Коррекционно-развивающее занятие в разновозрастной комбинированной группе с педагогом-психологом "Зажигаем солнце"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Смоленцева Галина Маратовна

Конспект занятия для коррекционной группы разновозрастных детей от 4 до 7 лет с учетом ФГОС для дошкольного образования. Занятие направлено на развитие эмоциональной саморегуляции, мелкой моторики, речи, внимания и коммуникативных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_s_peskom.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ниже представлен подробный конспект занятия для коррекционной группы разновозрастных детей от 4 до 7 лет с учетом ФГОС для дошкольного образования. Занятие направлено на развитие эмоциональной саморегуляции, мелкой моторики, речи, внимания и коммуникативных навыков.

Тема занятия: «Зажигаем солнышко!»

Цели занятия

  • Общее воспитательное
    Создать позитивную атмосферу, сформировать у детей веру в свои силы, развитие чувства общности и взаимопомощи.
  • Эмоционально-коммуникативная
    Расширять эмоциональный словарь, учить называть и различать эмоции, способствовать выстраиванию позитивного контакта с окружающими.
  • Познавательно-творческая
    Развивать мелкую моторику (работа с клеем, карандашом, посыпание песком), внимание, ассоциативное мышление и усвоение понятий цвета.
  • Коррекционно-развивающая
    Содействовать адаптации детей к коллективной деятельности, развитию саморегуляции и способности к творческому самовыражению.

Задачи занятия

  1. Активизировать внимание и двигательную активность посредством нейроразминки и приветственного комплекса.
  2. Сформировать эмоциональный настрой через игровую деятельность (игра «Солнце, камешки, забочик»).
  3. Развивать умение прислушиваться и выражать свои чувства при обсуждении эмоций.
  4. Совместными усилиями «оживить» образ солнышка посредством творческой работы, где каждый ребенок внесет свою лепту — лучики радости.
  5. Провести рефлексию, чтобы дети сформулировали свои ощущения и закрепили результаты занятия.

Необходимые материалы

  • Ватман формата А2 с изображением солнышка без лучей.
  • Песок разных цветов (организовать мисочки под разные цвета).
  • Пиктограммы эмоций (особенно с улыбающимися лицами).
  • Клей и карандаш.
  • Спокойная инструментальная музыка для создания расслабленной творческой атмосферы.

Структура занятия

-----------------------------------------------------------
Этап                                  | Время  | Цель
-----------------------------------------------------------
0. Нейроразминка                     | 5 мин  | Разогреть мышление и тело, активизировать внимание.
1. Вводное приветствие                | 5 мин  | Установить эмоциональный контакт через движение.
2. Игра "Солнце, камешки, забочик"    | 10 мин | Развить координацию, внимательность и сенсомоторное взаимодействие.
3. Обсуждение эмоций                  | 5 мин  | Расширить эмоциональный словарь, выявить ассоциации с чувствами.
4. Коррекционно-развивающее задание   | 20 мин | Творческая работа с материалами, развитие мелкой моторики и цвета.
5. Заключительная рефлексия           | 5 мин  | Закрепить положительные эмоции, подвести итоги.
-----------------------------------------------------------

Подробный план занятия

0. Нейроразминка (5 минут)

Действия психолога:

  • Сформировать круг, объяснить: «Давайте пробудим наше тело и мозг!».
  • Провести простейшие упражнения:
  • Хлопки в ладоши, потягивания ручек, повороты туловища.
  • “Давайте разом помашем ножками, покрутимся и улыбнемся!”.
  • Вовлечь каждого ребенка вопросами: «Как вы себя чувствуете после такого движения?»

Ожидаемые ответы детей:

  • «Мне тепло», «Я готов(а) играть!»
  • Возможны индивидуальные вариации – важно поддерживать каждое проявление активности.

Психологическая цель:

  • Создать позитивный настрой и объединить детей в коллективе.

1. Вводное приветствие (5 минут)

Действия психолога:

  • Организовать встречу в кругу.
  • Провести «приветствие ножками, ручками, спинками, коленками»:
  • Психолог моделирует движения, показывая, как "приветствуют" разные части тела.
  • Задать наводящие вопросы:
  • «Какая часть твоего тела сегодня особенно рада встрече?»
  • Подчеркнуть, что все части тела — важны и каждая заслуживает внимания.

Ожидаемые ответы детей:

  • «Мои ручки веселятся», «Мои ножки бодры» и т.п.

Психологическая цель:

  • Создание ощущение включенности каждого ребенка в коллективный ритуал, развитие самовыражения через движение.

2. Игра «Солнце, камешки, забочик» (10 минут)

Действия психолога:

  • Объяснить правила игры:
  • Когда звучит слово «Солнце», дети изображают яркое, оживленное движение (распростёртые руки, светлая мимика).
  • При слове «Камешки» — дети замирают, как неподвижные камешки.
  • При слове «Забочик» — показывают жест – две ладошки вместе перед лицом, тыльной стороной ладони к окружающим).
  • Психолог демонстрирует движения, задаёт тон, активно работает с мимикой.

Ожидаемые ответы и действия детей:

  • Дети с энтузиазмом имитируют движения, соблюдают правила игры, активно реагируют на смену команд.
  • Возможны индивидуальные проявления, которые Психолог должен поддержать и похвалить.

Психологическая цель:

  • Закрепление внимания, развитие координации движений, умение переключаться между видами активности.

