ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОВЗ ЧЕРЕЗ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ
статья по обучению грамоте
Функциональная грамотность играет ключевую роль в развитии детей, формируя у них базовые навыки, необходимые для успешной адаптации в мире. Это не просто писать и читать; это способность понимать и применять знания в повседневной жизни. Дети, обладающие высокой функциональной грамотностью, могут более эффективно взаимодействовать с окружающей средой, решать простые задачи и принимать осознанные решения. С какого возраста можно развивать предпосылки функциональной грамотности?
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.12 КБ | |
| 1.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Пукиш Наталья Нугзаровна, учитель-дефектолог
Павлюченко Светлана Юрьевна, педагог-психолог
Нассонова Зоя Александровна, воспитатель
МАДОУ № 44, г. Канска
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОВЗ ЧЕРЕЗ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Ключевые слова: нейроигры, нейроупражнения, функциональная грамотность, математическая грамотность, кинезиология.
Функциональная грамотность играет ключевую роль в развитии детей, формируя у них базовые навыки, необходимые для успешной адаптации в мире. Это не просто писать и читать; это способность понимать и применять знания в повседневной жизни. Дети, обладающие высокой функциональной грамотностью, могут более эффективно взаимодействовать с окружающей средой, решать простые задачи и принимать осознанные решения. С какого возраста можно развивать предпосылки функциональной грамотности?
Во-первых, функциональная грамотность способствует развитию критического мышления, что особо важно. Чем раньше ребенок начинает осваивать навыки анализа и интерпретации данных, тем лучше он будет подготовлен к школе и дальнейшему обучению.
Во-вторых, функциональная грамотность укрепляет уверенность ребенка в собственных силах. Осваивая новые навыки, ребенок учится ставить перед собой цели и достигать их, что формирует положительный опыт успеха.
Таким образом, развития предпосылок функциональной грамотности с раннего возраста не только расширяет горизонты познания, но и создает основу для всестороннего личностного роста, что является важным аспектом в современном обществе.
Ключевой целью мастер класса является развитие мыслительных способностей и двигательной активности у дошкольников через нейроигры и упражнения. Для решения цели определены следующие задачи: приобщать к активным формам познания и к получению знаний в игровой и занимательной форме; развивать познавательные способности (память, внимание, мышление, логика), слуховое, зрительное внимание; воспитывать устойчивый познавательный интерес.
В нашем детском саду 30 детей ОВЗ из них: с нарушением речи - 17 детей, с задержкой психического развития – 12 детей и один ребенок с нарушением слуха. Из них 10 детей в младшем дошкольном возрасте нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении для полноценной подготовки к школе.
Для формирования предпосылок функциональной грамотности используем разные методы и приемы, которые помогают достигать хороших результатов в коррекционно-развивающей работе. Наблюдая за детьми в процессе обучения стали замечать, что дети лучше усваивают и перерабатывают информацию через подвижные игры, что натолкнуло на внедрение кинезиологии с детьми дошкольного возраста. Для того чтобы грамотно внедрить в свою практику кинезиологию, прошли курсы повышения квалификации: «Нейропсихология детского возраста», «Образовательная кинезиология в практике психолого-педагогического сопровождения». После изучения дополнительной литературы и апробирования практики на детях, представили опыт в своем детском саду, а также поделились своей работой на ГМО для специалистов дошкольных учреждений. На городском мероприятии «Дефекто-Лого-вертушка» показали мастер класс для родителей.
Развитие функциональной грамотности через кинезиологию представляет собой уникальное и перспективное направление в образовательной практике. Внедрение кинезиологических подходов способствует созданию адаптивной образовательной среды, где дошкольники могут активно вовлекаться в процесс через движения, что значительно повышает уровень усваиваемой информации.
Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Регулярные кинезиологические упражнения способствуют развитию высших психических функций, межполушарного взаимодействия, мелкой моторики, памяти, внимания, речи и мышления.
С помощью нейроигр и нейроупражнений решаются следующие задачи:
- Ребенок учится чувствовать в пространстве свое тело
- Развивает зрительно-моторную координацию (глаз-рука, способность точно направлять движение)
- Формирует правильное взаимодействие ног и рук
- Развивает слуховое и зрительное внимание
- Ребенок учится последовательно выполнять действия
Таким образом, кинезиология помогает формировать функциональную грамотность, так как способствует развитию познавательных процессов, необходимых для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Например, кинезиологические упражнения, направленные на одновременную работу двумя руками, включают механизм единства мысли и движения, когда рука слышит глаз и наоборот. Написав перспективное планирование, включили комплекс игр и упражнений учитывая возраст, особенности и статус нарушения каждого ребенка с постепенным усложнением заданий.
