План работы по коррекции парасигматизма (замена звука [ц] – [с])
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Янгуразова Айсылу Юсефовна

План работы по коррекции парасигматизма(замена звука [ц] – [с])

 

1. Характеристика звука и механизм образования в норме.
2. Артикуляционный профиль звука.
3. Описание нарушения звука.
4. Методика работы: цель, этапы, задачи, содержание, приемы, речевой материал.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы по коррекции парасигматизма (замена звука [ц] – [с])

  1. Характеристика звука и механизм образования в норме.
  2. Артикуляционный профиль звука.
  3. Описание нарушения звука.
  4. Методика работы: цель, этапы, задачи, содержание, приемы, речевой материал.

Подготовила:

Учитель-логопед МБОУ СОШ№2

с. Средняя Елюзань

Янгуразова А.Ю.

Характеристика звука [ц] и механизм образования в норме

  • по наличию преграды в ротовой полости: согласный
  • по участию в артикуляции мягкого неба: ротовой
  • по работе голосовых складок: голосовые складки разомкнуты, звук глухой
  • по способу образования: смычно-щелевой
  • по месту образования: переднеязычный
  • по степени напряжения средней части спинки языка: твердый

Механизм образования звука [ц] в норме:

Звук [ц] относится к группе аффрикат (смычно-щелевых) и образуется в результате быстрого слияния звуков [т] и [с]

  • Губы растянуты (как бы в улыбке) - в положении оскала.

  • Расстояние между зубами 1 – 2 мм.

  • Кончик языка широкий, опущен книзу и упирается в нижние резцы. Спинка языка поднимается и передней своей частью образует смычку с альвеолами, а средняя часть спинки языка образует посередине продольный желобок, задняя часть спинки языка незначительно поднята, боковые края языка плотно прилегают к внутренней стороне верхних и отчасти нижних боковых зубов, закрывая проход воздуха к струе по бокам.

  • Мягкое нёбо приподнято.

  • Голосовые складки разомкнуты.

В первую фазу произнесения звука под давлением воздуха смычка разрывается.

Во вторую фазу — кончик языка остается в том же положении, а передняя часть спинки его возвращается в положение звука [с], и по средней линии языка образуется желобок для прохода воздуха.

Артикуляционный профиль звука [ц]

Описание нарушения звука

Парасигматизм  -  это дефект речи, при котором свистящие звуки заменяются другими. В данном случае звук [ц] заменяется звуком [с].

Методика работы: цель, этапы, задачи, содержание, приемы, речевой материал.

1 этап. Подготовительный этап

Цель этого этапа — подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука.

Задачи:

  • Установить с ребенком доверительные отношения
  • Формирование точных движений органов артикуляции посредством артикуляционной гимнастики
  • Формирование направленной воздушной струи
  • Развитие мелкой моторики рук
  • Развитие фонематического слуха

Развитие фонематического слуха

  1. Игра «Поймай нужный звук хлопком».

Логопед: Если услышишь звук [ц] в слове -  хлопни в ладоши.

Слова: яйцо, голоса, куница, пальцы, полоса, крыльцо, молодцы

  1. Игра «Определить место звука в слове».

 Определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук [ц] в словах: цапля, огурец, танцор, дворец, заяц, полотенце, цепочка.

  1. «Повторение цепочек слогов».

Логопед: Давай я буду произносить слоги, а ты повторяй за мной

Са-са-са, ша-ша-са, ша-са-са, ша-са-ша, са-ша-са;

за-ша-ша, за-за-ша, за-ша-за, ша-за-ша;

са-са-за, за-са-за, за-за-са, са-за-са;

ца-са-са, ца-ца-ца, са-са-ца;

  1. Игра «Угадай слово».

Логопед:  А теперь давай я буду произносить ряд звуков, а ты должен назвать слово целиком.

Слова: [с]-[у]-[п], [ш]-[а]-[п]-[к]-[а], [л]-[и]-[ц]-[о], [н]-[о]-[с], [о]-[в]-[ц]-[а], [с]-[и]-[н]-[и]-[ц]-[а], [з]-[и]-[м]-[а]

  1. Игра «Не ошибись».

