Презентация "Роль инструктора по физической культуре в коррекционно-развивающей работе в ДОУ"
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая группа)

Прохорова Лилия Владимировна

Коррекционная работа в ДОУ- это обенспечение коррекции нарушений развтития различных категорий детей, их разносторонее развитие и с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prohorova_-rech.docx34.96 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд  Уважаемые коллеги, тема моего выступления «Роль инструктора по физической культуре в коррекционно – развивающей работе в ДОУ»

слайд 2  Физическое развитие и здоровье детей является одним из приоритетных направлений в реализации задач общеобразовательной программы детского сада

Работа по физическому развитию дошкольников  предполагает решение как общеобразовательных, так и коррекционных – специальных задач, направленных на укрепление здоровья ребёнка.

Слайд 3  В последнее время увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными нарушениями развития. 

В  связи с тем, что наше дошкольное учреждение посещают дети с  нарушениями речи, слабовидящие, с расстройствами аутистического спектра,  с задержкой психического развития, дети из не благополучных семей, дети мигрантов, возникла необходимость в создании специального коррекционного режима в процессе физического воспитания.

 Начальная диагностика физического развития говорит о том, что у таких детей  нарушена координация движений, ослаблено внимание, слабый мышечный аппарат,   низкий уровень ловкости и  быстроты, отсутствует  автоматизация движений , дети не всегда воспринимают речевые инструкции,

 Это позволило наметить цели, задачи и  перспективный план коррекционно-образовательной работы на занятиях по физкультуре.

 Слайд 4  Цель коррекционно-развивающей работы в ДОУ инструктора по ФК -   коррекция укрепления физического развития детей,

 формирование осознанного отношения к своим силам и уверенности в них, потребность в систематических занятиях физическими упражнениями.

Слайд 5   Исходя из вышеизложенного я поставила перед собой задачи

1 Обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка в период дошкольного детства.

2 укрепление здоровья дошкольников,

3. профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата,

4.  развитие функциональных систем организма,

5. развитие двигательных качеств ( быстроты, силы, ловкости, выносливости, меткости, гибкости)

6 развитие пространственной ориентировки, профилактика нарушения осанки, плоскостопия.

7 Формирование потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни, стремление к повышению умственной и физической работоспособности

6слайд   В  детском саду было проведено  обследование детей;  затем выработаны основные коррекционно–развивающие  задачи с учетом моторного и психолого–речевого развития детей;

   Составлен  совместный план работы с учителем-логопедом, воспитателями; педагогом-психологом.

Мною был    подобран  материал для развития движений и физических  упражнений дошкольников.

  Разработан  ИОМ, план индивидуальной - коррекционной работы по физическому развитию ребенка в ДОУ и семье;

 В дошкольном учреждении созданы условия, способствующие  освоению детьми   образовательной программы дошкольного образования.

Родителям оказывается консультативная  и методическая  помощь по вопросам физического воспитания.

7 слайд  С  целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества   инструктора по физической культуре - учителя-логопеда, педагога – психолога, воспитателя, музыкального руководителя и медицинской сестры.

8 слайд   На данном  слайде вы видите формы взаимодействия инструктора по физической культуре с другими  специалистами ДОУ.

Преемственность и взаимосвязь в работе всех специалистов способствует эффективности и прочному закреплению результатов коррекционной работы.

Слайд 9 Основными  формами  коррекционной работы с детьми являются

  •    занятия
  • утренняя гимнастика
  •  подвижные и малоподвижные игры, спортивные упражнения, игры - эстафеты и пр.

  -    спортивные развлечения, праздники.

Слайд 10  Важное место в развитии детей занимают физкультурные занятия. Занятия по физической культуре строятся с учётом индивидуальной особенности каждого ребёнка, подбирается специальный комплекс упражнений, дозировка физической нагрузки. От занятий не освобождается ни один ребёнок и каждый получает нагрузку, соответствующую его состоянию здоровья.

Слайд 11       утренняя гимнастика является составной частью коррекционной работы детского сада .

