Проект «Методическая неделя» в первых классах
проект по коррекционной педагогике
Краткосрочный проект «Методическая неделя» в первых классах проведена в СОШ №12 г.Калининграде (7.10.24 – 11.10.24г.).
Задачи проекта:
– Закрепить правильное произношение звуков в речи;
– Закрепить понятие о звуках и буках;
– Совершенствовать навыки чтения;
– Закрепить правописание букв;
– Раскрыть творческий потенциал родителей.
В рамках недели проведено мероприятие «Бережное отношение к школьным принадлежностям» 10.10.24г.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.05 КБ | |
| 76.47 КБ | |
| 15.94 КБ | |
| 31.46 КБ | |
| 14.02 КБ | |
| 14.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры, направленные на закрепление графического образа букв
(1-2 класс)
1.Задания для закрепления печатных и рукописных букв (заглавных и строчных)
1. Печатные и рукописные буквы а - - о –
Задание. Почитай слова и предложения
пал с | к р бочка | п латк | стол в я |
п кр ска | м лок | сл ва | кр с та |
2. Печатные и рукописные буквы и - - у -
мин тка | пр чуда | м кстура | ш п чка |
б д льник | кур ца | чен к | к кур за |
3. Печатные и рукописные буквы и - - ш - - а -
избу ка | б бу ка | руб шк | деду ка |
ве алка | ши к | афи а | ш р к |
4. Печатные и рукописные буквы б - - д - - а - - ш - - и
1.На б ль ом пр ду ж вут белые ле еди.
2.Дятел в ке ре долб л д пл .
3.Белк в д пле спрят ла бельчат от х ло н го дождя.
4.Б бёр из берез вых и дуб вых бревен п стр ил плот н .
5. Печатные и рукописные буквы в - - д -
во а | д орец | вы умка | во о орот |
оз ух | ерблю | во опа | о итель |
6. Печатные и рукописные буквы п - - т -
е ушок | лака | пос у ок | лис о ад |
п ица | ка уста | темно а | тюль аны |
Предварительный просмотр:
10 приемов и упражнений для тренировки техники чтения. Рекомендации учителя начальных классов
Скорость чтения — критерий, который оказывает влияние на уровень успеваемости школьника. Ведь чем медленнее читает ребенок, тем больше времени ему понадобится на изучение материала или выполнение задания. На практике доказано, что ученик средних классов с низкой техникой чтения не сможет достигнуть высоких результатов в обучении. Поэтому и учителям начальных классов, и родителям младших школьников необходимо уделять особое внимание тренировке техники чтения.
Оптимальная скорость чтения должна соответствовать темпу разговорной речи — 120 – 150 слов в минуту. Чтобы добиться таких результатов необходимо:
- увеличить частоту чтения;
- расширять угол периферического зрения;
- повышать устойчивость внимания;
- улучшать оперативную память;
- совершенствовать артикуляционный аппарат.
В педагогике используются специальные методики и приемы для тренировки технической стороны чтения.
Жужжащее чтение
Чем чаще ребенок читает, тем лучше у него это будет получаться. Для тренировки техники чтения катастрофически мало занятий только на уроках. Чтобы достигнуть хорошего результата, рекомендуется проводить пятиминутки чтения на каждом уроке в течение всего школьного дня.
Такие пятиминутки организовываются в начале урока. У школьников на партах должны быть книги для дополнительного чтения. По сигналу учителя дети начинают читать в режиме «жужжащего» чтения. Данный прием подразумевает, что все дети читают одновременно. Причем делать это надо вполголоса, чтобы не мешать друг другу. Каждый ребенок читает в своем темпе. Через 5 минут чтение прекращается и дальше идет обычный урок, например математики, рисования или природоведения.
Никакого контроля или обсуждения содержания прочитанного не проводится. Этот прием используется только с целью увеличения времени для ежедневного чтения. Таким образом, на тренировку затрачивается не менее 30 минут, тогда как в обычном режиме каждый школьник читает в общей сложности около 5 – 10 минут за весь учебный день.