 Логопед показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображение: "Зубы". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши". Затем произносит: "Зубы - жубы - зюбы – дубы – жюбы - субы". Затем логопед показывает следующую картинку «Цапля»: "Цапля - тапля - сапля - шапля – сяпля - тяпля". 

http://raduga.name/wp-content/uploads/2014/03/4534635.jpg https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/07/08/s_59607e8a296b0/658498_1.jpeg

Артикуляционные упражнения:

  1. «Улыбка – Трубочка» 

Цель: развитие подвижности губ, формирование уклада губ, необходимого для многих звуков русской речи.

Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении  3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются.

А глаза у них, как блюдца.

Подражаю я слону:

Губы хоботом тяну.

Даже если я устану,

Их тянуть не перестану.

Буду долго так держать,

Свои губы укреплять.

  1. «Лопаточка» 

Цель: расслабление мышц языка, удерживание языка широким, распластанным.

Описание: Рот открыт, язык спокойно положить на нижнюю губу, удерживать его широким на нижней губе 3-7 сек.

Внимание: нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Губы не растягивать в улыбку слишком широко, чтобы не было избыточного напряжения.

 

Язычок наш как лопатка - 
Очень ровный, очень гладкий. 
А такой лопаткой 
И копать приятно.

 

  1. «Наказать непослушный язычок» 

Цель: расслабление мышц языка.

Описание: Упр. «Лопаточка», пошлепать по языку верхней губой со словами «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 10.

 

Провинился язычок, 
Ничего сказать не смог. 
Мы его похлопаем, 
Губками пошлепаем.

 

  1. «Забить гол» 

Цель: выработка плавной длительной струи воздуха, идущей посередине языка.

Описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, прикрыть верхней губой, оставив небольшую щелочку и, как бы произнося длительно звук Ф,   сдуть ватный шарик  на противоположный край стола.

Внимание:     Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щеки. Следит, чтобы ребенок произносил Ф, а не Х, т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

 

Я послушный язычок 
Превращаю в желобок.

Щек своих не надуваю,

Мяч в ворота загоняю.

 

  1. «Чистим зубки» 

Цель: научиться удерживать кончик языка за нижними зубами.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая языком движения из стороны в сторону.

Внимание: губы неподвижны, в положении улыбки. Следить, чтобы кончик языка находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.

 

Чищу зубы чисто, чисто 
И снаружи, и внутри; 
Я хочу, чтобы всегда 
Были белые они.

 

  1. «Горка» 

Цель: научиться удерживать язык в положении необходимом для правильного произнесении свистящих звуков, развитие силы мышц кончика языка.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка упирается под нижние зубы, широкий язык приподнять «горкой». Удерживать язык 5-10 секунд.

Внимание: следите, чтобы кончик языка не высовывался из-за зубов, язык должен быть широким. Если сразу не получается, попросите произнести звук  [и] с открытым ртом – язык примет правильное положение.

 

Горка длинная у нас! 
Мы прокатимся сейчас. 
Ты на горке удержись, 
Плавно, медленно катись

2 этап. Постановка звука  [ц]

Цель: добиться правильного произношения изолированного звука

Задачи:

  • Объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата;
  • создание артикуляционной базы данного звука;
  • отработка произношения изолированного звука, которая может осуществляться тремя способами: по подражанию, с механической помощью, смешанным способом

Существует три основных способа постановки правильного произношения:

Первый способ основан на подражании

1. По подражанию (перед зеркалом) с введением игровых приемов:

  • поднесите палец ко рту – «Не шуми!» – тс-ц-ц;
  • паровоз при остановке (тс-ц-ц).
  • подражаем «лопнувшему» шарику: «Т-сссс»

2. От опорных звуков.

Звук ц сложный, он состоит из звуков т и с, которые произносятся быстро, один за другим. На этой его особенности и построена методика. Воспитатель говорит: «Скажи Т, а теперь С, еще раз скажи. Хорошо,  молодец, а теперь говори быстро, без перерыва: тс, тс, тс».

