Перспективное планирование учителя дефектолога для детей ЗПР
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике

Павленко Оксана Олеговна

Перспективное планирование учителя дефектолога в образовательной области Познавательное развитие для детей с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_planirovanie_dlya_zpr.docx65.43 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план развития детей с ЗПР по образовательной области «Познавательное развитие»

Ознакомление с окружающей действительностью

Возраст детей

1 этап

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

2 этап

(декабрь, январь, февраль)

3 этап

(март, апрель, май)

5-6 лет

  • Формирование        умения ориентироваться в групповом помещении, в помещении детского сада, на участке.
  • Воспитание любви к родному городу (названия улиц, на которых живут дети и находится детский сад).
  • Формирование        первичных экологических знаний. Обобщение первичных представлений об осени по существенным        признакам                сезона. Формирование                представлений                о многообразии природных явлений осенью, о сезонных изменениях в природе.
  • Обучение узнаванию деревьев по листьям, плодам, семенам, характерным особенностям стволов.
  • Расширение представлений об овощах, фруктах, грибах, ягодах, местах их произрастания, цвете, форме, размере.
  • Конкретизация представлений о жизни диких животных и домашних животных осенью, о подготовке диких животных к зимовке, о труде людей по уходу за домашними животными.
  • Воспитание любви и бережного отношения к природе.
  • Закрепление обобщающих понятий: игрушки, дикие животные, животные Севера, животные жарких стран, домашние животные и птицы.
  • Формирование        доступных пониманию детей представлений о государственных праздниках (День Учителя, День народного единства).

  • Обобщение и расширение представлений о явлениях неживой природы зимой, о существенных признаках сезона.
  • Формирование представлений о разнообразии птиц, умения называть характерные особенности их внешнего вида.
  • Уточнение представлений о внешнем виде и образе жизни зимующих птиц.
  • Расширение представлений о новогоднем празднике.
  • Формирование представлений о мире предметов, необходимых человеку, их назначении; частях, из которых они состоят; материалах, из которых они сделаны. Воспитание бережного отношения к вещам.
  • Продолжение ознакомления со свойствами и качествами окружающих предметов.
  • Совершенствовать умения свободно ориентироваться в групповом помещении, в помещении детского сада, на участке.
  • Формирование доступных пониманию детей представлений о государственных праздниках (День Конституции,        Новый        год, Рождество, День защитника Отечества).
  • Уточнение представлений о смене времен года, признаках времен года, признаках весны и лета, разнообразии природных явлений и сезонных изменениях в природе (оттепель, ледоход, ливень, гроза, роса, туман).
  • Расширение представлений о жизни диких и домашних животных весной, о труде, людей по уходу домашними животными.
  • Расширение представлений о птицах, их образе жизни, установление связи между изменениями природных условий и прилетом птиц.
  • Привлечение внимания к труду взрослых, его общественному значению. Формирование представлений о профессиях продавца, почтальона, шофера, водителя, летчика, машиниста, их трудовых действиях.
  • Воспитание любви к родному городу. (названия улиц, на которых живут дети и находится детский сад, название главной улицы города).
  • Формирование представлений о насекомых, их особенностях, образе жизни.
  • Расширение представлений о труде взрослых, о его необходимости и важности, о профессиях мам.
  • Расширение знаний об общественном транспорте и формирование знания правил дорожного движения.
  • Формирование доступных пониманию детей представлений о государственных праздниках (Международный женский день, День космонавтики, Праздник весны и труда, День Победы, день России).

6-7 лет

  • Формирование        умения
  • Обобщение        и        расширение
  • Уточнение        представлений        о        смене

ориентироваться в групповом помещении, в помещении детского сада, на участке.

  • Воспитание любви к родному городу (названия улиц, на которых живут дети и находится детский сад).
  • Формирование        первичных экологических знаний. Обобщение первичных представлений об осени по существенным        признакам                сезона. Формирование                представлений                о многообразии природных явлений осенью, о сезонных изменениях в природе.
  • Обучение узнаванию деревьев по листьям, плодам, семенам, характерным особенностям стволов.
  • Расширение представлений об овощах, фруктах, грибах, ягодах, местах их произрастания, цвете, форме, размере.
  • Конкретизация представлений о жизни диких животных и домашних животных осенью, о подготовке диких животных к зимовке, о труде людей по уходу за домашними животными.
  • Воспитание любви и бережного отношения к природе.
  • Закрепление обобщающих понятий: игрушки, дикие животные, животные Севера, животные жарких стран, домашние животные и птицы.
  • Формирование        доступных пониманию детей представлений о государственных   праздниках   (День

Учителя, День народного единства).

представлений о явлениях неживой природы зимой, о существенных признаках сезона.

  • Формирование представлений о разнообразии птиц, умения называть характерные особенности их внешнего вида.
  • Уточнение представлений о внешнем виде и образе жизни зимующих птиц.
  • Расширение представлений о новогоднем празднике.
  • Формирование представлений о мире предметов, необходимых человеку, их назначении; частях, из которых они состоят; материалах, из которых они сделаны. Воспитание бережного отношения к вещам.
  • Продолжение ознакомления со свойствами и качествами окружающих предметов.
  • Совершенствовать умения свободно ориентироваться в групповом помещении, в помещении детского сада, на участке.
  • Формирование доступных пониманию детей представлений о государственных праздниках (День Конституции,        Новый        год, Рождество, День защитника Отечества).

