ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОВЗ ЧЕРЕЗ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ
презентация к уроку по коррекционной педагогике (младшая группа)

Светлана Юрьевна Павлюченко

Подготовили: педагог-психолог Павлюченко С. Ю., учитель-дефектолог Пукиш Н. Н, воспитатель Нассонова З.А.

Функциональная грамотность играет ключевую роль в развитии детей, формируя у них базовые навыки, необходимые для успешной адаптации в мире. Это не просто писать и читать; это способность понимать и применять знания в повседневной жизни. Дети, обладающие высокой функциональной грамотностью, могут более эффективно взаимодействовать с окружающей средой, решать простые задачи и принимать осознанные решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Масстер-класс23.11 КБ
Файл Презинтация2.99 МБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги мы представляем масстер – класс по теме: ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОВЗ ЧЕРЕЗ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Функциональная грамотность играет ключевую роль в развитии детей, формируя у них базовые навыки, необходимые для успешной адаптации в мире. Это не просто писать и читать; это способность понимать и применять знания в повседневной жизни. Дети, обладающие высокой функциональной грамотностью, могут более эффективно взаимодействовать с окружающей средой, решать простые задачи и принимать осознанные решения.

Ключевой целью мастер класса обмен опытом по развитию мыслительных способностей и двигательной активности у дошкольников через нейроигры и упражнения. Для решения цели определены следующие задачи, которые представлены на экране.

В соответствии с современными требованиями во всех детских садах есть дети со статусом ОВЗ. В нашем детском саду таких детей 30 с разными нарушениями, из них 10 детей уже в младшем дошкольном возрасте нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении для полноценной подготовки к школе.

Для формирования предпосылок функциональной грамотности используем разные методы и приемы, которые помогают достигать хороших результатов в коррекционно-развивающей работе. У детей с ТНР нейроигры стимулируют речевое развитие; с ЗПР, игры способствуют улучшению концентрации внимания и развитию когнитивных функций; с нарушением слуха (слабослышащий ребенок) используются адаптированные игры для овладения речи и развития слухового-зрительного восприятия.

Наблюдая за детьми в процессе обучения стали замечать, что дети лучше усваивают и перерабатывают информацию через подвижные игры, что натолкнуло на внедрение кинезиологии с детьми дошкольного возраста. Для того чтобы грамотно внедрить в свою практику кинезиологию, прошли курсы повышения квалификации. После изучения дополнительной литературы и апробирования практики на детях, представили опыт в своем детском саду, а также поделились своей работой на ГМО для специалистов дошкольных учреждений. На городском мероприятии «Дефекто-Лого-вертушка» показали мастер класс для родителей.

Развитие функциональной грамотности через кинезиологию представляет собой уникальное, иновационное и перспективное направление в образовательной практике. Внедрение кинезиологических подходов способствует созданию адаптивной образовательной среды, где дошкольники могут активно вовлекаться в процесс через движения, что значительно повышает уровень усваиваемой информации.

Кинезиология помогает формировать функциональную грамотность, так как способствует развитию познавательных процессов, необходимых для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Написав перспективное планирование, включили комплекс игр и упражнений учитывая возраст, особенности и статус нарушения каждого ребенка с постепенным усложнением заданий.

Занятия у специалистов — это ежедневный труд для детей. Ребенок не всегда с желанием идет заниматься и не всегда с интересом включается в учебный процесс. Используя двигательный комплекс игр и упражнений, дети стали ждать занятий и с удовольствием в ожидании новых заданий идут заниматься. Дети не замечают, что в процессе двигательных игр выполняют все необходимые образовательные задачи. Процесс обучения проходит горазда проще и продуктивнее. Упражнения хорошо работают со всеми детьми, можно включать в занятия как мотивационный аспект и так же можно разбавить занятия, благодаря методикам преодолевая дефициты, с которыми пришел ребенок. Это методика позволяет разнообразить занятия, решая проблемы, которые ребенку мешают обучению и адаптации в социуме.

Перед кабинетом специалистов расположена «Живая стена», с разными зонами нейросенсорного развития, способствуя повышению мотивации перед занятием. Ребенок проходит по коридору выполняя ряд заданий, которые периодически обновляются и усложняются.

В начале занятия для активации работы мозга через стимуляцию нервных окончаний на пальцах рук, ребенок делает массаж ладоней и пальцев рук различными предметами (мячиками, карандашами, крупными крупами, орехами и т.д) которые подобраны по теме занятия.