Иногда у ребенка сразу звучит Ц, иногда получается сочетание звуков: тэс или тыс. Лучше всего это исправить, показав ребенку, что и т и с произносятся без перерыва, сразу. Взрослый может поднести руку ребенка тыльной стороной к своему рту, чтобы при быстром произнесении звука ц он ощутил один удар воздушной струи, а не два, как при тэс или тыс.

Звук [Ц] лучше ставить в обратных слогах. Ребёнка просим произнести звук [Т] с максимальным выдохом. Затем последовательно произнести звуки [Т] и [С]. При этом звук [С] надо произносить протяжно. Потом включается звук [А], и ребёнка просим произнести сочетание [АТС] с сильным выдохом в момент перехода от [ А] к [ТС], чтобы получить слитный звук с укороченным свистящим элементом.

3. От артикуляционного уклада («Катушечка»).

– Открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние передние резцы, а язык приподнять и выгнуть так, чтобы передняя часть прижималась к небу. Язык касается верхних резцов спинкой. Без включения голоса произносить звук, имитирующий звук «Т». Произнесение звука происходит в момент размыкания, когда кончик языка отскакивает от нижних передних зубов под напором сильной струи выдыхаемого воздуха. Губы напряжены, растянуты в улыбке. Контроль ладонью руки. Упражнение полезно тем, что приучает язык к тому положению, которое выполняется при произнесении звука «Ц».

– Открыть рот. Кончиком языка напряженно упереться в нижние передние резцы. Спинка языка выгнута и касается верхних передних резцов. Чтобы спинка языка лучше соприкасалась с небом, боковые края языка зажимаются зубами и остаются зажатыми и в момент вдоха, и в момент выдоха. Кончик языка должен оставаться свободным. Выдохнуть воздух коротким сильным толчком при одновременном отскакивании кончика языка от нижних передних зубов. Положение зубов не меняется. Губы напряжены и растянуты в улыбке. Слышится короткий звук «Ц». Повторить предыдущие упражнения без зажатия зубами боковых краев языка.

Примечание: Кончик языка должен быть подвижным, иначе в момент выдоха при неподвижном кончике языка зубы размыкаются, и поэтому слышится короткий звук С.

Повторить предыдущее упражнение без зажатия зубами боковых краёв языка.

Второй способ – механический

Когда трудно удержать язык у нижних резцов — механическая помощь. Зондом №2 логопед удерживает кончик языка у нижних резцов и просит произнести с сильным выдохом [та] (в момент выдоха слегка нажимаем на язык = [ц])

Зонд №2

Третий способ – смешанный (совмещение предыдущих способов)

Когда звук «Ц» ребенок произносит четко и изолированно, то приступаем к его автоматизации.

3 этап. Автоматизация звука

Цель: добиться правильного произношения звука в самостоятельной речи

Задачи: постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь ребенка.

 

Автоматизация поставленного звука проводится в строгой последовательности.

  1. Автоматизация звука в слогах
  2. Автоматизация звука в словах
  3. Автоматизация звука в предложениях
  4. Автоматизация звука в чистоговорках и стихах
  5. Автоматизация звука в коротких, а затем в длинных рассказах
  6. Автоматизация звука в разговорной речи

Автоматизация звука [ц] в обратных слогах

АЦ – АЦ – АЦ – АЦ – АЦ

ОЦ – ОЦ – ОЦ – ОЦ – ОЦ

УЦ – УЦ – УЦ – УЦ – УЦ

ЫЦ – ЫЦ – ЫЦ – ЫЦ – ЫЦ

ИЦ – ИЦ – ИЦ – ИЦ – ИЦ

ЕЦ – ЕЦ – ЕЦ – ЕЦ – ЕЦ

ЁЦ – ЁЦ – ЁЦ – ЁЦ – ЁЦ

ЮЦ – ЮЦ – ЮЦ – ЮЦ – ЮЦ

ЯЦ – ЯЦ – ЯЦ – ЯЦ – ЯЦ

Автоматизация звука [ц] в словах, где этот звук в конце

АЦ: бац;

ЕЦ: боец, конец, отец, певец, танец, птенец, индеец, мизинец, кузнец, китаец, немец, купец, гонец;

ЯЦ: паяц, заяц.