     Комплекс утренней гимнастики для детей с особыми потребностями направлен на развитие речевого аппарата и повышение двигательной активности ребёнка.  Различные виды ходьбы и бега, которые предназначены не только для тренировки всех функциональных систем организма, но и для, формирования пространственной ориентации, для развития ритма движений.

слайд 12  Коррекционные задачи широко решаются в процессе игровой деятельности. Игры помогают успешному формированию речи, способствуют развитию ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей.

Слайд13    С помощью игры можно выработать правильное дыхание через организованное участие в речитативе , которые сочетаются с совершаемыми движениями и физическими упражнениями, т.е.

при выполнении упражнений дети одновременно проговаривают речетатив.

Например : Во время выполнения ходьбы с высоким подниманием колена (дети – лошадки) можно использовать речетатив:

«Цок – цок! Конь живой, с настоящей головой,

С настоящей гривой. Вот какой красивый!». Или речитативы, которые вы видите на слайде.

Слайд 14

Спортивные развлечения и праздники       вызывают в ребенке особые эмоции,  возбуждая интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает психические процессы, которые необходимы детям с особенностями развития. 

 Слайд 15 (2 раза щелкнуть)

Особое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми , она  позволяет максимально скорректировать основные двигательные навыки воспитанников, с учетом характера заболевания, развивать основные физические качества.

В индивидуальной работе с дошкольниками обязательно отводится место дыхательным упражнениям. Так же  хорошо прорабатываются упражнения для укрепления ослабленных мышц рук, особое внимание уделяется формированию осанки, т. к. умение правильно держать свое тело имеет большое оздоровительное значение.

16 слайд  в своей работе я использую различные направления, вы их можете видеть на слайде  и немного поговорим о их значении в коррекционной работе с детьми.

17 слайд Дыхательная гимнастика - выполняется для отработки правильного речевого дыхания. Ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы,  выводят из стресса, повышают иммунитет; Дыхательные упражнения могут сопровождаться звуком, движением, во время их  используем  инвентарь и пособия.

18 слайд  Коррекционные упражнения применяются для укрепления опорно-двигательного аппарата,  для развития равновесия, формирования правильной осанки, способствуют развитию гибкости, силе, растяжке, равновесия. Для профилактики плоскостопия конечностей,  используем  такие движения, как  приставные шаги, ходьба на пятках , носочках, имитационная ходьба: «лисички»«медведи», подскоки, упражнения с предметами.

19слайд   На занятиях по физкультуре мы обучаем детей оздоровительному самомассажу.

Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к  речевым, более благотворно развивается речевая функция.  

20 слайд  Учитывая особенности развития дете ,мы пришли к выводу о необходимости включения в традиционные занятия элементов нейрогимнастики или подвижных и малоподвижных нейроигр. Использование таких  игр и упражнений стимулирует функции мозжечка и структур мозга, активно участвующих в процессе формирования речи и эмоционально-поведенческой сферы ребенка,  что очень важно для детей с особенностями развития.

 Использую такие игровые заданий, как например, «Ножки и ладошки». Ребенок должен целенаправленно выполнить по образцу задание. Эта игра способствует развитию ориентировки ребенка в пространстве, также игра направлена на развитие координации, зрительного восприятия и внимания;

- или  например, при выполнении перебрасывания мяча друг другу использую игру «Ассоциации», где  дошкольники должны назвать ассоциацию, например, один говорит «небо», а другой отвечает «облако» и бросает мяч обратно. Это упражнение направлено на развитие у детей возможностей произвольно планировать, регулировать и контролировать свои действия. В заключительной части занятия использую малоподвижные нейроигры «Мотальщики», «Лабиринт», «Замыкая круг» или кинезиологические упражнения.

21слайд   Пальчиковая гимнастика - является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, а в дальнейшем и к письму.

22слайд   Гимнастика для глаз  улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз, укрепляет мышцы глаз, улучшает способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях, что очень важно для слабовидящих детей.

23 слайд  «СУ-ДЖОК» – ТЕРАПИЯ оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.

24 слайд   Немаловажным в коррекционной работе с детьми  являются  кинезиологические упражнения, цель которых развитие межполушарного воздействия, способствующие активизации мыслительной деятельности. Такие упражнения развивают тело, улучшают зрительно – моторную координацию, формируют пространственную ориентировку.

