"Использование элементов арт -терапии для коррекции эмоциональных состояний ребенка"
консультация по коррекционной педагогике (средняя группа)
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Представляю к вашему вниманию свой опыт работы в форме мастер-класса «Использование элементов арт-терапии для коррекции эмоциональных состояний ребенка».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.14 МБ | |
| 832.52 КБ | |
| 15.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с использованием элементов арт- терапии для развития и коррекции эмоционально – личностной сферы детей . Задачи: Созда ть положительн ый эмоциональн ый климат у педагогов, используя виды арт-терапии (изотерапию, сказкотерапию, музыкотерапию, игротерапию, ) как одну из форм организации мастер – класса. Систематизирова ть знани я педагогов об арт-терапии для детей. Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога.
ПАМЯТКА участника мастер-класса: 1. Получи удовольствие! 2. Позволь себе быть свободным! 3. Доброжелательно относись к себе и другим. 4. Постарайся быть внимательным. 5. Избегай оценок и суждений. 6. Говори только о собственных чувствах, ощущениях, настроениях.
В настоящее время требования к профессиональным умениям педагогов высокие. Для эффективной работы необходимо постоянное повышение своего мастерства. Одним из самых действенных методов является арт-терапия. Арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Этот способ позволяет добиться положительного результата.
Изотерапия . Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности ребёнка, помогает малышу познать своё предназначение. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Песочная терапия – ребёнок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками. Музыкальная терапия. Музыкотерапия очень эффектна в коррекции нарушения общения, возникающих у детей по разным причинам. Контакт с помощью музыки безопасен, , снимает страхи, напряжённость. Фототерапия . С оздание или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разного вида творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение, танец, сочинение историй, стихотворений.
Спасибо всем за внимание !
Предварительный просмотр:
Арттерапия – это лечение изобразительным искусством. Арттерапия включает такие направления, как рисуночная терапия, драматизация, фототерапия, библиотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, кинотерапия, куклотерапия и терапия рукоделием.
Одним из первых заговорил об искусстве как о форме психотерапии Наумберг, опираясь на слова Фрейда о том, что первичные мысли и переживания выражаются в форме образов и символов, а не вербально.
Арттерапия работает с продуктами творчества самого ребенка (его рисунки, фотографии, поделки) и с готовыми уже произведениями искусства (картины, скульптуры, книги, фотографии, продукция киноискусства).
Арттерапия показана, в первую очередь, в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, а также в случае трудностей в общении, замкнутости, стеснительности ребенка.
Рисуночная терапия
Рисуя, человек дает выход своим чувствам, желаниям, благодаря рисованию он постигает, а иногда и моделирует действительность.
На занятиях по рисуночной терапии используют разнообразные методики:
- Каждый рисует самостоятельно, то что хочет. Обсуждая рисунок, сначала о рисунке высказывается вся группа, а потом – автор;
- На одном листе рисует пара участников, тема рисунка задается, вербальные контакты между рисующими исключаются. После обсуждается содержание рисунка, отношения друг к другу в процессе рисования;
- Вся группа рисует на одном листе бумаги на заданную тему. По окончании работы обсуждается вклад каждого в работу и взаимоотношения членов группы в процессе работы;
- Дополнительное рисование. Один начинает, другой продолжает рисунок и т.д.
Можно анализировать каждый рисунок отдельно, передавая его из рук в руки, высказываться по очереди о его психологическом содержании.
Обсуждая рисунок, внимание стоит обращать на его содержание, цвет, размеры, повторы из работы в работу. Вначале члены группы рассказывают, что, на их взгляд, хотел изобразить автор, каков его замысел, какие чувства вызывает рисунок. Затем сам автор рассказывает о собственном замысле.
Библиотерапия
Библиотерапия – это одна из форм психотерапии, направленная на улучшение состояния ребенка (клиента), способствующая его духовному росту. Она довольно сильно и длительно воздействует на человека, устраняет последствия депрессии, отрицательные эмоции. Эта методика может использоваться как в индивидуальной, так и в групповой работе.
Каждый клиент (ребенок или родитель) получает индивидуальный план чтения. В план включаются примерно 7 книг для чтения в течение 3-4 недель. Планируется 7 собеседований, во время которых проводиться коррекция понимания читателем содержания книги, акцентируется только самое важное, актуальное для обратившегося.
В ходе библиотерапии клиент ведет читательский дневник, который помогает анализировать динамику личностного роста и может помочь диагностировать улучшения или ухудшения эмоционального состояния клиента.
Кинотерапия
Это метод терапии, предполагающий просмотр и обсуждение кинофильма с помощью психолога.
Первый этап кинотерапии – подготовительный. Подготовка заключается в выборе фильма и в составлении программы проведения занятия. Психолог обязательно заранее просматривает фильм и анализирует его, что бы избежать непредвиденных реакций. Фильм должен являться высокохудожественным произведением, должен иметь строгую и четкую тематическую линию. Следующий этап – просмотр фильма. Заключительный этап кинотерапии – обсуждение фильма. Для детей дошкольного возраста можно подобрать вместо кино мультфильмы.
Музыкотерапия
Музыкотерапия – метод использования музыки для лечения расстройств нервной системы. На одном занятии лучше прослушивать не более 3-х произведений или музыкальных отрывков. Первое произведение должно вводить в занятие, формировать определенную атмосферу. Это должно быть спокойное произведение, расслабляющее. Второе произведение несет основную нагрузку, оно должно быть динамичным, напряженным, стимулирующим эмоции, ассоциации. Третье произведение должно снять напряжение или зарядить оптимизмом и энергией. Время звучания каждого произведения не более 10 минут. После прослушивания происходит обсуждение возникших у каждого воспоминаний, фантазий, ассоциаций. Очень хороший эффект дает сочетание музыкотерапии с ароматерапией.
