Статья на тему "Нейрогимнастика как средство развития детей дошкольного возраста"
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
Предварительный просмотр:
НЕЙРОГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Младший дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики ребенка. Во всех сферах психического развития происходят значительные изменения.
Нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин нарушения внимания, проблем с координацией, недостатка развития общей и мелкой моторики, нарушения речи, а в дальнейшем чтения и письма.
Одним из самых эффективных и современных методов коррекции неврологических нарушений является нейрогимнастика. Двигательная нейропсихологическая коррекция, известная также как нейрогимнастика, была разработана для помощи детям с разнообразными неврологическими заболеваниями и синдромами [2, с. 108].
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода как средства развития детей дошкольного возраста доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Данный подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи), а также эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Отечественная нейропсихология базируется на принципах, разработанных классиками психологии – Л.С. Выготским, А.Р. Лурией, Л.С. Цветковой, А.В. Семенович, А.Л. Сиротюк, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, Л.А. Венгер, Д.Б. Элькониным.
В работах ученых В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Г. Лурия, отмечена взаимосвязь манипуляций рук и движений с высшей нервной деятельностью и развитием речи.
Согласно научным доказательствам Л. С. Выготского, А. Р. Лурия мозжечок отвечает не только за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса, но и принимает участие в интеллектуально-речевом, эмоциональном развитии ребенка.
Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука — то еще и согласованность языка.
В настоящее время актуальным является использование нейропсихологического подхода в развитии детей дошкольного возраста. Развитие межполушарных связей посредством нейроигр улучшает концентрацию внимания, улучшает координацию, способствует развитию общей и мелкой моторики. Использование нейропсихологических игр — одно из инновационных направление работы педагогов. Они повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться ошибок, развивают коммуникацию ребенка.
Нейроигры — это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры.
Комплекс гимнастики для развития памяти и мышления включает в себя несколько видов нейроупражнений; в зависимости от проблем, которые необходимо решить в процессе занятий, и возраста ребёнка могут добавляться разнообразные упражнения:
- дыхательные – снижают гиперактивность, помогают лучше управлять эмоциями;
- двигательные – помогают наладить синхронную работу обоих полушарий мозга, улучшают координацию, ориентацию в пространстве, навыки письма и чтения;
- глазодвигательные – развивают межполушарное взаимодействие, облегчают восприятие информации во время учёбы;
- растяжка – снимает напряжение, тонизирует и помогает подготовить руку к письму;
- для развития мелкой моторики – способствуют развитию интеллекта;
- артикуляционные – для детей с задержкой речевого развития;
- массаж и релаксация – для расслабления мышц и нервной системы, снятия гипертонуса.
Выполняя упражнения с элементами нейрогимнастики, ребенок лучше ощущает свое тело, ориентируется в пространстве, развивает сенсорную активность, улучшает зрительно-моторную координацию, точность движений, что влияет на речь, мышление и поведение. Например, если связи между полушариями мозга развиты слабо, то одно из них берет ведущую функцию, а работа другого замедляется. Результатом могут быть проблемы с письмом, речью, восприятием информации на слух, эмоциями. Такому ребенку сложно учиться, он неусидчив, может быть обидчивым, замкнутым или наоборот – чересчур эмоциональным [1, с. 182]. Особенное значение межполушарное развитие приобретает к трем годам. В этом возрасте закладывается зрительное, слуховое и кинетическое восприятие, напрямую влияющее на интеллект. Поэтому использование нейрогимнастики является полезным каждому ребенку, вне зависимости от наличия или отсутствия каких-либо проблем. Упражнения довольно быстро дают эффект, который накапливается и закрепляется со временем [4, с. 103]. В дальнейшем это не только хорошо сказывается на развитии мышления ребенка, но и делает его более общительным, эмоционально стабильным и творчески развитым. Выполнение синхронных симметричных и асимметричных упражнений развивают физическую активность, помогая сохранять равновесие и стимулировать кровообращение.
При помощи специально подобранных нейроупражнений и игр организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Каждое из упражнений нейрогимнастики способствует стимулированию определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, а также способствуют развитию координации движений и психофизических функций. Нейрогимнастика – это универсальная система упражнений, она особенно актуальна для детей с проблемами в развитии.
Таким образом, эффективность нейрогимнастики доказана наукой и практикой. Она является здоровьесберегающей и игровой технологией, синхронизирует работу полушарий мозга, содействует улучшению запоминания, активно концентрирует внимание детей, позволяет быстро переключиться с одной деятельности на другую, а также снимает стресс и нервное напряжение. Использование нейрогимнастики педагогами и специалистами в дошкольных образовательных учреждениях оказывает положительное воздействие на сформированность мозговых процессов детей, что способствует достижению возрастных нормативов в общем и речевом развитии.
Список литературы:
- Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: учеб. пособие / Под ред. Л.С. Цветковой. – 3-е изд; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2021. – 320 с.
- Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.М. Глозман. – Москва: Издательский центр «Академия», 2023. – 272 с.
- Демидкина, М. В. Нейроигры как эффективный инструмент развития младших дошкольников / М. В. Демидкина, Н. В. Залипа. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 3 (73). — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/264/8976/ (дата обращения: 24.05.2025).
- Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л.С. Цветкова. - Москва: Юристъ, 2020. - 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Работа с родителями и некоторые приемы игр как средства развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС"
В статье представлены формы работы с детьми с нарушениями речи....

СТАТЬЯ "НАРОДНАЯ ИГРУШКА, КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ"
НАРОДНАЯ ИГРУШКА, КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ...

Статья "Народная кукла как средство приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре"
Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы формируем личность любого ребенка. Игрушки — это важное составляющее каждой культуры. С поддержкой игрушки ребенку переходит сущность ...

Статья на тему: "Наглядные средства обучения детей дошкольного возраста на логопедических занятиях"
статья...
Статья "Русская матрёшка, как средство приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре"
Очень важно познакомить детей дошкольного возраста с русской матрёшкой. Это поможет современным родителем воспитании ребенка....

Статья «Лэпбук» - как средство развития детей дошкольного возраста»
Данная статья поможет педагогам в формировании развивающей среды для развития познавательных способностей у детей в соответствиями с ФГОС. Даст практические советы по созданию ЛЭПБУКА....

Статья "Семейные традиции как средство воспитания детей дошкольного возраста"
Семья является первоначальным институтом воспитания ребенка, оказывающая воздействие на формирование его личности. Именно семья является основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколени...
