Логопедическое обследование ребенка в психоневрологическом стационаре
методическая разработка по логопедии

Выявление особенностей развития у ребенка  функции мышления, речи, памяти, внимания - задача первостепенной важности. Необходимо понимать диагностическое значение используемых приемов, мозговые механизмы выявленных нарушений, приоритетные пути их коррекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskoe_obsledovanie_publikatsiya.pptx112.32 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Логопедическое обследование в детском психоневрологическом стационаре Рыжова Юлия Анатольевна, учитель-логопед 2024

Слайд 2

При поступлении ребенка на психоневрологическое отделение лечащим врачом-неврологом, если необходимо, назначается консультация логопеда. Практика показывает, что на консультацию к логопеду приходят дети в возрасте от 2 до 18 лет с различными тяжелыми нарушениями речи и иных когнитивных функций, симптоматическими нарушениями речи в структуре основного заболевания, сопутствующей психоневрологической патологией. При первичном обследовании, определяется структура и степень выраженности речевого дефекта на фоне неврологического заболевания, первичность или вторичность речевой патологии.

Слайд 3

Структура логопедической консультации Индивидуальная консультативная работа включает в себя обследование ребенка и консультацию, и составляет 1,5 посещения в течение 1 часа (40 мин на 1 ребенка). 1. Важнейший этап: жалобы, сбор анамнеза, визуальный осмотр, наблюдение за поведением ребенка на приеме. 2. Анализ анамнестических данных. 3. Исследование функций. 4. Описание логопедического заключения. 5. Информирование родителей пациента о состоянии речевого развития ребенка; выдача рекомендаций.

Слайд 4

Наиболее частые жалобы родителей и детей на приеме: не говорит (ЗРР, ЗПРР); прерывание речевого развития; трудности понимания обращенной речи; аутистические черты поведения; СДВ (с гиперактивностью, без гиперактивности), неусидчивость, повышенная утомляемость, неуправляемое поведение; трудности в обучении, плохая успеваемость в школе; навязчивые движения; истерики, агрессия, аутоагрессия; головные боли; нарушения сна; энурез, энкопрез ; судорожный приступ; обморок; запинки в речи или заикание.

Слайд 5

В протоколе логопедического обследования фиксируются следующие параметры: Дошкольник (2-7 лет): - причина обследования, жалобы; - состояние слуха; - краткий речевой анамнез; - жесты и общие коммуникативные навыки; - понимание речи; - активная речь; - познавательная активность; - состояние артикуляционного аппарата, орально-моторные характеристики; - особенности взаимодействия матери и ребенка; - поведение ребенка на приеме; - заключение логопеда; - рекомендации. Школьник (7-18 лет): - причина обследования, жалобы, поведение на приеме; - успеваемость, отношение к учебе; - краткий речевой анамнез; - родной язык; - прерывалось ли речевое развитие; - оказывалась ли логопедическая помощь ребенку; - состояние артикуляционного аппарата; - словарный запас; - ГСР; - связная речь; - произношение и различение звуков; - темп и внятность речи; - письмо; - чтение; - понимание прочитанного; - проявление заикания; - заключение логопеда; - рекомендации.

Слайд 6

Сбор анамнеза Причина госпитализации и консультации (уточнение речевого статуса, определение коррекционного маршрута, участие в комплексе общих терапевтических мероприятий) Беременность (гипоксия плода, обвитие пуповиной, сильный токсикоз, гестоз, угроза выкидыша, стрессы) Роды (срочные, преждевременные, естественные, КС, стремительные, и т.д.) Ребенок закричал: сразу/не кричал/кричал слабо; баллы по Апгар ; когда приложили к груди Младенчество: комплекс оживления (во время бодрствования), стал узнавать маму, сон спокойный/беспокойный; гуление и лепет; сел в … мес ; ползал?, стал ходить в …; ГВ до …. Раннее детство: вкусовые предпочтения/пищевое поведение (консистенция пищи, как жует, избирательность); звукоподражания/первые слова/фраза; игровая деятельность (какие игрушки предпочитает, как играет, радуется ли новым игрушкам, тяга к однообразным играм); любит ли слушать чтение книг; узнавание предметов на картинках; любит ли играть со сверстниками; любит ли животных; может ли пожалеть близких; любит ли ласку; прижимается ли всем тельцем к маме; избегает ли телесного контакта. Медицинские заключения и инструментальные исследования (ЭЭГ, МРТ, УЗДГ, обследование сурдолога и др.)

