«Кинезиологические упражнения, как средство развития головного мозга»
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Машадаева Наталья Николаевна

Кинезиология - это исследование движения. Физическая активность (действие) оказывает положительное влияние не только на физическое и психическое здоровье, но и на способность мыслить. Кинезиология для детей основана на педагогической кинезиологии (разделы прикладной кинезиологии) и представляет собой процесс обучения с новой точки зрения - когда тело и психика составляют единство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kineziologicheskie_uprazhneniya.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

«Кинезиологические упражнения, как средство развития головного мозга»

Образовательная кинезиология - это наука, которая признаёт связь между приобретением знаний и свободным потоком жизненной энергии. Блокада жизненной энергии влияет на качество полученных знаний и может вызвать школьные проблемы у детей.

Кинезиология - это исследование движения. Физическая активность (действие) оказывает положительное влияние не только на физическое и психическое здоровье, но и на способность мыслить. Кинезиология для детей основана на педагогической кинезиологии (разделы прикладной кинезиологии) и представляет собой процесс обучения с новой точки зрения - когда тело и психика составляют единство.

Задача кинезиологи, состоит в том, чтобы проанализировать связь между телом и разумом и определить формы их взаимодействия. Негативные внешние воздействия могут привести к нарушениям. Дети забывают, как учиться. Детская кинезиология не способна изменить существующие условия, но она может помочь детям лучше справляться с ними. Отдельные упражнения помогают родителям поддерживать своих детей в учебе. По мере того, как они приобретают знания и новые навыки, дети учатся снимать стресс и играть школьные обязанности посредством игры.

Упражнения для развития мелкой моторики

(стимулируют речевые зоны головного мозга)

Упражнение «Лезгинка».   

 Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После этого одновременно сменить положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

Упражнение "Ухо - нос".

Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".

Упражнение "Змейка".

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. 1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог. 2 вариант: точно и четко двигать пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали.

Упражнение «Колечко».

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале  упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь».

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак -ребро-ладонь)

Телесные упражнения

(развивают межполушарное взаимодействие, снимают непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы).

Упражнение “Мельница”

Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

Упражнение «Колено – локоть».

Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

 Упражнение «Крюки». 

Можно выполнять лежа, стоя, сидя. Скрестите лодыжки ног, как вам удобно. Затем вытяните руки вперед, скрестив  ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.

Упражнение «Меняем ноги»

 Сесть прямо. Правая нога стоит на полу. Левую  положить на нее так, чтобы щиколотка лежала на колене.  Скрестить  руки. Правая ладонь была на щиколотке левой ноги, а левая на ступне. А теперь меняем положение рук и ног.

Упражнение « Дерево»

«Мы растем, растем, растем

  И до неба достаем».

Сидя на корточках, стряпать голову в колени, колени обхватить руками. Это — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно подняться на ноги, затем распрямить туловище, вытянуть руки вверх. Подул ветер — раскачивать тело, имитируя дерево.        (10 раз)

 

Глазодвигательные упражнения

(позволяют развивать межполушарные взаимодействие, расширить поле зрения, улучшить восприятия, и повысить энергию организма).

Упражнение “Взгляд влево вверх”

Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх под углом в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на  “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и повторяют упражнение.

 Упражнение “Горизонтальная восьмерка”

Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Начинать рисовать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением  пальцев  хорошо выдвинутым изо рта языком.

Упражнение “Слон”

Стоя. Встаньте в расслабленную позу. Согнуть слегка колени. Голову наклоните к плечу. От этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмёрку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трёх до пяти раз левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.

 

Упражнение “Глаз – путешественник”

Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек, животных и т.д. И. п. – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный воспитателем.

Упражнение «Симметричный рисунок».

         Взять в обе руки по кисточки, одновременно обмокнуть в краску и начать рисовать обеими руками зеркально-симметричные рисунки. Глаза должны следить за работой обеих рук.

 

Дыхательные упражнения

(улучшают ритмику организма, развивают произвольность и самоконтроль).

 

Упражнение “Дышим носом”

«Подыши одной ноздрей,

  И придет к тебе покой».

И. п. – основная  стойка.

1 - правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки, левой делать тихий, продолжительный вдох;

2  - как только вдох окончен, открыть правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным освобождением от воздуха легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх.

 

Упражнение “Ныряльщик”

И. п. – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть  нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

Упражнение “Надуй шарик”

И. п. -  лежа на спине. Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза - задержка дыхания. Выдох - втянуть живот как можно сильнее. Пауза - вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой  и  с шумом «пьют» воздух.

Упражнение “Дыхание”

«Тихо-тихо мы подышим,

  Сердце мы свое услышим».

И. п. – основная  стойка.

1- медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнет расширяться — прекратить вдох и сделать паузу длительностью 4с;

2 — плавный выдох через нос.

 Растяжка

нормализует неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение (гипертонус) и неконтролируемую мышечную вялость (гипотонус).  

 Упражнение “Снеговик”

«Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу».

  

Упражнение “Тряпичная кукла и солдат”

И. п. – стоя.

«Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились».

 

Упражнение “Сорви яблоки”

И. п. – стоя.

«Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.

Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, висящее там. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед собой корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вам нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные, вкусные яблоки и складывайте их в корзину».

Упражнения на релаксацию

способствуют расслаблению и снятию напряжения.

 Упражнение “Дирижер”

«Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка)

Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком. Пусть  в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируй  на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка закончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт».

 

Упражнение “Путешествие на облаке”

«Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинайте путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Почувствуете, как ветер дует вам в лицо? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесёт вас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. В этом месте может произойти что –  нибудь чудесное и волшебное. Теперь  вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными».

 

Упражнение  релаксация “Ковер-самолет”

И. п. - лежа на спине, закрыть глаза, при этом играет спокойная музыка.
«Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Он плавно и медленно поднимается, неся нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают. Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера. Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей группе (пауза). Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей по теме: «Профилактика неуспешности ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Кинезиологические упражнения, как средство развития основных психических процессов»

Вниманию педагогов предложены упражнения для крупной и мелкой моторики, которые синхронизируют работу одновременно двух полушарий головного мозга, улучшают память, развивают моторику, речь, способству...

Курсовой проект. по профессиональному модулю ПМ 03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования Кинезиологические упражнения, как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с моторной алалией.

Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического разв...

Кинезиологические упражнения как средство развития межполушарного взаимодействия

Кинезиология- наука о развитии головного мозга через движение....

Использование кинезиологических упражнений, как средство развития интеллекта старших дошкольников.

В статье рассказывается о технике рисования двумя руками одновременно, что позволяет оптимизировать деятельность мозга....

Консультация для родителей."Кинезиологические упражнения как средство развития психических процессов у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"

Кинезиология - это наука о развитии головного мозга через движения. Применяя комплекс специальных кинезиологических упражнений мы развиваем межполушарное взаимодействие, а значит создаем предпосылки д...