Коррекционно-развивающее занятие в разновозрастной комбинированной группе с педагогом-психологом "Зажигаем солнце"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)
Конспект занятия для коррекционной группы разновозрастных детей от 4 до 7 лет с учетом ФГОС для дошкольного образования. Занятие направлено на развитие эмоциональной саморегуляции, мелкой моторики, речи, внимания и коммуникативных навыков.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ниже представлен подробный конспект занятия для коррекционной группы разновозрастных детей от 4 до 7 лет с учетом ФГОС для дошкольного образования. Занятие направлено на развитие эмоциональной саморегуляции, мелкой моторики, речи, внимания и коммуникативных навыков.
Тема занятия: «Зажигаем солнышко!»
Цели занятия
- Общее воспитательное
Создать позитивную атмосферу, сформировать у детей веру в свои силы, развитие чувства общности и взаимопомощи.
- Эмоционально-коммуникативная
Расширять эмоциональный словарь, учить называть и различать эмоции, способствовать выстраиванию позитивного контакта с окружающими.
- Познавательно-творческая
Развивать мелкую моторику (работа с клеем, карандашом, посыпание песком), внимание, ассоциативное мышление и усвоение понятий цвета.
- Коррекционно-развивающая
Содействовать адаптации детей к коллективной деятельности, развитию саморегуляции и способности к творческому самовыражению.
Задачи занятия
- Активизировать внимание и двигательную активность посредством нейроразминки и приветственного комплекса.
- Сформировать эмоциональный настрой через игровую деятельность (игра «Солнце, камешки, забочик»).
- Развивать умение прислушиваться и выражать свои чувства при обсуждении эмоций.
- Совместными усилиями «оживить» образ солнышка посредством творческой работы, где каждый ребенок внесет свою лепту — лучики радости.
- Провести рефлексию, чтобы дети сформулировали свои ощущения и закрепили результаты занятия.
Необходимые материалы
- Ватман формата А2 с изображением солнышка без лучей.
- Песок разных цветов (организовать мисочки под разные цвета).
- Пиктограммы эмоций (особенно с улыбающимися лицами).
- Клей и карандаш.
- Спокойная инструментальная музыка для создания расслабленной творческой атмосферы.
Структура занятия
-----------------------------------------------------------
Этап | Время | Цель
-----------------------------------------------------------
0. Нейроразминка | 5 мин | Разогреть мышление и тело, активизировать внимание.
1. Вводное приветствие | 5 мин | Установить эмоциональный контакт через движение.
2. Игра "Солнце, камешки, забочик" | 10 мин | Развить координацию, внимательность и сенсомоторное взаимодействие.
3. Обсуждение эмоций | 5 мин | Расширить эмоциональный словарь, выявить ассоциации с чувствами.
4. Коррекционно-развивающее задание | 20 мин | Творческая работа с материалами, развитие мелкой моторики и цвета.
5. Заключительная рефлексия | 5 мин | Закрепить положительные эмоции, подвести итоги.
-----------------------------------------------------------
Подробный план занятия
0. Нейроразминка (5 минут)
Действия психолога:
- Сформировать круг, объяснить: «Давайте пробудим наше тело и мозг!».
- Провести простейшие упражнения:
- Хлопки в ладоши, потягивания ручек, повороты туловища.
- “Давайте разом помашем ножками, покрутимся и улыбнемся!”.
- Вовлечь каждого ребенка вопросами: «Как вы себя чувствуете после такого движения?»
Ожидаемые ответы детей:
- «Мне тепло», «Я готов(а) играть!»
- Возможны индивидуальные вариации – важно поддерживать каждое проявление активности.
Психологическая цель:
- Создать позитивный настрой и объединить детей в коллективе.
1. Вводное приветствие (5 минут)
Действия психолога:
- Организовать встречу в кругу.
- Провести «приветствие ножками, ручками, спинками, коленками»:
- Психолог моделирует движения, показывая, как "приветствуют" разные части тела.
- Задать наводящие вопросы:
- «Какая часть твоего тела сегодня особенно рада встрече?»
- Подчеркнуть, что все части тела — важны и каждая заслуживает внимания.
Ожидаемые ответы детей:
- «Мои ручки веселятся», «Мои ножки бодры» и т.п.
Психологическая цель:
- Создание ощущение включенности каждого ребенка в коллективный ритуал, развитие самовыражения через движение.
2. Игра «Солнце, камешки, забочик» (10 минут)
Действия психолога:
- Объяснить правила игры:
- Когда звучит слово «Солнце», дети изображают яркое, оживленное движение (распростёртые руки, светлая мимика).
- При слове «Камешки» — дети замирают, как неподвижные камешки.
- При слове «Забочик» — показывают жест – две ладошки вместе перед лицом, тыльной стороной ладони к окружающим).
- Психолог демонстрирует движения, задаёт тон, активно работает с мимикой.
Ожидаемые ответы и действия детей:
- Дети с энтузиазмом имитируют движения, соблюдают правила игры, активно реагируют на смену команд.
- Возможны индивидуальные проявления, которые Психолог должен поддержать и похвалить.
Психологическая цель:
- Закрепление внимания, развитие координации движений, умение переключаться между видами активности.
3. Обсуждение эмоций (5 минут)
Действия психолога:
- Переход к диалогу:
- «Мы очень рады, что к нам в гости пришло солнышко. Но заметили ли вы, что нашему солнышку чего-то не хватает?»
- Показывает пиктограммы с различными эмоциями, задает вопросы:
