Методическая разработка по теме: «Выявление и реализация индивидуальных образовательных запросов дошкольников в логопедической группе»
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Мурзатова Алина Камилевна

Методическая разработка на тему: "Выявление и реализация индивидуальных образовательных запросов дошкольников в логопедической группе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 15 г. Туймазы муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Методическая разработка

по теме:

«Выявление и реализация индивидуальных

образовательных запросов дошкольников

в логопедической группе»

Мурзатова А.К.

тьютор

2023 г.

  1. Введение.

Цель: описание методики выявления и реализации индивидуальных образовательных запросов с целью обмена опытом по повышению активности ребенка в процессе образования.

Задачи:

- создать эмоциональный настрой на весь день – «задать тон»;

- создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых;

- развивать навыки (общения, планирования собственной деятельности и т.п.).

- учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения.

- выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.

- учить делать выбор, планировать собственную деятельность. как равноправного участника проектирования и реализации своей индивидуальной образовательной траектории наравне со взрослыми.

Основная идея педагогической деятельности: выявление и реализация образовательного запроса дошкольника в освоении образовательной программы в логопедической группе на примере изучения материала по лексическим темам.

Новизна: методическая разработка уточняет и конкретизирует алгоритм выявления и реализации образовательного запроса по 32 лексическим темам. Приведены примерные запросы детей, способы реализации и варианты подведения итогов в виде самостоятельных творческих работ.

Актуальность: ФГОС ДО (п.) определяет одним из основных принципов дошкольного образования – принцип индивидуализации, в соответствии с которым «образовательная деятельность выстраивается на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования».

Данная методическая разработка позволяет создать механизм, обеспечивающий в образовательной деятельности субъектность ребенка, его активную роль в процессе своего образования с учетом современных образовательных стандартов всех уровней для формирования базовых компетенций человека:

- информационных (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

- самоорганизационных (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

- коммуникативных (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

- самообразовательных (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

2. Выявление и реализация индивидуальных образовательных запросов дошкольников.

Практические рекомендации:

Вначале недели, в утреннем круге, когда дети и взрослые собираются вместе, дети по наводящим вопросам, наглядному материалу, загадкам определяют тему недели. Отвечая на вопросы: «Что мы знаем по этой теме? Что мы хотим узнать? Что сделать, чтобы узнать?» осуществляется планирование работы на неделю. План в течении недели может дополняться, если у детей возникают вопросы, на которые они хотят получить ответ. В течении недели проигрываются игры по лексической теме, игровые упражнения, слушание, игры-цепочки и т.д. Создаются условия для поиска информации по данной теме (энциклопедии, иллюстрации, презентации, слушание).

Ежедневно осуществляется рефлексия и планирование совместной работы на день. Дети делятся своим мнением, предлагают, педагог тоже может вносить свои идеи если у него самого они возникают, и он хочет узнать что- то новое и фиксирует это. На этом этапе очень важно не потерять грань, и не стать инициатором не подталкивать детей, педагог в этот момент может внести от себя лишь некоторые комментарии, и только за детьми остается полное право инициативы.

После того, как ребята сделают свой выбор, спланируют свои действия, выберут место работы и партнеров они расходятся по разным центрам активности. Решение об индивидуальной работе или сотрудничестве с другими детьми или взрослыми принимается самим ребенком. Признается и соблюдается право выбора работать в центре или свободно играть. Ребенок может с равным правом делать что-либо в рамках общей темы или отказаться от участия в ней. Исключением из права самоопределения может быть ситуация, когда выбранная ребенком самостоятельная работа в центре активности совпадает с графиком работы специалиста, деятельность которого обусловлена определенными временными рамками (логопеда, психолога, медсестры, воспитателя по физ. воспитанию, инструктора по плаванию и пр.). В этом случае, в момент выбора и планирования воспитатель (или учитель-логопед, психолог) сообщают ребенку (детям) о том, что их ждет «обязательная и ответственная работа и их приглашают в логопедический кабинет». В старших группах подгрупповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учителем- логопедом, учителем-дефектологом, психологом, плановые образовательные или оздоровительные процедуры могут быть обозначены как равнозначный центр активности. В этом случае подгруппа детей будет работать по плану взрослого. Смысл такого подхода состоит в формировании у дошкольников осознанного отношения к оздоровительным, учебным и коррекционным занятиям как необходимому усилию.

