"Кубик Блума"-прием технологии критического мышления
консультация по коррекционной педагогике

Аксененко Юлия Александровна

Критическое мышление-это способность ставить новые вопросы, вырабатывать аргументы и принимать продуманные решения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_kubik_bluma.docx1011.86 КБ

Предварительный просмотр:

«Кубик Блума»

Цели современного образования направлены на принцип, который можно озвучить так: "учить не науке, а учить учиться".

 А как развивать в ребенке навыки критического мышления? Какие приемы и технологии использовать?

Предлагаю один из популярных приемов технологии критического мышления, который называется «Кубик Блума».

Автором данного приема является Бенджамин Блум  амер. психолог и педагог, автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности.

Предложенная им теория, или "таксономия", разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.
Кубик Блума – это бумажный куб, на гранях которого написаны начала вопросов:

Прием развития критического мышления "Кубик Блума" уникален тем, что

позволяет формулировать вопросы самого разного характера.

Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Предлагается просто назвать предмет, явление и тд.

Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.

Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы. Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:

 Ты действительно думаешь, что…

 Ты уверен, что…

Предложи. Ребенок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.
Придумай — это вопросы творческие. Например: Придумай, что будет, если..

Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия. Например, Поделись, что ты чувствуешь, когда слышишь музыку.

Прием критического мышления "Кубик Блума" универсален. Его может использовать не только любой учитель-предметник, но и преподаватели ВУЗов, психологи, социологи. Возможны два варианта:

 Вопросы формулирует сам воспитатель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать примеры, способы работы с кубиком.

  Вопросы формулируют сами воспитанники. Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.

Использование приема "Кубик Блума" только на первый взгляд кажется трудным.

Но практика показывает, что прием очень нравится детям, они быстро

осваивают технику его использования. А воспитателю этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения детей.


Примеры:

D:\рабочая папка Юля\Кубик Блума\профессии.jpg

D:\рабочая папка Юля\Кубик Блума\времена года.jpg

D:\рабочая папка Юля\Кубик Блума\виды спорта.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Педагогический приём «Кубик Блума» в формировании критического мышления у детей дошкольного возраста"

Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер – класса через процесс активного педагогического общения по проблеме развития критического мышления детей дошкольн...

Конспект занятия" Ягоды" с использованием технологии критического мышления-Кубик Блума.

Цель занятия:Развитие всех компонентов устной речи детей, обобщение знаний детей о ягодах ( садовых и лесных).Задачи:1. Образовательные:Продолжать учить детей различать ягоды;спо...

«Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста с применением приемов технологии критического мышления (Кубики и Ромашки Блума)»

Цель мастер-класса: расширение представлений педагогов в области развития предпосылок читательской грамотности посредствам использования приема технологии критического мышления «Кубик и Ромашка ...

"Кубик Блума как технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста"

quot;Кубик Блума как технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста"...

"Кубик Блума" — прием технологии критического мышления.

quot;Кубик Блума" — прием технологии критического мышления. Что это такое и как его использовать?Цели современного образования, обозначенные в ФГОС, заточены на принцип "учить не наук...

Мастер-класс для педагогов "Кубик Блума - прием технологии для развития критического мышления

Цель: ознакомление педагогов с приемом «Кубик Блума»- технологии развитие критического мышления....

Мастер – класс для педагогов «Кубик Блума - прием технологии развития критического мышления»

Чем же должен овладеть ребенок, выходя из стен детского сада? Основное внимание должно уделяться не столько накоплению определённой суммы знаний, сколько привитию желания и умения учиться. И...