ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ребенка с ТНР
рабочая программа по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОРИЛЬСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 92 «ОБЛАЧКО» (МБДОУ «ДС № 92 «ОБЛАЧКО»)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
На 2024- 2025 учебный год.
Фамилия, имя, ребенка *********** Дата рождения *******
Домашний адрес г. Норильск, район Талнах***********
МБДОУ № 92 подготовительная группа «А» «Сказка» компенсирующей направленности для детей с ТНР
Заключение ТПМПК: №***************
По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования имеет особенности в психическом развитии. Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Является обучающимся с ОВЗ.
Организация образовательного процесса
Форма получения образования | В организациях, осуществляющих образовательную деятельность |
Образовательная программа | АОП ДО обучающихся с ТНР/АООП ДО обучающихся с ТНР |
Формы и методы психолого-медико-педагогической помощи | -возможность адаптации основной общеобразовательной программы с учетом необходимости коррекции речевых нарушений, при реализации образовательных областей и воспитательных мероприятий; -создание специальных условий образования, учитывающих особенности ребёнка с нарушениями речи и обеспечивающих эффективность коррекционно-развивающей деятельности через использование специальных дидактических пособий, технологий, методик и других средств обучения (в том числе инновационных и информационных), обеспечивающих достижение максимальной коррекции нарушений развития за устной речью; -обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса оптимального для ребенка, и обеспечивающего удовлетворение особых образовательных потребностей в процессе проведения индивидуальной / подгрупповой логопедической работы; -обеспечение эффективного планирования и реализации образовательной, самостоятельной деятельности, режимных моментов с использованием вариативных форм работы, обусловленных с учетом структуры дефекта ребенка; -психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью её активного включения в коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнёрских отношений с родителями. |
Специальные условия для получения образования (нуждается/не нуждается)
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования | не нуждается |
Предоставление услуг ассистента (помощника) | не нуждается |
Обеспечение доступа в здания организаций | не нуждается |
Другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательной программы | не нуждается |
Организация психолого-медико-педагогической помощи
специалисты | направление |
Учитель-логопед | коррекция звукопроизношения, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза, активизация словарного запаса, формирование навыков словообразования, развитие диалогической речи, лексико-грамматических средств языка и связной речи, обучение элементам грамоты |
врач | - |
Повторная ТПМПК: при переходе с одного уровня образования на другой
План мероприятий коррекционной логопедической работы
специалист | формы психолого-педагогического сопровождения | сроки выполнения |
Учитель-логопед | 1. диагностические мероприятия: | |
- отслеживание динамики развития ребёнка | сентябрь-май | |
2. коррекционно-развивающие мероприятия: | ||
-проведение фронтальных НОД | 2 раза в неделю (вторник, пятница) | |
-проведение индивидуальной коррекционно-развивающей работы | по плану | |
3. взаимодействие с педагогами МБДОУ | ||
-рекомендации по педагогическому сопровождению воспитанника по образовательным областям воспитателям группы | постоянно | |
4. взаимодействие с родителями: | ||
-методические рекомендации по организации домашних занятий с детьми, консультации, показ приёмов проведения артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастик | по мере необходимости |
Применение специальных методов, приёмов и средств обучения:
Чередование различных видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий в работе с ребенком: динамические паузы, гимнастики - глазодвигательная, дыхательная, пальчиковая, артикуляционная, су-джок терапия, самомассаж лицевых мышц и кистей рук, ИКТ, БОС-технология, занимательная деятельность с игрового набора «Дары Фрёбеля»
Образовательная область | Задачи коррекционно-развивающей образовательной деятельности |
Социально-коммуникативное развитие | Усвоение моральных и нравственных норм и ценностей, принятых в обществе; Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду; Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости; Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. |
Познавательное развитие | Развитие психических функций Развитие интересов ребенка, любознательности и познавательной мотивации. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой Родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков. Учить различать звучание нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов, предметов-заместителей; громкие и тихие, высокие и низкие звуки. Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками ( 4-8 частей, все виды разрезов) и пазлами по всем изучаемым лексическим темам. Продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов по одному или нескольким признакам (цвету, форме, размеру, материалу). Развивать воображение и на этой основе формировать творческие способности. ФЭМП Совершенствовать умение узнавать, различать и называть геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар, цилиндр), узнавать их форму в предметах ближайшего окружения. Формировать навык сравнения двух предметов по величине (высоте, длине, ширине) с помощью условной меры; определять величину предмета на глаз, использовать сравнительные прилагательные (ниже, выше, шире, уже, длиннее, короче). Формировать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10 с участием слухового, зрительного и двигательного анализаторов. Закрепить в речи количественные и порядковые числительные, ответы на вопросы: «Сколько всего?» «Который по счету?» Совершенствовать навык отсчитывания предметов из большего количества в пределах 10. Учить понимать и обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому. |
Речевое развитие | Развитие словаря Развитие понимания речи, воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности. Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов. Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств. Расширить объем правильно произносимых существительных – названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам. |