От педагога требуется подготовка и постоянное пополнение предметно-развивающей среды. Взрослые активно включаются в этот процесс, естественно, что дети тоже что- то предлагают и приносят. Очень важно в этом процессе отслеживание ежедневных результатов работы, для того чтобы получившиеся результаты использовать в работе следующего дня. Подведение итогов тоже ежедневное, и обязательное, по окончанию недели по изучаемой лексической теме все результаты работы отражаются в заключительной презентации и оформлении практического продукта (альбома, выставки, плаката, видеопоздравлений и т.д.)

Образовательная технология «Модель трех вопросов»

Образовательная технология «Модель трех вопросов»

Цель:

задачи

Этапы реализации

Подведение итога

При знакомстве с лексической темой недели, обсуждаются три вопроса:

;Что мы знаем?»

;Что мы хотим узнать?»

;Что нам нужно сделать, чтобы узнать?»

  1. Обмен информацией о прошедших или о предстоящих событиях, выявление детских интересов.
  2. Формирование мотивации к предстоящей деятельности.
  3. Представление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах.
  4. Осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей.
  5. Формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества.

1. Что мы знаем? Фиксация знаний по данной теме.

2. Что мы хотим узнать?

Дети делятся своим мнением, предлагают, педагог тоже может вносить свои идеи.

3. Что нам нужно сделать, чтобы узнать?

Составление плана работы в центрах активности.

Взрослые активно включаются в этот процесс, важно в этом процессе отслеживание ежедневных результатов работы, для того чтобы получившиеся результаты использовать в работе следующего дня. От воспитателя требуется подготовка и постоянное пополнение предметно-развивающей среды

Ежедневная рефлексия, подведение итогов в конце недели через презентацию выполненной работы.

(Используются разные формы:

-оформление тематического альбома в виде аппликации;

-коллективных рисунков на ватмане по данной лексической теме;

- лепка из пластилина и бросового материала;

- индивидуальные рисунки детей с презентацией, в виде рассказа о том, что нового он узнал по изучаемой теме;

- создание видеопоздравлений к 8 марта, 23 февраля.;

- создание познавательных буклетов;

- проведение опытов в процессе нахождения ответа на интересующий вопрос;

- изготовление альбома достопримечательностей родного края;

- посадка и уход за растениями на окне;

- создание панно в нетрадиционных техниках рисования;

- создание фотоальбома со своими домашними животными с подробным рассказом о повадках и уходом за животными и т.д.

Выявление и реализация индивидуальных образовательных запросов дошкольников в логопедической группе по лексическим темам:

;Что мы знаем?»

;Что мы хотим узнать?»

;Что нам нужно сделать, чтобы узнать?»

Итоги

1

Тема: «Сад-огород» (овощи, фрукты)

Овощи (капуста, морковь, свекла…)

Овощи полезные, в них есть витамины.

Фрукты (яблоки, груши, апельсины…)

Фрукты полезные, в них есть витамины

Что вырастает на грядках в огороде?

Что растет в саду?

Что делать чтобы морковка выросла большая и полезная?

Что можно приготовить из овощей, а что из фруктов?

Какие животные любят овощи?

Из чего вырастает яблоня? Почему яблоки бывают зеленые, красные и желтые?...

Можно посмотреть энциклопедию, рассмотреть иллюстрации, вспомнить мультфильмы, рассказы, расспросить взрослых и других ребят в группе, прослушать на интересующую тему рассказы …запланировать огород на окне…

Через книги и собственные наблюдения узнали, что растут в огороде на грядках овощи, а в саду на деревьях растут фрукты.

