Специфика проведения первичного логопедического обследования ребенка с ДЦП
материал по коррекционной педагогике

Орешкина Елена Михайловна

Специфика проведения первичного логопедического обследования детей строится на общем системном подходе, соответственно изучение речевого развития охватывает все стороны развития ребенка. Для обследования ребенка с указанными особенностями необходимо было подготовить специальный материал с учетом индивидуальных особенностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специфика проведения первичного логопедического обследования ребенка с ДЦП.

Наше дошкольное отделение посещают дети разных возрастов, начиная с младшего и до старшего дошкольного возраста. Специалисты работают с детьми с ОВЗ различной нозологии. (РАС, Синдром Дауна, нарушения зрения, ДЦП, ТНР)

Специфика проведения первичного логопедического обследования детей строится на общем системном подходе, соответственно изучение речевого развития охватывает все стороны развития ребенка. Для обследования ребенка с указанными особенностями необходимо было подготовить специальный материал с учетом индивидуальных особенностей.

1 слайд Алгоритм диагностики ребенка учителем-логопедом включает в себя:

- сбор анамнестических данных  (знакомство  с ребенком и родителями, изучение заключений специалистов и врачей)

Важно получить и проанализировать информацию от родителей, узнать, что они хотят получить в результате посещения детского сада, от занятий со специалистами.

В данном случае, ребенку необходим логопедический массаж, в кабинете логопеда есть условия для его проведения (раковина, кушетка, средства гигиены, зонды и зондозаменители). По итогу беседы с мамой девочки, были даны рекомендации к посещению невролога, проведению ЭЭГ. Это позволяет выявить отсутствие или, наоборот, присутствие признаков эпи активности, что является противопоказанием к проведению логопедического массажа, а также ряда других педагогических мероприятий (упражнения на балансире и пр).

-наблюдение за ребенком в ситуации общения с детьми, специально созданной педагогом, в свободной деятельности.

Важно дать ребенку адаптироваться к обстановке, привыкнуть к окружающим. Возраст ребенка 6 лет и опыта посещения детского сада у девочки нет, поэтому адаптационный период необходим для выработки нужного режима.

В обследовании необходимо учитывать как речевые нарушения, так и неврологическую симптоматику. Необходимо определить сохранные механизмы, чтобы опираться на них в дальнейшем развитии.

Все процессы, начиная с адаптации и обследования ребенка должны быть максимально приближены к физиологичным и четко преследовать конкретную цель.

Следует учитывать удобные позы для ребенка,  движения, способы передвижения. Что позволит максимально обеспечить комфорт девочке и получить  результат обследования, в дальнейшем проводить успешную коррекционную работу.

- обследование общих моторных функций (удержание головы, повороты, вертикальное положение, самостоятельное передвижение, ходьба)

- обследование состояния артикуляционной моторики (необходимо понимать, что от состояния общей моторики могут зависеть и более тонкие дифференцированные движения органов артикуляции).

При обследовании артикуляционного аппарата необходим не только визуальный, но и тактильный контроль  (определение состояния артикуляционной мускулатуры в покое и в активном действии). Необходимо обратить внимание на особенности дыхания и голосообразования.

При логопедическом обследовании важно определить, есть ли у ребенка нарушения акта глотания, попёрхивание, отсутствие или затруднения жевания твердой пищи, откусывания, питья из чашки.

В данном случае ребенок имеет навыки самостоятельного приема пищи, откусывает и пережевывает твердую пищу, умеет пить. Что касается общих целенаправленных  движений (удержание ложки, чашки, зачерпывание еды, перемещение четко в рот, то необходима помощь взрослого, темп замедлен).

2 слайд

- оценка особенностей познавательной деятельности и сенсорных функций происходит не только в кабинете у логопеда, но в процессе общения, взаимодействия с детьми, в группе, на прогулке.

- важным этапом обследования логопеда является оценка понимания обращенной речи (различение интонаций, ситуативное понимание, на бытовом уровне, в полном объеме)

Стоит отметить, что девочка понимает речь на бытовом уровне, понимает сложные инструкции, активно дает эмоциональную реакцию, что говорит о том, что у ребенка развит эмоциональный интеллект.

- оценка экспрессивной речи происходит с помощью игрушек, предметных и сюжетных картин.

У девочки есть сочетанное нарушение зрения – миопия средней тяжести (близорукость) и астигматизм.   При этих нарушениях ребенок видит предметы, которые находятся вблизи  и не видит очертания объектов, расположенных на расстоянии. Стоит дозировать зрительную нагрузку, ограничивать просмотр телевизора и не работать за компьютером более 20 минут в день, после зрительной нагрузки выполнять гимнастику для глаз, учитывать освещение помещения, рацион питания и очковую коррекцию.