В середине занятия для профилактики утомляемости дошкольник выполняет пальчиковую гимнастику, нейроигры (марблс, песок, орбиз, трубочки и т.д). Игры подобраны в соответствии с планированием занятия.

В конце занятия ребенок проигрывает совместно с педагогом подвижную игру для снятия напряжения и востановления сил. Учитель-дефектолог применяет считалки, счет, скороговорки и т.д., для закрепления пройденного материала. Педагог-психолог использует мешочки, нейромячи, балансиры, VAY TOY, нейродорожка и т.д., для формированиея у детей не только физической активности, но и эмоциональной устойчивости.

Проанализировав результаты промежуточной диагностики увидели положительную динамику.

Многие игры по совету специалистов воспитатели используют в группах, а также родители в виде домашних заданий. Чаще нейроигры применяются в старшем дошкольном возрасте. Попробовав адаптировать курс игр под возрастные особенности, внедрили в группу младшего возраста. Об этом расскажет воспитатель 2 младшей группы Зоя Александровна.

По рекомендациям специалистов я стала использовать нейроигры и упражнения в групповых и индивидуальных занятиях с дошкольниками, для повышения мотивации и настроя на предстоящую деятельность.

Упражнение «Фонарики» - использую для улучшения мыслительной деятельности детей. Для этого нужно расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения фразами «фонарики зажглись», «фонарики погасли». Упражнение можно усложнить, зажигая и гася фонарики поочередно.

В качестве разминки использую нейроигру «Веселая дорожка» - как способ развития координации движения и профилактики переутомления. Игра выполняется под ритмичную музыку с последующим ускорением. На дорожке расположены веселые ладошки, следы ног и смайлики. Все элементы прикреплены на липучках и периодически меняются для эффекта новизны.

Еще одно простое упражнение – «Кулак-ладонь-ребро». Данное упражнение направленно на развитие памяти и концентрации внимания. Давайте вместе попробуем. Обе руки лежат на поверхности стола или на коленях у ребенка ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, ладонь сжать в кулак, затем поменять руки. Движения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатие-разжатие производились попеременно, не соскальзывая на одновременные.

По мере усвоения упражнение стали усложнять, добавив ладонь - ребром. Дети у которых возникали сложности в выполнении данных упражнений и для детей с ОВЗ, в свободной деятельности проигрывала индивидуально для понимания и закрепления результата. При затруднении выполнения упражнений можно проговаривать действия вслух. Такие упражнения помогают ребенку закрепить понимание правой - левой руки.

Нейроигры включаются в различные виды деятельности. Исходя из наблюдений за детьми в своей группе, стала отмечать, что у большинства имеются трудности в усвоении элементарных математических представлений. На начало года большая часть детей не называли и не соотносили цвета, формы, не выделяли понятие «один-много», «большой-маленький». Информация плохо воспринималась и обрабатывалась детьми, а также не проявлялся интерес к занятиям. При анализе показателей по формированию элементарных математических представлений у детей на начало года, были выявлены низкие результаты по сформированности познавательных способностях. Применяя регулярно игры значительно улучшились знания у большинства детей.

Дети испытывают повышенный интерес к кинезиологическим играм. Часто стали проигрывать их в свободной деятельности.

В последующем нейроигры внедрила на занятие по ФЭМП. В ходе наших занятий по фэмп мы погружаемся в увлекательный мир нейроигр, где обучение становится игрой. Процесс обучения проходит в динамичном формате, что помогает удерживать внимание и стимулирует естественное любопытство.

Предлагаю вместе сделать игру.

Для изготовления игры нам потребуется: картон А4, ладони четырех основных цветов, клей, ножницы.

Приступаем к работе:

  1. Берем шаблон ладони, вырезаем (4 ладошки разных цветов), вырезаем и наклеиваем ладони на первый лист картона.
  2. На втором листе размещены в свободном порядке геометрические фигуры разных цветов и размеров.
  3. Игра готова.

Больше всего детям нравится игра на соотношение ладони и фигур по цветам, формам и размерам.

Малыши учатся различать формы и цвета, а также развивают моторные навыки, создавая удивительные композиции из ладошек и фигурок самостоятельно. В нашей группе игра сделана на липучках и дети в свободное время сами создают различные варианты и проигрывают их. Играя, малыши осваивают базовые понятия, такие как «большой» и «маленький», «круглый» и «квадратный». Эти простые, но важные уроки закладывают основы для дальнейшего обучения. Игра способствует закреплению цветов, форм, ориентировки в пространстве.