(лепка грядок в огороде);

вырезали картинки животных и «покормили» их, нарисовали их любимые овощи. Поиграли в поваров и приготовили борщ, сварили компот для кукол.

Посадили лук, ухаживали и наблюдали за процессом роста…

Выполнили поделки в виде банок яблочного компота с использованием нетрадиционной техники рисования (штампов- разрезанных яблок)

2

Тема: «Детский сад»

Сюда приводят детей, здесь они играют, кушают, гуляют и занимаются

Кто работает в детском саду? (воспитатель, помощник воспитателя, логопед, тьютор, повар, мед.работник, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре). Какова роль каждого из них?

Какие помещения, кроме нашей группы есть в детском саду, их функции?

Чем вы любите заниматься в детском саду?

Спросить у педагогов.

Построение из кубиков детского сада. Создание книжки «Садик моей мечты».

Приготовили открытки-поздравления на день дошкольного работника.

3

Тема: «Золотая осень»

Желтеют и опадают листья, птицы улетают в теплые края, люди собирают урожай, животные готовятся к зиме.

Какие птицы улетают на юг?

Почему желтеют листья? Куда пропали насекомые?

Как ежик готовится к зиме? Почему заяц меняет шубку?

Посмотреть в энциклопедии, спросить у взрослых, спросить у алисы, посмотреть видеоролики с родителями…

Анализ иллюстраций, репродукций картин, прослушенных рассказов о природе осенью.

Выполнение коллективной работы «Золотая осень» с использованием нетрадиционной техники – создание мозаичного рисунка из обрывных кусочков цветной бумаги.

4

Тема: «Наша Республика»

Название республики, города в котором живут, герб Башкортостана, достопримечательности нашего города.

Кто такой Салават Юлаев? Куда можно отправиться в путешествие в республике Башкортостан?

Посмотреть в энциклопедии, спросить у взрослых, спросить у алисы, посмотреть видеоролики с родителями…

Создание альбома по достопримечательностям Башкортостана, рисунки детей.

5

Тема: «Лес»

Лес – это где много деревьев, где растут грибы, ягоды, живут дикие животные

Чем отличаются деревья от кустарников? Какие деревья и кустарники растут в наших лесах? Какой лист с какого дерева? Какие грибы и ягоды мы собираем в лесу?

Как отличить съедобные грибы от ядовитых?

Рассмотреть иллюстрации леса, различных видов деревьев, кустарников, ягод и грибов. Изучить деревья и кустарники вокруг детского сада. Просмотр слайдов о грибах. Изучить информацию в энциклопедиях. Расспросить родителей.

Коллективная работа по аппликации «Наш лес». Беседа «Как правильно вести себя в лесу».

Создание гербария листьев деревьев и кустарников.

6.

Тема: «Одежда. Обувь. Головные уборы»

Одежда, обувь и головные уборы бывают сезонной (предметы сезонной одежды). Бывает мужской, женской и детской (предметы данных видов одежды). Виды обуви (сапоги, кроссовки, босоножки и т.д.)

Откуда берется одежда? Из какого материала шьют одежду и обувь? Кто этим занимается?

Национальная одежда.

Рассмотреть иллюстраций, изучить информацию в энциклопедиях, расспросить взрослых, обменяться знаниями с ребятами своей группы.

Выставка рисунков «Юных модельеров», работ по аппликации «Башкирский костюм».

Беседа «Из какого материала шьют одежду и как за ней ухаживать»

7

Тема: «Перелетные птицы».

Журавль, лебедь, дикие утки, гуси, ласточка, соловей, грач, скворец..

Почему они улетают?

Перелетные птицы бывают водоплавающими и лесными. Как птицы готовятся к перелету? Куда именно улетают? Когда вернутся?

