Игры для формирования диалогической речи
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Формирование диалогической речи у дошкольников важно для того, чтобы:
дети могли эффективно взаимодействовать с окружающими; развивались навыки общения и умение вести разговор;
формировались умения задавать вопросы и поддерживать беседу; дети могли выражать свои мысли и желания, понимать собеседника;
осваивались правила вежливого общения; развивалась социальная компетентность и умение работать в команде; создавалась основа для дальнейшего развития речевых навыков и успешного обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitiya_dialogicheskoy_rechi.docx19.95 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для формирования диалогической речи

Формирование диалогической речи у дошкольников важно для того, чтобы:
дети могли эффективно взаимодействовать с окружающими; развивались навыки общения и умение вести разговор;
формировались умения задавать вопросы и поддерживать беседу; дети могли выражать свои мысли и желания, понимать собеседника;
осваивались правила вежливого общения; развивалась социальная компетентность и умение работать в команде; создавалась основа для дальнейшего развития речевых навыков и успешного обучения в школе.

  1. Русские народные потешки и прибаутки

Кисонька - мурысонька

- Кисонька-мурысонька, где была?

- Коней пасла.

- Где кони? — За ворота ушли.

- Где ворота? — Огонь сжег.

- Где огонь? — Вода залила.

- Где вода? — Быки выпили.

- Где быки? - За гору ушли.

- Где гора? — Черви источили.

- Где черви? — Утки склевали.

Здравствуй, киса
(Настя Емельяненко)

Здравствуй, киса! Как дела?

Что же ты от нас ушла?

Не могу я с вами жить,

Хвостик негде положить.

Ходите, зеваете...

На хвостик наступаете.

Зачем? (Шутка)

- Для чего нужны нам уши?

- Для того, чтоб сказки слушать.

- А глаза?

- Смотреть картинки.

- Руки?

- Надевать ботинки.

- Ноги?

- Чтоб в футбол играть.

- А язык?

- Чтоб не болтать.

Английская песенка
(в обработке С. Маршака)

Маленькая девочка, скажи, где ты была?

Была у старой бабушки на том конце села.

Что ты пила у бабушки?

Пила с вареньем чай.

Что ты сказала бабушке?

«Спасибо» и «прощай».

Яма (О. Григорьев)

Яму копал? — Копал.

В яму упал? — Упал.

- В яме сидишь? — Сижу.

- Лестницу ждешь? — Жду.

- Яма сыра? — Сыра.

- Как голова? — Цела.

- Значит, живой? — Живой.

- Ну я пошел домой.

Лис и мышонок (В. Бианки)

- Мышонок, мышонок, отчего у тебя нос грязный? — Землю копал.

- Для чего копал? — Норку делал.

- Для чего норку делал? - От тебя, лис, прятаться.

- Мышонок, я тебя подстерегу. — А у меня в норке спаленка.

- Кушать захочешь, вылезешь. - У меня в норке кладовочка.

- Мышонок, мышонок, я ведь твою норку разорю. - А я от тебя в отнорочек — и был таков.

  1. Дидактические игры с готовыми текстами-диалогами

«Почта»
Цель: учить детей задавать вопросы и отвечать на них.

Ход игры:

Выбирают (назначают по жребию) ведущего игрока. Между ними, остальными участниками игры, завязывается диалог:

Динь-динь-динь.

Кто там?

Почта.

Откуда?

Из Рязани. (Называется любой город.)

И что там делают?

Танцуют (поют, смеются, плавают, летают, прыгают, квакают,
крякают, ныряют, барабанят, стирают, пилят и т.д.).

Все играющие должны изобразить названные действия. Кто не успел или неправильно изобразил действие, платит фант. В конце игры фанты разыгрываются.

«Маковое зернышко»
Цели. Закреплять у детей умения поочередно задавать вопросы и отвечать на них, развивать тему разговора.

Материал. Элементы костюма Вороны.

Ход игры

Из участников игры выбирают Ворону. Остальные передают друг другу камушек. Ребенок, получивший камушек, задает Вороне вопрос:

Ворона, Ворона, куда полетела?

К кузнецу на двор. (К ковалю.)

Камушек передается следующему ребенку, и он задает вопрос:

На что тебе кузнец? — Косы ковать.

На что тебе косы? — Траву косить.

На что тебе трава? — Коровок кормить.

А на что коровы? - Молоко доить.

А на что молочко? — Пастухов поить.

На что пастухи? — Кабанов пасти.

На что кабаны? — Гору рыть.

На что горы? — На тех горах маковое зернышко.

Для кого зернышко? — Отгадайте!

Ворона загадывает загадку. Кто первый отгадает загадку, тот становится Вороной. Игровой диалог повторяется, и новая Ворона загадывает следующую загадку.

«Справочное бюро»
Цели. Закрепить умение детей использовать разнообразные варианты просьбы: «Скажите, пожалуйста, где живут родители ежат? Будьте добры, подскажите адрес бельчат. Я хотел (а) бы узнать адрес волчат. Вы не поможете? Вы не могли бы сказать, как найти дом лисят?» и т.п.
Формировать грамматически правильную речь: умение употреблять существительные, обозначающие детенышей животных во множественном числе родительного падежа.

