Использование дермолексии в качестве педагогического приёма в коррекционно-развивающей работе с детьми с задержкой психического развития
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
В статье рассматриваются особенности тактильного восприятия у детей с задержкой психического развития, дермолексия как приём развития тактильного восприятия, использующийся в коррекционно-развивающей работе. Указывается на проведение констатирующего исследования тактильного восприятия у детей с задержкой психического развития и её состояние на данный момент. Также предлагается план по развитию тактильного восприятия у детей обозначенной нозологии.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование дермолексии в качестве педагогического приёма в коррекционно-развивающей работе с детьми с задержкой психического развития
Тихвинская У.В.,
учитель-дефектолог,
Аннотация: В статье рассматриваются особенности тактильного восприятия у детей с задержкой психического развития, дермолексия как приём развития тактильного восприятия, использующийся в коррекционно-развивающей работе. Указывается на проведение констатирующего исследования тактильного восприятия у детей с задержкой психического развития и её состояние на данный момент. Также предлагается план по развитию тактильного восприятия у детей обозначенной нозологии.
Ключевые слова: дошкольный возраст, задержка психического развития, тактильное восприятие, дермолексия, развитие, констатирующий эксперимент.
Развитие тактильных ощущений – это первый этап в развитии коммуникативных навыков ребёнка, который является одним из основных источников информации об окружающем мире [Кизилова, 2022, с. 6]. Также достаточно сформированное тактильное восприятие способствует развитию органов чувств, двигательных и моторных функций. Нам известно, что многим детям, а особенно детям с задержкой психического развития, тактильные ощущения помогают лучше понять и представить окружающее их пространство, ведь познание мира посредством тактильных ощущений у детей названной нозологии является ведущим из-за особенностей протекания их нервных процессов.
Развитие тактильно-кинестетических ощущений помогает сформировать у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья устойчивые взаимосвязи между нервными клетками в головном мозге. Взаимосвязь «рука – головной мозг» подтверждена многими отечественными и зарубежными авторами, из исследований которых нам становится доступна информация о том, что, как следствие этой взаимосвязи, у детей наблюдаются понимание окружающего мира и предметов в нём, возникновение чувства защищённости, снижение агрессивности, страха и более успешная адаптация в социуме. [Светкина, 2023, с. 12].
Для полноценного познания окружающего мира ребёнку необходимо достичь определённого уровня развития ощущений и восприятия, научиться обследовать предметы: ощупывать, рассматривать, нюхать, пробовать, вслушиваться.
В младшем дошкольном возрасте дети от действий с предметом переходят к ознакомлению с ним на основе осязания и зрения, причём движения руки по предмету определяют движение глаз. С возрастом у детей дошкольного возраста совершенствуется как зрительное, так и осязательное восприятие формы, к пяти-шести годам формируется зрительно-осязательная функциональная сенсорная система [Боровкова, 2022, с. 10]. Поэтому игровые занятия с детьми с ОВЗ важно начинать с развития тактильно-кинестетических ощущений.
Для изучения особенностей тактильного восприятия у детей дошкольного возраста на базе МДОУ «Детский сад №78» был проведён констатирующий эксперимент, в котором приняли участие 14 дошкольников 5-6 лет с задержкой психического развития. Среди нарушений у обследуемой категории детей отмечались следующие: дети испытывали трудности в обследовании предметов, не проявляли выраженной ориентировочной активности, обследование предметов было поверхностное и фрагментарное, также дети не выделяли нужные свойства и не обозначали эти свойства словом.
Тогда для нас стало значимым найти педагогический приём, который бы помог в коррекции данных нарушений, и определить задачи по развитию тактильно-кинестетических ощущений детей дошкольного возраста. Ими стали:
- формирование у детей системы перцептивных (обследовательских) действий;
- формирование у детей системы сенсорных эталонов;
- формирование у детей умения самостоятельно применять систему перцептивных действий и систему сенсорных эталонов в практической и познавательной деятельности.
В соответствии с выделенными нами задачами, было целесообразно осуществлять развитие тактильно-кинестетических ощущений с помощью такого педагогического приёма, как дермолексия. Дермолексия (от греческого derma – кожа + lexis – слово) – это способность человека к опознанию начертанных на коже фигур, цифр, букв и даже слов. Этот приём по сей день в качестве диагностической пробы используют для исследования тактильного гнозиса. Существует три этапа работы с помощью приёма дермолексии.
