Методическая разработка «Кейс-технология» в логопедической практике с детьми с ОНР
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
В представленной методической разработке "Кейс-технология в логопедической практике с детьми с ОНР описаны апробированные на практике Кейс-технологии, которые демонстрируют положительные результаты в работе с детьми.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.05 КБ |
Предварительный просмотр:
«Кейс-технология» в логопедической практике с детьми с ОНР
«Кейс-технология» — это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа:
- метод игрового проектирования – процесс создания или совершенствования объектов;
- метод проигрывания ролей (инсценировки) – предлагается в виде инсценировки создать ситуацию и дать возможность оценить поступки;
- дебрифинг – достоинством является подчеркнутая связь первоначальных целей с обзором окончательных результатов;
- метод инцидентов – поиск информации для принятия решения самим слушателем;
- групповая дискуссия – обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определенными правилами;
- метод «информационного лабиринта» заключается в умении занять позицию человека и справиться с задачами, которые она подразумевает;
- метод ситуационного упражнения (задачи) - предлагается текст с описание сложившейся ситуации и задача, требующая решения.
Кейс-технология опирается на совокупность следующих дидактических принципов:
Индивидуальный подход к каждому, учет особенностей и познавательных потребностей. В процессе обсуждения и размышления каждый будет использовать собственные возможности, дополнять и развивать групповое суждение.
Вариативность. Этот метод предполагает возможность опоры на разнообразный материал и способы его обработки, что обеспечивает свободу выбора.
Прагматизм. При работе с кейсами восприятие направлено на поиск информации, которая позволит решить реальные проблему, ответить на вопросы.
Кейс можно применять как для групповой, так и для индивидуальной работы.
Таким образом, технология кейсов, благодаря своим возможностям, рассмотренным выше, применим на различных этапах обучения и приобретает всё большую популярность, отвечая требованиям современной методологии обучения.
К ним относятся кейс-технологии.
– Кейс-ситуации - это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти путь для ее решения. Цель такого кейса — совместными усилиями мини-группы детей проанализировать ситуацию, найти выход. Работая по методу кейс-ситуации воспитатель выступает в роли ведущего, задающего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли диспетчера процесса сотворчества с каждым ребенком;
– кейс-иллюстрации - это иллюстрации, которые используются для рассмотрения проблемной ситуации, далее идет анализ возможных решений и выбор лучшего из них. Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, воспитывают чувства, усиливают потребность в общении с другими людьми, мотивирует интерес детей;
– фото-кейс - это кейс, который дает возможность сформулировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребенок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. «Фото-кейс» содержит: фотографию, соответствующую реальным событиям, где показана реальная проблемная ситуация; текст к фотографии, характеризующий данную проблемную ситуацию; текст (правильно поставленный вопрос), мотивирующий детей проанализировать проблему и принять оптимальное решение проблемы.
Кейс должен удовлетворять ряду требований:
- соответствовать четко сформулированной цели создания;
- иллюстрировать ряд аспектов;
- быть актуальным;
- способствовать развитию аналитического мышления;
- иметь разные вариации решения;
- располагать соответствующим уровням трудности;
- приводить к дискуссии.
Данный метод актуален в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Однако вводить его в образовательную практику следует уже в младших группах. Это нужно для того, чтобы дети накапливали визуальный и эмоциональный опыт, учились общаться.
На занятиях с использованием данной технологии у наших воспитанников наблюдается положительная динамика в формировании самооценки, даже самые застенчивые и робкие, боящиеся любой публичной коммуникации, как правило, становятся активными участниками и вносят свой вклад в решения, принимаемые командой. Учатся выражать и обосновывать свои мысли, слушать партнёров, учатся осуществлять сотрудничество на основе эффективного и конструктивного взаимодействия, так как в процессе обучения моделируются процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия и понимания, а также осуществляются групповые и межгрупповые дискуссии.
Ценность использования кейс-технологии я вижу в том, что дети учатся находить разнообразные пути решения проблемной ситуации, обмениваться мнениями с другими, применять свои знания и расширять их, аргументировать свою стратегию решения проблемы по отношению другим. Получают важный для их становления жизненный опыт позитивного социального взаимодействия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка, конспект подгруппового коррекционного логопедического занятия с детьми подготовительной группы с ОНР – III- IV уровня речевого развития: «Весна»
Методическая разработка, конспект подгруппового коррекционного логопедического занятия с детьми подготовительной группыс ОНР – III- IV уровня речевого развития: «Весна» (с испол...
Методическая разработка "Возможности игры в коррекционной работе с детьми (из опыта работы воспитателя логопедической группы)"
Дошкольный возраст - это самые светлые воспоминания, воспоминания, связанные именно с играми. В коррекционной работе с детьми, возможности игры - огромны, все зависит от взрослого, который организует ...

Методическая разработка «КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ»
В статье представлена подборка кейсов для родителей дошкольников...
Методическая разработка Применение нейропсихологических упражнений в практике работы учителя – логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Нарушение речевого развития — одно из наиболее распространенных и тяжелых отклонений в формировании у ребенка высшей психической деятельности. Поскольку развитие речи непосредственно связано с п...

Методическая разработка "ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ С ДЕТЬМИ С ТНР"
Логосенсорная интеграция - это использование элементов сенсорной интеграции м параллельное решение речевых задач....

Методическая разработка на тему: «Инновационные логопедические технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР в рамках дошкольного образовательного учреждения».
Методическая разработка на тему: «Инновационные логопедические технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР...

Методическая разработка «Мозжечковая стимуляция в логопедической коррекции с детьми ТНР»
Методическая разработка "мохжечковая стимуляция в логпедической коррекции с детьми с ТНР" разработана на основе авторской практической работы с детьми в этом направлении....