Работа с таблицами слогов
Чтобы повысить скорость чтения, важно тренировать ребенка воспринимать слог как единое целое, как основу прочтения слова. Для таких упражнений необходимы специальные таблицы слогов. Можно использовать дидактический материал для обучения чтению по методике Н. Зайцева или создать такие таблицы самостоятельно.
Детям предлагаются различные задания:
- прочесть строчку или столбец с определенной буквой;
- произвольное прочтение слогов;
- найти в таблице указанный слог;
- послогово показать слово в таблице.
Сначала используются таблицы с простыми слогами, а затем переходят к более сложным, состоящим из трех-четырех букв. Купить красочные таблицы можно в магазине учебной литературы как карточки, плакаты или книги-сборники. Например, Узорова, Нефедова: Самый быстрый способ научиться читать. Слоговые таблицы.
Приемы для расширения угла зрения
В процессе чтения имеет значение количество знаков, которые попадают в поле зрения ребенка. Для расширения угла периферического зрения рекомендуется предлагать детям следующие упражнения.
Таблицы Шульте
Таблицы Шульте содержат числа от 1 до 30, которые расположены в хаотичном порядке. Школьникам нужно за 30 секунд отыскать и указать по порядку каждое число. Через несколько дней следует предложить другой вариант таблицы.
Найди слово
Суть этого упражнения аналогична предыдущему. На листе бумаги нужно в произвольном порядке написать несколько разных, не очень длинных слов. Задание для школьников — как можно быстрее отыскивать на листе слова, которые поочередно будет называть учитель.
Пирамидки слов
Для таких упражнений слова записываются в столбик, начиная со слова с наименьшим количеством букв. Каждое слово делится на две части, которые записывают на некотором расстоянии друг от друга. На каждой последующей строчке это расстояние увеличивается.
Первый — последний
Для этого упражнения можно использовать любой текст. Детям нужно читать только первый и последний слог в каждой строчке.
Рамка для чтения
Необходимо подготовить полоску картона с прорезью, высота которой чуть больше высоты букв в учебнике. Ширина должна быть небольшой, примерно на 3 – 4 буквы. В процессе чтения ребенок перемещает эту рамочку по тексту. Через определенное время ширину рамки нужно постепенно увеличивать.
Со временем дети запоминают многие слова, которые часто встречаются в текстах, и воспринимают их как единое целое. Они уже не читают такие слова, а называют сразу. Подобное умение заметно экономит время при чтении, поэтому данный навык нужно целенаправленно развивать.
Прием «Молния»
Использование приема «Молния» заключается в следующем. Детям на очень короткое время показывают слово, а они должны успеть его прочитать. Для этого упражнения можно подготовить карточки или создать презентацию, в которой слова появляются и сами исчезают через пару секунд.
Один и тот же набор слов надо использовать несколько дней подряд, пока ученики не запомнят их все. Затем предложить другую подборку слов. Для лучшего эффекта можно не просто давать школьникам прочитать слово, а и попросить написать его после того, как оно исчезнет.
Прием «Буксир»
Прием «Буксир» используется для увеличения темпа чтения. В качестве ведущего может выступать учитель или ученик с высокой техникой чтения. Он читает текст, а остальные должны стараться успевать читать за ним. Такое упражнение можно проводить для всего класса или в парах.
Чтобы контролировать процесс чтения всеми учениками можно делать внезапные остановки и просить ребят показать в тексте последнее прочитанное слово. Еще один способ — делать во время чтения ошибки. Те, кто читают «на буксире», должны их замечать и исправлять.
Прием «Спрятанные буквы»
Улучшению техники чтения способствует развитие умения предугадывать слова, а не прочитывать их побуквенно. Для этого можно предлагать такие задания:
- слова с кляксами — на карточке написано слово, часть которого закрыта пятном;
- слова с пропущенными буквами — на карточке слово, в котором несколько букв отсутствуют;
- разрезанное слово — карточку с написанным словом разрезают вдоль и предлагают детям прочитать слово или по верхней, или по нижней его части (слово можно не разрезать на части, а закрыть его половину линейкой);
- более сложный вариант этого упражнения — предугадать недостающее слово. Для него можно использовать крылатые выражения, фразеологизмы, известные фразы из сказок или стихотворений, загадки с рифмованной отгадкой.