Рассмотреть иллюстрации, наблюдение в природе, беседа с родителями и педагогами.

Коллективная лепка с последующей выставкой перелетных птиц.

8

Тема: «Поздняя осень»

Осенью падают листья. Птицы уже улетели. Иногда идет снег.

Какой бывает осень? (ранняя, золотая и поздняя) Какие признаки у поздней осени? Что меняется в жизни животных поздней осенью?

Слушание стихотворений о поздней осени. Рассматривание картин художников с одноименным названием: Левитана, Васнецова.

Создание коллажа «Периоды осени». Выставка рисунков по теме «Поздняя осень».

9

Тема: «Дом»

Что такое дом. Части дома (стены, пол, потолок, крыша, окна, двери, фундамент, крыльцо). Дома бывают многоэтажными и одноэтажными. Их строят из разных материалов.

Кто придумывает и строит дома? Какие комнаты бывают в домах (гостиная, кухня, ванная, прихожая, спальня, детская).

Какая мебель в какой комнате располагается?

Откуда она берется?

Какую комнату я хотел бы иметь?

Рассмотреть иллюстраций, изучить информацию в энциклопедиях, расспросить взрослых, обменяться знаниями с ребятами своей группы. Просмотр роликов о строительстве домов из разных материалов.

Построение дома из конструктора Лего с различными комнатами и мебелью.

Выставка рисунков на тему: «Комната моей мечты».

10

Тема: «Посуда»

Посуда – то, из чего мы едим. Столовая, чайная посуда. Кухонная посуда для приготовления пищи: кастрюли, сковородки)

Из чего изготавливают посуду? из каких материалов? Можно ли есть из одной посуды с домашними животными?

Рассмотреть иллюстрации, побеседовать со взрослыми и сверстниками, просмотреть познавательные ролики о посуде.

Выполнение аппликации, сервировка стола на праздничный обед.

Беседа «Правила поведения за столом» (из собственного опыта)

11

Тема: «Продукты»

Продукты - это то, что употребляют в пищу, из чего готовят еду.

Откуда продукты попадают к нам на стол.

Какие продукты в каком отделе в магазине продают (мясные – в мясном, молоко в молочном, макароны, крупы в бакалее и т.д.). Полезные и вредные продукты. Какие витамины в каких продуктах содержатся.

Спросить у взрослых и сверстников, просмотреть познавательный материал на данную тему.

Создание коллажа «Продуктовые отделы в магазине»

Беседа «Витамины в продуктах» (Витамины, продукты, в которых витамин находится и какую пользу приносит)

12

Тема: «Зима»

Зима — это холодное время года. Сезонные изменения в природе (птицы улетают, деревья голые, идет снег, реки замерзают, как зимуют животные)

Как готовятся к зиме разные животные? Чем питаются животные зимой? Чем мы можем им помочь? Какие природные явления мы можем наблюдать зимой?

Посмотреть слайды с изображением животных зимой и информацией о том, как они готовятся к зиме, как зимуют, чем питаются; видеоролики с природными явлениями зимой.

Расспросить взрослых и сверстников.

Беседа о том, почему некоторые звери меняют шубку, а другие впадают в спячку.

Выставка рисунков и поделок из пластилина на тему: «Животные и птицы зимой»

13

Тема: «Зимующие птицы»

Птицы, которые остаются зимовать с нами (воробей, синичка, сорока, дятел, голубь, ворона) и птицы, которые прилетают к нам на зиму погостить (свиристели, снегири, поползни, клесты, сова)

Почему эти птицы не улетают в теплые края? Как выживают в холода? Чем питаются? Как мы можем им помочь? Как можно смастерить кормушку?

Рассмотреть иллюстрации, узнать у взрослых и сверстников, просмотр познавательных материалов.

Изготовление кормушек своими руками, заготовка корма с последующим вывешиванием на участке и кормлением птиц.

14

Тема: «Новый год»

Признаки нового года: новогоднее оформление, елка, подарки, зимние развлечения.

