«Здоровьесберегающие технологии. Искусственная локальная контрастотермия»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Курганова Марина Юрьевна

Искусственная локальная гипо– и гипертемия — это контрастное термальное воздействие низкотемпературных (лед) и высокотемпературных (вода) аппликаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrastotermiya_dlya_sayta.docx78.58 КБ

Предварительный просмотр:

 «Здоровьесберегающие технологии.

Искусственная локальная контрастотермия»

Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности специалистов в использовании искусственной локальной контрастотермии – воздействии низкотемпературных (криомассаж) и высокотемпературных агентов (термомассаж)  при проведении занятий с дошкольниками с ОВЗ.

Задачи:

  • раскрыть значение использования контрастотермии в работе учителя - логопеда;
  • познакомить с методикой проведения контрастотермии;
  • отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов работы по развитию артикуляционной и мелкой моторики с использованием элементов контрастотермии.

 

Искусственная локальная гипо– и гипертемия — это контрастное термальное воздействие низкотемпературных (лед) и высокотемпературных (вода) аппликаций.

Искусственная локальная гипо– и гипотермия (контрастотермия) была создана и разработана во Всесоюзном научно–методическом центре по восстановительному лечению детского церебрального паралича. ИЛГГ — это одно из направлений современной криомедицины, которая использует в качестве лечебного фактора холодовое воздействие на органы и ткани (В.И. Грищенко, Б.П. Сандомирский, 1987 г.). Возникнув на стыке двух наук — физики низких температур и клинической медицины — криотерапия получила широкое применение в различных областях медицины, а также и в логопедии.

Дозированное воздействие холода на нервные окончания обладает благотворными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов – первоначальный спазм мелких артерий сменяется выраженным расширением (от холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление, что значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего развивается двигательная зона. Это оказывает влияние на общее оздоровление организма, так и на развитие артикуляционной и мелкой моторики.

Тепловое и холодовое воздействие можно применять поочередно и избирательно. Существуют различные варианты воздействия:

  • только гипотермия (холодовой массаж);
  • только гипертермия (тепловой массаж);
  • гипотермия, затем гипертермия;
  • поочередное использование тепловых и холодовых воздействий.

Показания и ограничения для использования искуственной локальной контрастотермии  у детей с ОВЗ

ИЛК имеет свои показания и ограничения к использованию. В логопедии любые методики назначают индивидуально, чтобы не навредить пациенту. Специалист обязательно учитывает показания и ограничения при использовании данной методики.

Показанием к применению ИЛК является:

Методика показана при детском церебральном параличе, синдроме Дауна, аутизме, задержке речевого развития. Лечение применяют у пациентов с гипоксическим поражением головного мозга, синдромом гиперактивности, сильной раздражительностью, неврозоподобными состояниями.

Противопоказания к использованию криоконтраста в логопедии:

- Наличие эпилептического синдрома.

- Миопатия. Непереносимость холода.

- Гипертермическое состояние (субфебрилитет, температура более 38°С).

- Обострение хронических патологий.

- Инфекционные болезни (вирусные, бактериальные).

Методику используют осторожно у часто болеющих детей, больных с тяжелым синдромом гиперактивности. Допускается применять криоконтрасную терапию у детей с легкой формой гиперактивности, при дефиците внимания. У часто болеющих детей лечение проводят во время ремиссии (при отсутствии хронических и острых заболеваний).

Использование искусственной локальной контрастотермии в логопедическом массаже органов артикуляции.

Для проведения нам понадобятся два стакана с ледяной и очень тёплой водой, и две ложки или металлические логопедические зонды. От холода у нас будет происходить – сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Ложки или зонды избирательно поочередно накладывается на мышцы речедвигательного аппарата. Продолжительность экспозиции за 1 сеанс – от 30 сек до 3 мин. Одномоментно холодная ложка накладывается на одну из зон на 3–15 с. Затем прикладываем теплую ложку. Чередование тепла и холода проводится трижды.  

От тонуса мышц зависит последовательность манипуляций. В случаи пониженного тонуса, первым прикладывается тёплая ложка, а затем холодная. Если тонус повышен то первым кладётся холодная ложка, а затем тёплая.

Сразу же после сеанса ИЛК проводится занятие по выработке новых речедвигательных навыков

После проделанных манипуляций отмечаются снижение тонуса и уменьшение напряжения мышц, увеличение работоспособности групп речевого аппарата, позитивная динамика произносительной стороны речи, значительное уменьшение гиперсаливации.

Курс лечения составляет 10 сеансов и проводится перед каждым логопедическим занятием.