- «Какие эмоции ты знаешь? Как думаешь, какой эмоцией можно сделать солнышко еще ярче?»
- Подчеркивает, что улыбка и радость — отличный подарок для солнышка.
Ожидаемые ответы детей:
- «Радость», «Счастье», «Улыбка», «Добро».
- Дети могут отвечать простыми словами, подражая эмоциям.
Психологическая цель:
- Развитие эмоциональной грамотности и умения делиться позитивными чувствами.
4. Коррекционно-развивающее задание «Зажигаем солнышко!» (20 минут)
Действия психолога:
- Подготовка:
- Разместить на ватмане изображение солнышка без лучей.
- Показать на примере, как можно добавить лучики — рисуя клеем-карандашом линии.
- Инструкция:
- «Давайте оживим наше солнышко! Каждый из вас поможет подарить ему яркие лучики, проведя линию клеем-карандашом, а потом мы посыплем их разноцветным песком».
- Задать вопрос: «Какой цвет у тебя самый любимый, и почему он напоминает солнечный свет?»
- Практическая работа:
- Дети к ватману, рисуют линию-луч, аккуратно наносят клей (или сразу кладут песок) и посыпают его песком из мисочки.
- Психолог проходит между детьми, комментируя: «Отлично, посмотрите, какой яркий лучик у Иры!»
- Одновременно звучит спокойная музыка, создавая расслабляющую атмосферу творчества.
- Добавление эмоций:
- После работы с песком психолог раздает пиктограммы с изображением улыбающихся лиц.
- «Чтобы солнышко засияло от радости, давайте подарим ему наши улыбки!» – просит приклеить выбранную эмоцию (пиктограмму улыбки) к ватману рядом с лучиками.
- Психолог спрашивает: «Почему вы выбрали именно такую улыбку? Что она для вас значит?»
Ожидаемые ответы детей:
- Названия цветов: «Красный», «Синий», «Жёлтый», «Зелёный», «Оранжевый» и т.д.
- Комментарии: «Я выбрал(а) красный — он как огонёк», «Жёлтый как солнце!»
- При выборе пиктограмм дети могут сказать: «Я положил(а) улыбку, потому что мне нравится, когда все счастливы.»
Психологическая цель:
- Совместное творческое взаимодействие, развитие эстетического вкуса, улучшение навыков мелкой моторики и ассоциативного мышления, а также воспитывание умения радоваться вместе.
5. Заключительная часть (5 минут)
Действия психолога:
- Рефлексия:
- «Как вы думаете, у нашего солнышка какое сейчас настроение?»
- Каждый ребенок по очереди называет одно слово (например: «радостное», «весёлое», «теплое»).
- Обсуждение:
- «Вам понравилось занятие? Почему? Что запомнилось больше всего?»
- Психолог активно слушает ответы детей, задавая уточняющие вопросы: «А что именно сделало ваше настроение ярче?»
- Подведение итогов:
- Обращаясь к каждому ребенку по имени, психолог говорит: «Ты сегодня сделал(а) отличный лучик!», «Ваши улыбки сделали солнышко самым счастливым!»
- Завершает занятие коллективным прощанием: «А теперь, давайте хором скажем нашему солнышку: До свидания!»
Ожидаемые ответы детей:
- Краткие, позитивные высказывания о занятии: «Мне понравилось рисовать лучики», «Весело, когда мы вместе работаем», «Песок и музыка — это здорово!»
- Индивидуальные оттенки эмоций, подтверждающие вовлеченность.
Психологическая цель:
- Закрепить позитивный опыт занятия, научить выражать свои мысли и чувства, создать ощущение завершенности совместной деятельности.
Итоговые замечания для специалиста
- На каждом этапе важно обращать внимание на индивидуальные особенности детей: скорость выполнения задания, эмоциональную реакцию, готовность к общению.
- При необходимости психолог может адаптировать задания, уменьшить или увеличить их сложность, чтобы каждый ребёнок почувствовал свою значимость.
- Позитивное подкрепление (похвала, поддержка, индивидуальное внимание) является ключевым в коррекционной работе.
- Важно следить за динамикой группы, давать возможность каждому ребёнку высказаться и проявить активность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
коррекционно-развивающая игра на развитие эмоционально-личностных состояний ребёнка дошкольного возраста "Солнце, Облака, Месяц"
игра для детей 4-7 лет с нарушениями эмоционально-волевой сферы...

Сценарий новогоднего утренника для детей разновозрастной комбинированной группы «Карнавал игрушек»
Сценарий новогоднего утренника для детей разновозрастной комбинированной группы«Карнавал игрушек» Репертуар:1.Танец «Марш елочных игрушек»2. Песня « Под Новый год&ra...

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми разновозрастной комбинированной группы 4(5-7 лет)
Рабочая программа...

Конспект группового коррекционно-развивающего психологического занятия для детей подготовительной группы компенсирующей направленности
Развитие произвольности, является основой готовности к школьному обучению! Дети с недостаточно сформированной произвольностью хуже включаются в процесс обучения, и даже при нормальном уровне интеллект...

Сценарий театрализованного представления в разновозрастной комбинированной группе «Правила дорожного движения»
Сценарий театрализованного представления в разновозрастной комбинированной группе «Правила дорожного движения» ...

Образовательная деятельность по рисованию в технике Граттаж в разновозрастной комбинированной группе.
Образовательная деятельность по рисованию в технике Граттаж в разновозрастной комбинированной группе....

Коррекционно-развивающее занятие в разновозрастной комбинированной группе с педагогом-психологом, посвященное дню космонавтики
Коррекционно-развивающее занятие с педагогм психологом в комбинированой группе....
