СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО
учебно-методический материал (старшая группа)

Прокофьева Людмила Юрьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos.docx18.17 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

В настоящее время происходит переосмысление содержания коррекционной работы в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами дошкольного образования по которым на первый план выступают образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. Для осуществления квалифицированной коррекции нарушений детей с ЗПР разработан механизм адаптированной Программы для детей с ОВЗ. В основную общеобразовательную Программу дошкольного образования ДОУ, разработанную на основе ФГОС ДО, заложены все специфические особенности обучения и развития детей с ОВЗ: варьированье сроков усвоения материала, специальные подходы, формы, методы и приемы усвоения необходимых знаний и навыков, особые условия адаптации детей с ЗПР. Это достигается за счет модификации коррекционно-развивающей программы для детей с ЗПР под редакцией С.Г. Шевченко, а так же примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.Комаровой,М. А. Васильевой и всего комплекса коррекционно-развивающей работы с учетом особых образовательных потребностей детей данного контингента и решения общеобразовательных задач дошкольного образования.

Формы организации коррекционной работы строятся с учетом особенностей детей с ЗПР и состоят из: фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятий, а, так же, занятий малой подгруппой. Очень важной является работа по взаимодействию всех специалистов ДОУ, работающих с детьми данной категории, поскольку создаёт единое образовательное пространство для каждого ребёнка. Так же, нельзя забывать о мощнейшем механизме воздействия на ребёнка, работе с семьёй. Родители данной группы детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью, что неизбежно сказывается на личности ребёнка с ОВЗ. В своей работе мы стараемся сделать родителей союзниками и помощниками, привлекая их внимание к процессу обучения и воспитания, к созданию предметно-развивающей среды для ребенка в домашних условиях. Многие родители детей с ОВЗ не догадываются о наличии у него особых образовательных потребностей, предъявляют завышенные требования, чем ещё более усугубляют патологические черты личности. Тем временем, именно родители, как наиболее значимые для ребёнка взрослые, способны развивать познавательную активность, побуждая интерес к себе и миру. С этой целью в структуре взаимодействия с родителями нами используются консультативные беседы, специальные домашние задания, а так же организацию и участие семей в конкурсах и праздниках.

В структуре коррекционной работы, для более качественного усвоения изучаемого материала используются различные методы.

1. Словесные (вопросы, объяснение, беседа, рассказ…).

2. Наглядные (экскурсии, наблюдения, демонстрация различных наглядных иллюстраций, схем…).

3. Практические (практические упражнения, графические работы…).

1. При использовании словесных методов в коррекционной работе с детьми с ЗПР необходимо иметь виду, что вопросы педагога должны быть хорошо продуманы и четко сформулированы и должны быть доступны детям. Часто используется одноступенчатая инструкция. Объяснение часто требует повтора. Рассказ педагога также должен быть лаконичным, четким, эмоциональным и выразительным. Словесные методы всегда следует сочетать с применением наглядных и практических.

2. Наглядные методы особенно широко применяются в коррекционной работе. Например – наблюдение применяется как целенаправленное восприятие объекта или явления и специально планируется педагогами. При их применении педагогам следует помнить такие особенности детей, как замедленный темп восприятия, сужение объема восприятия, нарушение точности и концентрации восприятия и внимания. Необходимо предъявлять ребенку только тот предмет, который рассматривается на этом этапе. Остальные – не показываются. А также в коррекционной работе необходимо применять принцип полисенсорной основы обучения, то есть с опорой на все органы чувств (посмотреть, потрогать, понюхать, попробовать на вкус…). Наглядный метод призван сделать ребёнка активным участником процесса, а значит, ориентирован в первую очередь на повышении познавательной активности ребёнка.

3. Из общепринятых практических методов в коррекционной работе с детьми с ЗПР наиболее эффективными являются упражнения и дидактическая игра. С помощью упражнений, многократного выполнения умственного и практического действия достигается овладение определенными знаниями.

Такая структура организации коррекционно-развивающей работы позволяет наиболее полно реализовывать основные образовательные потребности ребёнка с ОВЗ.

В данной работе мы акцентируем внимание на потребности постоянного стимулирования познавательной активности ребёнка с ЗПР, как необходимого условия освоения программы, а, так же, повышения интереса к себе, окружающему и предметному миру. Поэтому рассмотрим используемые для этих целей средства обучения, а именно, объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Важно уточнить, что использование любых средств обучения подчиняется следующим принципам: учет возрастных и психологических особенностей обучающихся; гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях; учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.); сотворчество педагога и обучающегося; приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

Современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:

  • печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
  • электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии, дидактические и развивающие игры и т.п.);
  • аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;
  • наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
  • демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
  • учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.);
  • тренажёры и спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).

Наглядные пособия, как наиболее доступные в детском саду средства обучения, используются наиболее часто и, классифицируются на три группы :

  1. объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);
  2. печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники)
  3. проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)

Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством повышения активности ребёнка и включения его в процесс обучения и воспитания. Но они призваны дополнять образовательный процесс, не заменяя использование печатных и наглядных пособий, которые в свою очередь, остаются наиболее доступными для выбора специалиста. Стоит заметить, однако, что при всём богатстве выбора среди готовых изданных пособий, специалисту часто приходится адаптировать их под конкретные задачи и конкретного ребёнка. Направлением нашей работы является как раз создание новых и адаптация известных пособий для более активного вовлечения детей в образовательный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЗДАНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ СРЕДЫ – КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИХ ЗАДАЧ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Ребенок родился, растёт, развивается…. Это — источник радости для родителей, педагогов, если  малыш развивается своевременно и правильно. Это — источник тяжелых переживаний, если развитие...

"Организация познавательной деятельности в группе с задержкой психического развития в соответствии с ФГОС ДО". Школа для родителей "Развивайся малыш!"

При подготовке детей с ЗПР к школе важное место занимают специальные интегрированные занятия по образовательной области «Познавательное развитие» «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи»...

«Организация коррекционно - развивающей работы с детьми с задержкой психического развития»

Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоциональн...

Рабочая коррекционно – развивающая программа учителя - логопеда для работы с детьми с задержкой психического развития и интеллектуальными нарушениями, обучающихся в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС.

Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе для детей с задержкой психического развития и  тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) ГБОУ Шко...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психического развития с 6 до 7 лет» на 2019 – 2020 учебный год

Рабочая программа на 2019-2020 учебный год по усвоению программных требований воспитанниками детского сада разработана в целях осуществления коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возрас...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА для коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития

Настоящая рабочая программа  разработана для детей раннего возраста с задержкой психомоторного и речевого развития и для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).Задержк...

Доклад на тему: «Коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психического развития в ДОУ» (всероссийская конференция)

Индивидуальная и подгрупповая коррекционная работа проводится  2-3 раза в неделю.Каждое занятие включает развивающие задания с применением красочного наглядного пособия, направленного на развитие...