Методическая разработка «Мозжечковая стимуляция в логопедической коррекции с детьми ТНР»
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Абалмазова Людмила Владимировна

Методическая разработка "мохжечковая стимуляция  в логпедической коррекции с детьми с ТНР" разработана на основе авторской практической работы с детьми в этом направлении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mozzhechkovaya_stimulyatsiya_nsportal_.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Мозжечковая стимуляция в логопедической коррекции

с детьми  ТНР»

Мозжечковая стимуляция – специально комплекс упражнений, который позволяет развивать головной мозг, в том числе его участки, отвечающие за формирование высших психических функций.

Что такое мозжечок и зачем его стимулировать

Мозжечок человека содержит больше нервных клеток, чем все остальные отделы головного мозга! Очень долго ученые были убеждены, что мозжечок отвечает за равновесие, координацию движений и движение глаз. Однако, в последние десятилетия они пришли к выводу, что мозжечок – ключ практически ко всему! В том числе и к интеллектуальному, речевому и даже к эмоциональному развитию ребенка.

Мозжечок – это самый быстродействующий механизм в мозге. Он быстро перерабатывает любую информацию, поступающую из других частей мозга и определяет скорость работы всего головного мозга в целом.

Чтобы наше тело было сильным, красивым и выносливым, мы делаем зарядку. Чтобы обеспечить нашему мозгу хороший тонус и продлить его молодость, мы также должны делать зарядку. Познавательные и мыслительные навыки можно улучшить через многократное и четко выстроенное выполнение упражнений на равновесие. Выполнение упражнений программы Learning Breakthrough на оборудовании Balametrics позволяет улучшить синхронизацию и взаимодействие полушарий мозга, и, как следствие, взаимодействие вестибулярной, зрительной, тактильной и кинестетической систем. В результате эффективность работы мозга повышается и проблемы, связанные с процессом анализа и обучения, исчезают.

Программа Learning Breakthrough (Balametrics) и история ее появления

Программа Learning Breakthrough на оборудовании Balametrics – это программа мозжечковой стимуляции, созданная в США в середине ХХ века.

Ее основателем стал доктор Фрэнк Бильгоу, который в начале 1960-ых годов, будучи учителем в школе, заметил, что дети, делающие на переменах упражнения на равновесие, координацию движений и развитие зрительно-моторной координации, более успешны в учебе. Этот простой факт и стал основой разработки его системы развития мозжечка как средства повышения успеваемости детей в школе. Именно он первым во время работы с детьми, плохо умеющими читать, выявил связь между двигательной активностью и изменениями навыков чтения. Тогда же Ф. Бильгоу разрабатывает специальный снаряд – балансировочную доску и придумывает целую серию упражнений на ней.

Впоследствии его программа получила название Learning Breakthrough, что можно перевести как «Прорыв в обучении». Она является результатом более чем 30-летних наблюдений и исследований, которые проводили американские ученые. Данная программа уникальна по своей продуманности и системности и, что самое главное, неоднократно доказавшая свою эффективность!

Как работает программа Learning Breakthrough

В основе программы мозжечковой стимуляции лежит система тренировок на балансировочной доске Бильгоу. Упражнения чем-то похожи на лечебную физкультуру.

Стоя на балансировочной доске, ребенок выполняет задания инструктора, одновременно пытаясь удержать равновесие. Поверхность доски имеет специальную разметку, а угол наклона платформы можно отрегулировать рокерами. В зависимости от уровня наклона изменяется и уровень сложности упражнений, которые направлены на синхронизацию двигательных и познавательных навыков, развитие зрительно-моторной координации.

Балансировочная доска Бильгоу

Например, ребенок, удерживая равновесие на балансировочной доске, перебрасывается с инструктором небольшим мячом и называет при этом буквы алфавита, домашних или диких животных и т.д. Так же в занятия мозжечковой стимуляции включаются упражнения на интерактивной платформе. Это когда ребенок стоит на специальной платформе, которая очень чутко реагирует на любые его движения, а на мониторе демонстрируется информация, полученная по каналам обратной связи, и выполняются различные задания, похожие на увлекательную и интересную игру.

Как работает методика Бильгоу

Стоя ногами на балансировочной доске, малыш выполняет простейшие задания педагога, при этом сохраняя равновесие. Специальные ограничители регулируют наклон платформы. Чем больше интенсивность качания, тем сложнее задания.

