Конспект открытого занятия учителя - логопеда реабилитационного центра "Путешествие на планету Говорушек"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Карпенко Наталья Анатольевна

Конспект открытого заняти "Путешествие на планету Говорушек" разработан для индивидуального и группового занятия учителя - логопеда с целью развития коммуникативных навыков детей 6-7 лет  с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx25.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

Дата:

Тема: «Путешествие на планету Говорушек»

Цель: формирование навыков речевой коммуникации.

Задачи:

образовательные: формировать навык использования мнемотаблиц в процессе заучивания стихотворений;

коррекционно-развивающие:

развивать продолжительный речевой выдох;

обогащать активный словарный запас на лексическую тему «Космос»;

развивать зрительный гнозис;

развивать артикуляционный праксис;

развивать зрительно – моторную координацию;

развивать лексико-грамматические категории;

автоматизировать твердый звук «Л» в слогах и словах;

развивать навык моторного планирования.

воспитательные: развивать навык самоконтроля и саморегуляции.

Оборудование: компьютер, сенсорные кубы, детский стол «Облако», модульные ортопедические коврики, балансировочная дорожка, мольберт.

Материалы: игрушка металлическая «Робот», сенсорная коробка, пособие «Артикуляционная гимнастика на магнитах», настольное зеркало, дыхательный тренажер «Ракета», «космическая» карта, фигурки роботов и планет, карточки «Боди – перкуссия», карточки «Развитие лексико – грамматических категорий», пособие «Умные звоночки», цветные стаканчики, цветные кубики с артикуляционными позами гласных, деревянные фигурки предметов со звуком «Л» в названии, «чудесный мешочек».

Методы: словесные, наглядные, практические, игровые.

Технологии: коррекционные: артикуляционная гимнастика;   здоровьесберегающие: развитие мелкой моторики и общей моторики,  боди – перкуссия, дыхательная гимнастика; ИКТ;

Ход занятия:

1. Вводная часть

1)  приветствие.

Цель: создание положительной атмосферы доверия и психологического комфорта

Логопед здоровается с ребенком, устанавливает эмоциональный контакт и создает атмосферу психологического комфорта.

2) организационный момент и сообщение темы.

Цель: информирование о плане работы и поддержание мотивации к выполнению заданий

Логопед обращается к ребенку: «Сегодня наше занятие будет необычное. Сегодня мы с тобой отправимся путешествие. Послушай, и угадай, на чем мы отправимся с тобой в путешествие. Точно, это звук ракеты. А вот и наша ракета в полной готовности. В путешествие мы отправимся с Роботом Брониславом. Он покажет нам путь к планете Говорушек. На этой планете открываются важные способности будуших школьников. Они очень быстро учат стихи.

Но наш путь совсем не прост. Прежде чем попасть на планету Говорушек, нам нужно будет приземлиться на других планетах и выполнить задания. Посмотри, сколько ты видишь планет? Да 5. Одна из них планета Говорушек. Какая же первая планета будет на нашем пути? Давай перед вылетом познакомимся с картой и узнаем это» Задача ребенка: посмотреть на большую карту и сопоставить рисунок планеты на карте и картинку с обозначением планеты в комнате.

2. Основная часть.

1) упражнение «Запускаем ракету»

Цель: развитие продолжительного речевого выдоха.

После того, как ребенок зрительно узнает первую планету, логопед обращается к ребенку: «Отлично. Чтобы ракета взлетела, нам нужен поток огненных газов. Ты должен через нос набрать воздух и медленно протяжно подуть на сопло ракеты. Когда из сопла вырвется поток огненной струи, ракета взлетит. Ты готов? Тогда садись в ракету. Три, два, один, поехали!» Задача ребенка: подуть на имитацию огненных газов на макете ракеты и осуществить длительный речевой выдох.

2) артикуляционная гимнастика на планете Повторушек.

Цель: развитие артикуляционного праксиса.

Логопед обращается к ребенку: «Итак, наша ракета приземлилась на первой планете. Это планета Повторушек. А вот и главный Повторушка нас встречает на своей поляне. Посмотри, что за детали разбросаны на ней. Сейчас Робот Бронислав нам подскажет, что нужно делать. Возьми в руки Робота Бронислава, поднеси его к первой детали. Что ты видишь? Да это силовые упражнения для мышц, которые отвечают за красивую речь. А теперь прикрепи данную деталь на часовой механизм Робота. Бери зеркало и повторяй за мной». Задача ребенка: поднести фигуру робота к фишкам с упражнениями артикуляционной гимнастики, прикрепить магнитную фишку к часовому механизму робота и выполнить упражнения артикуляционной гимнастики перед зеркалом.

