«Организация коррекционно - развивающей работы с детьми с задержкой психического развития»
статья по теме

Лагерева Анастасия Сергеевна

Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_17.02.17.docx27.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 11 «Теремок» посёлка Псебай

муниципального образования Мостовский район

Центр ответственного родительства «Верные руки»

Методическое объединение педагогов-психологов

Тема выступления:

«Организация коррекционно - развивающей работы

с детьми с задержкой психического развития»                                                      

Подготовила: Педагог-психолог

Лагерева Анастасия Сергеевна

п.г.т. Псебай,

 2017г.

Слайд 2

Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (памятьвниманиемышлениеэмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. 

В нашем детском саду в мае месяце проходит ПМПК, где специалисты представляют детей, которые по предварительной диагностики имеют трудности в освоении образовательных задач. Согласно заключениям комиссии, определяется дальнейшая коррекционная работа с ребенком и его зачисление в группу.

Дети с ЗПР имеют характерные особенности в психо - физическом развитии:

- снижение работоспособности;

- повышенная истощаемость;

- неустойчивое внимание;

- отставание в развитии мышления;

- дефекты произношения;

- бедный словарный запас;

- низкий навык самоконтроля;

- незрелость эмоционально-волевой сферы;

- ограниченный запас общих сведений  и представлений об окружающем.

Слайд 3, 4

В начале учебного года определяются задачи коррекционно – развивающей работы с детьми – это развитие психических процессов и индивидуальных качеств и возможностей каждого ребенка.

Формируется состав специалистов, которые в дальнейшем будут осуществлять коррекционно-развивающую деятельность с ребенком.

 Слайд 5

Я, как педагог-психолог, работающий с группой детьми с ЗПР, хочу осветить свою работу и рассказать о некоторых методах работы с детьми. Коррекционно – развивающая работа с детьми начинается после диагностики (сентябрь), которая позволяет выявить актуальный уровень развития каждой из психических функций – эмоциональной сферы, восприятия, внимания, памяти, мышления и др.

Наиболее оптимальным режимом организации системы мониторинга является включение первичного (в начале учебного года), промежуточного (январь) и итогового (в конце учебного года) диагностических измерений.

В начале учебного года (в течение сентября) проводится основная первичная диагностика: определяются достижения ребенка к этому времени, а также проблемы развития, для решения которых требуется коррекционная помощь.

На основе этой  диагностики специалистами определяются проблемные сферы, мешающие личностному  развитию ребенка, а также выделяются его достижения и индивидуальные проявления, требующие поддержки, определяются задачи работы и проектируется индивидуальный образовательный маршрут ребенка на год.

Слайд 6

Целью проведения промежуточной (январь) диагностики является оценка правильности выбранной  в отношении ребенка стратегии образования, выявление динамики развития. По результатам данного  вида диагностики педагог – психолог и специалисты при необходимости могут внести коррективы в педагогический процесс (ИОМ).

В конце учебного года (май) проводится основная итоговая диагностика, по результатам которой оценивается степень решения сотрудниками детского сада поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития данного ребенка. В качестве «идеальной нормы» для данной диагностики служит характеристика  развития, уже соответствующая возрасту детей.

Слайд 7

Все специалисты работают с детьми по лексическим темам, то есть на протяжении одной недели ребенок получает знания и закрепляет их, активизируя все типы восприятия информации (визуалы, аудиалы, кинестетики, дигиталы).

Для эффективной коррекционной работы и наиболее качественного усвоения изучаемого материала используются различные методы.

Слайд 8

Элементы песочной терапии

Сам принцип терапии был предложен еще К.Г. Юнгом, замечательным психотерапевтом. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Так или иначе, наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, это делает ее прекрасным средством для "заботы о душе".

Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.

Слайд 9

Элементы Су-Джок терапии

В.А. Сухомлинский утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Современными учеными установлено, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук. У детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) уровень развития мелко моторных функций не соответствуют возрастной норме. Если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме, поэтому развитие мелкой моторики рук является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности.

Это уникальная тактильная гимнастика, которая оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Этот метод вызывает раздражение рецепторов, расположенных на ладошках детей и вызывает приятные ощущения. Использование массажера способствует активизации деятельности у заторможенных детей и, наоборот, успокаивает гиперактивных.

Кроме того, этот метод развивает мелкую моторику, активизирует межполушарное взаимодействие, активизирует развитие речи ребенка, позволяет эффективно развивать эмоционально-волевую и познавательную сферу, способствует общему укреплению организма ребёнка.

Предлагаем вашему вниманию сказку «Ёжик по имени Фырк» для самомассажа кистей рук с помощью тренажеров Су – Джок.

