«Формирование готовности педагога к деятельности в условиях инклюзивного образования
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
В предложенном материале представлена информация об инклюзивном образовании, о проблемах, с которыми сталкиваются педагоги, не имеющие опыта коррекционной работы, и, рекомендации для педагогов по работе как с детьми с ОВЗ, так и с родителями.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема доклада: «Формирование готовности педагога к деятельности в условиях инклюзивного образования.
Цель: формирование у воспитателей психологической готовности к взаимодействию с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, снятие психологического барьера.
Задачи:
- повышение психолого-педагогической компетенции воспитателей;
-формирование представлений о психологических особенностях ребенка с ограниченными возможностями здоровья и семьи;
- обменяться опытом по психолого-педагогическому сопровождению детей с особенностями развития.
Каждый человек, по-своему в чем-то уникален
Трудности педагога при взаимодействии с ребенком с ОВЗ»
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети,
состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных
программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это
определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными
нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорнодвигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами
эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями
развития.
Согласно ФЗ «Об образовании в РФ», в ст. 79 система образования
должна перестраиваться под особые образовательные потребности таких
детей, обеспечивать всем детям без исключения качественную и
своевременную психолого-педагогическую поддержку.
На сегодняшний день широкое распространение получило инклюзивное
образование.
Инклюзивное образование — процесс создания оптимального
образовательного пространства, ориентированного на поиск новых способов
удовлетворения образовательных потребностей каждого участника процесса.
Нахождение детей с ОВЗ в одном помещении и в одно и то же время с
нормально развивающимися сверстниками способствует сокращению
дистанции между данными категориями дошкольников. Однако способность
включиться в обычную группу детей характеризует не только возможности
самого ребенка с ОВЗ. Поэтому для полноценной функциональной и
социальной инклюзии необходима особая организация предметного
взаимодействия, межличностных контактов и общения, равноправное
партнерство, снятие социальной дистанции.
Доступным для детей с ОВЗ любое образовательное учреждение делают,
прежде всего, педагоги, способные реализовать особые образовательные
потребности детей данной категории. Это создание психологической,
нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать
себя не таким как все. Это место, где ребенок с ОВЗ может реализовать не
только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную
социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.
Но педагогу нужно помнить, что при взаимодействии с детьми с ОВЗ, он
может столкнутся с рядом трудностей, так как:
⎫ Отсутствует мотивация у ребенка к познавательной деятельности,
ограниченны представления об окружающем мире;
⎫ Темп выполнения заданий очень низкий;
⎫ Нуждается в постоянной помощи взрослого;
⎫ Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация,
переключение);
⎫ Низкий уровень развития речи, мышления;
⎫ Трудности в понимании инструкций;
⎫ Инфантилизм;
⎫ Нарушение координации движений;
⎫ Низкая самооценка;
⎫ Повышенная тревожность, Многие дети с ОВЗ отмечаются
повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на
тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;
⎫ Высокий уровень психомышечного напряжения;
⎫ Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
⎫ Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость.
Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с
трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают
интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в
результате утомления возникает двигательное беспокойство;
⎫ У других детей отмечается повышенная возбудимость,
беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.
Успешность и действенность инклюзивного образования для детей с ОВЗ
напрямую зависит от психологической готовности педагога. Насколько
педагог сможет организовать для своих воспитанников с такую комфортную
среду, которая обеспечила бы им возможность быть успешными, получить
социализацию и развить необходимые им навыки.
Общие психолого-педагогические рекомендации, в работе с детьми,
имеющие ограниченные возможности здоровья
⎫ принимать ребенка таким, какой он есть;
⎫ как можно чаще общаться с ребенком;
⎫ поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее;
⎫ уважительное отношение к личности каждого ребёнка;
⎫ личностно – ориентированный, индивидуальный подход к
каждому ребёнку;
⎫ тактичное сотрудничает с детьми: педагог не старается всё сразу
показывать и объяснять, не преподносит сразу какие-либо неожиданные
сюрпризные, шумовые эффекты и т. п.
Создаются условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно,
получали от этого удовольствие; постоянное расширение и усложнение
области задач, решение которых требует сообразительности, творчества,
поиска новых подходов; «дозированная» помощь детям. Если ситуация
подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает
новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить,
как он действовал в аналогичном случае; создание «ситуации успеха».
Поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных
самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений
каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества;
фиксация успеха, достигнутого ребенком, его аргументация, создающая
положительный эмоциональный фон для проведения обучения, способствует
возникновение познавательного интереса.
Детям предоставляется широкий спектр специфических для
дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при
участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребёнка.
Ситуация выбора важна для дальнейшей социализации ребёнка,
которому предстоит во взрослой жизни часто сталкиваться с
необходимостью выбора. Задача педагога в этом случае — помочь ребёнку
определиться с выбором, направить и увлечь его той деятельностью, в
которой, с одной стороны, ребёнок в большей степени может удовлетворить
свои образовательные интересы и овладеть определёнными способами
деятельности, с другой — педагог может решить собственно педагогические
задачи.
ВКЛЮЧЕНИЕ каждого ребенка с особыми потребностями в
образовательную среду и ГИБКОСТЬ в подходах к обучению и воспитанию –
это и есть основные цели и задачи инклюзивного образования. И задача
каждого педагога им следовать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка педагогов к работе в условиях инклюзивного образования.
В статье рассматриваются вопросы подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования....

Тренинг конструктивного поведения в конфликтных ситуациях педагога и родителей в условиях инклюзивного образования ДОУ.
Творческие техники, внедряемые в процесс инклюзивного образования, помогают преодолеть трудности, позволяют выработать правильную тактику и стратегию взаимодействия педагога, родителей и ребенка с ОВЗ...

Консультация для педагогов "Деятельность (сопровождение) педагога-психолога в условиях инклюзивного образования"
1.Современное состояние инклюзивного образования. 2.Специфика деятельности (сопровождения) педагога-психолога в условиях инклюзивного образования....

«Навстречу друг другу: психологическая готовность педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования
Одним из направлений развития современного дошкольного образования является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. ...

Профессионально-личностная готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования
Профессионально-личностная готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования...

Презентация. Влияние личности педагога на осуществление профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования.
Влияние личности педагога на осуществление профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования....