Чем можно украсить елку?

Какие стихи выучить для деда мороза? Какие подарки сделать близким на новый год своими руками?

Просмотреть книги по ручному труду, спросить у взрослых, просмотр познавательных слайдов.

Выбор стихотворения детьми и его заучивание

Изготовление новогодних открыток и елочных игрушек. Коллективное оформление группы к новому году.

15

Тема: «Домашние животные и птицы»

Домашние животные – животные и птицы, которые живут рядом с человеком, человек за ними ухаживает. Перечисляют домашних животных и птиц и их детенышей.

Как животные стали домашними? Для чего человек их приручил? Какие домашние животные живут на крайнем севере?

Правда ли что лошади могут спать стоя? Почему человек заботится о домашних животных? Почему гуси выходят сухие из воды? Летает ли курица?

Спросить у взрослых и сверстников, просмотреть познавательный материал на данную тему, наблюдать за домашними животными

Создание альбома домашних животных (рисунки детей); Рассказы детей о своих питомцах, о том, как надо о них заботиться. Коллективная лепка: «Птичий двор».

Проведение беседы: «Что интересного и нового мы узнали о домашних животных и птицах».

16

Тема: «Дикие животные»

Дикие животные живут в лесу, сами добывают себе еду и заботятся о себе, строят себе жилье.

Дикие животные наших лесов (медведь, лиса, зац, енот, барсук, волк, олень)

Все ли животные строят себе жилье? Интересные факты о диких животных нашего леса (самый хитрый, сильный, опасный, незаметный и т.д.)

Рассмотреть иллюстрации, найти интересную информацию в энциклопедии, спросить у взрослых и сверстников, прослушать на интересующую тему познавательные рассказы.

Проведение беседы: «Интересные факты из жизни диких животных».

Создание коллажа «Дикие животные наших лесов» (нахождение в представленных картинках именно диких животных, вырезание и приклеивание на заготовленный фон).

17

Тема: «Животные жарких и холодных стран»

Животные, которые живут в жарких местах нашей планеты (слон, жираф, зебра, носорог, бегемот, кенгуру, крокодил и т.д.) Животные, которые живут в самых холодных местах нашей планеты (пингвины, белый медведь, северный олень, тюлень)

Какие еще животные живут в жарких странах? Для чего верблюду горб? Самое быстрое животное? Почему страус не летает? Какие еще животные живут в холодных странах? Для чего моржу клыки? Почему тяжелый медведь не проваливается в сугроб? Кто такой белек?

Рассмотреть иллюстрации, найти интересную информацию в энциклопедии, вспомнить рассказ К. Чуковского «Айболит», спросить у взрослых и сверстников, прослушать на интересующую тему познавательные рассказы.

Проведение беседы: «Интересные факты из жизни животных жарких и холодных стран». Создание рисунков к рассказу К. Чуковского «Айболит»

Выставка поделок на тему «Животные холодных стран».

18

Тема: «Обитатели водоемов»

Обитатели водоемов это те, кто живет в воде (рыбы, киты, дельфины..)

Какие бывают водоемы? Чем отличается вода в морях и океанах от воды в реках и озерах? Кто живет в морях? Кто живет в пресных водах? Самое большое животное в мире? Хищники водоемов? Чем питаются?

Рассмотреть иллюстрации, найти интересную информацию в энциклопедии, расспросить взрослых.

Беседа «Интересные факты из жизни морских обитателей»

Коллективная аппликация «Обитатели пресных водоемов»

Рассказы детей о совместной рыбалке с родителями.

19

Тема: «Профессии»

Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь и приносит пользу другим людям. Профессии бывают разные.

Почему так много разных профессий? Как получить профессию?

Просмотреть иллюстрации, спросить родителей об их профессии, просмотреть познавательные мультфильмы, ролики, чтение книг о профессиях.

Рассказ о профессиях своих родителей. Создание альбома профессий с рисунками детей.

