- содержание игр соответствует интересам и возможностям детей;

- педагогическое сопровождение игр строится с учетом постепенного развития самостоятельности и творчества ребенка;

- создаются необходимые атрибуты к игре;

- предметно-игровая среда дошкольного учреждения постоянно изменяется.

Важно отметить, что при переходе ребенка в старшую и затем подготовительную в школу группу у детей меняется психологическая позиция, дети ощущают себя старшими среди других детей дошкольного учреждения. В этом возрасте мы развиваем любые проявления «самости» дошкольников: самооценку, самоконтроль, самовыражение, самопознание. Все это требует постоянного обращения ребенка к внутреннему миру и расширению границ внешнего мира.

В развивающей среде дети применяют имеющиеся знания и способы действия. По мере совершенствования знаний и навыков взаимодействия детей с окружающей средой, наполняется и совершенствуется информационная среда.

Мы поддерживаем организацию предметно-развивающей среды, таким образом, чтобы дети проявляли игровую активность, самостоятельность. Привлекаем родителей к созданию окружающей обстановки, изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

Предметно-игровая среда является мощным средством воздействия взрослого на самостоятельную игру ребенка, на степень овладения им игровым опытом и обогащением содержания игры.

Диагностика детей показала, что играя, дети учатся взаимодействовать друг с другом, общаться, договариваться, вести диалог. В игре развиваются воображение, мышление, речь детей. Чаще всего сюжетом игры дети выбирают хорошо знакомые ими события и ситуаций, наблюдаемые ими в реальности.

Опыт работы показал, что у детей произошли значительные позитивные изменения по всем показателям развития игровых умений и навыков

Игра удовлетворяет основные потребности дошкольника: стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. Ребенок в игре действует самостоятельно, свободно выражает свои желания, представления, чувства. Через игру можно развить познавательные характеристики ребёнка, подготовить его к жизни в современном обществе, заставить его поверить в свои силы и возможности.

Заключение

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребёнка дошкольного    возраста;    в    ней    развиваются   действия    в    представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации.

      Свободная сюжетная игра — самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений — всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё «как будто», «понарошку».

     Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем - изобразительные, речевые и воображаемые действия(совершаемые во внутреннем плане, в «уме»).

Таким образом, можно сказать, что одним из важнейших условий развития сюжетно-ролевой игры является, то, что я постоянно расширяю знания детей об окружающей жизни, обогащаю их впечатлениями. Осуществляю подбор игрушек в соответствии с тематикой игры в младшем возрасте. Игрушка должны храниться в игровых уголках. С раннего возраста ориентирую ребенка на сверстника, при этом учу его игровому взаимодействию с партнером на доступном для него уровне. Помогаю детям в выборе игры, созданию воображаемой ситуации, распределению ролей, началу игры, сохранению                  игровой ситуации и завершению игры.

Использованная литература

  1. Н.В.Краснощекова «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста», Ростов-на-Дону, Феникс, 2007
  2. О.А.Скоролупова, Л.В.Логинова «Играем?...Играем!!!»
  3. Новый закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ, ЭКММО, Москва, 2013
  4. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», Мозаика-Синтез, Москва, 2016
  5. «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования» принят 01.01.2014г.

Приложение

Конспект

Сюжетно-ролевая игра «Самолет» в младшей группе.

Цель. Развитие у детей способности принять на себя роль предмета.

Игровой материал. Предметы заместители, мягкие игрушки, куклы, грузовик.

Подготовка к игре. Рассматривание картинок и иллюстраций с изображением самолета. Чтение стихотворений и рассказов про самолеты.

Игровые роли. Самолет, покупатели, продавец.

Ход игры. Игра начинается с того, что я рассказываю детям, что сегодня, идя в детский сад, я увидела в небе самолет: «У него были большие крылья ( вот такие …). Саммолет наклонял крылья то в одну сторону ( показываю ), то в другую. Летал в небе, как птица. То вверх, то вниз. Мотор гудел р-р-р, р-р-р. А потом самолет развернулся и поднялся высоко-высоко и стал совсем маленьким, потому что слишком высоко улетел. Мне очень понравился самолет. Хочу тоже летать». Далее я перевоплощаюсь в самолет. «Я – самолет. Буду летать. Вот мои крылья. Сейчас включу мотор и полечу за мандаринами. Р-р-р-р, р-р-р-р – полетела. Вижу большую гору ( стол в группе ). Облечу гору. Р-р-р-р. Все прилетела. Сейчас буду приземляться (приседаю, руки в стороны). Выключаю мотор-р-р-р-р (затихающим голосом). Все, села. Теперь загружусь мандаринами (кладу в карманы шарики) и полечу назад. Мне одной не увести все мандарины, а тут еще и другие фрукты есть. Посмотрите, как много яблок, апельсинов, бананов, арбузов (показываю ящик, заполненный предметами – заместителями). Кто хочет тоже быть самолетом и перевозить фрукты?»

Далее я задаю детям вопросы, которые касаются понятных и наиболее интересных для них особенностей предмета: « Самолет, где твои крылья? А мотор твой включается?  Самолеты, покажите, как вы умеете летать. А как вы качаете крыльями? Летать самолеты умеют, можно загружать их фруктами я буду загружать самолеты, подлетайте ко мне. По очереди, не спешите. А то заденете крыльями друг друга и будет авария».

Я кладу в карманы детям по два – три предмета заместителя, называя их арбузами, яблоками, мандаринами. Затем говорю: « Кто загрузился, включайте моторы и летите. А приземлятся, будете вон там, на ковре, это будет у нас аэродром. Туда приедет машина, и вы разгрузите в нее фрукты».

Я привожу на ковер большую грузовую машину и предлагаю самолетам разгружаться. Говорю, что повезу фрукты в магазин и буду их продавать. Подвожу машину к столу: «Здесь будет магазин». Раскладываю на тарелочке и в коробке предметы заместители, предлагаю детям выбрать себе кукол и придти с ними в магазин.

Затем я продолжаю : « Магазин открыт, приходите покупать фрукты. Вот яблоки. А это вот мандарины, арбузы. Что любит ваш слоненок, мандарины или арбузы? Пожалуйста, берите арбуз. А ваша обезьянка хочет бананы, видите, как она на них смотрит. Берите банан». После этого я предлагаю детям накормить своих кукол и уложить спать (кроватки дети делают из стульев).

Когда малыши справятся со своей задачей, я приглашаю их погулять на улице, пока их « дети» спят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Педагогические условия развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы).

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающег...

«Педагогические условия развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста».

«Педагогические условия развития сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста»....

Особенности работы по созданию педагогических условий развития сюжетно - ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста

Особенности работы по созданию педагогических условий развития сюжетно - ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста...

Отчет на педсовете. Тема: «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей младшего дошкольного возраста, на основе ознакомления с профессией «Шофер»

Закрепить ранее полученные знания о труде шофера, знакомить с различными видами транспорта; обогащать словарь, развивать речь; способствовать развитию умения играть по собственному замыслу, стимулиров...

Презентация на тему: "Роль педагога в развитии сюжетно-ролевой игры для детей младшего дошкольного возраста"

Презентация по обмену опытом для педагогов и родителей.Сюжетно ролевая игра – привлекательная для ребенка деятельность, в которой формируется и совершенствуется самоуправление поведением....

Педагогические условия формирования игровых навыков в сюжетно - ролевой игре у детей младшего дошкольного возраста

Для того, чтобы реализовать потенциал заложенный в играх дошкольников и осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей, необходимо хорошо понимать ее специ...

Конспекты сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста во второй младшей группе

Конспекты сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста во второй младшей группе...