При оценке экспрессивной речи ребенка с ДЦП необходимо обращать внимание на использование невербальных средств общения – мимика, жесты, интонация.

- звукопроизношение у детей с ДЦП нарушено, в виду особенностей состояния мышц артикуляционного аппарата.

Наблюдается саливация (обильное слюноотделение), стоит обратить внимание, в какие моменты этот процесс идет более активно.

- фонематическое восприятие и звуковой анализ затруднены  в виду того, что нарушено произношение звуков.

В данном случае у ребенка было диагностировано фонетико-фонематическое расстройство с явлениями артикуляционной апраксии.  (наблюдаются стойкие замены, искажения, пропуски звуков, грубо нарушена слоговая структура слов, также затруднено правильное употребление окончаний слов, предложно- падежных конструкций)

Однако же, девочка первично интеллектуально сохранна, следует учитывать спастичность мышц, замедленность темпа движений, правильно и комфортно организовать нужные условия именно для данного ребенка и обеспечить результат коррекционной работы.

Таким образом, подробное логопедическое обследование позволяет составить целостную картину речевого развития ребенка, грамотно выстроить коррекционную работу, спланировать нагрузку, с учетом здоровьесберегающих технологий.

3 слайд

С результатами логопедического и психолого-педагогического обследования знакомятся родители, заключение учитель-логопед ставит в речевой карте.

Далее, по результатам диагностики всеми специалистами, составляется ИОМ.

4 слайд

Коррекционная работа с детьми с ДЦП требует наличия трансформируемой и вариативной образовательной среды.

Следует не только учитывать зрительные нагрузки и освещение кабинета, но  размеры и четкость предлагаемого картинного материала. Для комфортного нахождения в помещении используются специальные фиксирующиеся стулья, легко перемещающиеся в пространстве и трансформирующиеся в рабочие столы.

Для обучения грамоте используются компьютеры (альтернативные средства коммуникации) со специальными накладками на клавиатуру.

Для обучения графическим навыкам можно использовать малярный скотч, который крепит лист бумаги к столу, и ребенок не будет испытывать дискомфорт, когда лист бумаги перемещается.

Также разработаны специальные тактильные кубики, которые крепятся друг к другу со всех сторон, что позволяет удобно использовать их ребенком. Картинки на кубики подбираются в зависимости от коррекционных задач педагога.

Как способ альтернативной коммуникации используется «Говорящая ручка». Пособие позволяет сочетать в себе работу над несколькими коррекционными задачами (формирование правильного захвата, развитие моторных функций, а также непосредственно, обогащение словарного запаса и общение ребенка с окружающими. Также ручку можно использовать при обучении грамоте, счету и письму, записывать сказки и рассказы, самостоятельно озвучивать фотоальбомы, рисунки, книги). Ручка позволяет записывать аудиофайлы длительностью не более пяти минут, воспроизводить их. Необходимо на нужную картинку наклеить стикеры и действовать согласно инструкции.

Таким образом, при соблюдении всех условий, коррекционная работа с ребенком будет интересной и результативной.

Учитель-дефектолог, учитель-логопед Орешкина Е.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Протокол логопедического обследования ребенка с ОНР. Подготовительная группа

Одним из важных этапов логопедической работы является логопедическое обследование. От того, насколько правильно специалист определит структуру речевого нарушения, зависит эффективность логопедической ...

Карта первичного логопедического обследования дошкольника

Многих родителей беспокоит состояние речи маленького ребенка. Появляются различные вопросы: "Все ли хорошо с речью у моего ребенка?", "Не отстает ли мой ребенок от сверстников?" и т.д. Родителям интер...

ПРОТОКОЛ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА

ПРОТОКОЛ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА средняя группа старшая группаподготовительная группа  Логопедическое обследованиеКритерии оценки в баллах Сводная таблицаДневник ...

Конспект логопедического обследования ребенка подготовительной группы на предмет развития речи.

Конспект логопедического обследования ребенка подготовительной группы на предмет развития речи....

Методическая разработка. Конспект Индивидуального занятия по логопедическому обследованию ребенка "Обследование понимания речи"

Цель: Выявление дефектов понимания речи.Задачи:1.Обследовать понимание слов               2.Обследовать понимание предложений...

Карта логопедического обследования ребенка с РАС

В разновозрастной группе для детей с РАС использую данную карту обследования....

Логопедическое обследование ребенка в психоневрологическом стационаре

Выявление особенностей развития у ребенка  функции мышления, речи, памяти, внимания - задача первостепенной важности. Необходимо понимать диагностическое значение используемых приемов, мозговые м...