20

Тема: «Транспорт»

Транспорт – это техника, которая делает жизнь человека удобнее.

Транспорт бывает наземным (автомобили, поезда, грузовики), водным (корабли, лодки, яхты, подводные лодки, катера) и воздушным (самолет, вертолет, дирижабль)

Каким был первый транспорт? Кто его изобрел? Существует ли подземный транспорт? Какой транспорт называют специальным?

Рассмотреть иллюстрации в энциклопедии, вспомнить мультфильмы, рассказы о транспорте, спросить у взрослых и сверстников, прослушать на интересующую тему познавательные рассказы.

Рассказ о специальном транспорте по выбору (пожарная машина, скорая помощь, полиция, мусоровоз, комбайн, трактор, эвакуатор, бензовоз, аварийная служба, автовышка, инкассация).

Выставка рисунков на тему «Транспорт».

21

Тема: «День защитника Отечества»

Это праздник мужчин, которые служили в армии или стоят на защите нашей Родины и будущих защитников страны.

Какие военные профессии существуют? Какая есть военная техника? Нужна ли армия в мирное время? Каким нужно расти, чтобы стать военным?

Рассмотреть иллюстрации детских энциклопедий с изображением военных и боевого транспорта, иллюстраций о родах войск. Прослушать военные песни.

Прослушивание песен: «Катюша», «У солдата выходной», «Это, сынок, десантники», «Три танкиста», «Аты – баты».

Изготовление поздравительных открыток.

Создание видеопоздравления «С днем защитника Отечества» с чтением стихотворений, исполнением патриотических песен.

22

Тема: «Спорт»

Спорт это футбол, хоккей, гимнастика, физические упражнения, физкультура.

Какие бывают виды спорта и какой инвентарь необходим? Кто такие спортсмены? Что нужно для того, чтобы стать спортсменом?

что такое Олимпийские игры?

Просмотр видеороликов о спорте и спортсменах нашей страны.

Найти интересную информацию о зарождении видов спорта.

Беседа о пользе спорта.

Создание альбома из рисунков детей на тему «Виды спорта»

23

Тема: «Мамин праздник. Семья»

8 марта – это день наших мам и бабушек. Мама и бабушка – это члены семьи. Семья – это близкие и родные люди.

Как дети могут порадовать своих мам? Какие поделки мы можем сделать для мам и бабушек на их день?

Просмотреть иллюстрации, просмотреть познавательные материалы, спросить у взрослых и сверстников.

Изготовление поздравительных открыток.

Беседа на тему «Моя семья» с демонстрацией фотографий своей семьи.

24

Тема: «Наше тело»

Тело – это сложный организм, который состоит из разных органов. Называют части тела. Что надо делать чтобы не болеть (делать зарядку, правильно питаться, заботится о себе, соблюдать правила безопасности)

Что такое органы чувств? Для чего они нужны? На что похоже наше сердце? Правда ли что человек состоит из воды?

Рассмотреть иллюстраций в энциклопедии, вспомнить мультфильмы, рассказы, спросить у взрослых сверстников, прослушать на интересующую тему познавательные рассказы.

Изготовление плаката «Тело человека» (лоб, глаза, нос, щека, ухо, шея, грудь, живот, плечо, предплечье, локоть, ладонь, пупок, бедро, колено, голень, стопа.)

Проведение беседы: «Соблюдаем правила гигиены»

25

Тема: «Весна. Первоцветы»

Весна приходит после зимы, это время пробуждения природы (солнце все теплее, тает снег, набухают почки, появляется проталины, возвращаются перелетные птицы), появляются перые цветы.

Что меняется в природе с приходом весны?

Почему тают снег и лед? Какие изменения происходят в жизни животных?

что такое первоцветы? Почему их нужно беречь? Что такое Красная книга?

Рассмотреть иллюстрации, проанализировать собственные наблюдения, спросить у взрослых, просмотреть познавательные слайды.