Фототерапия
Фототерапией называют лечебно-коррекционное применение фотографии, ее использование для решения психологических проблем, а также развития и гармонизации личности. Она может предполагать как работу с готовыми фотографиями, так и создание оригинальных авторских снимков. Основным содержанием фототерапии, таким образом, является создание и/или восприятие клиентом фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разными видами творческой деятельности. Это может быть сочинение историй, применение дополнительных изобразительных техник и приемов (рисование, коллажирование, инсталлирование готовых снимков в пространство), изготовление из фотографий фигур и последующая игра с ними, сценическое представление и работа с костюмами и гримом, движение и танец, художественные описания и т. д.
МАДОУ Каскаринский детский сад «Золотой петушок»
Филиал «Лукоморье»
«Арттерапевтические методики»
Предварительный просмотр:
Арт - терапия как метод коррекции эмоциональных состояний ребенка
(1 слайд)
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Представляю к вашему вниманию свой опыт работы в форме мастер-класса «Использование элементов арт-терапии для коррекции эмоциональных состояний ребенка».
(2 слайд)
На данном слайде вы можете ознакомиться с целями и задачами мастер класса.
(3 слайд)
Ну а чтобы у нас сегодня с вами все получилось, давайте ознакомимся с памяткой участника мастер класса.
( 4 слайд)
Арт-терапия – не просто красивое и модное слово, а прежде всего, это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления здоровья детей.
(5 слайд)
Разновидностями арт-терапии для детей являются: изотерапия; сказкотерапия; игровая терапия; песочная терапия; музыкотерапия; фототерапия.
С ними вы можете ознакомиться на данном слайде.
Мастер класс.
А сейчас я предлагаю Вам на себе прочувствовать некоторые из методов арт-терапии. Предлагаю Вам для создания атмосферы доверия и комфорта, настроить себя на позитивное сотрудничество провести Упражнения «Давайте познакомимся».
Участники передают свечу по кругу, называют своё имя прилагательное на первую букву своего имени, которое бы охарактеризовало его во взаимодействием с другими людьми. Например: Меня зовут Анастасия – активная.
Вот мы и познакомились. Я очень рада видеть Вас!
Следующее упражнение называется «Волшебный рисунок» .(изотерапия)
Сегодня я хочу показать вам один необычный способ как можно рисовать. Здесь важен не результат, а сам процесс, дети в восторге от этого: дуть пузыри и из этого получаются цветные картинки. Это очень интересная техника, она порадует и взрослых и детей. Что необходимо для работы: вода в баночке, детский шампунь или жидкое мыло, гуашь, акварель, плотная бумага, трубочки для коктейля, ложечка.
Процесс приготовления очень прост и дети его могут выполнить, самостоятельно экспериментируя с водой, мыльным раствором и красками. Чем больше краски, тем ярче цвет пузырей. Предлагаю педагогам приготовить раствор и добавить краску разного цвета по своему желанию, можно приготовить несколько цветов. Вот когда наш раствор готов, теперь можно создавать красивые воздушные шары.
Предлагаю вам два способа:
1.Способ Берем соломинку для коктейля и начинаем пенить раствор(дуем в трубочку, чтобы пузыри поднялись в стакане, и образовалась пенная шапка) Когда пена поднялась, берем плотную бумагу и прислоняем ее к мыльной пене (показ)
2.Способ Можно снимать поднявшие пузыри ложкой и выкладывать на листе. таким образом, можно одним листом пройтись по всем цветам (вы можете комбинировать понравившиеся цвета)
Предлагаю вам разделиться на 2 команды и попробовать оба способа. А теперь начинаем всматриваться в узоры мыльных пузырей и фантазировать, дорисовывать. А теперь давайте посмотрим и полюбуемся вашим творчеством. Можно назвать это «Пузырное творчество»
Упражнение «Счастливый танец» (сказкотерапия)
Каждый человек выражает счастье, радость по-своему, поэтому и показывать этот танец мы будем по очереди.
Первый участник встаёт напротив всей группы и под весёлую, ритмичную музыку танцует, стараясь передать в своём танце радость и счастье. Группа участников тоже танцует, в точности стараясь повторить его движения. Ведущий танцует и выбирает, кто следующий будет вести танец. Музыка не прерывается, участники тоже не перестают танцевать.
Игра «Дождь в лесу» (музыкотерапия)
Инструкция: Участники стоят по кругу; друг за другом – они «превращаются» в деревья в лесу, слушают текст и выполняют действия.
- В лесу светило солнышко, и все деревья протянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (поднимаемся на носочки, высоко поднимаем руки, перебирая пальцами).
Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (раскачиваемся в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (участники лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди). Дождик стучит всё сильнее и сильнее (усиливаем движение пальцев по спине). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (проводим ладошками по спине стоящего впереди). Но вот опять появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни.
Упражнение «Лотерея» (игровая терапия)
Инструкция: Перед участниками появляется волшебный сундучок в нем сюрприз. Каждый участник достаёт сюрприз с запиской (в ней задание). Зачитывается и выполняется задание:
·отгадать загадку;
·рассказать стишок;
·мячом сбить все кегли с большого расстояния;
·изобразить телефон;
·произнести скороговорку «Мама мыла Милу мылом»;
·отгадать партнёра на ощупь с закрытыми глазами.
Спасибо большое коллеги за ваше участие в мастер-классе. В завершении предлагаю вам мысленно положить в ладошку левой руки все то с чем пришли: свое настроение, мысли, знания, опыт, а в ладошку правой руки положите то, что вы получили нового сегодня.
Так же хочу вам раздать буклеты «Арттерапевтические методики»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов арт-терапии для коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями зрения
Поведению детей с нарушениямизрения в большинстве случаев недостает гибкости и спонтанности, отсутствуют, или слаборазвиты неречевые формы общения. Изучение творчества детей с нарушениями зрения ...