Материал. Картинки с изображениями детенышей животных; панно, на котором в два ряда (верхняя улица и нижняя) расположены разноцветные дома.

Ход Игры

Воспитатель рассказывает детям, что малыши — медвежата, бельчата, ежата, мышата и т.п. — разбрелись по лесу, потеряли свой дом. Педагог раскладывает карточки с изображениями детенышей лицевой стороной вниз, обращается к детям:

— Малыши сидят и плачут, не знают, как попасть домой. Давайте
поможем им, узнаем в справочном бюро, где они живут, и отведем
их к маме. Кто хочет помочь малышам?

Вызванный ребенок берет одну карточку, называет детенышей («У меня маленькие ежата»), воспитатель предлагает:

- Обратись, пожалуйста, в справочное бюро, тебе подскажут, где
живут ежата. Не забудь о вежливости, обращаясь за справкой.

В справочном бюро может работать воспитатель, или можно использовать крупную игрушку — куклу, мишку и т.п. На вопрос ребенка дают ответ: «Ежи проживают на нижней улице в зеленом домике».

Ребенок находит указанный дом и «отводит» малышей.

«Волшебный ключ»
Цель. Закрепить умение детей использовать в речи различные варианты выражения просьбы-разрешения.

Ход игры

Игра организуется в ходе проведения режимных процессов. Например, воспитатель приглашает детей мыть руки (на прогулку, в спальную комнату и т.п.). Встает в дверном проеме и, улыбаясь, говорит: «Дверь закрыта на замок. Кто ключ найдет, тот и дверь откроет. Вспомните пословицу: «Добрые слова замки открывают». Кто добрые слова скажет, для того и дверь откроется».

Дети проговаривают просьбу, а воспитатель стимулирует их к употреблению разных вариантов формул просьбы: «Так уже Маша говорила. А по-другому можешь замок открыть?».

Примерные формулы выражения просьбы-разрешения:

- Разрешите пройти.

- Разрешите, пожалуйста.

- Позвольте пройти.

- Пропустите меня, пожалуйста.

- Вы не могли бы пропустить меня?

- Если можно, пропустите, пожалуйста.

- Извините, я могу пройти?

«Передай письмо»
Цель. Активизировать в речи детей различные варианты выражения просьбы.
Материал. Разноцветные конверты, набор картинок.

Ход игры

В игре участвуют 5—7 детей. Они сидят на стульчиках в ряд. Воспитатель-почтальон вынимает из сумки конверт и говорит: «Письмо Саше». Названный ребенок садится на последний стул. Почтальон передает конверт по цепочке со словами: «Будь добр, передай письмо Саше» или «Ты не сможешь передать письмо Саше?» и т.п. Дети по цепочке передают письмо, повторяя сказанную воспитателем фразу. Получивший письмо благодарит. Игра продолжается. Воспитатель меняет варианты выражения просьбы.

Усложнение. В дальнейшем игра предполагает присоединение к фразе речевого этикета обращения: «Вера, я тебя очень прошу, передай письмо...».

Можно использовать в игре и дополнительные задания.

Воспитатель. Письмо от Меховушки? Расскажи, пожалуйста, в кого она превратилась, какой она стала?

Ребенок. Меховушка превратилась в тигренка. Тигренок одет в теплую шубу, потому что зима. Он играет с ребятами в снежки.

Примечание. Во время игры необходимо следить, чтобы дети, передавая письмо, не забывали проговаривать просьбу. Примерные формулы выражения просьбы, используемые в игре:

Если тебе нетрудно...

— Будь добр...

Ты не мог бы...?

— Я тебя очень прошу,...

Сделай доброе дело, передай...

Передай, пожалуйста...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактические игры и приёмы на различных этапах формирования диалогической речи детей с ОНР».

Диалог сложная форма социального взаимодействия.  Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать  в ответ собственное су...

Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста через игру.

Презентация  на тему: Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста через игру....

"Формирование диалогической речи в сюжетно-ролевой игре"

В данном материале моделируются игровые ситуации согласно возможностям ребенка. Моделируются взаимодействия и взаимоотношения людей в совместной игровой деятельности. Развиваются ролевые способы ...

"Дидактические игры и приемы на различных этапах формирования диалогической речи детей с ТНР"

quot;Дидактические игры и приемы на различных этапах формирования диалогической речи детей с ТНР"...

Консультация для родителей «Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование диалогической речи детей 3–4 лет»

Консультация для родителей «Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование диалогической речи детей 3–4 лет»...

Подвижные игры при формировании диалогической речи у детей 2-3 лет

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста, развитие речи – одна из главных...

Методы и приёмы формирования диалогической речи у дошкольников. Дидактические игры.

Методы и приёмы формирования диалогической речи у дошкольников. Дидактические игры по развитию диалогической речи....