Организация и особенности работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения в зависимости от зрительного диагноза.
методическая разработка по коррекционной педагогике

В статье даны рекомендации по  вопросам организация работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения в зависимости от зрительного диагноза.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult._pedagogam_zrit._diagnozy._rekomendatsii.docx18.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тифлопедагог: Т.В. Киселева

Консультация для воспитателей

на тему

«Зрительные диагнозы и их особенности»

Астигматизм- ребенок видит предметы нерезкими или искаженными вне зависимости от того, где они расположены.

Причина возникновения астигматизма - неравномерное напряжение окологлазных мышц. Астигматизм всегда сопровождается гиперметропией (дальнозоркостью) или миопией (близорукостью).

Ребенок испытывает трудности при чтении, при соединении элементов, линий в рисунках. Часто роняет предметы, принадлежности, т.к. не видит границы стола и других плоскостей.

Рекомендуется:

  • при рассматривании предметов и иллюстраций использовать фоновую подставку,
  • на стол приклеивать полоску для положения тетради, обозначения края,
  • при миопическом астигматизме зрительную работу после 10 минут чередовать с отдыхом (10 мин)
  • ограничивать прыжки, не допускать длительных наклонов вниз, резких сотрясений тела.

Гиперметропия (дальнозоркость)- дети хорошо видят далеко расположенные и плохо-  близко расположенные предметы.

 Дети испытывают трудности при чтении, быстро утомляются, возникают головные боли и неприятные ощущения в глазах.

Рекомендуется:

  • применять максимальную зрительную нагрузку, предметы для рассматривания мелких размеров,
  • большие предметы и иллюстрации необходимо давать для рассматривания по частям,
  •  давать больше времени при рассматривании для формирования целостного образа предметов.

Миопия (близорукость)- дети хорошо видят близкие, плохо- удалённые предметы. При миопии происходит растяжение глазного яблока, это приводит к нарушению питания сетчатки и снижению остроты зрения.

В связи с отсутствием аккомодации дети не могут быстро переводить взор вблизь- вдаль (изменять рефракцию), нарушается зрение в сумерках.

Рекомендуется:

  • Выполнять упражнения на тренировку аккомодации (давать предметы или их изображения для опознания на различном расстоянии.).
  • Соблюдать правила организации рабочего места: место за столом, партой в зависимости от степени заболевания 1-2 стол, хорошая освещённость рабочего места, ближе к источнику света – окну.
  • Зрительная нагрузка - минимальная.
  • Пособия использовать преимущественно оранжево -жёлтых, зелёных тонов, демонстрировать на контрастном фоне.
  • Наличие на рабочих столах подставок
  • Постоянный контроль за осанкой, применение работы стоя за рабочим столом.
  • Исключать: резкие движения, длительную работу в наклонном положении.

Косоглазие- нарушение глазодвигательных функций.

Нет четкого видения предметов. Затрудняется пространственное стереоскопическое восприятие, понижается острота зрения развивается амблиопия косящего глаза, нарушается бинокулярное зрение.

Рекомендуется:

  • Давать детям больше времени для рассматривания предметов, иллюстраций, не торопить при ответах.
  • При сходящемся косоглазии во всех видах деятельности: рисовании, чтении, рассматривании иллюстраций, аппликации использовать подставку. Тренировать зрительное внимание. Проводить специальные упражнения укрепляющие глазодвигательные мышцы.
  • При расходящемся косоглазии зрительную работу осуществлять в горизонтальной плоскости.
  • При подборе дидактического материала пользоваться методикой зрительных нагрузок Л.Григорян.

Амблиопия- понижение остроты зрения без видимой анатомической или рефракционной основы в результате расстройства зрительного аппарата.

Снижается острота зрения, скорость, дифференцированность восприятия, возникают трудности в определении цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов, овладение измерительными навыками.

При амблиопии и косоглазии за счет снижения остроты видения происходит нарушение бинокулярного зрения, поля взора, глазодвигательных функций, расстройство фиксации взора.

Рекомендуется:

  • Упражнять амблиопичный глаз, используя игры на выделении цвета, формы, размера, пространственного расположения предметов и их изображений.
  • Дидактический материал должен быть лаконичен, понятен. При высокой степени амблиопии использовать трафареты, контурные изображения.
  • Посадка за столы: взор на доску со стороны лучше видящего глаза. На столе не должно быть глубоких теней, слепящего света.
  • Цвет пособий желто-зеленого и оранжевого спектра.
  • Рассматривание и обследование объектов на уроке сопровождать словесным объяснением.
  • Зрительная нагрузка в зависимости от остроты зрения по таблице Л.Григорян.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение зрительной гимнастики в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения

В статье описывается роль зрительной гимнастики в режиме работы коррекционного ДОУ. Представлен опыт использования разных видов зрительных гимнастик....

Представлена разработка учебно-методического материала экологической направленности "Волшебница вода". Материал адресован педагогам дошкольных учреждений и используется для работы с детьми дошкольного возраста (с нарушениями зрения) вне занятий.

ПОНЕДЕЛЬНИКОсновные задачи: познавательные мотивы, интересы об окружающей среде, о значении воды в нашей жизни; самостоятельность мышления, умение делать выводы.УТРО Цель: поднять ...

Значение зрительной гимнастики в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Значение зрительной гимнастики в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения. За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями...

Горизонтальный пластический балет - технология оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста имеющих нарушения зрения.

Горизонтальный пластический балет - технология оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста имеющих  нарушения зрения....

Методическое пособие "Сборник игр и игровых упражнений для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения в период плеопто-ортоптического лечения".

Сборник игр и игровых упражнений для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения в период плеопто-ортоптического лечения....