Игры для формирования диалогической речи
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Формирование диалогической речи у дошкольников важно для того, чтобы:
дети могли эффективно взаимодействовать с окружающими; развивались навыки общения и умение вести разговор;
формировались умения задавать вопросы и поддерживать беседу; дети могли выражать свои мысли и желания, понимать собеседника;
осваивались правила вежливого общения; развивалась социальная компетентность и умение работать в команде; создавалась основа для дальнейшего развития речевых навыков и успешного обучения в школе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры для формирования диалогической речи
Формирование диалогической речи у дошкольников важно для того, чтобы:
дети могли эффективно взаимодействовать с окружающими; развивались навыки общения и умение вести разговор;
формировались умения задавать вопросы и поддерживать беседу; дети могли выражать свои мысли и желания, понимать собеседника;
осваивались правила вежливого общения; развивалась социальная компетентность и умение работать в команде; создавалась основа для дальнейшего развития речевых навыков и успешного обучения в школе.
- Русские народные потешки и прибаутки
Кисонька - мурысонька
- Кисонька-мурысонька, где была?
- Коней пасла.
- Где кони? — За ворота ушли.
- Где ворота? — Огонь сжег.
- Где огонь? — Вода залила.
- Где вода? — Быки выпили.
- Где быки? - За гору ушли.
- Где гора? — Черви источили.
- Где черви? — Утки склевали.
Здравствуй, киса
(Настя Емельяненко)
Здравствуй, киса! Как дела?
Что же ты от нас ушла?
Не могу я с вами жить,
Хвостик негде положить.
Ходите, зеваете...
На хвостик наступаете.
Зачем? (Шутка)
- Для чего нужны нам уши?
- Для того, чтоб сказки слушать.
- А глаза?
- Смотреть картинки.
- Руки?
- Надевать ботинки.
- Ноги?
- Чтоб в футбол играть.
- А язык?
- Чтоб не болтать.
Английская песенка
(в обработке С. Маршака)
Маленькая девочка, скажи, где ты была?
Была у старой бабушки на том конце села.
Что ты пила у бабушки?
Пила с вареньем чай.
Что ты сказала бабушке?
«Спасибо» и «прощай».
Яма (О. Григорьев)
Яму копал? — Копал.
В яму упал? — Упал.
- В яме сидишь? — Сижу.
- Лестницу ждешь? — Жду.
- Яма сыра? — Сыра.
- Как голова? — Цела.
- Значит, живой? — Живой.
- Ну я пошел домой.
Лис и мышонок (В. Бианки)
- Мышонок, мышонок, отчего у тебя нос грязный? — Землю копал.
- Для чего копал? — Норку делал.
- Для чего норку делал? - От тебя, лис, прятаться.
- Мышонок, я тебя подстерегу. — А у меня в норке спаленка.
- Кушать захочешь, вылезешь. - У меня в норке кладовочка.
- Мышонок, мышонок, я ведь твою норку разорю. - А я от тебя в отнорочек — и был таков.
- Дидактические игры с готовыми текстами-диалогами
«Почта»
Цель: учить детей задавать вопросы и отвечать на них.
Ход игры:
Выбирают (назначают по жребию) ведущего игрока. Между ними, остальными участниками игры, завязывается диалог:
Динь-динь-динь.
Кто там?
Почта.
Откуда?
Из Рязани. (Называется любой город.)
И что там делают?
Танцуют (поют, смеются, плавают, летают, прыгают, квакают,
крякают, ныряют, барабанят, стирают, пилят и т.д.).
Все играющие должны изобразить названные действия. Кто не успел или неправильно изобразил действие, платит фант. В конце игры фанты разыгрываются.
«Маковое зернышко»
Цели. Закреплять у детей умения поочередно задавать вопросы и отвечать на них, развивать тему разговора.
Материал. Элементы костюма Вороны.
Ход игры
Из участников игры выбирают Ворону. Остальные передают друг другу камушек. Ребенок, получивший камушек, задает Вороне вопрос:
Ворона, Ворона, куда полетела?
К кузнецу на двор. (К ковалю.)
Камушек передается следующему ребенку, и он задает вопрос:
На что тебе кузнец? — Косы ковать.
На что тебе косы? — Траву косить.
На что тебе трава? — Коровок кормить.
А на что коровы? - Молоко доить.
А на что молочко? — Пастухов поить.
На что пастухи? — Кабанов пасти.
На что кабаны? — Гору рыть.
На что горы? — На тех горах маковое зернышко.
Для кого зернышко? — Отгадайте!
Ворона загадывает загадку. Кто первый отгадает загадку, тот становится Вороной. Игровой диалог повторяется, и новая Ворона загадывает следующую загадку.
«Справочное бюро»
Цели. Закрепить умение детей использовать разнообразные варианты просьбы: «Скажите, пожалуйста, где живут родители ежат? Будьте добры, подскажите адрес бельчат. Я хотел (а) бы узнать адрес волчат. Вы не поможете? Вы не могли бы сказать, как найти дом лисят?» и т.п.
Формировать грамматически правильную речь: умение употреблять существительные, обозначающие детенышей животных во множественном числе родительного падежа.
Материал. Картинки с изображениями детенышей животных; панно, на котором в два ряда (верхняя улица и нижняя) расположены разноцветные дома.