Автоматизация звука [ц] в словах, где этот звук в середине

ЦА: овца, птица, певица, пуговица, единица, куница, умница, охотница, модница, водица, девица, темница, медведица, пятница, конница.

ЦО: яйцо, пунцовый.

ЦЫ: танцы, отцы, певцы, концы, птенцы, пуговицы, немцы, зубцы, куцый.

ЦИ: акация, авиация.

ЦЕ: зацепка, зацепить, оценка.

Автоматизация звука [ц] в прямых слогах

ЦА – ЦА – ЦА – ЦА – ЦА

ЦО – ЦО – ЦО – ЦО – ЦО

ЦУ – ЦУ – ЦУ – ЦУ – ЦУ

ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ

ЦЕ – ЦЕ – ЦЕ – ЦЕ – ЦЕ

Автоматизация звука [ц] в интервокальных слогах

АЦА – АЦО – АЦУ – АЦИ – АЦЕ

УЦА – УЦО – УЦУ – УЦИ – УЦЕ

ЫЦА – ЫЦО – ЫЦУ – ЫЦИ – ЫЦЕ

ЕЦА – ЕЦО – ЕЦУ – ЕЦИ – ЕЦЕ

ОЦА – ОЦО – ОЦУ – ОЦИ – ОЦЕ

ИЦА – ИЦО – ИЦУ – ИЦИ – ИЦЕ

Автоматизация звука [ц] в прямых  слогах со стечением согласных

ЦВА – ЦВО – ЦВУ – ЦВЫ – ЦВИ

ЦВЕ – ЦВЁ – ЦВЮ – ЦВИ – ЦВЯ

Автоматизация звука [ц] в словах, где этот звук в начале

ЦО: цокать, цокот;

ЦУ: цукат;

ЦЫ: цыган, цыганка, цыпки, цып-цып;

ЦИ: циновка, цинк;

ЦЕ: цепь, цемент, цех, цена, цедить, цепкий.

Автоматизация звука [ц] в словах, где этот звук  со стечением согласных

Цветок, цвет, цветной, цветник, цветовод

Игра «Не разбуди Катю».  Цыплёнок Цып решил попросить всех во дворе не шуметь, пока спит его хозяйка Катя. Помоги цыпленку. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: Ц-Ц-Ц...

image034.jpg

Автоматизация звука [ц] в словосочетаниях

Цветные пуговицы, цветные нитки, меткая охотница, цыганская кибитка, мохнатая овца, тонкая циновка, пунцовый цветок, букет цветов, утиное яйцо, дикая медведица, немецкий язык, тонкая акация.

Автоматизация звука [ц] в предложениях из 3 слов

Мой отец – кузнец. Овцы пьют водицу. Отец покупает пуговицы.

Птица пьёт водицу.

Автоматизация звука [ц] в предложениях из 4 слов

Идёт девица по водицу. У дома цветёт акация. У дома цветут цветы.

У меня – цветная  пуговица. На окне – комнатные  цветы.

Автоматизация звука [ц] в предложениях из 5 слов

У птицы в гнезде – птенцы. Мохнатая овца идёт к цветам.

У моего дома цветут цветы. Я сегодня  иду в цирк.

Автоматизация звука [ц] в предложениях из 6 слов

У Тани на окне цветут цветы. Дима и Таня танцуют детский танец. У Кати в цветнике цветут цветы. Зоя в пятницу идёт на танцы.

Автоматизация звука [ц] в предложениях из 7 слов

У коня копыта цокают: цок, цок, цок.

У купца – цветные  нитки и цветные пуговицы.