Слайд 7

Визуальный осмотр ребенка. Обращается внимание на: Внешний вид: наличие диспропорций тела; несоответствие роста и возраста; массу тела, стигм эмбриогенеза (аномалии в/у развития или показатели хромосомных и наследственных заболеваний). Высоким порогом стигматизации считается наличие более 5 стигм, свидетельствующее о возможности пороков развития НС. Для быстрой визуальной регистрации осматривается: череп, глаза, уши, рот, кисти рук, шея, кожа. Исключение или подтверждение наличия генетического синдрома с множественными пороками развития (низкий положительный эффект от коррекционной работы).

Слайд 8

Поведение ребенка на приеме Фиксируется характер поведения: упорядоченное, полевое, агрессивное, гипо или гипердинамичное, наличие напряженности, тревожности, отсутствие желания выполнять инструкции и т.д. Жесты и общие коммуникативные навыки: как вступает в контакт, интерес к общению, визуальный контакт, указательный жест (при его отсутствии страдает избирательная функция внимания, без которой освоение действительности резко затрудняется) эмоциональность, мимика. Обращается внимание на соответствие поведения возрасту. При инфантилизме (выраженной детскости поведения) в сочетании со сниженным уровнем осведомленности, то имеются основания для предположения о ЗПР или ИН. Если ребенок не говорит, не понимает обращенную речь, не различает неречевые шумы, такие дети, как правило, имеют аутистические черты поведения.

Слайд 9

Для исключения подозрений на РАС уделяется внимание: Визуальный контакт и его продолжительность Противится ли телесным прикосновениям Данные анамнеза из опроса родителей (радуется ли новым игрушкам, тяга к однообразным играм, любит ли играть со сверстниками; любит ли животных; может ли пожалеть близких; любит ли ласку; прижимается ли всем тельцем к маме, ест ли несъедобные предметы. Если у ребенка полевое поведение, и он берет игрушки –подозрение на РАС следует исключать. При аутизме не бывает эхолалий.

Слайд 10

Алгоритм обследования функций у ребенка от 2,5 лет К каждому ребенку применяется индивидуальная дифференцированная форма обследования, в зависимости от характера и тяжести речевого нарушения, психического и физического состояния. У детей с грубыми нарушениями развития речи обследуется (при отсутствии первичных нарушений слуха и грубых парезов/параличей речевой мускулатуры) : состояние элементарного доречевого мышления , поскольку оно играет базисную роль для освоения всех остальных когнитивных функций ( доски Сегена разной степени сложности, пирамидки, картинки с обобщенным образом предметом) состояние неречевого слухового гнозиса, состояние речевого слухового гнозиса, состояние орально-артикуляционного праксиса; эти виды гнозиса служат «входными воротами» речевого развития ребенка (непроизвольная реакция на звук, различение неречевых шумов, отклик на свое имя, показать/повторить звукоподражания) диагностика элементарных проявлений речевого развития – состояния понимания слов (показ реальных и рисованных предметов по слову, выполнение простых инструкций) состояние орально-артикуляционного праксиса (повторение слов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Протокол логопедического обследования ребенка с ОНР. Подготовительная группа

Одним из важных этапов логопедической работы является логопедическое обследование. От того, насколько правильно специалист определит структуру речевого нарушения, зависит эффективность логопедической ...

Схема логопедического обследования ребенка (от 4 до 7 лет)

Схема логопедического обследования ребенка  (от 4 до 7 лет)...

ПРОТОКОЛ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА

ПРОТОКОЛ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА средняя группа старшая группаподготовительная группа  Логопедическое обследованиеКритерии оценки в баллах Сводная таблицаДневник ...

Конспект логопедического обследования ребенка подготовительной группы на предмет развития речи.

Конспект логопедического обследования ребенка подготовительной группы на предмет развития речи....

Методическая разработка. Конспект Индивидуального занятия по логопедическому обследованию ребенка "Обследование понимания речи"

Цель: Выявление дефектов понимания речи.Задачи:1.Обследовать понимание слов               2.Обследовать понимание предложений...

Карта логопедического обследования ребенка с РАС

В разновозрастной группе для детей с РАС использую данную карту обследования....

«Логопедическое обследование детей группы с ФФНР» (по методикам Н. В. Нищевой «Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4-7 лет)» и Г.А. Волковой «Методика обследования нарушений речи у детей»).

  Всем известно, что эффективность коррекционной работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена логопедическая диагностика. Своевременное выявление нарушен...