3. Обсуждение эмоций (5 минут)

Действия психолога:

  • Переход к диалогу:
  • «Мы очень рады, что к нам в гости пришло солнышко. Но заметили ли вы, что нашему солнышку чего-то не хватает?»
  • Показывает пиктограммы с различными эмоциями, задает вопросы:
  • «Какие эмоции ты знаешь? Как думаешь, какой эмоцией можно сделать солнышко еще ярче?»
  • Подчеркивает, что улыбка и радость — отличный подарок для солнышка.

Ожидаемые ответы детей:

  • «Радость», «Счастье», «Улыбка», «Добро».
  • Дети могут отвечать простыми словами, подражая эмоциям.

Психологическая цель:

  • Развитие эмоциональной грамотности и умения делиться позитивными чувствами.

4. Коррекционно-развивающее задание «Зажигаем солнышко!» (20 минут)

Действия психолога:

  1. Подготовка:
  • Разместить на ватмане изображение солнышка без лучей.
  • Показать на примере, как можно добавить лучики — рисуя клеем-карандашом линии.
  1. Инструкция:
  • «Давайте оживим наше солнышко! Каждый из вас поможет подарить ему яркие лучики, проведя линию клеем-карандашом, а потом мы посыплем их разноцветным песком».
  • Задать вопрос: «Какой цвет у тебя самый любимый, и почему он напоминает солнечный свет?»
  1. Практическая работа:
  • Дети к ватману, рисуют линию-луч, аккуратно наносят клей (или сразу кладут песок) и посыпают его песком из мисочки.
  • Психолог проходит между детьми, комментируя: «Отлично, посмотрите, какой яркий лучик у Иры!»
  • Одновременно звучит спокойная музыка, создавая расслабляющую атмосферу творчества.
  1. Добавление эмоций:
  • После работы с песком психолог раздает пиктограммы с изображением улыбающихся лиц.
  • «Чтобы солнышко засияло от радости, давайте подарим ему наши улыбки!» – просит приклеить выбранную эмоцию (пиктограмму улыбки) к ватману рядом с лучиками.
  • Психолог спрашивает: «Почему вы выбрали именно такую улыбку? Что она для вас значит?»

Ожидаемые ответы детей:

  • Названия цветов: «Красный», «Синий», «Жёлтый», «Зелёный», «Оранжевый» и т.д.
  • Комментарии: «Я выбрал(а) красный — он как огонёк», «Жёлтый как солнце!»
  • При выборе пиктограмм дети могут сказать: «Я положил(а) улыбку, потому что мне нравится, когда все счастливы.»

Психологическая цель:

  • Совместное творческое взаимодействие, развитие эстетического вкуса, улучшение навыков мелкой моторики и ассоциативного мышления, а также воспитывание умения радоваться вместе.

5. Заключительная часть (5 минут)

Действия психолога:

  • Рефлексия:
  • «Как вы думаете, у нашего солнышка какое сейчас настроение?»
  • Каждый ребенок по очереди называет одно слово (например: «радостное», «весёлое», «теплое»).
  • Обсуждение:
  • «Вам понравилось занятие? Почему? Что запомнилось больше всего?»
  • Психолог активно слушает ответы детей, задавая уточняющие вопросы: «А что именно сделало ваше настроение ярче?»
  • Подведение итогов:
  • Обращаясь к каждому ребенку по имени, психолог говорит: «Ты сегодня сделал(а) отличный лучик!», «Ваши улыбки сделали солнышко самым счастливым!»
  • Завершает занятие коллективным прощанием: «А теперь, давайте хором скажем нашему солнышку: До свидания!»

Ожидаемые ответы детей:

  • Краткие, позитивные высказывания о занятии: «Мне понравилось рисовать лучики», «Весело, когда мы вместе работаем», «Песок и музыка — это здорово!»
  • Индивидуальные оттенки эмоций, подтверждающие вовлеченность.

Психологическая цель:

  • Закрепить позитивный опыт занятия, научить выражать свои мысли и чувства, создать ощущение завершенности совместной деятельности.

Итоговые замечания для специалиста

  • На каждом этапе важно обращать внимание на индивидуальные особенности детей: скорость выполнения задания, эмоциональную реакцию, готовность к общению.
  • При необходимости психолог может адаптировать задания, уменьшить или увеличить их сложность, чтобы каждый ребёнок почувствовал свою значимость.
  • Позитивное подкрепление (похвала, поддержка, индивидуальное внимание) является ключевым в коррекционной работе.
  • Важно следить за динамикой группы, давать возможность каждому ребёнку высказаться и проявить активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий новогоднего утренника для детей разновозрастной комбинированной группы «Карнавал игрушек»

Сценарий новогоднего утренника для детей разновозрастной комбинированной группы«Карнавал игрушек» Репертуар:1.Танец «Марш елочных игрушек»2. Песня « Под Новый год&ra...

Конспект группового коррекционно-развивающего психологического занятия для детей подготовительной группы компенсирующей направленности

Развитие произвольности, является основой готовности к школьному обучению! Дети с недостаточно сформированной произвольностью хуже включаются в процесс обучения, и даже при нормальном уровне интеллект...

Сценарий театрализованного представления в разновозрастной комбинированной группе «Правила дорожного движения»

Сценарий театрализованного представления в разновозрастной комбинированной группе «Правила дорожного движения» ...

Образовательная деятельность по рисованию в технике Граттаж в разновозрастной комбинированной группе.

Образовательная деятельность по рисованию в технике Граттаж в разновозрастной комбинированной группе....