чтения.
Прием «Скороговорка»
Непосредственно для увеличения скорости чтения можно предлагать ребенку небольшой текст для прочтения его в темпе скороговорки. Читать текст надо несколько раз подряд, постепенно ускоряясь. Ученику необходимо объяснить, что при выполнении этого упражнения не требуется следить за выразительностью чтения, однако при обычном чтении такое правило не действует.
Прием «Повторное чтение»
Данный прием также предполагает многократное прочтение текста. Детям для чтения дается 1 минута. Затем нужно подсчитать количество слов, которые они успеют прочитать за отведенное время. После этого такое задание выполняется еще пару раз.
Результаты будут постепенно улучшаться, и это позволит ребенку поверить, что он может читать быстрее. Когда ученики будут читать текст последний раз, временное ограничение не устанавливается. Таким образом, они перейдут на чтение незнакомого текста и будут читать его в более быстром темпе.
Прием «День — ночь»
В процессе чтения необходимо сохранять концентрацию внимания и уметь хорошо ориентироваться в тексте. Для тренировки этих навыков школьникам предлагается читать с соблюдением команд. Как только учитель произносит: «День!» — дети приступают к чтению. Услышав команду «Ночь!» все закрывают глаза. Затем снова звучит слово «День!». После этого нужно найти глазами место в тексте, на котором остановились, и продолжить чтение.
Такое упражнение проводится в течение 5 минут. Следить по тексту пальцем нельзя.
Прием «Губы»
При внешнем проговаривании скорость чтения замедляется. Поэтому детей следует также учить читать молча, без внешних признаков проговаривания. В ходе чтения, когда учитель даст команду «Губы!», школьники должны начать читать «про себя». При этом им нужно прижать палец к сомкнутым губам, чтобы не давать им шевелиться. После команды «Вслух!» палец следует убрать и перейти к чтению вслух.
Работая над улучшением техники чтения важно учитывать, что количественный показатель зависит от типа темперамента ребенка, уровня развития его мыслительных процессов. Поэтому, конечно же, не удастся всех учеников «подтянуть» к нужным нормам, но улучшить результаты каждого несомненно получится. Кроме того, параллельно с увеличением скорости чтения обязательно нужно уделять внимание развитию выразительности и осознанности чтения, приучать детей читать правильно, без ошибок.
Предварительный просмотр:
Методики и приемы по технике чтения.
Методика Зайцева (показ брошюры)
а ) жужжащее чтение (ежедневное чтение на уроках чтения, природоведения и других по 5 минут, читают одновременно все, каждый в своём темпе и свою книгу)
б ) чтение парами ( в 1-2 классах 1 абзац читает ребёнок, 2 абзац- родитель, потом меняются. В итоге текст прочитан 2 раза.)
в ) облегчённое чтение ( при просмотре диафильмов)
г ) чтение перед сном дома ( хорошо откладывается в памяти )
д ) многократное чтение небольшого отрывка ( 1 раз ребёнок прочитал отрывок за 1 минуту и отметил, 2 раз повтор этого самого же отрывка- темп увеличивается, появляется стимул, 3 раз читает этот же самый текст, но не останавливается, и 1-1,5 строчки он прочитает в большем темпе).
Если это упражнение делать каждый день ,то результат будет через 2-3 недели.
е ) чтение в темпе скороговорки (1 раз читает быстро, но окончания не должны проглатываться, 2 раз читает чуть медленнее, но выразительно).
ж ) зрительные диктанты по текстам И.Т.Федоренко для развития оперативной памяти ( целая система )
з ) домашнее чтение 3 порциями по 10-15 минут через 1-1,5часа ещё раз и перед сном.
Методика Эдегей.
На протяжении многих лет её применяет Акимова Н.Б. и Семёнова И.А.,учителя гимназии ( показ книги)
В основе методики - АНАГРАММЫ (отдельные слова типа ЕПХУТ и тексты). Разработаны 3 набора слов,где нужно переставить буквы местами, по частям речи: существительные,прилагательные,глаголы. И тексты,начиная с 2-3 простых предложений и заканчивая более сложными текстами с объёмом в 6-7 предложений.
Методика Е.В.Заика.
