Методическая разработка « Развитие лексико-семантической стороны речи в старшей логопедической группе у детей с ОНР».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Рябоконова Светлана Григорьевна

Преодоление общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста является одной из актуальных проблем современной логопедии. Это вызвано ее практической значимостью: своевременная коррекционная работа имеет большое значение для предупреждения неуспеваемости детей в школе. Дошкольный возраст является наиболее сензитивным к развитию и коррекции речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrobotka.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

« Развитие лексико-семантической стороны речи в старшей логопедической группе у детей с ОНР».

Автор: Рябоконова Светлана Григорьевна

учитель – логопед МДОУ № 32 «Пчёлка» комбинированного вида с.Стародубского Будённовского района.

Речевая деятельность занимает особое положение в системе психических процессов человека. Являясь фундаментом мышления и регулятором поведения, она выполняет социальную функцию, которая обеспечивает адаптацию человека в окружающей среде. Нарушения речевой деятельности могут иметь негативные последствия, выходящие за рамки психологического или социального дискомфорта.

Преодоление общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста является одной из актуальных проблем современной логопедии. Это вызвано ее практической значимостью: своевременная коррекционная работа имеет большое значение для предупреждения неуспеваемости детей в школе. Дошкольный возраст является наиболее сензитивным к развитию и коррекции речи.

Работа по развитию лексико-семантической стороны речи является важным разделом логопедической работы. Ребёнок должен уметь узнавать и понимать те слова, которые слышит, уметь отбирать слова для высказываний и правильно их употреблять как в структурной, так и в смысловой связи. Для этого необходимо и важно использовать на занятиях игры и упражнения на развитие лексико-семантической стороны речи.  

 Формирование лексико-семантической стороны речи провожу  по следующим направлениям:

-расширение объёма словаря параллельно с расширением представлений об окружающем мире, развитие когнитивных процессов;

-формированием познавательной деятельности, уточнение значений слов;

-формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов: денотативного (передает общее логическое понятие, заключенное в слове); понятийного (передает значение, определение слова в целом); коннотативного (передает дополнительные оттенки значения слова); контекстуального (передает значение слова в определенном отрывке текста);

- организация семантических полей, лексической системы;

- развитие связной речи, активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевод слова из пассивного в активный словарь.

- Даю упражнения на обогащение словарного запаса.

Формирование операций анализа и синтеза.

Инструкция ребенку: «Назови птиц, животных (предметы мебели или перечисли названия овощей, цветов и т.п.)».

Для закрепления в пассивном и активном словаре обобщающих понятий полезно познакомить детей со стихотворениями, в которых перечисляется несколько предметов, соответствующих названному обобщенному понятию.

  Я приведу один из примеров стихотворения.    

Каких ты знаешь птиц?

Галок, скворцов, уток, синиц,

Дятлов, дроздов, сорок и ворон —

Птицы летят к нам с разных сторон.

Я знаю кукушек, грачей, голубей

И сов, и орлов, и еще журавлей.

Известны мне чайки, стрижи, воробьи,

Прекрасные лебеди и соловьи.

К птицам относятся гуси, павлины,

Аисты, ласточки, но не дельфины.

- Для формирования у ребенка обобщающих понятий важно научить его объединять предметы в однородную группу по их назначению, функции, которую они выполняют в жизни человека и т. д.  Результаты группировки закрепляются обобщающими словами: животные, мебель, посуда, одежда, обувь, птицы и др. Работу в этом направлении хорошо проиллюстрирует задание на выделение лишнего предмета:

 - Для речевого развития, расширения словарного запаса детей знакомлю их с многозначными словами, объясняю, что одно и то же слово может иметь несколько значений                              листок — бумаги, дерева, тетрадки;

дно — у реки, моря, кастрюли, стакана и др.

А также предлагаю  ребенку пары слов, в которых надо установить, является ли один из названных объектов частью другого или нет:

 дом — крыша,  стол – ножка.

- Упражнения на словообразование

Инструкция детям: подбери «семейку» для слов:

  • сад (сады, садовый, садик, посадка, садовник);
  • звезда (звезды, звездный, звездочет, созвездие и т.д.)

