Методическая разработка «Кейс-технология» в логопедической практике с детьми с ОНР
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Абалмазова Людмила Владимировна

В представленной методической разработке "Кейс-технология в логопедической практике с детьми с ОНР описаны апробированные  на практике Кейс-технологии, которые демонстрируют положительные результаты в работе с детьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys-tehnologii.docx16.05 КБ

Предварительный просмотр:

«Кейс-технология» в логопедической практике с детьми с ОНР

«Кейс-технология» — это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа:

  • метод игрового проектирования – процесс создания или совершенствования объектов;
  • метод проигрывания ролей (инсценировки) – предлагается в виде инсценировки создать ситуацию и дать возможность оценить поступки;
  • дебрифинг – достоинством является подчеркнутая связь первоначальных целей с обзором окончательных результатов;
  • метод инцидентов – поиск информации для принятия решения самим слушателем;
  • групповая дискуссия – обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определенными правилами;
  • метод «информационного лабиринта» заключается в умении занять позицию человека и справиться с задачами, которые она подразумевает;
  • метод ситуационного упражнения (задачи) - предлагается текст с описание сложившейся ситуации и задача, требующая решения.

Кейс-технология опирается на совокупность следующих дидактических принципов:

Индивидуальный подход к каждому, учет особенностей и познавательных потребностей. В процессе обсуждения и размышления каждый будет использовать собственные возможности, дополнять и развивать групповое суждение.

Вариативность. Этот метод предполагает возможность опоры на разнообразный материал и способы его обработки, что обеспечивает свободу выбора.

Прагматизм. При работе с кейсами восприятие направлено на поиск информации, которая позволит решить реальные проблему, ответить на вопросы.

Кейс можно применять как для групповой, так и для индивидуальной работы.

Таким образом, технология кейсов, благодаря своим возможностям, рассмотренным выше, применим на различных этапах обучения и приобретает всё большую популярность, отвечая требованиям современной методологии обучения.

К ним относятся кейс-технологии.

– Кейс-ситуации - это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти путь для ее решения. Цель такого кейса — совместными усилиями мини-группы детей проанализировать ситуацию, найти выход. Работая по методу кейс-ситуации воспитатель выступает в роли ведущего, задающего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли диспетчера процесса сотворчества с каждым ребенком;

– кейс-иллюстрации - это иллюстрации, которые используются для рассмотрения проблемной ситуации, далее идет анализ возможных решений и выбор лучшего из них. Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, воспитывают чувства, усиливают потребность в общении с другими людьми, мотивирует интерес детей;

– фото-кейс - это кейс, который дает возможность сформулировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребенок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. «Фото-кейс» содержит: фотографию, соответствующую реальным событиям, где показана реальная проблемная ситуация; текст к фотографии, характеризующий данную проблемную ситуацию; текст (правильно поставленный вопрос), мотивирующий детей проанализировать проблему и принять оптимальное решение проблемы.

Кейс должен удовлетворять ряду требований:

  • соответствовать четко сформулированной цели создания;
  • иллюстрировать ряд аспектов;
  • быть актуальным;
  • способствовать развитию аналитического мышления;
  • иметь разные вариации решения;
  • располагать соответствующим уровням трудности;
  • приводить к дискуссии.

Данный метод актуален в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Однако вводить его в образовательную практику следует уже в младших группах. Это нужно для того, чтобы дети накапливали визуальный и эмоциональный опыт, учились общаться.

На занятиях с использованием данной технологии у наших воспитанников наблюдается положительная динамика в формировании самооценки, даже самые застенчивые и робкие, боящиеся любой публичной коммуникации, как правило, становятся активными участниками и вносят свой вклад в решения, принимаемые командой. Учатся выражать и обосновывать свои мысли, слушать партнёров, учатся осуществлять сотрудничество на основе эффективного и конструктивного взаимодействия, так как в процессе обучения моделируются процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия и понимания, а также осуществляются групповые и межгрупповые дискуссии.

Ценность использования кейс-технологии я вижу в том, что дети учатся находить разнообразные пути решения проблемной ситуации, обмениваться мнениями с другими, применять свои знания и расширять их, аргументировать свою стратегию решения проблемы по отношению другим. Получают важный для их становления жизненный опыт позитивного социального взаимодействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка, конспект подгруппового коррекционного логопедического занятия с детьми подготовительной группы с ОНР – III- IV уровня речевого развития: «Весна»

Методическая разработка, конспект подгруппового коррекционного логопедического занятия с детьми подготовительной группыс ОНР – III- IV уровня речевого развития: «Весна» (с испол...

Методическая разработка "Возможности игры в коррекционной работе с детьми (из опыта работы воспитателя логопедической группы)"

Дошкольный возраст - это самые светлые воспоминания, воспоминания, связанные именно с играми. В коррекционной работе с детьми, возможности игры - огромны, все зависит от взрослого, который организует ...

Методическая разработка «КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ»

В  статье  представлена  подборка  кейсов  для  родителей  дошкольников...

Методическая разработка Применение нейропсихологических упражнений в практике работы учителя – логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Нарушение речевого развития — одно из наиболее распространенных и тяжелых отклонений в формировании у ребенка высшей психической деятельности. Поскольку развитие речи непосредственно связано с п...

Методическая разработка "ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ С ДЕТЬМИ С ТНР"

Логосенсорная интеграция - это использование элементов сенсорной интеграции м параллельное решение речевых задач....

Методическая разработка на тему: «Инновационные логопедические технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР в рамках дошкольного образовательного учреждения».

Методическая разработка на тему: «Инновационные логопедические технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР...

Методическая разработка «Мозжечковая стимуляция в логопедической коррекции с детьми ТНР»

Методическая разработка "мохжечковая стимуляция  в логпедической коррекции с детьми с ТНР" разработана на основе авторской практической работы с детьми в этом направлении....