Конспект индивидуального занятия Развитие межполушарных связей у ребенка 6 лет с ТНР «Весна»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

В практике работы с детьми с ОВЗ (ТНР) часто отмечается дефицит внимания, организованности, концентрации и точности выполнения заданий. В школьной среде это проявляется в трудностях чтения, письма (медленный темп, ошибки), счета и решения математических задач. Как правило, эти трудности не являются следствием отсутствия желания учиться. Причины кроются в особенностях строения и функционирования головного мозга, в частности, во взаимодействии полушарий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnoe_zanyatie.docx411.19 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила: педагог-психолог

Сорокина Елизовета Анатольевна

Пояснительная записка

В практике работы с детьми с ОВЗ (ТНР) часто отмечается дефицит внимания, организованности, концентрации и точности выполнения заданий. В школьной среде это проявляется в трудностях чтения, письма (медленный темп, ошибки), счета и решения математических задач. Как правило, эти трудности не являются следствием отсутствия желания учиться. Причины кроются в особенностях строения и функционирования головного мозга, в частности, во взаимодействии полушарий.

Недостаточное межполушарное взаимодействие препятствует полноценному обмену информацией. Правое полушарие, ответственное за чувственное восприятие, формирует образы, необходимые для логического анализа левым полушарием, где происходит сравнение, обработка речевой информации.

Полушария контролируют движения противоположных сторон тела и перерабатывают информацию, поступающую из этих сторон. Разделение функций обеспечивает взаимодополняемость. Полный анализ и синтез информации возможен только при их тесном сотрудничестве. Нарушение слаженности в работе полушарий – причина трудностей в обучении, включая дисграфию, дислексию и дискалькулию.

Функциональная связь между полушариями формируется в младенчестве во время ползания. Ограничение этого периода может негативно сказаться на координации движений, межполушарном взаимодействии и координации мозга и тела. Развитие моторики создает предпосылки для полноценного развития психических процессов. Межполушарное взаимодействие – механизм объединения полушарий в единую систему, формирующийся под влиянием генетики и среды.

Развитие межполушарных связей способствует улучшению интеллектуального развития, памяти, внимания, речи, воображения и мышления. Игры и упражнения, направленные на синхронизацию работы полушарий, улучшают запоминание, восприятие речи, концентрацию внимания и переключаемость.

Конспект индивидуального занятия

Развитие межполушарных связей у ребенка 6 лет с ТНР «Весна»

Форма занятия: индивидуальная

Цель: обеспечение благоприятной среды для совершенствования моторики ребенка и налаживания связей между полушариями мозга в рамках коррекционно-развивающего процесса.

Задачи:

-   содействовать становлению устойчивого интереса к познавательной деятельности;

            - развивать способность к выполнению заданий, требующих согласованной работы обоих полушарий мозга;

-  вырабатывать навыки сопоставления своих действий с заданным образцом;

 -    стимулировать внимание, зрительную и слуховую память, образное и логическое мышление, зрительное восприятие;

-     улучшать взаимодействие между полушариями головного мозга;

-  оказывать положительное влияние на развитие мелкой и крупной моторики, пространственной ориентации, а также раскрытие творческих способностей у ребенка.

Структура индивидуального занятия:

  1. Приветствие-разминка. Пальчиковая гимнастика. Положительный настрой на занятие, развитие мелкой моторики рук.
  2. Дыхательные упражнения. Улучшение ритмики дыхания, повышение энергетического обеспечения деятельности мозга.
  3. Рисование двумя руками. Развитие межполушарных связей.
  4. Растяжка. Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела.
  5. Рисование по клеточкам. Развитие усидчивости, внимательности, пространственной ориентации, воображения и мелкой моторики рук.
  6. Рефлексия. Подведение итогов, осмысление полученных знаний, оценка результативности занятия.
  7. Ритуал прощания. Создание эмоционального настроя.

Оборудование: бумажные пчелки на ниточке, симметричный рисунок для рисования двумя руками, тетрадь в клетку, схема рисования по клеточкам «Цветок», карточки «Ритуал прощания».

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Психолог: Здравствуй,...! Я рада тебя видеть! Совсем недавно прошел праздник Масленица-проводы зимы и встреча весны, с которым связан обычай печь блины. А мы с тобой сейчас испечем оладушки!

Упражнение «Оладушки»: руки ребенка лежат на столе, одна рука-ладонью вверх, вторая- ладонью вниз. Под текст синхронно и ритмично меняем положение рук:

Ладушки-ладушки, мы пекли оладушки,

Так пожарим, повернем-и опять играть начнем! (повторяем 3-4 раза).