Занятия у специалистов — это ежедневный труд для детей. Ребенок не всегда с желанием идет заниматься и не всегда с интересом включается в учебный процесс. Используя двигательный комплекс игр и упражнений, дети стали ждать занятий и с удовольствием в ожидании новых заданий идут заниматься. Дети не замечают, что в процессе двигательных игр выполняют все необходимые образовательные задачи. Процесс обучения проходит горазда проще и продуктивнее. Упражнения хорошо работают со всеми детьми, можно включать в занятия как мотивационный аспект и так же можно разбавить занятия, благодаря методикам преодолевая дефициты, с которыми пришел ребенок. Это методика позволяет разнообразить занятия, преодолевая проблемы, которые ребенку мешают обучению и адаптации в социуме.
Перед кабинетом специалистов расположена «Живая стена», с разными зонами нейросенсорного развития, способствуя повышению мотивации перед занятием. Ребенок проходит по коридору выполняя ряд заданий, которые периодически обновляются и усложняются.
В начале занятия ребенок делает массаж ладоней и пальцев рук различными предметами (мячиками, карандашами, крупными крупами, орехами и т.д) которые подобраны по теме занятия.
В середине занятия для профилактики утомляемости дошкольник выполняет пальчиковую гимнастику, нейроигры (марблс, песок, орбиз, трубочки и т.д). Игры подобраны в соответствии с планированием занятия.
В конце занятия проигрывает совместно с педагогом подвижную игру с проговариванием считалок, счета, стишков и т.д. по теме занятия (используя мешочки, нейромячи, балансиры, VAY TOY, нейродорожка и т.д).
Многие игры по совету специалистов воспитатели используют в группах, а также родители в виде домашних заданий. Чаще нейроигры применяются в старшем дошкольном возрасте. Адаптируя курс игр под возрастные особенности, внедрили в группу младшего возраста.
По рекомендациям специалистов воспитатель младшей группы использовала нейроигры и упражнения в групповые и индивидуальные занятия дошкольников, для повышения мотивации и настроя на предстоящую деятельность. Нейроигры включаются в различные виды деятельности. Исходя из наблюдений за детьми в своей группе, стала отмечать, что у большинства имеются трудности в усвоении элементарных математических представлений. На начало года большая часть детей не называли и не соотносили цвета, формы, не выделяли понятие «один-много», «большой-маленький». Информация плохо воспринималась и обрабатывалась детьми, а также не проявлялся интерес к занятиям. И поэтому для решения этих проблем внедрила нейроигры в занятия по ФЭМП. Упражнения отрабатываются длительное время, от простого к сложному. Вначале дети выполняют совместно с педагогом, затем самостоятельно по памяти, постепенно увеличивая время и сложность.
Самое простое упражнение – «Кулак-ладонь-ребро». Данное упражнение направленно на развитие памяти и концентрации внимания. Обе руки лежат на поверхности стола или на коленях у ребенка ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, ладонь сжать в кулак, затем поменять руки. Движения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатие-разжатие производились попеременно, не соскальзывая на одновременные. По мере усвоения упражнение стали усложнять, добавив ладонь - ребром. Движения должны быть четкими, с четкой последовательностью, пальцы должны быть прямыми. Три положения рук последовательно сменяют друг друга. Сначала упражнения выполняются только правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. Такие упражнения помогают ребенку закрепить понимание правой - левой руки. При затруднении выполнения упражнений можно проговаривать действия вслух.
Разминка «Веселая дорожка» - как способ развития координации движения и профилактики переутомления. Выполняется под ритмичную музыку с последующим ускорением. На дорожке расположены веселые ладошки, следы ног и смайлики. Все элементы прикреплены на липучках и периодически меняются для эффекта новизны.
Упражнение «Фонарики» - активизирует согласованность рук и глаз, улучшает мыслительную деятельность. Для этого нужно расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения фразами «фонарики зажглись», «фонарики погасли». Упражнение можно усложнить, зажигая и гася фонарики поочередно.
Дети испытывают повышенный интерес к кинезиологическим играм. Часто стали проигрывать их в свободной деятельности. В последующем нейроигры внедрила на занятие по ФЭМП. Перед занятием дети выбирают игру, в которую хотят поиграть сегодня. Задания продумываются заранее, которые соответствуют выбранной игре, а также тематике и цели занятия. Важно создать атмосферу свободы выбора. При анализе показателей по формированию элементарных математических представлений у детей на начало года, были выявлены низкие результаты по сформированности познавательных способностях. Применяя регулярно игры значительно улучшились знания у большинства детей.
Больше всего детям нравится игра на соотношение ладони и шариков по цветам, формам и размерам. Эта игра способствует закреплению цветов, форм, ориентировки в пространстве.