Проведение опыта со льдом, как на него влияет повышение температуры воздуха.

Рисование подснежников.

26

Тема: «Перелетные птицы весной»

Перелетные птицы – птицы, которые улетали в теплые края и весной возвращаются (грачи, иволга, стриж, ласточка, жаворонок, соловей…)

Почему птицы летают стаями? Почему птицы возвращаются весной?

Рассмотреть иллюстрации в энциклопедии, наблюдать за птицами, спросить у взрослых, просмотреть познавательные слайды.

Проведение беседы: «Интересные факты из жизни перелетных птиц».

Создание альбома «Перелетные птицы весной» с последующей презентацией.

27

Тема: «Волшебный мир космоса».

Наша Земля — это огромный шар, на котором есть моря, реки, горы, пустыни и леса. А также

живут люди. Наша Земля и все, что ее окружает называется космосом. Самая близкая и яркая звезда -солнце, луну мы видим ночью, в космос летают на ракете космонавты.

Какие планеты ты знаешь? Каких животных космонавтов ты знаешь? Кто первым полетел в космос?

Рассмотреть иллюстрации, проанализировать собственные наблюдения, спросить у взрослых, просмотреть познавательные видео материалы.

Проведение беседы: «Интересные факты о космосе»

Организация выставки рисунков: «Загадочный космос».

Создание из различных материалов космического корабля.

28

Тема: «Весенние полевые работы»

Весенние полевые работы – это работы, которые проводятся на полях весной. Когда сходит снег с полей, вспахивают землю и сеют зерно (пшеницу, овес, рожь)

Что обозначает пословица: «Если весну проспал, зимой голодать будешь»? Кто вспахивает землю? Как получить рассаду? Для чего картошку сажают в землю?

Рассмотреть иллюстрации, проанализировать собственные наблюдения, спросить у взрослых, просмотреть познавательные слайды.

Посадка семян в группе «Огород на окне» (высаживание, наблюдение, полив)

Проведение беседы: «Сельскохозяйственный труд. Профессии».

29

Тема: «Насекомые».

Насекомые – это мир самых маленьких животных (кузнечик, стрекоза, бабочка, жук, муха, пчела, муравей)

Что общего у всех насекомых?

Почему муравей самый сильный на земле? В кого превращается гусеница? Как собирает пчелка мед?

Рассмотреть иллюстрации, проанализировать собственные наблюдения, спросить у взрослых, просмотреть познавательные слайды.

Проведение беседы: «Интересное из жизни насекомых».

Создание альбома «Насекомые» (рисунки детей, аппликации, фотографии)

30

Тема: «Труд»

Труд – это, работа, занятие, который приносит результат. Кто что делает. Учитель — учит читать, писать, считать.

Пожарный — тушит пожар.

Строитель — строит и ремонтирует дома.

Маляр-штукатур — красит, белит, штукатурит.

Фотограф — фотографирует.

Кто работает на кране? Кто работает на экскаваторе?

Кем работает твоя мама? Кем хочешь стать когда вырастешь?

Прослушать стихотворения и рассказы о людях разных профессий, рассмотреть иллюстрации в энциклопедии, спросить у взрослых, посмотреть познавательные ролики о труде.

Проведение беседы о труде. Что делают люди разных проессий, что им нужно для работы.

Создание коллажа: «Кому это нужно для работы»

31

Тема: «День Победы»

День победы – 9 мая, в этот день советский народ победил в Великой Отечественной войне. Солдаты нашей армии освобождали нашу Родину от захватчиков 4 года. В этой войне погибло очень много людей.

Воевал ли твой прадедушка на войне? Какие военные профессии мы знаем?

Что делали на войне дети?

Почему советский народ победил на войне?

Прослушать воспоминания участников войны, прослушать рассказы о великой отечественной войне, рассмотреть иллюстрации, спросить у взрослых и сверстников, просмотреть познавательные ролики о ВОВ.