Журнал «Вопросы психологии №6 1995. Статья «Формирование навыка чтения у младших школьников».
Предусматривает занятия с группой детей из 3-4 человек.
Периодичность: ежедневно, через день, 2 раза в день.
Продолжительность занятий: от 5-10 до 30 минут.
Срок занятий, обеспечивающий заметный положительный результат от 3 до 7 недель.
В основе системы упражнений лежит методика нейропсихологической диагностики. Всего 26 упражнений, назову некоторые.
- чтение строчек наоборот по словам;
- чтение строчек наоборот по буквам;
- поочерёдное чтение слов нормально и наоборот;
- чтение только второй половины слов, т.е. озвучивается вторая половина слова)
- чтение строчек с прикрытой нижней половиной
- чтение строчек с прикрытой верхней половиной и т.д.
Чтобы достичь хороших результатов, нужна система занятий, а не от случая к случаю. Из собственного опыта: если ваш ребёнок читает ежедневно 2-3 страницы вслух дома, то темп чтения формируется автоматически.
Отсюда следует, контроль взрослых и самоконтроль ребёнка
- тетрадь учёта домашнего чтения ( рекомендована Зайцевым)
- самозамеры
- колоссальная работа учителя с родителями ( родителям некогда, компьютеры и телесериалы заменили книги)
- должен быть пример родителей, читающих книги (если ребёнок не видит читающих родителей, то откуда у него возникнет желание читать).
Последнее, и главное.
Современные дети не хотят и не любят читать. Поэтому основная задача учителя- заинтересовать ребёнка и научить этому родителей
Интерес к чтению.
- литературные праздники, викторины;
- инсценирование, драматизация;
- просмотр диафильмов, видеофильмов, театральных постановок по изученному материалу;
- посещение библиотеки с прослушиванием тематических бесед;
- тематические праздники, посвящённые юбилеям детских писателей;
- создание рукописного журнала «Звонок»;
- создание сборников творческих работ( сочинения, рисунки );
- работа с логопедом ( ребёнок не может читать из-за логопедических нарушений)
Предварительный просмотр:
Как научить ребенка осмысленному чтению. Приемы.
Чтение вслух и обсуждение текста
Чтение вслух – один из самых эффективных методов для улучшения восприятия текста. Этот процесс активизирует внимание, помогает ребенку сосредоточиться на словах и глубже осознавать содержание. Кроме того, чтение вслух способствует развитию речевых навыков и словарного запаса. Как научить ребенка понимать текст прочитанного?
- Чтение вслух: помогает сосредоточиться на каждом слове, улучшает интонацию и восприятие текста.
- Обсуждение прочитанного: способствует осмыслению содержания и помогает связать различные части текста в единую картину.
- Использование различных форматов: вопросы, игры и ролевые постановки делают процесс более увлекательным и вовлекающим.
Пересказ прочитанного своими словами
Чтобы пересказ стал эффективным, важно сосредоточиться на нескольких аспектах:
- Выделение главной мысли: важно научить ребенка находить основную идею текста, чтобы пересказ был точным и логичным.
- Использование собственных слов: пересказ с использованием личных выражений помогает лучше запомнить информацию и сделать восприятие более осознанным.
- Структурированность рассказа: пересказ должен быть логично организован, с соблюдением последовательности событий или идей.
- Обсуждение: после пересказа полезно обсудить прочитанное, что помогает укрепить понимание материала и выявить нюансы, которые могли быть упущены.
Задавание вопросов по содержанию текста
Вопросы могут быть разнообразными: от простых уточняющих до более глубоких, требующих анализа и рассуждений. Важно, чтобы ребенок сам начал задавать вопросы, что способствует более глубокому вовлечению в текст.
- Уточняющие вопросы: помогают проверить, правильно ли поняты основные факты. Например: «Что произошло в начале?», «Кто был главным героем?»
- Вопросы на размышление: направлены на поиск скрытых смыслов текста. Например: «Почему герой поступил так?» или «Как бы ты поступил на его месте?»
- Открытые вопросы: требуют развёрнутого ответа и помогают развить логическое мышление, например: «Что ты думаешь о конце истории?»