Среди простейших упражнений для мозжечковой стимуляции по Бильгоу — переброска с педагогом мячом, держа равновесие на балансировочной доске. Затем, задание усложняется и ребенок должен называть буквы, цифры, названия животных, растений. Такие тренировки похожи на интересную подвижную игру, увлекающую детей динамичностью.

Цель подобной мозжечковой стимуляции – синхронизировать работу центров мозга, ответственных за познавательные и двигательные функции, а также развить зрительно-моторное взаимодействие и координацию.

В курсе могут использоваться батуты, фитболы и другие гимнастические снаряды. Опытный инструктор наблюдает за выполнением упражнений, что позволяет не нарушить технику безопасности и не травмировать детей.

Нередко родители списывают неуклюжесть и неловкость движений ребенка на личностные особенности. Однако это явные признаки того, что есть более серьезные отклонения психологического, интеллектуального и логопедического характера. Важно вовремя заметить проблему и начать своевременную мозжечковую стимуляцию с помощью балансировочной доски Бильгоу.

Для чего это нужно

Цель таких упражнений – научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, улучшить навыки речи, письма рукой, развить навыки чтения, концентрацию внимания, математические навыки, стимулировать развитие памяти и понимание.

В ходе занятий повышается пластичность мозга, появляется возможность заполнить пробелы и восполнить недостатки функциональности базовых структур головного мозга. Улучшается успеваемость, навыки социальной адаптации, взаимоотношения в семье, стабилизируется психоэмоциональное состояние, ребенок обретает хорошую физическую форму, исправляется его осанка, заметно улучшается координация движений. Мозжечковая стимуляция также значительно улучшает эффективность любых коррекционных занятий ( с логопедом, психологом, дефектологом).

Кому показана работа по программе мозжечковой стимуляции

Это прежде всего дети с:

Нарушением внимания

ГиперактивностьюПоведенческие расстройства

Нарушение осанки

Нарушениями работы вестибулярного аппарата

Проблемами с обучением

Нарушениями устной и письменной речи

Нарушениями координации движений и моторной неловкости

Дисграфии

Дислексии

Диспраксия

Нарушениями аутического спектра

ЗПР, ЗРР, ММД, СДВГ

Чего можно ожидать от мозжечковой стимуляции

Специалисты по работе с данной программой отмечают следующее:

Улучшение у ребенка понимания, внимания, поведения

Улучшение зрительно-моторной координации

Улучшение мануальных и графо-моторных функций

Повышение общего уровня интеллекта

Быстрое развитие когнитивной сферы (памяти, речи, восприятия, мышления)

Повышение эффективности других коррекционных занятий (с психологом, логопедом, дефектологом)

Как эффективнее заниматься по данной методике

Занятия можно начинать, если ребенку исполнилось 3-4 года. Оптимальная периодичность занятий 3 раза в неделю по 30-40 минут.

«Освоение балансира»

  1. Доска располагается перед ребенком. Встать на доску и покачаться на ней.
  2. Встать и спуститься с доски: спереди, сзади, с обеих сторон.
  3. Ребенок в положении стоя медленно покачивается.
  4. Встать на доску, закрыть глаза и покачаться.
  5. Сесть на доску и покачаться на ней.
  6. Стоя на доске имитировать плавательные движения, сидя на доске имитировать плавательные движения: двумя руками, только правой, только левой, поочередно.
  7. Сесть на доску «по-турецки» и покачаться.
  8. Сидя на доске «по-турецки» имитировать плавательные движения: двумя руками, затем правой, левой поочередно.
  9. Встать на доске на колени, выполнять наклоны головы вправо, влево, вперед, назад.
  10. Встать на доске на колени, зафиксировать взгляд на предмете и производить вращательные движения в разные стороны.
  11. Стоя на доске, удерживая равновесие, ловить игрушку.
  12. Стоя на доске поднять обе руки вверх и покачаться на ней, затем поднять только правую руку, левую руку, обе руки.
  13. Стоя на доске делать круговые вращения руками: руки в одну сторону, обе руки в разные стороны: по очереди в одну сторону, по очереди в разные стороны.