Автоматизация звука [ц] в чистоговорках

ЦО – ЦО – ЦО, ЦО – ЦО – ЦО вам водица и яйцо

ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ, ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ  вам цветные бубенцы

ЦА – ЦА – ЦА, ЦА – ЦА – ЦА  вам мохнатая овца

ЦА – ЦА – ЦА, ЦА – ЦА – ЦА  тут мохнатая овца

ЦО – ЦО – ЦО, ЦО – ЦО – ЦО   ей от зайца письмецо

ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ, ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ  на акации птенцы

ЦА – ЦА – ЦА, ЦА – ЦА – ЦА  тут овца и там овца

ЦЕ – ЦЕ – ЦЕ, ЦЕ – ЦЕ – ЦЕ  вот вам сказка о яйце

ЦО – ЦО – ЦО, ЦО – ЦО – ЦО  курица снесла яйцо

ЦУ – ЦУ – ЦУ, ЦУ – ЦУ – ЦУ  киска тянется к яйцу

ЦА – ЦА – ЦА, ЦА – ЦА – ЦА  брысь, котёнок, от яйца!

ЦУ – ЦУ – ЦУ, ЦУ – ЦУ – ЦУ   не пускать его к яйцу!

ЦО – ЦО – ЦО, ЦО – ЦО – ЦО  сами мы съедим яйцо 

ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ, ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ  отогнали? Молодцы!

ЦЕ – ЦЕ – ЦЕ, ЦЕ – ЦЕ – ЦЕ  вот вам сказка о яйце

Автоматизация звука [ц] в стихах

***

Целый месяц кузнецы

Цепь ковали в кузнице.

***

Цыплёнок, находясь в яйце,

Знакомится со звуком Ц.

И только, выйдя из яйца,

На «цып-цып» отзывается.

***

У цапли птенцы

Такие удальцы –

На одной ноге не лень,

Стоять им с цаплей

Целый день!

***

Яйца увидав, куница

Цепенеет, пятится.

Так как яйца не наседки,

А змеи — её соседки.

В этих яйцах нет цыплят –

В них змеиный детский сад.

***

Цапля к пятнице готовится:

В этот день со всех концов

Слетятся птицы на околицу

Полюбоваться на птенцов.

***

У наседки, наконец,

Вылез из яйца птенец!

Глядит наседка на птенца,

Глядит, не налюбуется!

Будет Петенька певец,

Как петух — его отец.

***

Много песен у певицы:

Есть о цапле, о кунице,

Есть о зайце, о кольце,

Об удалом молодце.

***

Котёнок Цап кусается,

Цыплёнок Цып клюётся –

Обоим от хозяйки

За это достаётся!

Автоматизация звука [ц] в текстах

Цветок

Видит муха-цокотуха цветок. Цветок – необыкновенный, пунцовый, мёдом пахнет. Думает цокотуха: «Нет у меня дома. Будет этот цветок моим домом!»

- Цветок, цветок, будь моим домом!

- Пои меня водицей, и я буду твоим домом!

Игра «Посчитай». Цыплёнок учился считать. Посчитай вместе с ним разные предметы. Образец: один цветок, два цветка... Каких предметов больше? Каких — меньше? Посчитай предметы в обратном порядке по образцу. Образец: пять цветков, четыре цветка

image052.jpg

4 этап. Дифференциация звуков

Цель: научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи

Задачи: постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях и в самостоятельной речи

Дифференциация звуков [С]-[Ц] в слогах, словах, предложениях.

Повтори, прочитай слоги и цепочки слогов.

а) са–ца ца–ца–са б) ац–ас ас–ац–ац

цо–со со–со–цо оц–ос оц–оц–ос

цу–су цу–су–су ус–уц ус–уц–ус

сы–цы сы–цы–сы ис–иц ис–ис–иц

сэ–це це–сэ–це ец–ее ец–ее–ец

в) сац сац–суц–сыц г) цас цас–цос–цус

соц соц–сэц–сац цос цос–цус–цыс

суц суц–сац–сэц цус цус–цыс–цес

сыц сыц–соц–суц цыс цыс–цес–цас

сэц сэц–сыц–соц цес цес–цас–цос

• Выполни слоговые упражнения, произноси выделенный слог дольше и громче (с ударением).