Речевое развитие | Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия. Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными возвратными глаголами. Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам какой?, какая?, какое?, обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами; притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательным значением. Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов. Расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи. Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи. Закрепить понятие слово, умение оперировать им. Формирование и совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование грамматического строя речи. Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени. Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами –онок-, -енок-, -ат-, -ят-, глаголов с различными приставками. Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные. Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже. Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами. Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а так же навык анализа простого двусоставного предложения из 2-3 слов (без предлога). |
Речевое развитие | Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа Развитие просодической стороны речи. Коррекция произносительной стороны речи. Формирование артикуляционных укладов отсутствующих и искажаемых звуков [з], [з’] [с], [с’], [ц], [ш], [щ], [ч], [ц], [л], [л’] [р], [р’] с помощью кинестетических ощущений; автоматизация вызванного звука и введении его в речь. Формирование слоговой структуры и звуконаполняемости слов. Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох. Закрепить навык мягкого голосоведения. Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением. Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса. Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности. Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп. Сформировать правильные уклады шипящих, аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности. Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова. Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных. Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры. Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Развитие фонематического слуха и восприятия на основе четкого различения звуков по признакам: глухость – звонкость, твердость – мягкость. Воспитание готовности к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза. Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки. Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки. Формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, свободной игровой и речевой деятельности. Закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова. Совершенствовать навык анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из трех-пяти звуков (в случае, когда написание слова не расходится с его произношением). |
Речевое развитие
| Формировать навык различения согласных звуков по признакам: глухой – звонкий, твердый – мягкий. Закрепить понятия звук, гласный звук, согласный звук. Сформировать понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук. Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух слогов, одного слога, трех слогов. Закрепить понятие слог и умение оперировать им. Развитие связной речи и формирование коммуникативных навыков Развитие коммуникативной функции речи на основе возросшей потребности общения со взрослыми и сверстниками. Обучение детей самостоятельному высказыванию. Учить детей передавать впечатления увиденного, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности пересказывать содержание сюжетных картин и их серий, составлять рассказ-описание. Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи. Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, не перебивая партнера по общению, выслушивать друг друга до конца. Учить составлять рассказы – описания, а затем и загадки – описания о предметах и объектах по образцу. Предложенному плану; связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану. |
Художественно-эстетическое развитие | Совершенствовать певческие навыки, умение петь естественным голосом, без напряжения в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы; точно интонировать мелодию, ритмический рисунок, петь слаженно, учить брать дыхание между музыкальными фразами, четко произносить слова, петь умеренно громко и тихо, петь с музыкальным сопровождением и без него. Продолжать формирование навыков сольного пения. Развивать умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, регистрами, динамикой, темпом. Учить менять движения в соответствии с двух- и трехчастотной формой музыки. Развивать умение слышать сильную долю такта, ритмический рисунок. Формировать навыки выполнения танцевальных движений под музыку. Учить отражать в движении и игровых ситуациях образы животных и птиц, выразительно, ритмично выполнять движения с предметами, согласовывая их с характером музыки. |
Художественно-эстетическое развитие | Совершенствовать изобразительные навыки, умение передавать в рисунке образы предметов и явлений окружающей действительности на основе собственных наблюдений. Учить передавать пространственное расположение предметов и явлений на листе бумаги, движение фигур и объектов. Совершенствовать композиционные умения. Способствовать дальнейшему овладению разными способами рисования различными изобразительными материалами: гуашью, акварелью, цветными карандашами, цветными мелками, пастелью, угольным карандашом. Развивать чувство цвета, знакомить с новыми цветами и цветовыми оттенками, учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков. Учить передавать оттенки цвета при работе карандашом, изменяя нажим. |
Физическое развитие | В соответствии с АОП ДО для детей с ТНР. |
Ведущий специалист учитель-логопед И.А. Каневец
Дата составления ИОМ « » сентября 2024г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Строптивый ребенок. Определение индивидуальности вашего ребенка.
Существует 9 параметров характера:эмоциональностьупорствочувствительностьвпечатлительностьприспособляемостьпунктуальностьэнергияпервая реакциянастроениеКаждый из них может быть условно представлен на ...

Индивидуальное сопровождение ребенка с проблемами в развитии
Статья посвящана проблеме индивидуального сопровождения ребенка, имеющего отклонения в развитии. В ней отражается метод индивидуального сопровождения детей. Говорится о тесной взаимосвязи специалистов...

Анкета для исследования индивидуальных особенностей ребенка
Определение степени тревожности у ребёнка...
Индивидуальное занятие ребенком
Индивидуальное занятие...

План индивидуальной работы с ребенкf с ОНР /вклейка в индивидуальную тетрадь ребенка/
Предназначен для информирования родителей о ходе коррекционной работы.Меняется каждый период....

Индивидуальное достижение ребенка "Портфолио ребенка"
Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании. Преимуществом технологии «...

Карта индивидуального развития ребенка, диагностический инструментарий, индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ
карта развития ребенка, диагностический инструментарий по нравственному воспитанию, речевому развитию детей, общие сведения о ребенке с ОВЗ и членах семьи....