«Что ж, мы выполнили задание на планете Повторушек, бери в руки карту и смотри, на какую планету мы теперь полетим? Задача ребенка: посмотреть на большую карту и сопоставить рисунок планеты на карте и картинку с обозначением планеты в комнате. «Отлично, летим на планету «Буквоежек». Садись в ракету. Три, два, один, поехали!» Задача ребенка: подуть на имитацию огненных газов на макете ракеты и осуществить длительный речевой выдох.

3) упражнение «Танцующие стаканчики» на планете «Звукоежек»

Цель: автоматизация твердого звука «Л» в слогах, развитие зрительно – моторной координации

Логопед обращается к ребенку: «Вторая планета в нашем путешествии - планета Звукоежки. А вот и король Звукоед. Больше всего он любит звук Л.  Посмотри, Звукоежка приготовил тебе задание. Слушай правила. Вначале и в конце дорожки лежат подсказки от Звукоежки. Сейчас под музыку ты должен  будешь взять красный стакан, переставлять его по цифрам по порядку слева направо и одновременно произносить звуки «Ла». Когда ты дойдешь до конца дорожки, твоя задача поменять стаканы, потому что на обратном пути дорожки ты должен будешь произносить звуки «Лы» и переставлять зеленый стакан. Не забывай в паузах здороваться со мной ладошками и хлопать. Сложная задача? Я думаю, ты справишься. Конечно, если будет сложно, я помогу». Задача ребенка: выполнить задание под музыку с элементами боди – перкуссии.

«Что ж, мы выполнили задание на планете Звукоежек, бери в руки карту и смотри, на какую планету мы теперь полетим? Задача ребенка: посмотреть на большую карту и сопоставить рисунок планеты на карте и картинку с обозначением планеты в комнате. «Отлично, летим на планету «Ремонтеров». Будем ремонтировать слова. Садись в ракету. Три, два, один, поехали!» Задача ребенка: подуть на имитацию огненных газов на макете ракеты и осуществить длительный речевой выдох.

4) упражнение «Измени слово» на планете Ремонтеров.

Цель: развитие лексико – грамматических категорий (изменение существительных по падежам) и автоматизация твердого звука «Л» в словах.

Логопед обращается к ребенку: «Третья планета в нашем путешествии - планета Ремонтеров. А вот и королева планеты. Что она нам приготовила? Посмотри это какой-то маленький чудесный мешочек. Что же в нем? Хочешь мы узнаем? Тогда давай поиграем. Посмотри на мольберт. На нем цветные окошки, а на столе карточки к каждому окошку. Выбери сам и прикрепи карточку к любому окошку. Что обозначают эти знаки? Точно! «Я вижу…», «Я еду…», «Я думаю...» и «У меня нет…» . Теперь твоя задача достать из мешочка 1 предмет, назвать его, а потом внимательно посмотреть, в какой колокольчик я позвоню. Ты должен будешь назвать этот предмет вместе со словами «Я вижу…», «Я еду…», «Я думаю...» и «У меня нет…». Только внимательно следи за цветом колокольчика и цветом окошка. Раз, два, три, не зевай и фигурку доставай». Задача ребенка: выполнить задание в соответствии с правилами.

«Что ж, мы выполнили задание на планете «Ремонтеров», бери в руки карту и смотри, на какую планету мы теперь полетим? Задача ребенка: посмотреть на большую карту и сопоставить рисунок планеты на карте и картинку с обозначением планеты в комнате. «Отлично, летим на планету «Скоропрыгов». Мы действительно засиделись в гостях на планете Ремонтеров, нужно срочно размяться. Садись в ракету. Три, два, один, поехали!» Задача ребенка: подуть на имитацию огненных газов на макете ракеты и осуществить длительный речевой выдох.

5) разминка на планете «Скоропрыгов»

Цель: развитие зрительно – моторной координации, моторного планирования и общей моторики.

Логопед обращается к ребенку: «Четвертая планета в нашем путешествии - планета Скоропрыгов. А вот и король планеты. Что он нам приготовил? Цветную дорожку, здорово! Нам нужно будет прыгнуть на каждый коврик и выполнить задание на карточках».

На полу расположены в ряд ортопедические коврики. Перед каждым ковриком расположена схема движений боди-перкуссии. Задача ребенка переступать (или перепрыгивать) по порядку на ортопедические коврики в такт музыке и выполнять движения, изображенные на схемах.