«Комплекс упражнений с мешочками»

  1. Положить на доску, и поднять мешочек правой, левой рукой, попеременно, двумя руками одновременно.
  2. Перебрасывание мешочка и ловля хватам двумя руками.
  3. Перебрасывание мешочка попеременно левой, правой рукой и ловля его обеими руками.
  4. Перебрасывание мешочка попеременно левой, правой рукой и ловля его то левой, то правой рукой.
  5. Подбрасывание мешочка двумя руками, следить за ним глазами, ловля обеими руками.
  6. Подбрасывание мешочка то левой, то правой рукой, следить за ним глазами, ловля обеими руками.
  7. Подбрасывание мешочка то левой, то правой рукой, следить за ним глазами, ловля то левой, то правой рукой.
  8. Подкидывать мешочек, удерживая взгляд на предмет, который показывает взрослый.
  9. Подкидывать мешочек, фокусируя взгляд на мешочке, разворачивая корпус в разные стороны.
  10. Ребенок стоя на доске, перекладывает один мешочек с руки на руку, над головой, сзади, спереди под коленями, под правым, затем под левым коленом.
  11. Ребенок подбрасывает и ловит мешочек с хлопками.
  12. Удерживание мешочка на голове, раскачиваясь на доске.
  13. Удерживание 2 мешочка на плечах и одновременно выполнять действия руками (хлопки, вращения, ловля предмета).

 «Комплекс упражнений с мишенью обратной связи»

(классическая сетка: круги, цифры, геометрические фигуры 3 цветов с цифрами или предметными картинками по лексическим темам)

  1. Попасть в мишень мячом-попрыгунчиком, бросок и ловля двумя руками.
  2. Попасть в мишень мячом-попрыгунчиком, бросок одной рукой и ловля двумя руками.
  3. Попасть в мишень мячом-попрыгунчиком, бросок одной рукой и ловля одной рукой.
  4. Попасть в мишень мячом-попрыгунчиком, бросок одной рукой и ловля другой рукой.
  5. Попасть в мишень мячом-попрыгунчиком в центр и поймать его.
  6. Попасть в мишень мячом-попрыгунчиком в заданную взрослым цифру (картинку).
  7. Попасть мячиком последовательно во все зеленые/красные/желтые фигуры.
  8. Попасть мячиком последовательно во все квадраты /круги/треугольники.
  9. Попасть мячиком последовательно во все не красные (желтые, зеленые) квадраты (круги, треугольники).
  10.  Попасть мячиком в цифры от 1 до 9 в прямом/обратном порядке.
  11.  Попасть мячиком в число, которое является ответом на заданный арифметический пример.
  12.  Попасть мячиком в фигурку/цифру/цвет, расположенную слева/справа/сверху/снизу от центра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка кружка " Самоделкин" средней логопедической группы

Данный план поможет педагогам в работе по разделам ручного труда. А точнее в аппликациях из крупп. Ребята очень любят работать с разными крупами и далать красивые работы....

Методическая разработка "Использование мнемотехники в логопедической работе"

Мнемотехника - это  система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.Цель обучения мнемотехнике - развитие пам...

Методическая разработка «Рекомендации для организации логопедической работы по формированию речевого дыхания как основы звучащей речи»

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. При правильном речевом дыхании ребенок ...

Методическая разработка по самообразованию: Коррекционная логопедическая работа по формированию связной речи дошкольников с ОНР. Формирующий эксперимент

Коррекционная логопедическая работа по формированию связной речи дошкольников с ОНР. Формирующий эксперимент...

Методическая разработка наглядно-дидактического пособия «Логопедическое панно»

laquo;Логопедическое панно» было создано, учитывая склонность дошкольников к подражанию, наглядным формам мышления и игре. Ведь игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в...

Методическая разработка, конспект подгруппового коррекционного логопедического занятия с детьми подготовительной группы с ОНР – III- IV уровня речевого развития: «Весна»

Методическая разработка, конспект подгруппового коррекционного логопедического занятия с детьми подготовительной группыс ОНР – III- IV уровня речевого развития: «Весна» (с испол...

Использование картинок-символов в работе с " неговорящими" детьми. Методическая разработка по стимуляции речевого развития "неговорящих" детей младшего и среднего возраста. Из опыта работы логопеда-дефектолога.

    В материале представлены рекомендации из практики логопеда-деффектолога по работе с "неговорящими" детьми с использованием картинок-символов, развивающих воображение, по...