Психолог: Отлично получилось! Вот и наступила весна! Расцветают первые цветы (первоцветы), а значит и трудяги пчелы уже проснулись, чтобы собирать нектар.

Дыхательное упражнение «Ветерок»: чтобы ребенок смог почувствовать  дахание, он кладет руку на свой живот, а чтобы увидел силу выдоха-дует на бумажную пчелку, которую педагог держит за ниточку.

Психолог: Замечательно! Сейчас тебе нужно помочь пчелкам собрать нектар.

Упражнение на развитие межполушарных связей. Ребенок обводит симметричный рисунок двумя руками одновременно. ( Приложение)

Психолог: Отлично потрудились! А теперь мы представим, что мы цветочки.

Упражнение-растяжка «Растет цветок»: 

Появился из земли маленький росток - положение сидя на корточках.

Рос он, рос, и появились на нем листочки - ребенок медленно встает, руки перед грудью с прижатыми ладонями друг к другу.

Все больше и больше становился цветок, и вот появились на нем бутоны. Ребенок опускает прямые руки вдоль тела, затем медленно поднимает их вверх через стороны, соединяя ладони над головой.

А из бутонов распустились яркие, большие цветы - ребенок опускает прямые руки через стороны, ладонями вверх.

Психолог: Ох! Замечательный цветок вырос! Я предлагаю тебе нарисовать наш цветок в тетради!

Упражнение - рисунок по клеточкам «Цветок» ( Приложение)

Рефлексия

Психолог: Вот и подходит наше занятие к концу. Что тебе запомнилось сегодня больше всего? Что было выполнить легко? Что сложно?

Ритуал прощания. Ребенок выбирает карточку, как он хочет попрощаться с педагогом. ( Приложение).

Список использованных источников.

  1. Веселова Е.И., Скрябина Е.М. Игры и упражнения для детей 4-5 лет с ОНР. Ч. 2. – М.: ТЦ Сфера 2015. – 64 с. (Библиотека логопеда). (6)
  2.  Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники / под ред. А.В. Семенович. М.: Дрофа, 2014.
  3.  Телесные практики, сенсорная интеграция и эрготерапия: сборник методических материалов семинара в рамках образовательного форума «Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями» / науч. ред. Ворошнина О.Р., Санникова А.И,; сост. Мальцева М.Н., Кобялковская Е.А., Гилева А.Г. (вып. ред.); Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2018. – 140 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Упражнение на развитие межполушарных связей.

Упражнение - рисунок по клеточкам «Цветок»

phpiEzRWM_Konspek-LOGOOPYT-1-GLAVYJ_html_66cd546e0d2c3894

Ритуал прощания.

27a6ce2a26a59fa4877ec136e4a24701


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия "Развитие речевого дыхания"

С детьми, имеющими речевые отклонения, обязательно должна проводиться работа по развитию речевого дыхания....

Конспект индивидуального занятия по коррекции ОНР с ребенком средней группы (4-5 лет)

Лексическая тема: Лесные животныеЛогопедическая тема:Закрепление и автоматизация зв ЛГрамматическая тема: Предлог "между"...

«Использование кинезиологических упражнений для развития межполушарных связей у детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях».

Анализируя научные источники, я узнала, какое положительное воздействие оказывает кинезиология и кинезиологические упражнения на развитие ребенка и стала частично применять их в своей работе, в качест...

Формирование интеллектуальных способностей через развитие межполушарных связей (открытое занятие средняя группа)

Приключение друзей мухи-цокотухиЦели: формирование межполушарного взаимодействия.Задачи:- восстановление процессов нервной деятельности;- формирование правильного взаимодействия рук и ног;- ...

Конспект индивидуального занятия по окружающему миру с ребенком старшего возраста «Перелетные птицы»

Цель: развитие познавательных процессов с учетом индивидуальных и физиологических особенностей ребенка. Развивающие задачи: - Развитие зрительного и слухового восприятия;- Развитие произвольного ...

НОД по ФЭМП на тему: «Весну выручаем» для детей старшей группы с элементами игровых упражнений, направленных на развитие межполушарных связей.

в ходе занятия дети выполняют различные задания, направленные на мыслительную деятельность и развитие межполушарного взаимодействия головного мозга....

Конспект индивидуального занятия «Развитие подражательной речевой деятельности методом имитации у детей со слабо развитыми речевыми навыками»

Конспект индивидуального занятия «Развитие подражательной речевой   деятельности методом имитации у детей со слаборазвитыми речевыми навыками»...