КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ С ПОМОЩЬЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ.
статья по коррекционной педагогике
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ С ПОМОЩЬЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ.
Детская агрессия все чаще появляется у детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями (далее ООП). Проявление детской агрессии представляет значительную проблем, как для родителей, так и для педагогов ДОУ.
Специалист, занимающийся с детьми с агрессивным поведением, необходимо контролировать свою речь, жесты и поступки при проведении занятий. Педагог умеющий управлять собой влияет на действия ребёнка своим примером поведением.
При нормальном развитии ребенка он прибывает в стабильном эмоциональном состоянии, ребенок оптимистичен и жизнерадостен. В частности положительные эмоции дают ребёнку основу к взрослению, развивают в нём инициативность, силу воли, уверенность и самоуважение к себе. Находясь же в подавленном, агрессивном состоянии, ребёнок быстро устаёт, либо же другой стороной этого состояния может стать гиперреактивность, при которой ребенок ведет себя раздражённо, плаксиво, нервно, что очень не благоприятно влияет на его самочувствие и его эмоциональное развитие как личное, так и социализацию в обществе.
Ребенок с ООП проявляющий агрессию часто не контролирует своё поведение и теряет контроль над своими действиями. Такой ребенок конфликтует со сверстниками, не обращает внимание на замечание взрослых. В своих ошибках ребёнок винит других детей, часто сердится и устраивает драки.
Развитие детей с ярко выраженной агрессией, рассматривается, как один из видов нарушений развития, Как правило, у основного числа детей с ООП развитие отстаёт, но это чаще всего носит временный характер и может быть преодолено, под влиянием лечения и в условиях коррекционно-развивающего обучения [8].
Отмечено, что у детей с ООП агрессивное поведение проявляется в два раза чаще, чем у обычных детей. Это происходит из-за незрелости личности ребёнка, недостаточно развитой эмоционально-волевой регуляцией поведения [6]. Кроме того, ребёнку с ООП тяжелее выстраивать взаимоотношения с другими людьми. Агрессивное поведение в этом случаи является последствием продолжительных неудач в освоении дошкольной программы, вследствие этого появляется негативное отношение к самому себе.
Агрессивное поведение детей проявляется в чрезмерной возбудимости, раздражительности, враждебности, упрямстве, несговорчивости с другими людьми, частыми драками. Явно выраженная агрессия в детском возрасте сказывается и на состоянии здоровья, провоцируя развитие сложно контролируемого возбуждённого состояния. [2] Помимо этого, агрессивность, приобретая стабильность в личностной характеристике, оказывает отрицательное влияние на процессы формирования психики ребенка и его адаптацию в обществе.
Большое значение в коррекции агрессивного поведения младших школьников отводится музыкотерапии. Коррекционная работа с помощью музыкотерапии направленна вывод ребенка из состояния агрессии. Музыка помогает снять напряжение, расслабится. После сеанса музыкотерапии с ребенком проще наладить контакт и указать на последствия его агрессивного поведения[1].
Музыка позволяет ребенку освободиться от своего внутреннего напряжения, благодаря слушанью музыки и движению под неё. Необходимо научить ребёнка не подавлять агрессию, а использовать творчество для расслабления и самовыражения.
Обязательным элементом коррекционной работы является одобрение ребёнка реагирующего должным образом[9].Похвала педагога, как необходимый для него стимул, к правильной модели поведения, так как агрессивные дети чаще всего осуждаются и отвергаются в коллективе. Поэтому ребенок с ООП ведущий себя должным поощряться педагогом.
У каждого ребенка есть определенные предпочтения в выборе музыкальных произведений. Слушая любимую музыку, ребёнок получает наилучший результат в решении его проблем со здоровьем и развитием. Так же на музыкальных занятиях в ДОУ у детей с ООП определяются музыкальные предпочтения[3].
При прослушивании музыкальных произведений с определённым характером и тембром, ребенок учится «перешагивать» из реальной жизни в выдуманный мир, мир образов и ощущений. В небольшом предисловии перед прослушиванием музыкальных произведений, специалист должен настроить ребенка на восприятие определенного музыкального образа, а сама мелодия уводит ребенка от реальных негативных переживаний, помогает ему увидеть красоту природы и мира [5].
Прослушав произведение необходимо выяснить, какие чувства пробудились в душе ребёнка, и какие образы он представлял в своем воображении. Данное восприятие музыки снимает напряжение, улучшает у младших школьников психоэмоциональное состояние [7].
При помощи музыкотерапии развивается чувственность, эмоциональность, сопереживание, сострадание, формируются нравственные ценности, которые являются основным ориентиром, определяющим значение музыки в жизни ребенка
Именно по этому, музыкотерапия, как средство коррекции детей с ООП позволяет гармонично развиваться личности дошкольников, корректируя его психоэмоциональное состояние, способствует восстановлению психофизиологических процессов.
Список литературы
1. Братании В. Самолечение музыкой / В. Братании// Здоровье: Прил. к газ. «Аргументы и факты», 1995. – № 10 – С. 7.
2. Игнатова Ю.А. Социально–эмоциональное развитие детей с задержкой психического развития // Сб. работ молодых ученых МГПУ / сост. Н. М. Чалов. М. : МГПУ, 2001. – Вып. 7.
3. Кузнецова Л. Н. Психолого-педагогическая коррекция детской агрессивности // Начальная школа. – 1999. – N 3. – С. 24-26.
4. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте. - М., 2003.
5. Лютова Е. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. – СПб. : Речь, 2001. – 190 с.
6. Общая и социальная психология – Издательство «Норма», 2018.
7. Паренс Г. Агрессия наших детей / Г. Паренс. – М. : ЮНИТИ, 1997. – 125 с.
8. Петухов В. В. Развитие музыкально-исполнительского мастерства как формирование высшей психической функции / В. В. Петухов, Т. В. Зеленкова // Вопросы психологии. – 2002. - № 3 – С. 20 – 32.
9. Семенако С. П. Пути преодоления детской агрессивности // Педагогический вестник. – 2000. – № 3. – С. 10.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет при...
Методы и приемы (стратегии и тактики) коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
Рекомендации по работе с агрессивными детьми дошкольного возраста....

Профилактика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
Статья "ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

Театрализованная деятельность в развитии эмоциональной устойчивости у детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.
Дети с особыми образовательными потребностями – это дети с нарушениями, вследствие которых к ним нужно примен...

Игры на основе сказок в развитии эмоциональной устойчивости детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями
Одной из эффективной формой работы по развитию эмоциональной устойчивости детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями являются игры на осно...

Игровые технологии в коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста (из опыта работы)
Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности ребенка. В этом возрасте ребенок находится в полной...

Конспект коррекционно-образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями
В конспекте описывается цель, задачи, формы работы с детьми, здоровьесберегающие технологии и приёмы, интеграция образовательных областей, опорная схема образовательной деятельности и технологическая ...