Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника с трудностями в речевом развитии
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)
Разработка индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) для дошкольника актуалена по нескольким причинам:
Учёт индивидуальных особенностей и потребностей ребёнка: каждый ребёнок уникален и имеет свои сильные и слабые стороны, интересы и способности. ИОМ позволяет адаптировать образовательный процесс под конкретного ребёнка, учитывая его возрастные, психологические и физиологические особенности.
Поддержка развития в соответствии с ФГОС ДО: в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), образовательная программа должна быть направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств. ИОМ помогает реализовать эти требования, обеспечивая индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Работа с детьми с особыми образовательными потребностями: для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов или детей, испытывающих трудности в обучении, ИОМ становится необходимым инструментом для организации эффективной коррекционно-развивающей работы.
Развитие талантов и способностей: ИОМ позволяет выявить и развить таланты и способности ребёнка, которые могут быть не так заметны в рамках стандартной образовательной программы. Это способствует более полному раскрытию потенциала ребёнка и его успешной социализации.
Повышение мотивации к обучению: индивидуальный подход помогает поддерживать интерес ребёнка к обучению, что способствует более эффективному усвоению материала и развитию навыков самостоятельной деятельности.
Сотрудничество с родителями: разработка ИОМ предполагает активное взаимодействие педагогов с родителями, что способствует более глубокому пониманию особенностей ребёнка и согласованности воспитательных усилий.
Подготовка к школе: ИОМ может быть направлен на развитие навыков и качеств, необходимых для успешной адаптации к школьному обучению, что помогает ребёнку легче перейти на новый этап образования.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут
сопровождения воспитанника старшей группы с признаками низкого уровня речевого развития
Разработала – воспитатель Кузьмина А.В.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ВОСПИТАННИКЕ
Фамилия, имя, отчество: ***Евгений***
Дата рождения: ***
Возраст: 5 лет
Группа: старшая
Фамилия, имя, отчество мамы: *** Анжелика Леонидовна
Фамилия, имя, отчество папы: *** Илья Владимирович
Статус семьи: полная
Взаимоотношение в семье: отношения построены на гармонии, взаимоуважении, взаимопонимании
Воспитательный потенциал семьи: уделяют большое внимание развитию ребенка.
Краткая характеристика:
Женя имеет низкий уровень речевого развития:
- динамика процесса заучивания не соответствует возрасту (медленно запоминает и быстро забывает, тяжело дается заучивание стихотворений;
- низкий уровень развития монологической и диалогической речи; испытывает затруднения в умении правильно произносить звуки, в определение звука в слове и слоговой структуры слова;
- затрудняется составить рассказ по предметной, сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, пересказать сказку, рассказ, рассказать стихотворение.
- внимание недостаточно устойчивое, поверхностное.
Актуальность разработки индивидуального образовательного маршрута определяется образовательными потребностями данного ребёнка, его индивидуальными способностями и возможностями (его уровнем готовности к освоению программы в области речевого развития), а также ФОП ДО и ФГОС ДО.
Цель: создание условий для успешного освоения ребёнком образовательной программы в области речевого развития
Задачи:
- автоматизировать звуки в слогах, в словах, в словосочетаниях и в связной речи. Дифференцирование шипящих и свистящих звуков в чистоговорках, скороговорках и в монологической свободной речи;
- учить составлять рассказ по предметной, сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, пересказывать сказку, рассказ, рассказывать стихотворения;
- провести работу по развитию психических процессов (внимание, память).
МОНИТОРИНГ
(начало и конец года)
Образовательная область «Речевое развитие»
№ п/п | ФИО ребенка | Имеет предпочтение в литературных произведениях, называет некоторых писателей. Может выразительно, связно и последовательно рассказывать небольшую сказку, может выучить небольшое стихотворение. | Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения. Составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по серии картин, относительно точно пересказывает литературные произведения. | Определяет место звуков в слове. Сравнивает слова по длительности. Находит слова с заданным звуком. | Поддерживает беседу, использует все части речи. Высказывает свою точку зрения, согласия/несогласия. Подбирает к существительным прилагательные, умеет подбирать синонимы. | Итоговый показатель (среднее значение) | |||||
октябрь | май | октябрь | май | октябрь | май | октябрь | май | октябрь | май | ||
1 | |||||||||||
Критерии:
От 1 до 1,5 – не сформировано;
от 1,6 до 2,5 – частично сформировано;
от 2,6 до 3 – сформировано.
ПРИНЦИПЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА:
- Единство диагностики и коррекции, неразрывность речевого и психологического развития ребенка;
- Осуществление обучения и воспитания детей с позиции индивидуально – дифференцированного подхода;
- Принцип деятельностного подхода к развитию личности ребенка (с учетом структуры деятельности);
- Принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);
- Принцип доступности, повторяемости и концентричности предложенного материала;
- Принцип комплексности, в тесном взаимодействии всех специалистов ДОУ;
- Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения ребенка (обязательное включение родителей в процесс коррекции).
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Периодичность индивидуальных занятий: 1 раз в неделю во 2 половине дня.
Длительность: 25 мин
Продолжительность индивидуальных занятий: 36 недель
Работа с родителями: беседы, консультации, рекомендации.
РАБОТА СПЕЦИАЛИСТОВ
Определение функций и содержания работы каждого субъекта индивидуального образовательного маршрута ребёнка:
Воспитатель:
- проектирование индивидуального образовательного маршрута;
- осуществление просвещения родителей по речевому развитию ребенка;
- создание комфортной развивающей среды.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ребёнок:
- автоматизируются звуки в слогах, в словах, в словосочетаниях и в связной речи. (чистоговорки, скороговорки и т.д). Дифференцируются шипящие и свистящие звуки;
- Появится умение составлять рассказ по предметной, сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, пересказывать сказку, рассказ, рассказывать стихотворения;
- уровень развития внимания и памяти становится выше.
ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ
При реализации плана конкретных мероприятий использовали
- Игровые упражнения
- Дидактические игры
- Словесные игры
- Сюжетно-ролевые игры
- Пальчиковые игры
- Игры- драматизации
- Чтение
- Беседы
- Составление описательных рассказов
- Заучивания стихотворений
- Поручения
ВЫВОД:
В результате работы с воспитанником, повысится уровень речевого развития, а так же психических процессов (внимания, памяти, мышления), индивидуально-личностных особенностей (самооценки, уровня притязания), эмоционально-волевой и социально-коммуникативной сферы.
Предполагаем продолжить работу в данном направлении в связи с низким уровнем речевого развития ребенка.
ЛИТЕРАТУРА:
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду 5-6 лет Старшая группа (.:Мозаика-Синтез, 2015 – 144 с.);
- Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов детей дошкольного возраста: методика и практический опыт реализации: Сборник методических материалов / сост. О.А. Блохина – Калининград: Изд-во Калининградского областного института развития образования. 2018 – 103 с.;
- Автулова Т.П. Психолого-педагогическое сопровождение реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) / Т.П. Автулова. – М.: Владос, 2016 с.316;
- Уразова А.Р. Индивидуальный образовательный маршрут как средство социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста. А.Р. Уразова//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2017.
План мероприятий
Речевое развитие
№ | Дата | Название игры (упражнения) | Цель | Отчёт о работе | |
1 | Сентябрь | Чтение сказки «Лиса и кувшин» в обр. О.Капицы. | Формировать умение слушать художественное произведение, отвечать на вопросы, пересказывать. | Появился интерес к художественной литературе. | |
Игровое упражнение «Кто что делает?», «Кто чем играет?», «Кто во что одет?»… | Обогащать словарь существительными, глаголами, прилагательными, наречиями. | Улучшилось внимание и память. | |||
. | Д/и «Четвёртый лишний». | Расширять и активизировать словарный запас. | Допустил несколько незначительных ошибок, предложить задание с усложнением. | ||
Д/и «Назови ласково». | Развитие навыков словообразования. | Выполнил верно. | |||
2 | Октябрь | Беседа «В гостях у бабушки». | Поощрять попытку ребенка рассказывать об интересующих его новостях. | Ребёнок понял задание сразу, выполнил задание быстро, старался; с интересом. | |
С/И «Закончи предложение». | Формировать связную и грамматически правильную речь. | Выполнил верно. | |||
Игра – драматизация сказки «Рукавичка». | Формировать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов. | Задание выполнил с небольшой помощью воспитателя. | |||
Заучивание стихотворения М. Исаковского «Ветер». | Развивать память, речь. | Улучшилось внимание и память. | |||
3 | Ноябрь . | Д/и. «Найди белку» | Употреблять в речи предлоги НА, С, В, К. Расширять глагольный словарь | Выполнил верно. | |
Составление рассказа по картине И. Левитана «Поздняя осень». | Учить составлять рассказ по картине. | Задание выполнил с небольшой помощью воспитателя. | |||
Составление рассказа «Моя любимая игрушка». | Развивать навык описания предмета с опорой на схему. | Допустил несколько незначительных ошибок, предложить задание с усложнением. | |||