        -Задание на подбор антонимов и синонимов

Инструкция ребенку: Подбери противоположное значение слов:

Высокий (низкий)

Маленький (большой)

Короткий  (длинный) и.т.д.

- Инструкция детям: Подбери к слову слова-друзья:

Веселый (радостный)

Грустный (печальный)

- Провожу  работу по развитию связной речи, применяю

традиционные формы работы:

  1. Беседа по прочитанному тексту;
  2. Пересказ прочитанного текса;
  3. Придумывание начала или конца рассказа;
  4. Составление рассказа по серии сюжетных картинок;
  5. Составление рассказа описания по предметной или сюжетной картинке;
  6. Составление самостоятельных, творческих рассказов.

Нетрадиционные формы работы:

  1. Работа по закрытой картинке;
  2. Работа по полузакрытой картинке

(Данные виды работы побуждают детей задавать вопросы)

- Работа по развитию связной речи ведется следующим образом:

  1. Формирование повествовательной, описательной речи на примере обучения рассказыванию по сюжетной картинке или по серии картинок
  • сюжетная картинка изображающая только одно действие (главное лицо человек или животное);
  • сюжетная картинка с неодушевлённым предметом;
  • сюжетная картинка, где изображено два и более действий;
  • серия сюжетных картинок, с несколькими действиями.

2. Подготовка к овладению высказываний без зрительной опоры (составь предложение про кошку)

     3. Составление рассказов по двум и более предметным  картинкам

     4. Составление рассказа по опорным словам (трамвай, арбуз, бабушка)

     5. Творческое составление рассказа (рассказ из жизни аналогичный предъявленной картинке, придумать сказку, инсценировка)

Все предлагаемые задания показываются на собственном примере, далее отрабатываются совместно с ребенком и после выполняются дошкольником самостоятельно.

 - Инструкция ребенку:
разложи картинки в нужном порядке (что сначала, что потом?); составь рассказ по серии сюжетных картинок.

Также можно предложить такое задание для ребёнка:

составь предложение из 2-х слов на каждую картинку, назвав слово-предмет и  подходящее по смыслу слово-действие:

Языковой материал, предъявляемый в работе тесно связан с использованием бытовых речевых ситуаций, с подбором коммуникативно-направленных речевых заданий.

Практическое овладение речевыми умениями и навыками происходит на базе мыслительных операций, связанных с анализом и синтезом языкового материала: сопоставлением, различением, выделением, нахождением общих признаков, их обобщением.

Применяемая мною модель коррекционного обучения, основана на широком использовании развивающих упражнений, предполагает соблюдение определенных этапов в ходе реализации основных разделов языковой работы, осуществляемой с применением наглядности.

И даёт хорошие результаты  в развитии лексико-семантической стороны речи у детей с ОНР».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей логопедической группе «Звуки [Х] — [Х’]»

ема «Звуки Х - Хь»Цель: дифференцировать звуки Х – Хь по акустическим и артикуляционным звукам.Задачи:• коррекционно – образовательные: дифференцировать звуки Х – Хь на слух и в произношении, упражнят...

Конспект НОД по развитию фонетико-фонематической стороны речи в старшей логопедической группе «Звук Н».

Тема «Звук Н»Цель: познакомить детей со звуком Н, способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки.Задачи:• коррекционно – образовательные: учить выделять первый и после...

Конспект занятия по формированию звукопроизносительной стороны речи в старшей логопедической группе. Тема: "Звук (п)".

Этот конспект будет полезен тем логопедам, которые используют в своей работе символы звуков Т. А. Ткаченко....

СОВМЕСТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ И УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ И ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

Представлен материал еженедельного планирования взаимодействия учителя- логопеда и воспитателей старшей группы компенсирующей направленности с ОНР 3 уровня речевого развития....

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в старшей логопедической группе

Комплексно-тематическое планирование  образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в старшей логопедической группе...

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в старшей логопедической группе 2015 – 2016 уч. год II период

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в старшей логопедической группе на 2015 - 2016 уч. годII период...

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в старшей логопедической группе 2015 – 2016 уч. год III период

Комплексно-тематическое планирование  образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи  в старшей логопедической группе 2015 – 2016 уч. год III период...