"Дидактические игры и приемы на различных этапах формирования диалогической речи детей с ТНР"
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Cоловетская Наталья Николаевна

"Дидактические игры и приемы на различных этапах формирования диалогической речи детей с ТНР"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dialog_-_pedsovet.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

«Дидактические игры и приёмы  на различных этапах формирования диалогической речи детей сТНР».

Умение произвольно строить высказывание, целенаправленно подбирать языковые средства, анализировать некоторые грамматические явления очень полезно  как для последующего обучения ребёнка  в школе, так и для его общего развития и, прежде всего, умственного.


        Диалог является
естественной средой развития личности.

Диалог сложная форма социального взаимодействия.  Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать  в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка, менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать   определённый эмоциональный тон; слушать свою речь, и если нужно, вносить  в неё   изменения и поправки.

Для начала следует :
* повысить уровень
речевой инициативы;
* формировать  
лексико- грамматические средства речи;
* формировать
навык построения вопросительных предложений;
* развивать
интонационные средства высказываний;
* развивать
невербальные средства общения;
* развивать познавательные процессы.

Очень важно на данном этапе  формировать у ребёнка партнёрские позиции при ведении диалога.

          Работу  над  диалогом   я  начинаю с  пересказов  сказок с  элементами   мультипликации. Это могут быть:  Сказка К. И. Чуковского «Цыплёнок»,  русские народные сказки  «Петушок и бобовое зёрнышко», «Кот, Петух и Лиса» и т.д.

Наиболее доступная и живая форма усвоения диалога – игра. Путь от диалога к монологу лежит через совместный монолог взрослого и ребёнка, но всё что может сделать   ребёнок, он делает сам.

Наиболее часто используемый  приём  игр-драматизаций, театрализованных  представлений.  Он развивает интонационную выразительность, совершенствует эмоциональность речи, обогащает словарь, формирует грамматический строй, активизирует речевую деятельность ребёнка в целом.

Основной  работой считают – это  формирование социально – коммуникативных вопросительных высказываний.

В работе активно используются проблемные ситуации, сценарии активизирующего общения, введение языкового и речевого материала в реальные ситуации общения.

Интересен  приём  «Живая схема», когда один ребёнок задаёт вопросы, соблюдая план рассказа, а другой отвечает полными предложениями. Важно, чтобы каждый ребёнок побывал и схемой и рассказчиком.

Для овладения детьми разговорно- диалогической речью необходимо не только сформировать в речи детей модели вопросительных предложений, но и  актуализировать их в различных коммуникативных ситуациях (разные условия общения, виды деятельности, собеседники).

                В дидактических играх дети учатся объяснительной речи. Для этого взрослый сначала обучает одного ребёнка новой игре, а потом предоставляет возможность поиграть в неё и другим детям. Обученный ребёнок пытается наладить игру остальных детей, объясняет им содержание и правила. Взрослый помогает ему, задавая наводящие вопросы.

На заключительном этапе дети учатся применять полученные навыки для общения. Используются  сюжетно - ролевые игры,  игры – соревнования… Педагог принимает минимальное участие в диалоге. Он лишь создаёт условия для проявления речевой активности.

Следует   уделить  внимание  диалогу  и при творческом рассказывании:
- добавлении в рассказ предшествующих, либо последующих событий;
- составлении рассказов с включением (исключением) объектов;
- составлении рассказов по комплекту игрушек;
- рассказывании по частично закрытой сюжетной картине;
- придумывании рассказа про знакомого героя;
- составлении рассказа по его названию;
- придумывании рассказов по нескольким опорным словам и пр.

Я использую методику Татьяны Александровны Ткаченко.

Остановимся на методике работы по  закрытой картине. Сначала  за картиной  стоит педагог, а дети задают ему вопросы. Взрослый может  регулировать процесс, он спрашивает: «Вы всё поняли? Что нарисовано на картине?» Один из сильных детей  описывает картину, закрепляя представления остальных. Наступает момент, когда больше спрашивать нельзя. Дети рисуют закрытую картину. И тут  сами собой появляются вопросы. Оказывается,  они не всё спросили.

Предугадать последовательность вопросов не возможно. После описания картины дети рисуют по представлению, а маленький учитель   уже не отвечает на вопросы. Обязательно создаётся выставка работ и  их сравнение с образцом.

Очень важно создать условия для диалога детей после  выполнения  рисунков, поделок, совместных работ с целью повышения коррекционно-логопедической работы по подготовке к школьному обучению.  

Можно предложить множество подходов как научить ребёнка говорить, слушать и вслушиваться, думать и вдумываться, но самый лучший, конечно будет свой, собственный, неповторимый  - ваш и вашего ребёнка.

Через совместную деятельность, сотворчество ребёнок придёт к овладению творческой продуктивной речью.

Успехов вам и вашим детям!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и приемы для развития мышления у детей с ОНР

Предлагаю для воспитателей материал по дидактическим играм и приемам для развития мышления у детей с ОНР....

«Дидактические игры и приёмы на различных этапах формирования диалогической речи детей с ОНР».

Диалог сложная форма социального взаимодействия.  Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать  в ответ собственное су...

Выступление и презентация по теме "Развитие диалогической речи детей с речевыми нарушениями. Дидактические игры и приемы".

Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важн...

Консультация для педагогов «Дидактические игры и приемы».

Консультация для педагогов «Дидактические игры и приемы»....

Выступление на педагогическом совете на тему: "Развитие диалогической речи детей с ТНР. Дидактические игры и приемы".

Овладение связной диалогической речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников....

Дидактическая игра "Составляем и читаем различные слова"

Занимательная игра для детей дошкольного возраста, занимаяст по которой, дети смогут потренироваться в составлении и чтении различных слов. Игра поможет детям ассоциировать слова с предметами, а также...