Признаки раннего детского аутизма
консультация по коррекционной педагогике

Булгадарова Марта Артемовна

Ранний детский аутизм: на что обратить внимание воспитателю и как помочь ребенку адаптироваться в группе? Ключевые признаки и рекомендации по взаимодействию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priznaki_rannego_detskogo_autizma.docx16.38 КБ

Предварительный просмотр:

Признаки раннего детского аутизма

Ранний детский аутизм (РДА) – это расстройство, которое проявляется у детей в раннем возрасте и характеризуется нарушениями социальной коммуникации и взаимодействия, а также ограниченными и повторяющимися поведениями, интересами и действиями.

В чем причина аутизма?

Точная причина аутизма до сих пор выясняется. Однако существующие исследования предполагают, что аутизм вызывается комбинацией генетических факторов и факторов окружающей среды, из-за чего меняется развитие мозга.

Аутизм не может быть вызван воспитанием, поведением родителей или социальными обстоятельствами. Это не вина самого человека, который никак не может повлиять на наличие аутизма.

Можно ли вылечить аутизм?

На настоящий момент не существует способа «вылечить» аутизм. Тем не менее, есть множество методов, которые способствуют обучению и развитию людей с аутизмом и могут оказать им огромную помощь.

Диагноз

Диагноз проводится медицинским специалистом, например, детским психиатром. Формальный диагноз важен по двум причинам:

• он помогает людям с аутизмом (и их близким) понять, почему они испытывают определенные трудности, и что можно сделать по этому поводу
• он позволяет людям получить доступ к службам и поддержке.

Психологические особенности ребенка с проявлениями аутизма

Эмоциональная сфера:

  • однообразие, обедненность эмоций;
  • боязнь всего нового, приверженность к сохранению неизменности окружающих предметов и людей;
  • многочисленные неадекватные страхи: ребенок боится гулять по улице, ездить в транспорте, оставаться один в квартире

Социальное поведение и общение:    

  • стремится к стереотипному поведению и движениям;
  • ребенок не переносит взгляда в глаза, его взгляд – чаще «мимо» или «сквозь» людей;
  • ребенок часто не реагирует на обращение к нему, «не замечает» окружающих.

Когнитивная сфера:

  • ребенок воспринимает предметы на основе отдельных признаков;
  •  ребенок лучше воспринимает удаленные предметы.

Двигательная сфера:

  • моторная неловкость, сочетаемая с вычурностью движений;
  • нескординированность произвольных движений;
  • бедность, однообразие мимики;

Речь:

  • ребенок не стремится использовать речь для контактов с окружающими людьми;
  • говорит о себе в третьем лице, избегает непосредственных обращений к кому-либо;
  • редко обращается с вопросами к взрослым, на вопросы к нему отвечает односложно или вообще не отвечает;

Общение:

  • ребенок комфортно чувствует себя в одиночестве;
  • неумение игрового взаимодействия с другими детьми;
  • контакт с матерью может проявляться по-разному: от полного безразличия, до негативизма с проявлениями агрессии; симбиотическая связь с ней, ребенок болезненно переносит ее отсутствие, беспокоен без нее, но в ее присутствии не проявляет к ней эмоционального отношения.

Игровая деятельность:

  • игры часто имеют вид стереотипных манипуляций «неигровыми» предметами (шнурки, гайки, бутылки) или с игрушками. которые ребенок может использовать не по назначению (например, машины в его игре выполняют функции людей);
  • играет один, в «игре рядом» не реагирует на сверстника;
  • может часами сидеть, раскладывая или расставляя предметы. игрушки в определенном порядке, попытки оторвать его от этой деятельности вызывают эмоциональный дискомфорт и аффективные реакции;
  • появляются «необычные» интересы и увлечения: ребенок может увлекаться дорожными знаками, номерами телефонов, всевозможными условными обозначениями, словами на иностранных языках.

Рекомендации педагогам:

В возрасте от 2 до 4 лет следует уделить больше внимания наблюдению за деятельностью и общением детей в группе – в случае подозрений необходимо обратиться к психологу, провести беседу с родителями и уведомить администрацию о своих подозрениях. Раннее выявление аутизма даст специалистам возможность как можно скорее принять меры.

В качестве профилактики необходимо чередовать виды деятельности группы в течение дня: занятия за столом – в перерывах организуйте физкультурные паузы, короткие подвижные игры.

Список литературных источников:

Дробинская А.О., 2002,

Лютова Е.К., Монина Г.Б., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевых нарушений у детей с ранним детским аутизмом.

Представленные методы и приёмы позволят лучше понять начальный этап коррекционного воздействия при работе с данной категорией детей....

Презентация "Ранний детский аутизм"

В презентации обобщен и представлен опыт работы по теме "ранний детский аутизм"...

РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ. Рекомендации по коррекционной работе с аутичными детьми.

Здесь представлен материал о детях с РДА. Рекомендации по коррекционной работе....

Принципы организации коррекционной работы с детьми с ранним детским аутизмом.

Основные принципы коррекционного подхода в работе с детьми с синдромом раннего детского аутизма. Параметры, по которым можно определить уровень контактов с окружающим миром и людьми ребенка в данный м...

Адаптация ребенка с ранним детским аутизмом в детском саду

Всю часть времени ребенок, посещающий наше образовательное учреждение, находится с воспитателем. Поэтому роль воспитателя  в формировании навыков общения аутичного ребенка со взрослыми и сверстни...

Консультация для родителей: "Признаки раннего детского аутизма, на что следует обратить внимание".

Признаки раннего детского аутизмаНеобходимо обратить особое внимание:1.     Насколько обычен режим дня ребенка?2.     Продолжителен ли ночной сон?3....