Однажды, маленький ёжик по имени Фырк, решил прогуляться по лесной полянке (зажать шарик в ладошке). Выглянул ёжик из своего маленького домика (раскрыть ладошки и показать шарик). Улыбнулся летнему солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером). И покатился по лесной дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик). Катился, катился и прибежал на красивую лесную полянку (ладошки соединить в форме круга). От радости ёжик по имени  Фырк стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками). А на лесной полянке росли разные цветы, ёжик не удержался, и стал их нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). А еще на полянке росли грибы: лисички, подберёзовики, белые грибы, подосиновики и даже опята (на название гриба прокатить шарик по каждому пальчику). Захотелось ёжику по имени Фырк обрадовать свою маму, собрал он много грибов и аккуратно насадил их на иголки (каждый кончик пальчика потыкать шипиком шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик). Прибежал домой, отдал мамочке грибы, мама улыбнулась, обняла и поцеловала сыночка за заботу (зажать шарик в ладошке).

Слайд 10

Монгольская игра (головоломка – мазаика)

Так как наши дети посещают обще развивающие группы, со многими дидактическими играми они знакомы. Но воспитатель не всегда может индивидуально уделить время на закрепление пройденного материала, игры и т.д., в этом случае мои индивидуальные занятия  помогают ребенку освоить и закрепить навык. Монгольская игра тому пример. Игра способствует развитию: образного мышления, воображения, формированию представлений о форме и размере, учит сравнивать, развивает творчество, развивает смекалку и сообразительность, тренирует наблюдательность.

Головоломка представляет собой квадрат разрезанный на 11 частей: 2 квадрата, один большой прямоугольник, 4 маленьких прямоугольника, 4 треугольника. 

Слайд 11

Палочки Кюизенера – это комплект цветных счётных палочек разного размера, которые еще называют «числа в цвете». Они  являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше - меньше», «право - лево», «между», «длиннее» и мн. др.  Набор цветных палочек способствует развитию детского творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, комбинаторных и конструктивных способностей.

Слайд 12

На первом этапе палочки используют как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычным конструктором, знакомятся с цветом, размером, формами, усваивают такие понятия, как «между», «длиннее», «выше», «право – лево» и мн. др. С палочками Кюизенера интересно и по силам играть даже детям полутора-двух лет. Сначала ребёнка целесообразно познакомить с набором палочек, рассмотреть, из чего он состоит. Можно предложить  постройку или аппликацию из цветных палочек. Первые занятия лучше всего посвятить изучению цветов (покажи по очереди красную, синюю, зеленую, желтую, коричневую, белую, черную, оранжевую, голубую, разовую палочки; покажи не красную палочку, не желтую и т. д.; отбери палочки одинакового цвета и построй из них забор, дом для куклы и т. д.).

Слайд 13

Элементы сказкотерапии

Известно, что левое полушарие отвечает за логическое, аналитическое мышление, тогда как правое – это своего рода гуманитарное, творческое начало, отвечающее за фантазии. Поэтому в процессе восприятия сказки работает левое полушарие, которое извлекает логический смысл и линию сюжета, а правое полушарие в это время свободно для мечтаний, фантазий, воображения, творчества. 

Слайд 14

В психологической работе имеется широкий спектр показаний для проведения сказкотерапии. Вот некоторые из них: искаженная самооценка, низкая степень самопринятия, повышенная тревожность, агрессивность, страхи, конфликтность и др. 

Слайд 15

Кинезиологические упражнения

Кинезиология -  наука о развитии головного мозга через движение. Истоки кинезиологии следует искать в философии Конфуция, Асклепиада, в трудах Гиппократа. Для сохранения красоты и молодости кинезиологические упражнения использовала Клеопатра. Несмотря на свое древнее происхождение, эта наука актуальна сегодня и будет актуальна и завтра. 

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения, проиисходит стимуляция интеллектуального развития.

Слайд 16

Развитие тактильной чувствительности

- сортировка смешанных круп по отдельным коробочкам;

- выкладывание фигурок из круп;

- волшебный мешочек и т.д.

Слайд 17,18, 19

В качестве основного метода положительного воздействия на детей с ЗПР можно выделить работу с семьей этого ребенка.

Только такая пирамида – Ребенок - Педагог – Родитель, способна гармоничному развитию наших детей.

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

В.А.Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективное планирование коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития

Перспективное планирование коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития по следующим разделам: изобразительная деятельность и конструирование....

Особенности коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития

*Коррекционно-развивающая работа предполагает не тренировку отдельных навыков, а формирование целостной функциональной системы, которая позволит ребенку самостоятельно овладеть различными умениями. ...

Использование камешков Марблс в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития

Марблс-один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. В процессе целенаправленных занятий с этим материалом развиваются ощущения, совершенствуется сенсорное познание мира, повышается м...

Роль сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития дошкольного возраста

Проблемы затруднений в психическом развитии у детей дошкольного возраста остаются актуальными в современном обществе. Сенсорная интеграция представляет собой важное направление коррекционной работы с ...

«Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми с задержкой психического развития»

В статье рассматривается влияние метода сказкотерапия на развитие связной речи детей с задержкой психического развития....