Ход Игры
Воспитатель рассказывает детям, что малыши — медвежата, бельчата, ежата, мышата и т.п. — разбрелись по лесу, потеряли свой дом. Педагог раскладывает карточки с изображениями детенышей лицевой стороной вниз, обращается к детям:
— Малыши сидят и плачут, не знают, как попасть домой. Давайте
поможем им, узнаем в справочном бюро, где они живут, и отведем
их к маме. Кто хочет помочь малышам?
Вызванный ребенок берет одну карточку, называет детенышей («У меня маленькие ежата»), воспитатель предлагает:
- Обратись, пожалуйста, в справочное бюро, тебе подскажут, где
живут ежата. Не забудь о вежливости, обращаясь за справкой.
В справочном бюро может работать воспитатель, или можно использовать крупную игрушку — куклу, мишку и т.п. На вопрос ребенка дают ответ: «Ежи проживают на нижней улице в зеленом домике».
Ребенок находит указанный дом и «отводит» малышей.
«Волшебный ключ»
Цель. Закрепить умение детей использовать в речи различные варианты выражения просьбы-разрешения.
Ход игры
Игра организуется в ходе проведения режимных процессов. Например, воспитатель приглашает детей мыть руки (на прогулку, в спальную комнату и т.п.). Встает в дверном проеме и, улыбаясь, говорит: «Дверь закрыта на замок. Кто ключ найдет, тот и дверь откроет. Вспомните пословицу: «Добрые слова замки открывают». Кто добрые слова скажет, для того и дверь откроется».
Дети проговаривают просьбу, а воспитатель стимулирует их к употреблению разных вариантов формул просьбы: «Так уже Маша говорила. А по-другому можешь замок открыть?».
Примерные формулы выражения просьбы-разрешения:
- Разрешите пройти.
- Разрешите, пожалуйста.
- Позвольте пройти.
- Пропустите меня, пожалуйста.
- Вы не могли бы пропустить меня?
- Если можно, пропустите, пожалуйста.
- Извините, я могу пройти?
«Передай письмо»
Цель. Активизировать в речи детей различные варианты выражения просьбы.
Материал. Разноцветные конверты, набор картинок.
Ход игры
В игре участвуют 5—7 детей. Они сидят на стульчиках в ряд. Воспитатель-почтальон вынимает из сумки конверт и говорит: «Письмо Саше». Названный ребенок садится на последний стул. Почтальон передает конверт по цепочке со словами: «Будь добр, передай письмо Саше» или «Ты не сможешь передать письмо Саше?» и т.п. Дети по цепочке передают письмо, повторяя сказанную воспитателем фразу. Получивший письмо благодарит. Игра продолжается. Воспитатель меняет варианты выражения просьбы.
Усложнение. В дальнейшем игра предполагает присоединение к фразе речевого этикета обращения: «Вера, я тебя очень прошу, передай письмо...».
Можно использовать в игре и дополнительные задания.
Воспитатель. Письмо от Меховушки? Расскажи, пожалуйста, в кого она превратилась, какой она стала?
Ребенок. Меховушка превратилась в тигренка. Тигренок одет в теплую шубу, потому что зима. Он играет с ребятами в снежки.
Примечание. Во время игры необходимо следить, чтобы дети, передавая письмо, не забывали проговаривать просьбу. Примерные формулы выражения просьбы, используемые в игре:
Если тебе нетрудно...
— Будь добр...
Ты не мог бы...?
— Я тебя очень прошу,...
Сделай доброе дело, передай...
Передай, пожалуйста...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактические игры и приёмы на различных этапах формирования диалогической речи детей с ОНР».
Диалог сложная форма социального взаимодействия. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное су...

Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста через игру.
Презентация на тему: Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста через игру....
"Формирование диалогической речи в сюжетно-ролевой игре"
В данном материале моделируются игровые ситуации согласно возможностям ребенка. Моделируются взаимодействия и взаимоотношения людей в совместной игровой деятельности. Развиваются ролевые способы ...

"Дидактические игры и приемы на различных этапах формирования диалогической речи детей с ТНР"
quot;Дидактические игры и приемы на различных этапах формирования диалогической речи детей с ТНР"...

Консультация для родителей «Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование диалогической речи детей 3–4 лет»
Консультация для родителей «Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование диалогической речи детей 3–4 лет»...

Подвижные игры при формировании диалогической речи у детей 2-3 лет
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста, развитие речи – одна из главных...
Методы и приёмы формирования диалогической речи у дошкольников. Дидактические игры.
Методы и приёмы формирования диалогической речи у дошкольников. Дидактические игры по развитию диалогической речи....