- Сравнительные вопросы: способствуют анализу текста с другими источниками или личным опытом, например: «Как это событие похоже на что-то, что ты читал раньше?»
Игровые методы для улучшения понимания текста
Читаем и рисуем: визуализация текста
Этот подход стимулирует творческое восприятие текста и позволяет ребенку глубже осознавать описания и события. Когда текст становится не только словами, но и картинками, у ребенка появляется возможность выразить свои мысли и чувства через рисунки.
Применение визуализации может быть разнообразным:
- Рисование сцен: на основе прочитанного можно нарисовать ключевые сцены, персонажей или места, описанные в тексте.
- Создание карт или схем: для лучшего осмысления событий можно создать карту событий или схемы, которые покажут связь между ключевыми моментами.
- Иллюстрации эмоций: рисование эмоций персонажей помогает глубже понять их мотивацию и реакцию на происходящее.
Ролевые игры по мотивам прочитанного
Ролевые игры – отличный способ погрузиться в содержание книги и ощутить себя частью описанных событий. Воссоздание сцен из текста позволяет ребенку активно взаимодействовать с материалом, лучше усваивать его и развивать творческое воображение.
Когда дети играют роли персонажей, они не только переживают события, но и начинают осознавать мотивацию героев, их эмоции и решения. Это способствует более глубокому восприятию текста и развивает навыки анализа.
Метод «Составь продолжение истории»
Данный подход помогает ребенку понять структуру повествования, выявить основные элементы сюжета и научиться предсказывать развитие событий. Важно, чтобы продолжение не ограничивалось просто фантазией, а опиралось на логические связи и атмосферу исходного текста.
Использование карточек с вопросами по тексту
Карточки могут быть различных типов в зависимости от цели задания. Вопросы могут быть направлены на проверку фактов, выявление главной идеи, анализ поступков персонажей или обсуждение последствий событий.
Как помочь ребенку разного возраста
Как научить ребенка 7-10 лет анализировать текст
Чтобы процесс анализа был успешным, можно использовать несколько подходов, направленных на развитие навыков внимательного чтения и осмысления. Вот несколько эффективных методов:
- Выделение ключевых событий: предложите ребенку определить, что является основными событиями текста. Это поможет ему сосредоточиться на главных моментах и разобраться в структуре повествования.
- Обсуждение персонажей: важно поговорить о героях, их мотивации и поступках. Обсуждение того, почему они так поступают, помогает ребенку осознавать действия персонажей и их внутренние переживания.
- Задания с вопросами: задавая вопросы по тексту, вы помогаете ребенку анализировать происходящее. Например, «Почему герой выбрал именно этот способ решения проблемы?» или «Что могло бы произойти, если бы герой поступил иначе?»
Подход к подросткам: работа с большими объемами информации
В возрасте подростков работа с текстами значительно усложняется, поскольку объем информации становится больше, а структура материалов – сложнее. На этом этапе важно развивать навыки организации, а также умение быстро и эффективно извлекать нужные сведения из больших текстов.
Как научить ребенка понимать смысл прочитанного? Для подростков, которым предстоит справляться с объемными источниками информации, можно применить несколько методов, которые помогут не только осваивать материал, но и эффективно анализировать его:
Методы работы с большими текстами
- Использование диаграмм и схем: визуальные элементы, такие как схемы, карты и графики, помогают структурировать информацию и увидеть связи между различными аспектами материала.
- Разделение информации на блоки: работа с большими объемами становится проще, если материал разделен на части. Каждую из них можно изучить отдельно, а затем объединить для полного осмысления всего текста.
Такие методы позволяют подросткам развивать не только умение осмысленно работать с большим количеством информации, но и способности к критическому анализу и систематизации. Это навыки, которые пригодятся не только при чтении, но и в учебной деятельности в целом.
Предварительный просмотр:
Игры для закрепления первоначальных навыков чтения
(1 класс)
Задание: Прочитай слова и запиши их. Какое одно слово объединяет все эти слова ?
