Возможности развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста в режимные моменты
материал по коррекционной педагогике (старшая группа)
Большую часть времени ребенок проводит в дошкольном учреждении, поэтому педагог может способствовать разностороннему развитию ребенка. Режимные моменты, такие как утренняя гимнастика, непосредственные образовательные ситуации, подготовка к прогулке и др. дают возможность педагогу способствовать успешному развитию мелкой моторики детей в разных видах деятельности. Вся жизнь детских дошкольных учреждений строится на определенном режиме дня.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Возможности развития мелкой моторики детей старшего
дошкольного возраста в режимные моменты
Большую часть времени ребенок проводит в дошкольном учреждении, поэтому педагог может способствовать разностороннему развитию ребенка. Режимные моменты, такие как утренняя гимнастика, непосредственные образовательные ситуации, подготовка к прогулке и др. дают возможность педагогу способствовать успешному развитию мелкой моторики детей в разных видах деятельности. Вся жизнь детских дошкольных учреждений строится на определенном режиме дня.
Режим дня строится в строгом соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Он предусматривает разнообразную совместную развивающую деятельность и общение дошкольников с педагогом, а также самостоятельную деятельность по интересам и выбору детей. Для детей старшего дошкольного возраста режим включает следующие компоненты: утренний прием, игры, утренняя гимнастика, подготовка к приему пищи, прием пищи, игры, образовательные ситуации, подготовка к прогулке, прогулка, подготовка ко сну, подъем, уход домой. На шестом году жизни у детей все еще сохраняется импульсивность поведения, реакций. На изменении поведения и действий ребенка неблагоприятно сказыва ются недомогание, эмоциональные перегрузки, утомление. Поэтому воспитателю необходимо следить за тем, чтобы дети не перевозбуждались, дозировать нагрузку, избегать однообразия и монотонности детской деятельности. Следует рационально организовать двигательный режим, в течение дня разнообразить двигательную деятельность детей. Формирование двигательных навыков идет значительно быстрее, если упражнение повторяется многократно с незначительными перерывами. Поэтому, очень важно развивать мелкую моторику детей в течение всего дня, это будет способствовать не только более интенсивному развитию мелких мышц, нои разнообразит жизнь старших дошкольников в детском образовательном учреждении.
Мелкую моторику рук развивают:
– различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;
– игры с мелкими предметами, которые неудобно брать
в руку;
– игры, в которых требуется что-то брать или вытаскивать, насыпать и т.д.;
– продуктивные виды деятельности, такие как рисование,
лепка, аппликация и др.;
– застегивание, расстегивание пуговиц, одевание и раздевание и т.д.
Игра составляет главное содержание жизни ребенка дошкольного возраста, является основной его деятельностью. Игры, согласно Коменскому, укрепляют здоровье ребенка, совершенствуют его движения. Поэтому педагогу дошкольного образования стоит включать в режим дня различные виды игр, которые будут не только стимулировать развитие мелкой моторики дошкольников, но и получать от этого удовольствие. На протяжении всего дня, для развития мелкой моторики у старших дошкольников, педагог может использовать пальчиковые игры, гимнастику. Пальчиковые игры не только развивают мелкие мышцы рук, но и очень любимы детьми. В пальчиковых играх есть какой-либо сюжет, которому соответствуют действия. Эти игры могут проводиться в любое время, как и в утренний прием, во
время утренней гимнастики, на прогулке, так и во время образовательных ситуаций.
Не менее важны конструктивные игры, в их основе заложено стремление что-либо создать, содержание этих игр – строительство, складывание и т.д. Этот вид игры также можно организовать в различные режимные моменты, как в группе детского сада, так и во время прогулки. Развитие мелкой моторики происходит также во время режимных моментов, которые включают в себя культурно-гигиенические навыки. Например, мелкая моторика активно развивается в одевании – раздевании детей, когда детям нужно самим застегнуть пуговицы, молнию. Также, педагог может использовать это во время других режимных моментов, например, организовать игру, в которой дети должны кого-то одеть, раздеть или же использовать различные шнуровки, в результате которых может получиться какое-либо изображение.
Для развития кистей рук организуются игры с мелкими игрушками, занятия с мелким конструктором, лепка из глины или пластилина. Замечено: чем больше дети занимаются лепкой, тем более уверенными и координированными становятся движения их пальцев. К пяти годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. Игры с пластилином дают уникальные возможности для развития, как мелкой моторики, так и творчества детей.