Фигуры на листе можно располагать хаотично, так и создавая какой-то узор, например: змейкой, кругом, квадратом и т.д. можно использовать как настольную игру, так и на стенную и напольную.

После изготовления. Предлагаю вам поиграть в эту игру под ритмичную музыку: нужно соотнести ладошку одного цвета с фигурами того же цвета. А теперь нужно соотнести ладошку одного цвета с определенной фигурой такого же цвета. С верху с низ по порядку пальцем касаясь фигуры, другой рукой такого же цвета ладошки. В процессе выполнения ускоряем темп. А теперь предлагаю придумать сами задание к данному пособию самостоятельно. Расскажите, свой вариант и мы вместе поиграем.

Рефлексия: поделитесь свои мнением по мастер-классу. Перед вами стенд с тремя символами:

тучка - Не все было понятно, тема раскрыта не до конца

солнце за тучкой - Возможно попробую, но не все понятно

солнышко - Буду использовать, спасибо за опыт.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников ОВЗ через кинезиологические игры Учитель-дефектолог Пукиш Н. Н. Педагог-психолог Павлюченко С. Ю. Воспитатель Нассонова З. А.

Слайд 2

Цели: обмен опытом по развитию мыслительных способностей и двигательной активности у дошкольников через нейроигры и упражнения. Задачи: - п ознакомить с практикой использования нейроигр и упражнений с детьми дошкольного возраста и способами организации РППС; - обучить играм по формированию по элементарных математических представлений с детьми младшего дошкольного возраста; - и зготовить нейроигру : «Соотношение ладони и фигур» и обучить приемам работы с ней.

Слайд 3

В нашем детском саду 30 детей ОВЗ из них : 17 детей с нарушением речи 12 детей с задержкой психического развития 1 ребенок с нарушением слуха ( слабослышаший ).

Слайд 4

Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Регулярные кинезиологические упражнения способствуют развитию высших психических функций, межполушарного взаимодействия, мелкой моторики, памяти, внимания, речи и мышления. С помощью нейроигр и нейроупражнений решаются следующие задачи: Ребенок учится чувствовать в пространстве свое тело; Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение ); Формируется правильное взаимодействие ног и рук; Развивается слуховое и зрительное внимание; Ребенок учится последовательно выполнять действия.

Слайд 5

Календарно-тематическое планирование учителя-дефектолога Старший возраст Младший возраст

Слайд 6

Календарно-тематическое планирование педагога-психолога Младший возраст Старший возраст

Слайд 7

«Живая стена» Игра «Сличение цвета» Игра «Попробуй повтори» Игра «Кидай рисуй»

Слайд 8

« Нейродорожка » « Нейроплакат » «Лабиринт»

Слайд 9

Младший возраст

Слайд 10

Старший возраст

Слайд 11

Массаж ладоней и пальцев рук

Слайд 12

Нейроигры

Слайд 13

Подвижные игры с использованием кинезиологических мешочков Физминутка с проговариванием стишков

Слайд 14

Нейротренажеры ( кинезиологические мешочки и балансировочные полусферы) Младший возраст Старший возраст

Слайд 18

Упражнение «Фонарики»

Слайд 19

Нейроигра «Веселая дорожка »

Слайд 20

Упражнение «Кулак – ладонь – ребро»

Слайд 22

Занятие по ФЭМП

Слайд 23

Соотношение ладони и фигур по цветам, формам и размерам.

Слайд 24

Рефлексия Не все было понятно, тема раскрыта не до конца Возможно попробую, но не все понятно Буду использовать, спасибо за опыт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать ок...

«Формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников через STEАM - технологии Yohocube»

Йохокуб – это развивающий, вдохновляющий на изобретение и творчество экоконструктор, состоящий из кубиков и призм, которые собираются в 3D формате из плоских форм и соединяются между собой скобк...

Дидактическая игра, как средство формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует ...

Формирование предпосылок функциональной грамотности детей дошкольного возраста через инновационy технологию "друдлы".

Статья посвящена использованию техники "друдлы" в формированию у старших дошкольноков функциональной грамотности....

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОВЗ ЧЕРЕЗ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Функциональная грамотность играет ключевую роль в развитии детей, формируя у них базовые навыки, необходимые для успешной адаптации в мире. Это не просто писать и читать; это способность понимать и пр...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников через игровую деятельность»

Актуальность разработки обусловлена требованиями ФГОС ДО к формированию у дошкольников предпосылок функциональной грамотности как основы для успешного обучения в школе и адаптации в современном о...