Д/и «Подбери признаки» | Формировать умение образовывать относительные прилагательные | Выполнил верно. | |||
Упр. «Найди букву и звук». | Развивать фонематический слух. | Ребёнок понял задание сразу, выполнил задание быстро, старался; с интересом. | |||
4 | Декабрь | Поручения «Загляни и расскажи». | Способствовать развитию речи как средства общения; обогащать словарь существительными, глаголами, прилагательными, наречиями. | Допустил несколько незначительных ошибок, предложить задание с усложнением. | |
Пальчиковая игра «Пальчики - помощники» | Формировать умение слушать художественное произведение, поддерживать интерес игровыми действиями с пальчиками. | Наблюдается положительная динамика в развитии. | |||
Инсценировка русской народной песенки «Тень - тень» | Закреплять умение слушать художественное произведение, используя прием «Повтори фразу» | Появился интерес к художественной литературе. | |||
Заучивание стихотворения З. Александровой «Снежок». | Развивать память, речь. | Улучшилось внимание и память. | |||
5 | Январь | Обучение рассказыванию «Зима». | Учить пересказу. | Пересказал правильно. | |
Игра «Найди место для своей картинки». | Закреплять умение составлять предложения со словосочетаниями. | Ребёнок понял задание сразу, выполнил задание быстро, старался; с интересом. | |||
Составление рассказа по картине «Снеговик». | Учить составлять рассказ по картине. | Задание выполнил. | |||
Беседа «Зимние забавы». | Обучение рассказыванию. | Наблюдается положительная динамика в развитии. | |||
6 | Февраль | Игра «Доскажи словечко». | Учить подбирать родственные слова. | Выполнил верно. | |
Упр. «Подбери слово» | Учить словообразованию. | Научилась подбирать синонимы. | |||
Упр. «Раздели на слоги». | Учить делить слова на слоги, определять место звука в слове. | Выполнил верно. | |||
С/И «Закончи предложение». | Формировать связную и грамматически правильную речь. | Ребёнок понял задание сразу, выполнил задание быстро, старался; с интересом. | |||
7 | Март | Заучивание стихотворения Ф. Тютчева «Весна». | Развивать память, речь. | Наблюдается положительная динамика в развитии. | |
Чтение сказки «Как колобок свою сестрицу догонял». | Учить восстанавливать последовательность сказки по опорным картинкам. | Появился интерес к художественной литературе. | |||
Игра «Доскажи словечко». | Учить подбирать родственные слова. | Ребёнок понял задание сразу, выполнил задание быстро, старался; с интересом. | |||
Упр. «Подбери слово» | Учить словообразованию. | Научилась подбирать антонимы. | |||
8 | Апрель | Игра «Доскажи словечко». | Учить подбирать родственные слова. | Выполнил верно. | |
Беседа «Профессии». | Обучение рассказыванию. | Выполнил верно; навык сформирован. | |||
Заучивание стихотворения Я. Акима «Апрель». | Развивать память, речь. | Наблюдается положительная динамика в развитии. | |||
Упр. «Раздели на слоги». | Учить делить слова на слоги, определять место звука в слове. | Ребёнок понял задание сразу, выполнил задание быстро, старался; с интересом. | |||
9 | Май | Составление рассказа по картине «В лесу». | Учить составлять рассказ по картине. | Выполнил верно; навык сформирован. | |
Игра «Доскажи словечко». | Учить подбирать родственные слова. | Выполнил верно. | |||
Беседа «Школа». | Обучение рассказыванию. | Выполнил верно; навык сформирован. | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника подготовительной группы .
Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника МДОУ Двуреченский детский сад общеразвивающего видаВозраст ребенка: 6 летПол: мужскойПроблема: недостаточно развитый, ...

Презентация на тему:«Разработка проекта индивидуального образовательного маршрута для воспитанника на основе данных мониторинга освоения образовательных областей»
Проект индивидуального образовательного маршрута воспитанника 2 младшей группы...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОНР (III уровнем речевого развития)
Данный маршрут составляется на ребенка с ТНР...

План работы учителя-логопеда по индивидуальному образовательному маршруту с ребенком ЗПР (1 уровень речевого развития) на февраль
Материал сотавлен в соответствии с лексическими темами д/сада и программой ИОМ....
Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для детей испытывающих трудности в освоении образовательной программы
Индивидуальные маршруты...
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОНР I речевого развития
Маршрут рекоменован учителю-логопеду при коррекционной работе с детьми с ОНР I уровня речевого развития...

Индивидуальный образовательный маршрут на воспитанника средней группы с проблемами развития
Индивидуальный образовательный маршрут на воспитанника средней группы с проблемами речевого, познавательного, социально-коммуникативного и художественно-эстетического развития...
