Мастер – класс для педагогов «Кубик Блума, как технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста»
методическая разработка

Соломатина Елена Викторовна

Цель мастер-класса: познакомить с новой технологией и повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие навыков критического мышления у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Сказка» с. Становое

Мастер – класс для педагогов

«Кубик Блума, как технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста»

                                                                Воспитатель: Соломатина Е.В.

                                                                                         

Декабрь 2023 г

Цель мастер-класса: познакомить с новой технологией и повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие навыков критического мышления у детей дошкольного возраста.

Целевая аудитория: педагоги ДОУ

Задачи:

- Показать, как можно использовать кубик Блума в образовательной деятельности детей.

- Развивать познавательный интерес к новым инновационным технологиям, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

- Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса в развитие креативного мышления у воспитанников.

- Представить участникам мастер – класса один из приемов развития креативного мышления – «Кубик Блума».

- Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование «Кубика Блума» в воспитательно – образовательном процессе дошкольников.

Оборудование: кубик Блума, презентация, памятки.

Ход мастер-класса:

Человек, не знающий ничего, может научиться.

Дело только в том, чтобы зажечь в нём желание познавать.

Д. Дидро

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас!  Прошу ответить на мое приветствие после той фразы, которую посчитаете обращенной именно к вам.

Здравствуйте, те, кто готов творчески работать!

Здравствуйте те, кто умеет мечтать!

Здравствуйте те, кто любит свою работу и детей!

Здравствуйте те, кто любит успех!

   Тема моего мастер-класса: «Кубик Блума, как технология развития критического мышления у детей  дошкольного возраста».

  Сегодня вашему вниманию я хотела бы представить один из приемов, разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом, который называется Кубик Блума.

  Кубик представляет собой объемную фигуру, на сторонах которой написаны слова. Они являются отправной точкой для ответа.

Данный прием больше всего подходит для детей старшего дошкольного возраста, т. к. он вносит элемент игры в занятие, а это на данном возрастном этапе очень важно для ребёнка.

Бенджамин  Блум  известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками «Знаю»«Творю» и «Умею». То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

Методика использования «Кубика Блума».

1. Понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого написано:

• Назови.

• Почему.

• Объясни.

• Предложи.

• Придумай.

• Поделись.

2. Формулируется тема ОД. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать.

3. «Кубик Блума» уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Воспитатель или один ребёнок бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ребёнку предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т. д. Например, «Назови три зимних месяца. Какие зимние праздники ты знаешь?». Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.

Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.

Например: Почему  зимой нужно тепло одеваться? Какую одежду ты надеваешь?

Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:

- Как ты думаешь, какие изменения в природе происходят зимой?

Предложи. Ребёнок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ребёнок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

Например: Предложи игры, в которые можно поиграть зимой?

Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Например: Придумай красивые слова о зиме. Как её можно описать.

Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ребёнка, его эмоциях, которые вызваны названной темой.

Например, «Нравится ли тебе такое время года как зима? За что ты её любишь?

Применение

«Кубик Блума» можно использовать во всех группах и по всем образовательным областям.

Наиболее удобно применять этот приём на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы.

Что касается использования на более раннем этапе изучения блока материала, то в этом случае работу с кубиком можно сделать групповой, то есть ответы на вопросы нужно будет формулировать вместе.

     Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды. Активно используется кубик Блума на занятиях по развитию речи после прочтения художественного произведения. Вовлекая детей в игру с помощью которой, мы отвечаем на вопросы по содержанию произведения.

     Кубик Блума можно использовать для физминутки или утренней зарядки.

     Дети кидают кубик и выполняют упражнение, которое выпадает на грани.

       На прогулке при наблюдении так же  используется кубик. С детьми, наблюдая за явлением или объектом, включаемся в игру. Кидая кубик, дети отвечают  на вопросы и так узнают о чем-то новом.

С помощью кубика  проходит рефлексия после занятия. С  ребятами вспоминаем,  что мы делали, что нам понравилось, что было трудно и т.д.

Использование приема "Кубик Блума" только на первый взгляд кажется трудным. Но практика показывает, что прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. А педагогу этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения дошкольников.

   Сейчас, приступим к практической части нашего мастер-класса.

На примере сказки «Колобок», я покажу вам, как можно использовать Кубик Блума на начальном этапе работы. Я бросаю кубик и называю вопросы в соответствие с выпавшей гранью. Вы отвечаете на поставленный вопрос.

1.НАЗОВИ

-Назови героев сказки

-Назови того, кто съел Колобка

2.ПОЧЕМУ

-Почему Колобок ушел от дедушки и бабушки

-Почему Колобок смог уйти от Зайца, Медведя, а от Лисы нет

3.ОБЪЯСНИ

-Объясни, почему Колобок попал в беду

4.ПРЕДЛОЖИ

-Предложи свой конец сказки

5.ПРИДУМАЙ

-Придумай Колобку способ защиты от Лисы

6.ПОДЕЛИСЬ

-Поделись своей оценкой поведения Колобка. Какую характеристику ему можно дать?