«И конечно нам поможет ритмичная музыка, которая будет подсказывать тебе, что должны делать разные части тела: щелчок, хлопок по коленям, хлопок ладонью к груди, хлопок в ладошки, прыжок».

Что ж, вот мы и размялись, пора запускать ракету и лететь на последнюю планету? Садись в ракету. Три, два, один, поехали!» Задача ребенка: подуть на имитацию огненных газов на макете ракеты и осуществить длительный речевой выдох.

6) упражнение «Расскажи стихотворение»

Цель: формировать навык использования мнемотаблиц в процессе заучивания стихотворений;

Логопед обращается к ребенку: «Вот мы и на планете Говорушек. Посмотри, на большом экране, который приготовил для нас Робот Бронислав, написано стихотворение. Но я совсем забыла, мы же с тобой выучили не все буквы. Как же ты сможешь его прочесть и выучить? Ну ничего. Слушай внимательно. Сейчас я прочту тебе стихотворение. А потом на большом экране ты соберешь сюжет этого стихотворения из этих картинок!» Логопед читает стихотворение В. Степанова:

Космонавт

В темном небе звезды светят,

Космонавт летит в ракете.

Видит сверху он поля, реки, горы и моря.

Видит он весь шар земной,

Шар земной – наш дом родной.

 «А теперь я читаю по одной строчке. Ты берешь нужные картинки и крепишь их прищепкой на экран. Я уверена, ты быстро справишься, потому что мы играли с тобой в похожие игры. Вот картинки, вот прищепки, а вот экран. Готов?» Задача ребенка: прикрепить последовательно картинки и собрать на экране сюжет стихотворения.

«А теперь давай проверим, правильно ли ты все сделал? Если правильно, Робот Бронислав подаст нам какой-нибудь сигнал. В конце упражнения экран загорается, что говорит о том, что упражнение выполнено правильно.

3. Заключительная часть

1) итог занятия.

Цель: закрепление основного содержания занятия.

Логопед обращается к ребенку: «Давай вспомним, на каких планетах мы сегодня с тобой побывали? Да, на планете Повторушек, Звукоежек, Ремонтеров и Скоропрыгов. Как называлась последняя планета, на которую мы прилетели? Да, планета Говорушек. На какой планете тебе выпало самое сложное задание? А на какой было веселее? Чему ты научился на планете Говорушек? Отлично, Робот Бронислав, очень рад будет видеть тебя снова на своей планете. А на память он приготовил для тебя маленький подарок, который поможет тебе выучить все буквы и легко читать стихи, а чтобы ты в следующий раз не заблудился по дороге на планету Говорушек, Робот дарит тебе компас.

2) обратная связь.

Цель: выявление эмоционального состояния ребенка.

Ты хотел бы еще раз встретиться с Роботом Брониславом? Замечательно. Он с нетерпением будет ждать тебя. До свидания! До встречи!

Ожидаемый результат: у ребенка сформируется навык использования мнемотаблиц в процессе заучивания стихотворений, разовьется продолжительный речевой выдох, обогатится лексический словарный запас на тему «Космос», разовьется зрительный гнозис, артикуляционный праксис, моторное планирование, зрительно – моторная координация, разовьются лексико-грамматические категории, автоматизируется твердый звук «Л» в слогах и словах, а также разовьется навык самоконтроля и саморегуляции.

Учитель – логопед                                                Н.А.Карпенко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия учителя – логопеда Забродиной Анны Юрьевны «Звуки П и Пь, буква П. Продукты питания.»

Конспект занятия с презентацией.Цели и задачи:Расширение словаря и обобщение понятийДифференциация понятий звук – буква;Дифференциация ; П и Пь;Буква п; профилактика оптической дисграфии ;Развит...

Конспект открытого занятия учителя-логопеда ДОУ "Новая игра"

Конспект открытого занятия учителя-логопеда ДОУ  "Новая игра"...

Конспект открытого занятия учителя-логопеда и педагога-психолога "Путешествие в зимнюю сказку"

Эмоционально-речевое развтие детей. Дети с помощью подсказок должны догадаться о какой сказке идет речь и в конце рассказать эту сказку с помощью мнемотаблиц....

Конспект открытого занятия учителя-логопеда «Путешествие в страну звуков»

Цель: практическое овладение нормами речи.Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация....

Конспект открытого занятия учителя-логопеда в старшей группе

Тема: «Новогоднее путешествие Снеговика» по произведению В. Г. Сутеева «Снеговик-почтовик»Цель: закрепить чёткое произношение звука «ш» в слогах, в словах, словосоч...