Мастер-класс для педагогов "Кубик Блума - прием технологии для развития критического мышления
методическая разработка (младшая группа)
Цель: ознакомление педагогов с приемом «Кубик Блума»- технологии развитие критического мышления.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для педагогов
«Кубик Блума- прием технологии развития критического мышления»
Разработала: воспитатель Тараненко Оксана Евгеньевна
Цель: ознакомление педагогов с приемом «Кубик Блума»
Чем же должен овладеть ребенок, выходя из стен детского сада?
Основное внимание должно уделяться не столько накоплению определённой суммы знаний, сколько привитию желания и умения учиться.
Именно поэтому меня заинтересовала педагогическая технология развития критического мышления.
Актуальность развития критического мышления вытекает из особенностей современной ситуации в государстве. Страна нуждается в построении гражданского общества, состоящего из активных, критически мыслящих граждан, ответственных за свою судьбу и судьбу своей страны. Актуальность проблемы подтверждается также и тем, что выпускник современной школы должен обладать не только определённой суммой знаний, но и иными способностями – критическим мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, иметь опыт самостоятельной деятельности и личностной ответственности. выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, критически анализировать, моделировать, делать выводы, принимать продуманные решения. Очевидно, что эти умения должны формироваться в учебной среде, в том числе через технологию развития критического мышления.
Так что же такое критическое мышление?
Во-первых, критическое мышление—это мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем: это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы. Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идеи или убеждения другого человека как свои собственные. Нам даже приятно соглашаться с чужим мнением — это словно подтверждает нашу правоту. Критически мыслящий человек не так уж редко разделяет чью-то точку зрения.
Во-вторых, информация является отправным пунктом развития критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. Ведь как точно подмечено: трудно думать с «пустой» головой. Чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору интеллектуального «сырья» — фактов, идей, текстов, теорий, данных, концепций. Мыслить критически можно в любом возрасте: не только у взрослых, но даже у первоклассников накоплено для этого достаточно жизненного опыта и знаний. Разумеется, мыслительные способности маленьких детей будут еще совершенствоваться при обучении, но даже они способны думать критически и вполне самостоятельно. В своей познавательной деятельности ученики и учителя, писатели и ученые подвергают каждый новый факт критическому обдумыванию. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.
В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Человек любознателен по своей природе. Любопытство есть неотъемлемое свойство всего живого. Мы с вами больше привыкли наблюдать это свойство у малышей. Подлинный процесс познания на любом его этапе характеризуется стремлением познающего решать проблемы и отвечать на вопросы, возникающие из его собственных интересов и потребностей.
В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы, подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих.
В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль оттачивается, когда ею делятся с другими, и, как тонко подметила философ Ханна Арендт, «совершенство может быть достигнуто только в чьем-то присутствии». Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию. Поэтому педагоги, работающие в русле развития критического мышления, всегда стараются использовать на своих занятиях всевозможные виды парной и групповой работы, включая дебаты и дискуссии, а также различные виды письменных работ учащихся.
Таким образом, критическое мышление — это:
- Открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
Цели современного образования, заточены на принцип "учить не науке, а учить учиться". А как развивать в ребенке навыки критического мышления? Какие приемы и технологии использовать?
Предлагаю один из популярных приемов технологии критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется "Кубик Блума".
Почему мой выбор пал на этот прием?
Я решила, что данный прием больше всего подходит для детей старшего дошкольного возраста, т. к. он вносит элемент игры в занятие, а это на данном возрастном этапе очень важно для ребенка. Мои дети с интересом восприняли этот прием, но нужно сказать, что они и столкнулись с трудностями, когда нужно самим придумывать вопросы. Поэтому я использую этот прием на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть определенные знания. И при прочтении произведений. Этот прием очень хорошо идет при работе в группах. Так как в группе происходит обмен мнениями, каждый может внести свой, хоть небольшой вклад в работу. И более слабые дети не чувствуют себя не востребованными.