цаса... соцо... цусу... сыцы... цесэ... цаса... соцо... цусу... сыцы... цесэ... сасаца... цоцосо... цуцусу... цыцысы... сэсэце...

• Повтори, прочитай слова.

спица гусеница песец сцена

станция лестница месяц бицепс

синица пословица постоялец процесс

ситуация бессонница ситец царство

столица гостиница красавец принцесса

солнце масленица иностранец нарцисс

страница ресница скворец цистерна

сердце устрица сорванец сценарий

• « Назови ласково ».

масло – маслице строение – строеньице

письмо – ... кресло – ...

сало – ... стихотворение – ...

• Посчитай слова от 1 до 10.

а) синица б) высокая лестница

гусеница медицинская консультация

испанец письмо для постояльца

нарцисс иностранная принцесса

• Повтори, прочитай предложения.

а) Светит солнце. б) Васе семнадцать лет.

Светит месяц. Зоя будет специалистом по цветам.

Выследили лисицу. Сегодня целый день светит солнце.

Гостиница в столице. У синиц вылупились птенцы из яиц.

У отца бессонница. Весной отец посадил лиственницу.

Конец масленицы. Песец охотится на птиц и птенцов.

Песня скворца. В столице много иностранцев.

Стоится лестница. Принцессе дарят драгоценности.

Исписали страницу. Нарциссы расцветают весной.

Красавец на сцене. У Констанции красивые ресницы.

• Изменяй предложения.

Я остановлюсь в гостинице. Ты... Он... Она... Мы... Вы...Они...

Я станцую испанский танец.

Я сцепил пальцы вместе.

Я снимаю ситцевое платьице.

Я слеплю из пластилина месяц и солнце.

Я нарисую лисицу и песца.

Я раскрою раковину устрицы.

Я расцелую сестрицу и братца.

• Прочитай слова, вставив пропущенные буквы с или ц.

а) . ыган блюд . е кек . . винья
. апог коне. певи.а компа.

о . енка по . тель китае . дик. ия

фа . оль . вадьба ки . ель птене .

б) ли . и . а . еан . пе . е . . пи . а

. о . ед ле . тни . а пыле . о . . упни . а

гу.ени.а .па.ибо .толи.а . пи.ок

ме . я . .тан.ия ук.у. ма.лени.а

• Прочитайте слова-родственники. Составь с каждым словом предложение.

ГОСТЬ СПЕЦИАЛЬный ЦАРЬ

ГОСТЬя СПЕЦИАЛЬно ЦАРица

ГОСТить СПЕЦИАЛЬность ЦАРство

ГОСТинец СПЕЦИАЛист ЦАРствовать

ГОСТиница СПЕЦИАЛистка ЦАРский

• Выучи скороговорки.

Орёл — царь-птица, а сокола боится.

Над сосной летит синица, под сосной сидит лисица.

Сеня ест хлебец с сальцем, а Соня с маслицем.

• «Он — она».

писатель — писательница спутник — спутница

воспитатель — ... первоклассник — ...

всадник—... ровесник—...

странник — ... скромник — ...

красавец — ... мастер — ...

• Выучи стихотворение.

Сорванцы

Однажды на концерте

Сидели сорванцы,

Со свистом и со смаком

Сосали леденцы. Э. Огнецвет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по коррекции речевого развития в младшей дошкольной группе

   Опираясь на полученные диагностические данные, программу второй младшей группы, учитывая индивидуальные особенности детей, мы постарались построить  работу так, чтобы...

Перспективный план работы по коррекции осанки.

Перспективный план работы по коррекции осанки....

План работы по коррекции звукопроизношения

Примерный план работы по коррекции звукопроизношения...

Перспективный план индивидуальной работы по коррекции и постановке звуков

Перспективный план индивидуальной работы по коррекции и постановке звуков...

Перспективный план индивидуальной работы по коррекции и постановке звуков

Перспективный план индивидуальной работы по коррекции и постановке звуков...

План работы по коррекции речи детей со стертой формой дизартрии

Логопедическая работа по устранению стертой дизартрии может включать в себя пять этапов.1-й этап — подготовительный.Целью этого этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формиро...