АЯбАПБЕаНЛЛнАОЬНКаСАИОнСН
ксквСоОиоБрАншоКкьвАяаа
ОМКПКГООААУРМПРКТРОУИЕОВДСЦШТОЬКРАА
ШКССРДКТОИТАВВОУААФЛНТЛ Ь
ПТ САР А ОВО МЕТЛ О ОЛ Л БЕУ Е Й ЗБСУДС Т
ОЗЛВСЕЕИСЕТМННО А АЬ
РПУКПБАУАЛЛРШЬАТТТКК ЬО АА Е
Х УТОПЛЕОЫТЛДЛИЕЮЕЛВЬСИНОЗИС КО ГР
Предварительный просмотр:
Игры для закрепления первоначальных навыков чтения (1 класс)
Карточка 1 Задание: Буквы стояли по росту, а потом перепутались. Верни буквы на свои места. Прочитай получившиеся слова и запиши их. |
аЧсы еЧрника уЧдо иЧстота тЧение чУеница |
Карточка 2 Задание: Буквы стояли по росту, а потом перепутались. Верни буквы на свои места. Прочитай получившиеся слова и запиши их. |
КШола рЕши уЖк аЖба жЕи лЁка |
Карточка 3 Задание: Буквы стояли по росту, а потом перепутались. Верни буквы на свои места. Прочитай получившиеся слова и запиши их. |
аЧйник оЙд аЧй лХеб аЧйка жиЧи |
Карточка 4 Задание: Буквы стояли по росту, а потом перепутались. Верни буквы на свои места. Прочитай получившиеся слова и запиши их. |
лЮа аЦпля иЦрк уЩка еЩнок вОощи |
Карточка 5 Задание: Буквы стояли по росту, а потом перепутались. Верни буквы на свои места. Прочитай получившиеся слова и запиши их. |
жЁик жУи уШтка оРща |
Карточка 6 Задание: Буквы стояли по росту, а потом перепутались. Верни буквы на свои места. Прочитай получившиеся слова и запиши их. |
еФрма лФаг иЛсичка чУеник уКрица оХлод оФкус ёЩтка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ежедневное планирование на неделю в первой младшей (от 2-х до 3-х лет) группе по основной образовательной программе дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой. Тема недели: «Фольклор».
Ежедневное планирование на неделю в первой младшей (от 2-х до 3-х лет) группе по основной образовательной программе дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. В. К. Загвоздкина, И. Е...

Ежедневное планирование на неделю в первой младшей (от 2-х до 3-х лет) группе по основной образовательной программе дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой. Тема недели: «Зимовье зверей».
Ежедневное планирование на неделю в первой младшей (от 2-х до 3-х лет) группе по основной образовательной программе дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. В. К. Загвоздкина, И. Е...

Ежедневное планирование на неделю в первой младшей группе по основной образовательной программе дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой. Тема месяца: «Здоровье и спорт»; тема недели: «Быть здоровыми хотим».
Тема месяца: «Здоровье и спорт»; тема недели: «Быть здоровыми хотим». Цель: Формировать первоначальные представления об охране жизни и здоровья, умение ориентироваться в строен...

Ежедневное планирование на неделю в первой младшей (от 2-х до 3-х лет) группе по основной образовательной программе дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой. Тема недели: «Чудо вещи вокруг нас».
Цель: Расширять кругозор детей через знакомство с предметным миром, формировать представление о предметах ближайшего окружения: учить различать и называть посуду, познакомить с её назначением, з...

Ежедневное планирование на неделю в первой младшей (от 2-х до 3-х лет) группе по основной образовательной программе дошкольного образования «Вдохновение» тема недели: «Дети на планете»
Тема недели: «Дети на планете» цель: Учить бережному отношению друг к другу; Развивать у детей эмпатию и толерантность, чувство единства; Создавать комфортную психологическую атмосферу, по...

Ежедневное планирование на неделю в первой младшей (от 2-х до 3-х лет) группе по основной образовательной программе дошкольного образования «Вдохновение» тема недели: «Моя Родина - Россия»
Тема недели: «Моя Родина - Россия». Цель: Формирование представлений о Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением. Воспитывать у детей гражданские чувства, чувство любви к Родине...

Консультация для родителей «Первый класс – в первый класс!»
Консультация учителя-дефектолога для родителей «Первый класс – в первый класс!»...