Предлагаю вместе сделать эту игру.
Для изготовления игры нам потребуется: 2 картона А4, шаблон ладони, геометрических фигур, цветная бумага, клей, ножницы.
Приступаем к работе:
- Берем шаблон ладони, обводим на цветной бумаге (4 ладошки разных цветов), вырезаем и наклеиваем ладони на первый лист картона.
- На втором листе в размещаем в свободном порядке геометрические фигуры разных цветов и размеров, приклеиваем их.
- Игра готова.
Предлагаю вам поиграть в эту игру под ритмичную музыку: нужно соотнести ладошку одного цвета с фигурами того же цвета. А теперь нужно соотнести ладошку одного цвета с определенной фигурой такого же цвета. Теперь ладошку одного цвета с фигурой одного размера (большая, маленькая).
Придумайте сами задание к данному пособию и проиграйте.
По результатам наблюдений с начала года у детей заметно повысилась познавательная активность на 50%, улучшились знания и различия цвета, формы и величины на 45%. Планирую продолжать применять эту технологию по ФЭМП, для улучшения познавательных способностей.
Рефлексия: поделитесь свои мнением по мастер-классу. Перед вами стенд с тремя символами: тучка - не буду использовать, не вижу смысла, солнце за тучкой - возможно попробую, мне не всё понятно, солнышко - буду использовать, спасибо за рекомендации.
Литература:
- Журавлева В.В., Чуприна А.А., Шубина Л.Н. Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО – Ставрополь: СКИРО ПК и ПРО, 2023 – 55 с.
- Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 60с.
- Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. – М.: ВНИИФК, 1999.
- «Подвижные математические игры» [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://vk.com/wall-163432394_617191
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: обмен опытом по развитию мыслительных способностей и двигательной активности у дошкольников через нейроигры и упражнения. Задачи: - п ознакомить с практикой использования нейроигр и упражнений с детьми дошкольного возраста и способами организации РППС; - обучить играм по формированию по элементарных математических представлений с детьми младшего дошкольного возраста; - и зготовить нейроигру: «Соотношение ладони и фигур» и обучить приемам работы с ней.
В нашем детском саду 30 детей ОВЗ из них : 17 детей с нарушением речи 12 детей с задержкой психического развития 1 ребенок с нарушением слуха (слабослышаший).
Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Регулярные кинезиологические упражнения способствуют развитию высших психических функций, межполушарного взаимодействия, мелкой моторики, памяти, внимания, речи и мышления. С помощью нейроигр и нейроупражнений решаются следующие задачи: Ребенок учится чувствовать в пространстве свое тело; Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение ); Формируется правильное взаимодействие ног и рук; Развивается слуховое и зрительное внимание; Ребенок учится последовательно выполнять действия.
Календарно-тематическое планирование учителя-дефектолога Старший возраст Младший возраст
Календарно-тематическое планирование педагога-психолога Младший возраст Старший возраст
«Живая стена» Игра «Сличение цвета» Игра «Попробуй повтори» Игра «Кидай рисуй»
«Нейродорожка» «Нейроплакат» «Лабиринт»
Младший возраст
Старший возраст
Массаж ладоней и пальцев рук
Нейроигры
Подвижные игры с использованием кинезиологических мешочков Физминутка с проговариванием стишков
Нейротренажеры (кинезиологические мешочки и балансировочные полусферы) Младший возраст Старший возраст
Упражнение «Кулак – ладонь – ребро»
Соотношение ладони и фигур по цветам, формам и размерам.
Рефлексия Не все было понятно, тема раскрыта не до конца Возможно попробую, но не все понятно Буду использовать, спасибо за опыт
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) работа педагога должна строиться таким образом, чтобы помочь детям с легкостью воспринимать ок...

Конспекты направленные на формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников
В этом разделе предаставлена серия конспектов, направленных на формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников старшего возраста...

«Формирование предпосылок функциональной грамотности у дошкольников через STEАM - технологии Yohocube»
Йохокуб – это развивающий, вдохновляющий на изобретение и творчество экоконструктор, состоящий из кубиков и призм, которые собираются в 3D формате из плоских форм и соединяются между собой скобк...

Дидактическая игра, как средство формирования предпосылок функциональной грамотности у дошкольников
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует ...

Формирование предпосылок функциональной грамотности детей дошкольного возраста через инновационy технологию "друдлы".
Статья посвящена использованию техники "друдлы" в формированию у старших дошкольноков функциональной грамотности....

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ОВЗ ЧЕРЕЗ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Подготовили: педагог-психолог Павлюченко С. Ю., учитель-дефектолог Пукиш Н. Н, воспитатель Нассонова З.А.Функциональная грамотность играет ключевую роль в развитии детей, формируя у них базовые навыки...

