ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ребенка с ТНР
рабочая программа по коррекционной педагогике

Каневец Ирина Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iomkopiya.docx32.66 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОРИЛЬСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 92 «ОБЛАЧКО» (МБДОУ «ДС № 92 «ОБЛАЧКО»)

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ  МАРШРУТ

На 2024- 2025 учебный год.

Фамилия, имя, ребенка *********** Дата рождения *******  

Домашний адрес г. Норильск, район Талнах***********

МБДОУ № 92 подготовительная группа «А» «Сказка» компенсирующей направленности для детей с ТНР

Заключение ТПМПК: №***************

По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования имеет особенности в психическом развитии. Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных  педагогических подходов. Является обучающимся с ОВЗ.

Организация образовательного процесса

Форма получения образования

 В организациях, осуществляющих образовательную деятельность

Образовательная программа

АОП ДО обучающихся с ТНР/АООП ДО обучающихся с ТНР

Формы и методы психолого-медико-педагогической помощи

-возможность адаптации основной общеобразовательной программы с учетом необходимости коррекции речевых нарушений, при реализации образовательных областей и воспитательных мероприятий;

-создание специальных условий образования, учитывающих особенности ребёнка с нарушениями речи и обеспечивающих эффективность коррекционно-развивающей деятельности через использование специальных дидактических пособий, технологий, методик и других средств обучения (в том числе инновационных и информационных), обеспечивающих достижение максимальной коррекции нарушений развития за устной речью;

-обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса оптимального для ребенка, и обеспечивающего удовлетворение особых образовательных потребностей в процессе проведения индивидуальной / подгрупповой логопедической работы;

-обеспечение эффективного планирования и реализации образовательной, самостоятельной деятельности, режимных моментов с использованием вариативных форм работы, обусловленных с учетом структуры дефекта ребенка;

-психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью её активного включения в коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнёрских отношений с родителями.

Специальные условия для получения образования (нуждается/не нуждается)

Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования

не нуждается

Предоставление услуг ассистента (помощника)

не нуждается

Обеспечение доступа в здания организаций

не нуждается

Другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательной программы

не нуждается

Организация психолого-медико-педагогической помощи

специалисты

направление

Учитель-логопед

коррекция звукопроизношения, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза, активизация словарного запаса, формирование навыков словообразования, развитие диалогической речи, лексико-грамматических средств языка и связной речи, обучение элементам грамоты

врач

-

Повторная ТПМПК: при переходе с одного уровня образования на другой

План мероприятий коррекционной логопедической работы

специалист

формы психолого-педагогического сопровождения

сроки выполнения

Учитель-логопед

1. диагностические мероприятия:

- отслеживание динамики развития ребёнка

сентябрь-май

2. коррекционно-развивающие мероприятия:

-проведение фронтальных НОД

2 раза в неделю (вторник, пятница)

-проведение индивидуальной коррекционно-развивающей работы

по плану

3. взаимодействие с педагогами МБДОУ

-рекомендации по педагогическому сопровождению воспитанника по образовательным областям воспитателям группы

постоянно

4. взаимодействие с родителями:

-методические рекомендации по организации домашних занятий с детьми, консультации, показ приёмов проведения артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастик

по мере необходимости

Применение специальных методов, приёмов и средств обучения:

 Чередование различных видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий в работе с ребенком: динамические паузы, гимнастики - глазодвигательная, дыхательная, пальчиковая, артикуляционная, су-джок терапия, самомассаж лицевых мышц и кистей рук, ИКТ, БОС-технология, занимательная деятельность с игрового набора «Дары Фрёбеля»

Образовательная

область

Задачи коррекционно-развивающей образовательной деятельности

Социально-коммуникативное развитие

Усвоение моральных и нравственных норм и ценностей, принятых в обществе;

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и  взрослых в детском саду;

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости;

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие

Развитие психических функций

Развитие интересов ребенка, любознательности и познавательной мотивации.

Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков. Учить различать звучание нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов, предметов-заместителей; громкие и тихие, высокие и низкие звуки.

Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками ( 4-8 частей, все виды разрезов) и пазлами по всем изучаемым лексическим темам.

Продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов по одному или нескольким признакам (цвету, форме, размеру, материалу).

Развивать воображение и на этой основе формировать творческие способности.

ФЭМП

Совершенствовать умение узнавать, различать и называть геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар, цилиндр), узнавать их форму в предметах ближайшего окружения.

Формировать навык сравнения двух предметов по величине (высоте, длине, ширине) с помощью условной меры; определять величину предмета на глаз, использовать сравнительные прилагательные (ниже, выше, шире, уже, длиннее, короче).

Формировать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10 с участием слухового, зрительного и двигательного анализаторов. Закрепить в речи количественные и порядковые числительные, ответы на вопросы: «Сколько всего?» «Который по счету?»

Совершенствовать навык отсчитывания предметов из большего количества в пределах 10.

Учить понимать и обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому.

Речевое развитие

Развитие словаря

Развитие понимания речи, воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности.

Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов.

Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.

Расширить объем правильно произносимых существительных – названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам.

Речевое развитие

Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия.

Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными возвратными глаголами.

Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам какой?, какая?, какое?, обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами; притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательным значением.

Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов.

Расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи.

Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи.

Закрепить понятие слово, умение оперировать им.

Формирование и совершенствование грамматического строя речи.

Совершенствование грамматического строя речи.

Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени.

Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования  и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами –онок-, -енок-,     -ат-, -ят-, глаголов с различными приставками.

Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные.

Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже.

Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами.

Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а так же навык анализа простого двусоставного предложения из 2-3 слов (без предлога).

Речевое развитие

Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа

Развитие просодической стороны речи.

Коррекция произносительной стороны речи. Формирование артикуляционных укладов отсутствующих и искажаемых звуков [з], [з’] [с], [с’], [ц], [ш], [щ], [ч], [ц], [л], [л’]  [р], [р’] с помощью кинестетических ощущений; автоматизация вызванного звука и введении его в речь.

 Формирование слоговой структуры и звуконаполняемости слов.

Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.

Закрепить навык мягкого голосоведения.

Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.

Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса.

Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности.

Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.

Сформировать правильные уклады шипящих, аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности.

Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.

Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры.

Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового и слогового анализа и синтеза.

Развитие фонематического слуха и восприятия на основе четкого различения звуков по признакам: глухость – звонкость, твердость – мягкость. Воспитание готовности к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза.

Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки.

Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках.

Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.

Формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, свободной игровой и речевой деятельности.

Закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова.

Совершенствовать навык анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из трех-пяти звуков (в случае, когда написание слова не расходится с его произношением).

Речевое развитие

   

Формировать навык различения согласных звуков по признакам: глухой – звонкий, твердый – мягкий.

Закрепить понятия звук, гласный звук, согласный звук.

Сформировать понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.

Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух слогов, одного слога, трех слогов.

Закрепить понятие слог и умение оперировать им.

Развитие связной речи и формирование коммуникативных навыков

Развитие коммуникативной функции речи на основе возросшей потребности общения со взрослыми и

сверстниками. Обучение детей самостоятельному высказыванию.

Учить детей передавать впечатления увиденного, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности пересказывать содержание сюжетных картин и их серий, составлять рассказ-описание.

Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.

Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, не перебивая партнера по общению, выслушивать друг друга до конца.

Учить составлять рассказы – описания, а затем и загадки – описания о предметах и объектах по образцу. Предложенному плану; связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану.

Художественно-эстетическое развитие

Совершенствовать певческие навыки, умение петь естественным голосом, без напряжения в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы; точно интонировать мелодию, ритмический рисунок, петь слаженно, учить брать дыхание между музыкальными фразами, четко произносить слова, петь умеренно громко и тихо, петь с музыкальным сопровождением и без него. Продолжать формирование навыков сольного пения. Развивать умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, регистрами, динамикой, темпом. Учить менять движения в соответствии с двух- и трехчастотной формой музыки.  Развивать умение слышать сильную долю такта, ритмический рисунок. Формировать навыки выполнения танцевальных движений под музыку. Учить отражать в движении и  игровых ситуациях образы животных и птиц, выразительно, ритмично выполнять движения с предметами, согласовывая их с характером музыки.

Художественно-эстетическое развитие

Совершенствовать изобразительные навыки, умение передавать в рисунке образы предметов и явлений окружающей действительности на основе собственных наблюдений.

Учить передавать пространственное расположение предметов и явлений на листе бумаги, движение фигур и объектов.

Совершенствовать композиционные умения.

Способствовать дальнейшему овладению разными способами рисования различными изобразительными материалами: гуашью, акварелью, цветными карандашами, цветными мелками, пастелью, угольным карандашом.

Развивать чувство цвета, знакомить с новыми цветами и цветовыми оттенками, учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков. Учить передавать оттенки цвета при работе карандашом, изменяя нажим.

Физическое развитие

В соответствии с АОП ДО для детей с ТНР.

Ведущий специалист учитель-логопед И.А. Каневец                                 

Дата составления ИОМ «                » сентября 2024г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Строптивый ребенок. Определение индивидуальности вашего ребенка.

Существует 9 параметров характера:эмоциональностьупорствочувствительностьвпечатлительностьприспособляемостьпунктуальностьэнергияпервая реакциянастроениеКаждый из них может быть условно представлен на ...

Индивидуальное сопровождение ребенка с проблемами в развитии

Статья посвящана проблеме индивидуального сопровождения ребенка, имеющего отклонения в развитии. В ней отражается метод индивидуального сопровождения детей. Говорится о тесной взаимосвязи специалистов...

Анкета для исследования индивидуальных особенностей ребенка

Определение степени тревожности у ребёнка...

Индивидуальное занятие ребенком

Индивидуальное занятие...

План индивидуальной работы с ребенкf с ОНР /вклейка в индивидуальную тетрадь ребенка/

Предназначен для информирования родителей о ходе коррекционной работы.Меняется каждый период....

Индивидуальное достижение ребенка "Портфолио ребенка"

Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании. Преимуществом технологии «...

Карта индивидуального развития ребенка, диагностический инструментарий, индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ

карта развития ребенка, диагностический инструментарий по нравственному воспитанию, речевому развитию детей, общие сведения о ребенке с ОВЗ и членах семьи....