Использование элементов песочной терапии в коррекции развития речи у детей дошкольного возраста, с помощью речи реализуется потребность в общение.
Сегодня в наше время мы часто сталкиваемся с проблемой развития речи у детей дошкольного возраста. Потребностью и главной функцией для нас является речь . Вот этим мы отличаемся от животны...

Использование элементов песочной терапии в коррекции речевых нарушений у детей с ОНР
: Актуальность, цели и задачи песочной терапии в работе логопеда. Разработки дидактического материала по теме. Опыт работы с воспитанниками....

Сообщение "Использование элементов АВА-терапии в коррекции поведения детей с РАС и другими ментальными нарушениями для повышения эффективности работы специалистов ДОУ"
В рамках реализации плана концепции комплексного сопровождения людей с РАС и другими ментальными нарушениями в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на период до 2020 года, 11 декабря на баз...

Нетрадиционные формы работы с детьми, как средство коррекции эмоционального состояния ребенка.
Атр-технологии в работе с дошкольниками....

Краткосрочный проект . : «Использование элементов АВА-терапии в коррекции поведения детей с РАС и другими ментальными нарушениями для повышения эффективности работы специалистов ДОУ»
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"26023351","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"630","width":"1200"}}]]...

Использование элементов песочной терапии в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Игры с песком позитивно влияют на речевое развитие , эмоциональное самочувствие, и это делают их уникальным средством для развития детей....



