Организация и особенности работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения в зависимости от зрительного диагноза.
методическая разработка по коррекционной педагогике
В статье даны рекомендации по вопросам организация работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения в зависимости от зрительного диагноза.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Тифлопедагог: Т.В. Киселева
Консультация для воспитателей
на тему
«Зрительные диагнозы и их особенности»
Астигматизм- ребенок видит предметы нерезкими или искаженными вне зависимости от того, где они расположены.
Причина возникновения астигматизма - неравномерное напряжение окологлазных мышц. Астигматизм всегда сопровождается гиперметропией (дальнозоркостью) или миопией (близорукостью).
Ребенок испытывает трудности при чтении, при соединении элементов, линий в рисунках. Часто роняет предметы, принадлежности, т.к. не видит границы стола и других плоскостей.
Рекомендуется:
- при рассматривании предметов и иллюстраций использовать фоновую подставку,
- на стол приклеивать полоску для положения тетради, обозначения края,
- при миопическом астигматизме зрительную работу после 10 минут чередовать с отдыхом (10 мин)
- ограничивать прыжки, не допускать длительных наклонов вниз, резких сотрясений тела.
Гиперметропия (дальнозоркость)- дети хорошо видят далеко расположенные и плохо- близко расположенные предметы.
Дети испытывают трудности при чтении, быстро утомляются, возникают головные боли и неприятные ощущения в глазах.
Рекомендуется:
- применять максимальную зрительную нагрузку, предметы для рассматривания мелких размеров,
- большие предметы и иллюстрации необходимо давать для рассматривания по частям,
- давать больше времени при рассматривании для формирования целостного образа предметов.
Миопия (близорукость)- дети хорошо видят близкие, плохо- удалённые предметы. При миопии происходит растяжение глазного яблока, это приводит к нарушению питания сетчатки и снижению остроты зрения.
В связи с отсутствием аккомодации дети не могут быстро переводить взор вблизь- вдаль (изменять рефракцию), нарушается зрение в сумерках.
Рекомендуется:
- Выполнять упражнения на тренировку аккомодации (давать предметы или их изображения для опознания на различном расстоянии.).
- Соблюдать правила организации рабочего места: место за столом, партой в зависимости от степени заболевания 1-2 стол, хорошая освещённость рабочего места, ближе к источнику света – окну.
- Зрительная нагрузка - минимальная.
- Пособия использовать преимущественно оранжево -жёлтых, зелёных тонов, демонстрировать на контрастном фоне.
- Наличие на рабочих столах подставок
- Постоянный контроль за осанкой, применение работы стоя за рабочим столом.
- Исключать: резкие движения, длительную работу в наклонном положении.
Косоглазие- нарушение глазодвигательных функций.
Нет четкого видения предметов. Затрудняется пространственное стереоскопическое восприятие, понижается острота зрения развивается амблиопия косящего глаза, нарушается бинокулярное зрение.
Рекомендуется:
- Давать детям больше времени для рассматривания предметов, иллюстраций, не торопить при ответах.
- При сходящемся косоглазии во всех видах деятельности: рисовании, чтении, рассматривании иллюстраций, аппликации использовать подставку. Тренировать зрительное внимание. Проводить специальные упражнения укрепляющие глазодвигательные мышцы.
- При расходящемся косоглазии зрительную работу осуществлять в горизонтальной плоскости.
- При подборе дидактического материала пользоваться методикой зрительных нагрузок Л.Григорян.
Амблиопия- понижение остроты зрения без видимой анатомической или рефракционной основы в результате расстройства зрительного аппарата.
Снижается острота зрения, скорость, дифференцированность восприятия, возникают трудности в определении цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов, овладение измерительными навыками.
При амблиопии и косоглазии за счет снижения остроты видения происходит нарушение бинокулярного зрения, поля взора, глазодвигательных функций, расстройство фиксации взора.
Рекомендуется:
- Упражнять амблиопичный глаз, используя игры на выделении цвета, формы, размера, пространственного расположения предметов и их изображений.
- Дидактический материал должен быть лаконичен, понятен. При высокой степени амблиопии использовать трафареты, контурные изображения.
- Посадка за столы: взор на доску со стороны лучше видящего глаза. На столе не должно быть глубоких теней, слепящего света.
- Цвет пособий желто-зеленого и оранжевого спектра.
- Рассматривание и обследование объектов на уроке сопровождать словесным объяснением.
- Зрительная нагрузка в зависимости от остроты зрения по таблице Л.Григорян.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение зрительной гимнастики в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения
В статье описывается роль зрительной гимнастики в режиме работы коррекционного ДОУ. Представлен опыт использования разных видов зрительных гимнастик....
Представлена разработка учебно-методического материала экологической направленности "Волшебница вода". Материал адресован педагогам дошкольных учреждений и используется для работы с детьми дошкольного возраста (с нарушениями зрения) вне занятий.
ПОНЕДЕЛЬНИКОсновные задачи: познавательные мотивы, интересы об окружающей среде, о значении воды в нашей жизни; самостоятельность мышления, умение делать выводы.УТРО Цель: поднять ...

Значение зрительной гимнастики в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Значение зрительной гимнастики в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения. За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями...

Горизонтальный пластический балет - технология оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста имеющих нарушения зрения.
Горизонтальный пластический балет - технология оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста имеющих нарушения зрения....

Сборник игр и игровых упражнений для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения в период плеопто – ортоптического лечения
Методическая разработка...
Методическое пособие "Сборник игр и игровых упражнений для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения в период плеопто-ортоптического лечения".
Сборник игр и игровых упражнений для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения в период плеопто-ортоптического лечения....

Мастер - класс «Использование приёмов образовательной кинезиологии в коррекционно – развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения».
Выступление на городском методическом объединении учителей - дефектологов....