На начальных этапах знакомства с дермолексией необходимо использовать наглядный стимульный материал. Для этого нужно сделать карточки с изображением геометрических фигур и различного вида узорами, разложить их перед ребёнком на столе, затем пальцем, стилусом или обратной стороной карандаша нарисовать на спине ребёнка одну фигуру, которая изображена на карточках, и попросить ребёнка «узнать кожей» необходимый рисунок, соотнести его с подходящим изображением и показать на нужную карточку.
На втором этапе мы убираем наглядное подкрепление, и предлагаем ребёнку обвести пальцем выпуклый контур фигуры/цифры/буквы, то есть тактильно опознать, так скажем «наждачный», материал. Для этих целей полезно использовать тактильные карточки, на которых предлагаемые элементы выполнены из различных материалов: например, круп (фасоль, горох, макароны), текстильных материалов (бусины, пуговицы, наждачка, ракушки).
И на третьем, самом сложном, этапе целесообразно использовать только буквы и цифры. Писать на этом этапе можно уже не только на спине, но и на ладони ребёнка.
Упражнений и игр с использованием приёма дермолексии очень много, но, перед тем, как предложить детям играть в них самостоятельно, необходимо помнить, что, для этого педагогам нужно провести длительную предварительную работу на понимание словесной инструкции, развития навыков саморегуляции и самоконтроля, развитие навыка определения предмета на ощупь, развитие концентрации и устойчивости внимания. Стоит также отметить, что работу на каждом этапе необходимо выстраивать совместно со всеми педагогами, работающими на группе, и некоторые упражнения с использованием данного приёма можно приурочить к лексическим темам недели.
В заключение отметим, что спустя некоторое время после включения данного приёма в коррекционно-развивающую работу, благодаря его использованию у детей с ОВЗ повысилась кожная чувствительность, начали лучше развиваться кинестетические ощущения, образное мышление. Помимо этого, тактильно-кинестетические ощущения помогают ребёнку с задержкой психического развития развить целостное восприятие мира и предметов в нём, расширить представления о макро и микро пространстве, развить другие органы чувств и коммуникативные навыки, улучшить двигательно-моторные функции и эмоциональное состояние [Оспищева, 2019, с. 16]. А практическая деятельность всегда вызывает положительные эмоции у детей и помогает снизить их умственное утомление.
Библиографический список
- Светкина Т.В. Тактильно-кинестетическое развитие ребёнка дошкольного возраста с задержкой психического развития. Дубна: Сборник методического объединения для учителей-дефектологов дошкольных образовательных учреждений города Дубны Московской области, 2023. 30 с.
- Оспищева Е.В. Развитие тактильно-кинестетических ощущений у детей дошкольного возраста. Москва: Научно-образовательный журнал «Молодой учёный», 2019. 20 с.
- Кизилова Е.В. Дисфункция сенсорных систем (тактильная, вестибулярная, проприоцептивная, слуховая, зрительная, расстройство осязания и вкусовая дезориентация) у детей с ЗПР. Санкт-Петербург: Образовательная социальная сеть «NsPortal», 2022. 10 с.
- Боровкова М.С. Развитие тактильного восприятия у дошкольников. Санкт-Петербург: Образовательная социальная сеть «NsPortal», 2022. 18 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЗДАНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ СРЕДЫ – КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИХ ЗАДАЧ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Ребенок родился, растёт, развивается…. Это — источник радости для родителей, педагогов, если малыш развивается своевременно и правильно. Это — источник тяжелых переживаний, если развитие...
Рабочая коррекционно – развивающая программа учителя - логопеда для работы с детьми с задержкой психического развития и интеллектуальными нарушениями, обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС.
Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе для детей с задержкой психического развития и тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) ГБОУ Шко...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психического развития с 6 до 7 лет» на 2019 – 2020 учебный год
Рабочая программа на 2019-2020 учебный год по усвоению программных требований воспитанниками детского сада разработана в целях осуществления коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возрас...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА для коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития
Настоящая рабочая программа разработана для детей раннего возраста с задержкой психомоторного и речевого развития и для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).Задержк...

Доклад на тему: «Коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психического развития в ДОУ» (всероссийская конференция)
Индивидуальная и подгрупповая коррекционная работа проводится 2-3 раза в неделю.Каждое занятие включает развивающие задания с применением красочного наглядного пособия, направленного на развитие...

Коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития
Коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития...