Метод прост в исполнении, для его применения не требуется специально оборудованного помещения и он практически не имеет противопоказаний (исключение – острые воспалительные заболевания).

Так как общеизвестно, что речь развивается быстрее под влиянием импульсов, поступающих в головной мозг с пальцев рук, для активизации центральных отделов речедвигательного анализатора и формирования четких речевых кинестезий, контрастотермальное воздействие можно применять и на мышцы верхних конечностей.

Игры со льдом очень нравятся детям. Для занятий используют ледяные фигурки, кубики. Чтобы приготовить различные формы льда можно используют специальные формы для замораживания. В качестве формочек применяют стандартные квадратные отсеки, формы из-под конфет, формочки для выпечки (зайчики, мишки, круги, цветочки, полумесяцы и другие).

Для приготовления льда специалист может подключить детей. Перед замораживанием можно налить немного краски, положить цветную бумажку или маленькую фигурку. Это повысит интерес к терапии. На заметку! Лед, заготовленный заранее, можно хранить 10-12 часов без холодильника, в обычном термосе.

Детям предлагают разные виды игр. К основным из них относятся: «Тает льдинка», «Ледяные фигурки», выкладывание ледовых фигурок в трафареты, подходящие по форме. С цветными льдинками дети выкладывают различные фигурки или выстраивают цепочки по цветам.

При помощи льда осуществляют массаж пальцев рук. Сеанс массажа длится 7-20 секунд, после чего делают перерыв. Таких подходов делают 3-5 за процедуру в зависимости от реакции ребенка на холод. Затем руки опускают в теплую воду или подносят к грелке. Количество сеансов составляет 10-12.

Помимо массажа ребенку на руки накладывают ледяные повязки. Держать их нужно не более 7-20 секунд. После этого повязку снимают, руки согревают.

В классическом своем исполнении, искуственноя локальной контрастотермия предполагает простые манипуляции с ледяными кубиками с постепенным увеличением времени воздействия от 10 до 60 секунд. Но для большей результативности метод проводится в три этапа.

1 этап непосредственно игры на основе криоконтраста (попеременное воздействие холода и тепла)

Данный этап включает в себя игры, которые можно разделить по степени продолжительности на 4 категории:

1 категория игр

Погружение пальцев в бассейн с ледяными шариками (игра «Достань игрушку») на 5-8 секунд; «Тает льдинка»; «Пересчитай камешки»

2 категория игр

Выкладывание по цвету разноцветных кубиков изо льда «Выложи узор». Время взаимодействия со льдом увеличивается до 10-15 секунд.

3 категория игр

Выкладывание мозаичного рисунка из ледяных кубиков. Время взаимодействия со льдом и холодом до 25-30 секунд.

4 категория игр

Выкладывание замков из ледяных кубиков. Наиболее продолжительное

2 этап – растяжка пальцев рук с последующей пальчиковой гимнастикой.

После растяжки следует любая пальчиковая гимнастика, соответствующая определенной лексической теме или звуку, с которым происходит работа на коррекционных занятиях педагога.

3 этап - развитие тактильной чувствительности, включающая растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок; поглаживание карточек, обтянутых разным по качеству материалом (шёлк, шерсть, ситец, буклированная ткань, крупный наждак); развитие тактильной чувствительности с помощью щётки с жёстким ворсом. 

Использование метода контрастотермии в логопедической работе позволяет значительно улучшить результативность коррекционной работы, разнообразить приемы и методы логопедического воздействия и способствует оздоровлению детей, поскольку качественное развитие, обучение и воспитание детей невозможно без внимания к сохранению и укреплению здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

локальные акты детского сада

Программа развития ДОУ предусматривает задачу по развитию личностного потенциала ребенка в условиях взаимодействия ДОУ, семьи, школы и внешнего социума....

Локальные акты ДОУ

Локальные акты, принимаемые в ДОУ пределах своей компетенции...

Локальный конкурс "Ёлочка - зелёная иголочка"

На базе  МДОБУ д/с № 7 г. Свободного прошёл творческий конкурс "Ёлочка - зелёная иголочка". Конкурс проходил с 01.12.13 по 10.12.13, а итоги конкурса подводились с 10.12.13 по 12.12.13. В ко...

Локальные акты

Локальные акты...

Локальная технология использования графического моделирования при решении задач

Умение решать текстовых задач с помощью графического моделирования. При работе с графическими моделированиями у детей младшего школьного возраста развивается логическое мышление. ...

Локальные акты

Положения о смотрах-конкурсах...

Искусственная локальная контрастотермия

Этот метод прменяется для уменьшения спастичности мышц артикуляционного аппарата....