25 слайд   С  удовольствием дети занимаются на координационной лестнице, мы их используем и во время утренней гимнастики,  и на занятиях   физической культуре.

Координационная лестница является универсальным инструментом для развития ключевых двигательных и когнитивных навыков, которые помогают детям улучшить физическую координацию и общее восприятие собственного тела в пространстве. 

26 слайд.  Наша задача – постепенно и регулярно заниматься закаливанием.
В качестве средств закаливания мы используем: занятия в облегченной одежде, босиком, ходьбу по дорожкам здоровья, гимнастику после дневного сна. 
27слайд     Музыка, игра и разнообразие движений создают благоприятные условия для формирования двигательных, психомоторных функций и развития умственной сферы дошкольников .  Во время движений под музыку активизируются память  внимание, мышление, нормализуются эмоционально – волевые процессы.

28 слайд   Занятия на тренажёрах способствуют развитию ловкости, баланса, воздействуют на можечок, который отвечает за эмоциональную и умственную составляющие, координацию движений, память, речь и равновесие.

29слайд     Релаксация  включает в себя задания на общее и моторно – речевое расслабление.

Умение расслабиться поможет одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов, вы можете видеть их на слайде (легли на пол, сели закрыли глаза, поза лотоса и др)

30слайд    Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей. Формы работы с родителями вы можете видеть на слайдах.

31 слайд   Одной из форм взаимодействия является участие родителей в совместных  праздниках, где родители и дети с удовольствием соревнуются, играют в игры.

32 слайд  Нами с привлечением родителей, изготовлено нестандартное оборудование для развития двигательной активности детей.

- пособия для проведения общеразвивающих упражнений (султанчики, гантели, косички);

- пособия для развития основных видов движения (мешочки с песком);

- пособия для проведения коррекционной работы (корригирующие дорожки, пособия для тренировки дыхательной системы);

33 слайд  В работе с родителями большое внимание уделяется наглядной информации. В первую очередь, это информационный стенд инструктора по физической культуре, на котором размещена информация о домашнем физическом воспитании. Для размещения на стенде мною разработаны: консультации, буклеты, папки-передвижки.

 «Коррекция плоскостопия и осанки», «Игровой самомассаж для детей»,

 «Гимнастика для глаз» и многое другое

34 слайд  Таким образом, опыт работы с особыми детьми показывает, что при систематической работе по физическому воспитанию с включением системы коррекционно восстановительных мероприятий можно добиться существенных результатов и только совместными усилиями мы можем помочь детям с разными уровнями физического развития успешно учиться в школе, жить в  коллективе, адаптироваться в обществе .

Спасибо за внимание! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности взаимодействия музыкального руководителя,инструктора по физической культуре, и воспитателя в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Структура взаимодействия музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и воспитателя  доу в работе с детьми с ОВЗ....

Презентация на тему "Взаимодействие родителей и инструктора по физической культуре по физкультурно-оздоровительной работе".

На современном этапе у родителей часто наблюдается нехватка времени, недостаток знаний, а зачастую личные стереотипы  не дают возможность быть активными участниками развития  и воспитания св...

Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами в работе с детьми с ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО

Решение конкретных задач коррекционно-развивающей работы возможно лишь при условии комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе всех специалистов (учителя-логопеда, пед...

«Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи».

   Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка можно только при условии тесного взаимодействия всего педагогического коллектива, медицинского персонала и родителей....

Взаимодействие родителей и инструктора по физической культуре по физкультурно-оздоровительной работе

На современном этапе у родителей часто наблюдается нехватка времени, недостаток знаний, а зачастую личные стереотипы  не дают возможность быть активными участниками развития  и воспитания св...

Выбор профессии инструктора по физической культуре - призвание. Представление опыта работы

Материал содержит интересные материалы о занятиях по плаванию....

Отчет инструктора по физической культуре о летней оздоровительной работе в ДОУ

               В настоящее время большое внимание уделяется физическому воспитанию дошкольников, охране и укреплению их здоровья. Исходя из это...