Проведение беседы: «Мы помним – мы гордимся». Рассказы детей о членах семьи, которые воевали в ВО войне, какими они были, почему мы все гордимся подвигом своих близких?

Создание бессмертного полка нашей группы.

32

Тема: «Школа»

Школа – это место, где учатся, получают знания.

Чем отличается школа от детского? Какие принадлежности нужны, чтобы учится в школе? Кто дает знания в школе?

Расспросить взрослых, старших братьев и сестер. Прочитать интересные рассказы о школьной жизни.

Проведение «Выпускного бала» для детей и родителей. Вручение памятных открыток с напутственными словами и пожеланиями.

  1. Заключение.

Реализация технологии позволяет дошкольникам:

- проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;

- учиться уважать интересы других детей;

- формулировать свой запрос, нести ответственность за выбор;

- научиться самим инициировать интересные дела;

- планировать, ставить цели, руководить собственным процессом познания и действия, обсуждая их со сверстниками и взрослыми;

- учиться использовать разные источники информации для самостоятельного поиска новых сведений;

- презентовать результаты собственной̆ деятельности.

Внедрение данной технологии позволяет педагогам:

- принять право ребенка выбирать содержание своего образования,

- понять, что поддержать инициативу детей может только тот педагог, который сам проявляет инициативу.

Происходит понимание того, что необходимо пользоваться информацией, полученной от детей, выстраивать взаимодействие на основе обратной связи (развивать детей, опираясь на их личный опыт). Возникает потребность в преобразовании среды, так как надо идти от потребностей и интересов детей, сделать ее доступной и открытой.

Важно сотрудничество родителей, детей и педагогов. Родителям предстоит узнать интересы детей и научиться их учитывать, включиться в образовательный процесс и участвовать в реализации образовательных запросов детей, стать полноправными участниками образовательного процесса и выступить в роли помощника в развитии ребенка, поддержки его инициативы.

Поддержка детской инициативы дает детям уверенность в том, что их мир, интересы важны не только для них, но и для взрослых. Дети становятся более открытыми, любознательными, проявляют интерес и показывают его, видят пути его реализации, понимают свою значимость. Они становятся сплочёнными, поддерживают друг друга.

Дети, которых слушают и слышат взрослые, которым предоставляют право выбора, способны к принятию самостоятельных решений и ответственности за эти решения. Самый главный эффект – активизация ребенком своего личного опыта.

Список литературы

1. Свирская Л.В. Методика педагогических наблюдений / Издательство «ЛИНКА –ПРЕСС», #1089;.

2. Свирская Л. В. Индивидуализация образования: правильный старт: учебно-методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / М.: Обруч, 2011. с. 240

3. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки - М.: ТЦ Сфера, 2015. – с. 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по ФЭМП "Волшебные снежинки" в старшей логопедической группе

Методическая разработка занятия по ФЭМП  "Волшебные снежинки" в старшей логопедической группе.Ориентировка фигур на плоскости....

Методическая копилка учителя-логопеда «Лес. Грибы и ягоды» (подготовительная логопедическая группа)

Данная разработка  содержит комплект материалов необходимых для организации коррекционно-образовательного процесса по лексической теме "Лес. Грибы и ягоды"....

Методическая разработка « Развитие лексико-семантической стороны речи в старшей логопедической группе у детей с ОНР».

Преодоление общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста является одной из актуальных проблем современной логопедии. Это вызвано ее практической значимостью: своевременная коррекцион...

Методическая разработка "Перспективное планирование лексических тем в работе воспитателя логопедической группы".

В группе для детей с общим недоразвитием речи вся работа воспитателя осуществляется в рамках лексических тем. Предлагаем один из вариантов планирования лексической работы....

Методическая разработка «Использование су-джок терапии на занятиях в логопедической группе»

Использования Су-джок терапии в коррекционно-развивающем процессе у дошкольников с речевыми нарушениями...