В исследовании З.А. Богатеевой доказано, что особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверено пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: сим-
метричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок - полезное и увлекательное занятие для будущих школьников. Из вырезанных фигурок дети могут составить целые композиции - аппликации. Особенно им
нравится симметричное вырезание человечков. Если их раскрасить, получится целый хоровод непохожих друг на друга выражений лиц, деталей одежды, сочетаний цветов.
Игры с бумагой очень нравятся дошкольникам, так как обычная бумага может превратиться в забавные объемные игрушки, из бумаги можно сделать кукольный театр.
Развитию точных движений помогают плетение ковриков из бумажных полосок, складывание корабликов, самолетиков, в которые ребенок сможет потом играть.
Рисование – занятие, любимое всеми детьми. Чем чаще ребенок держит в руке карандаш или кисть, тем легче будет ему выводить свои первые буквы и слова.
Педагог может проявить изобретательность, можно рисовать с детьми не только на бумаге, но и на песке, снегу, на запотевшем окне, асфальте. Дети очень любят игру «Дорожки», где надо дойти от начального пункта в конечный, найти пару и т.д., педагог может сам придумать разнообразные сюжеты, которые будут интересны детям.
Такая игра поможет улучшить координацию движений пальцев и кистей рук, будет развивать творческое воображение, зрительную память и т.д. Также, в режимные моменты педагог может включить игры со счетными палочками, карандашами, если играть в группе, на улице можно использовать веточки, соломинки. Старшие дошкольники могут не только выложить красивую картинку, но и создать объемные фигуры. Играя со счетными палочками, ребенок приобретает необходимую ловкость пальцев, а также развивает терпение и выдержку.
Игры, в результате которых получается продукт можно включить, как и в образовательную ситуацию, так и в свободную деятельность детей, также, можно сделать общие поделки на улице при помощи природного материала. Включение педагогом в режимные моменты логоритмических игр с движениями, также будет стимулировать развитие мелкой моторики. Дошкольники под музыку, стихотворение должны выполнять различные движения.
Под влиянием регулярного включения логоритмических игр и упражнений у детей происходит положительная перестройка речедвигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной и других систем, а также воспитание эмоционально — волевых качеств личности.
Говоря о современных методах, можно выделить интересную методику Железновых, которая включает в себя пальчиковые игры, массаж, самомассаж, пощипывания и другие различные движения под песенки, стишки, которые предлагают авторы. Включение воспитателем таких игр и упражнений разнообразит жизнь детей в разные режимные моменты. Игры и упражнения по методике Железновых укрепляет мышцы, развивает мелкую моторику, способствует развитию произвольности психических процессов.
Жизнь в детском учреждении построена так, что педагог может использовать каждый режимный момент для развития мелкой моторики старших дошкольников. Важно, чтобы педагог осознавал это, знал разные игры и упражнения, которые будут интересны детям, а также будут способствовать развитию мелкой моторики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ ИЗОНИТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ ИЗОНИТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАСамойлова Н.В.МБДОУ детский сад№129 город ИркутскВ народе широко распространены поговорки, ...

Использование техники изонить как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста .
Начиная со старшего дошкольного возраста – 5-6 лет я открываю по вечерам вне непосредственно организованной образовательной деятельности мастерскую «Волшебная ниточка». Я распахиваю детям дверь ...

Перспективный план по развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста
План работы с детьми по развитию мелкой моторики детей...
Программа "Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста"
Картотека игр и упражнений на развитие тонкой моторики руки....

Индивидуальный образовательный маршрут - форма сопровождения по развитию мелкой моторике детей старшего дошкольного возраста
- Актуальность темы- Зачем нужно развивать мелкую моторику?- Основные направления работы с детьми- Взаимодействие субъектов- Рекомендации...

Перспективный план развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста.
Все специалисты, работающие с детьми знают, что для развития речи большое значение имеет уровень развития мелкой моторики. Мной составлен перспективынй план развития мелкой моторики, в котором предусм...

Статья: Изобразительная деятельность как средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является формирование мелкой моторики и координации движений рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показа...