Методика использования кубика «Блума»
1 Понадобится обычный бумажный кубик на гранях которого написано:
Назови.
Почему.
Объясни.
Предложи.
Придумай.
Поделись.
#1060;ормулируется тема занятия. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придётся отвечать
#1050;убик «Блума» интересен тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Воспитатель или ребенок бросает кубик, выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика с него и должен начинаться вопрос.
Назови. Предполагает воспроизведения знаний. Это самые простые вопросы. Ребенку предполагается просто назвать предмет, явления, термин и т.д. Например сказка К.И.Чуковского «Муха-цокотуха» , назовите главных героев сказки или назови кто написал эту сказку.
Почему. Этот блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть указать процессы которые происходят с предметами, явлениями.
Например: Почему муха пригласила в гости к себе всех друзей?
Объясни. Это вопросы уточняющие. Они предлагают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
Обьясни: Поступки гостей, поведение, отношение к мухе-цокотухе.
Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока.
-Ты действительно думаешь, что гости поступили неправильно?
-Ты уверен в поступке комара?
Предложи. Ребенок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Или предложить свое видение проблемы, свои идеи.
Например. Предложи: Другой сюжет, концовку, название произведения
Придумай. Это вопросы творческие. Которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
Например. Придумай свою версию концовки сказки, если бы комар не прилетел.
Придумай прилагательные к каждому из героев: Муха-цокотуха, паук, букашки, комарик, бабочки, блошки и т.д.
Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ребенка, его эмоциях, которые вызваны названной темой.
Например, «Как хорошо когда всё хорошо кончается!», «Поделись своим отношением к героям сказки, своими эмоциями к прочитанному произведению»
Составление Текста-рассуждения «Зоопарк»
Назови : Как выглядит зоопарк? Что означает слово зоопарк?
Сравни(Укажи сходство и различие) Сравнить животных и птиц живущих на воле и живущих в зоопарке . Чем похожи и чем отличаются?
Назови ассоциацию. (С чем можно сравнить.) Нельзя детям говорить , что ребенок ошибается. Ассоциации имеют личностный характер. Если ребенок ошибается лучше пусть он объяснит, почему так думает?
Сделай анализ.(Для чего делают зоопарки)
Примени.( Где можно применить?) Можно ли знания о зоопарке использовать в жизни для других целей?
Оцени.(Что хорошего, что плохого? Почему? ) Определить свое отношение. Правильно ли делает человек, что человек содержит животных в зоопарке?
Использование приема "Кубик Блума" только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. А воспитателю этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения детей.
Применение «Кубика Блума» на занятии на тему «Квадрат»:
Объясни что такое квадрат? (это геометрическая фигура состоящий из сторон и углов)
Почему квадрат не катиться?
Назови элементы квадрата (4 стороны, 4 угла)
Предложи как из квадрата получить ромб? (перевернуть)
Придумай что может быть квадратным.
Поделись своими наблюдениями, где в жизни ты встречал квадратные предметы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Игровая технология как средство развития критического мышления у дошкольников»
Мастер-класс для педагогов«Игровая технология как средство развития критического мышления у дошкольников»...

«Кубики Блума» как средство развития критического мышления у дошкольников.
laquo;Кубики Блума» как средство развития критического мышления у дошкольников....

"Кубик Блума как технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста"
quot;Кубик Блума как технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста"...

Конспект мастер-класса на тему «Кубик Блума, как технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста» в рамках проведения методического объединения среди педагогов подготовительных к школе групп г.Учалы.
Познакомить с новой технологией Кубик Блума и повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие навыков критического мышления у детей дошкольного возраста.Сформировать у участников м...

Мастер – класс для педагогов «Кубик Блума, как технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста»
Цель мастер-класса: познакомить с новой технологией и повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие навыков критического мышления у детей дошкольного возраста....

«Кубик Блума как технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста»
laquo;Кубик Блума как технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста» Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической...

Мастер - класс «Кубик Блума, как технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста»
«Кубик Блума, как технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста»...