Практика показывает, что данный прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. Педагогу же этот прием помогает развивать навыки критического мышления, в активной и занимательной форме изучать знания и умения воспитанников.

Теперь, я хочу показать, другой вариант применения «Кубик Блума». Данный вариант можно использовать в старшей и подготовительной к школе группах, когда дети уже хорошо знакомы с данной методикой.

Я буду бросать кубик. Затем, одна команда придумывает вопрос, в соответствие с названием выпавшей грани. А другая команда отвечает на поставленный вопрос. Затем команды меняются заданиями (одни придумываю вопрос, другие отвечают). Итак, проигрываются все грани. Тема нашего итогового занятия «Зима».

Начнем.

1.НАЗОВИ

Примерные задания для второй команды

- Назовите три зимних месяца

- Назовите, что одевают люди зимой

- Назовите, зимние природные явления

- Назовите, какие приметы зимы вы знаете

- Назовите, какая погода бывает зимой

2.ПОЧЕМУ

-Почему люди зимой одеваются тепло

-Почему перелетные птицы улетают на юг

-Почему зимой день короткий, ночь длинная

-Почему зимой не мерзнут животные

-Почему, некоторые животные меняют цвет шерсти

3.ОБЪЯСНИ

-Объясни, что будет если зимой надеватьпанамки, футболки, шорты, сандали.

- Объясни, будет с зайцем , если он не поменяет цвет шерсти животных зимой?

- Объясни, из чего состоит снег?

- Объясни, что такое лед?

4.ПРЕДЛОЖИ

-Предложи способ применения снега, льда.

-Предложи свои предметы зимней одежды

-Предложи способы передвижения зимой.

-Предложи, как можно облегчить жизнь птиц и животных

5.ПРИДУМАЙ

-Придумай загадку о зиме

-Придумай зимние слова (снежинка, мороз, снеговик, метель, вьюга, снегурочка, сугроб, сосулька, лёд, снегопад, гололёд, иней, стужа и  т.д)

-Придумай, в какие игры бы ты играл зимой

-Придумай, как изменится планета , если все время будет зима

6. ПОДЕЛИСЬ

- Какую характеристику можно дать зиме

- Поделись своими впечатлениями о зимних праздниках

-Мне очень понравилось зима, потому что…

  Как мы видим «Кубик Блума» - это действенный прием, позволяющий выполнить не только проверку усвоения знаний, но и выявить степень предметно- эмоционального погружения детей в тему. Методика удобна тем, что не требует много времени на подготовку и проведение занятия, может использоваться в качестве рефлексии или фрагментарной проверки заданной темы.

  Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением различных методик, как правило, игровых и развивающих, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу

– имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной, критической деятельности – тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного периода – школьного детства.

Рефлексия.

Уважаемые коллеги! Если вам понравился мастер-класс, вы считаете эффективным прием ТРКМ «Кубик Блума» и будете его использовать в своей работе, прошу поставить «лайк» и поднять зеленую карточку (пальцем вверх). Если же мастер-класс вам не понравился, и вы не удовлетворены работой в нем, поднимите «дизлайк» (красная карточка палец вниз). Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме: "Технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста" для работников дошкольного образования

  Создать условия развития критического мышления посредством интерактивного включения дошкольников в образовательный процесс. На районнам совещании был рассмотрен вопрос по развитию технол...

Семинар по теме: « Кубик Блума – технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста»

Форма проведения : лекция.Автор : Воробьева Лариса Владимировна ( воспитатель дошкольной группы)Цель:- познакомить с новой технологией и повысить уровень профессионального мастерства педагогов,- разви...

"Кубик Блума как технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста"

quot;Кубик Блума как технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста"...

Мастер-класс для педагогов "Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) детей дошкольного возраста в условиях обновления содержания дошкольного образования" (презентация)

Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) детей дошкольного возраста является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании ...

Мастер-класс для педагогов "Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) детей дошкольного возраста в условиях обновления содержания дошкольного образования"

Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) детей дошкольного возраста  является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формиро...

Конспект мастер-класса на тему «Кубик Блума, как технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста» в рамках проведения методического объединения среди педагогов подготовительных к школе групп г.Учалы.

Познакомить с новой технологией Кубик Блума и повысить уровень профессионального мастерства педагогов, в развитие навыков критического мышления у детей дошкольного возраста.Сформировать у участников м...

Мастер класс для педагогов :«Кубик Блума» как метод развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Цели современного образования, обозначенные в ГОС ДО, заточены на принцип "учить не науке, а учить учиться". А как развивать в ребенке навыки мышления? Какие приемы и технологии использовать...