времен года, признаках времен года, признаках весны и лета, разнообразии природных явлений и сезонных изменениях в природе (оттепель, ледоход, ливень, гроза, роса, туман).

  • Расширение представлений о жизни диких и домашних животных весной, о труде, людей по уходу домашними животными.
  • Расширение представлений о птицах, их образе жизни, установление связи между изменениями природных условий и прилетом птиц.
  • Привлечение внимания к труду взрослых, его общественному значению. Формирование представлений о профессиях продавца, почтальона, шофера, водителя, летчика, машиниста, их трудовых действиях.
  • Воспитание любви к родному городу. (Названия улиц, на которых живут дети, и находится детский сад, название главной улицы города).
  • Формирование представлений о насекомых, их особенностях, образе жизни.
  • Расширение представлений о труде взрослых, о его необходимости и важности, о профессиях мам.
  • Расширение знаний об общественном транспорте и формирование знания правил дорожного движения.
  • Формирование доступных пониманию детей представлений о государственных праздниках (Международный женский день, День космонавтики, Праздник весны и труда,

День Победы, день России).

Развитие психических функций

Возраст детей

1 этап

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

2 этап

(декабрь, январь, февраль)

3 этап

(март, апрель, май)

5-6 лет

  • Дальнейшее развитие слухового внимания и памяти при восприятии неречевых звуков в игровых упражнениях и играх.
  • Формирование умения различать звучание нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов, предметов- заместителей; громкие и тихие, высокие и низкие звуки.
  • Дальнейшее развитие зрительного внимания и памяти в работе с разрезными картинками (4—8 частей, все виды разрезов) и пазлами по всем изучаемым лексическим темам.
  • Дальнейшее развитие мышления в упражнениях на группировку и классификацию предметов и объектов по одному или нескольким признакам (цвету, форме, размеру, качеству, материалу и т. п.).
  • Развитие воображения и на этой основе                формирование        творческих способностей,  творческого  воображения,

креативности.

  • Дальнейшее        развитие слухового внимания и памяти при восприятии неречевых звуков. Совершенствование умения различать громкие и тихие, высокие и низкие звуки.
  • Дальнейшее        развитие зрительного внимания и памяти в работе с разрезными картинками (8 частей, все виды разрезов) и пазлами по всем изучаемым лексическим темам.
  • Дальнейшее                развитие мышления в упражнениях на сравнение,        группировку, классификацию предметов и объектов сразу по нескольким заданным признакам.
  • Дальнейшее        развитие воображения.

  • Дальнейшее развитие слухового внимания и памяти при восприятии неречевых звуков, «голосов природы».
  • Дальнейшее развитие зрительного внимания и памяти в работе с разрезными картинками (8—12 частей, все виды разрезов) и пазлами по всем изучаемым лексическим темам.
  • Дальнейшее развитие мышления в упражнениях на сравнение, группировку, классификацию предметов и объектов сразу по нескольким заданным признакам.
  • Дальнейшее развитие воображения, творческих способностей.

6-7 лет

  • Дальнейшее развитие всех органов чувств (слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса).
  • Совершенствование        умения воспринимать предметы и явления окружающей        действительности посредством всех органов чувств, выделять в процессе восприятия свойства и качества, существенные детали и на этой основе сравнивать предметы.
  • Дальнейшее        развитие цветовосприятия. Закрепление знания основных цветов и оттенков, обогащение представлений об их разнообразии.
  • Дальнейшее развитие основных сенсорных систем и формирование на этой основе более точного восприятия внешнего мира.
  • Совершенствование процессов сенсомоторной интегра- ции в игровой и трудовой деятельности, в повседневной жизни.
  • Дальнейшее развитие дифференцированности восприятия сенсорной информации, сенсомоторной координации.

Развитие элементарных математических представлений

Возраст детей

1 этап

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

2 этап

(декабрь, январь, февраль)

3 этап

(март, апрель, май)

5-6 лет

  • Формирование        навыков количественного и порядкового счета в пределах 10 с участием слухового, зрительного и двигательного анализаторов. Закрепление в речи количественных и порядковых числительных, ответов на вопросы сколько всего? который по счету? Совершенствование навыка отсчитывания предметов из большего количества в пределах 10.
  • Формирование  умения  сравнивать

рядом стоящие числа (со зрительной опорой).

  • Совершенствование навыка сравнения групп множеств и их уравнивания разными способами.
  • Ознакомление с составом числа в пределах 5.
  • Формирование представления о том,

что предмет можно делить на равные части, что целое больше его части.

  • Формирование представления о том,

что результат счета не зависит от расположения предметов и направления счета.

  • Формирование навыка сравнения двух

предметов по величине (высоте, ширине, длине) с помощью условной меры; определения величины предмета на глаз. Формирование умения пользоваться сравнительными прилагательными {выше, ниже, шире, уже, длиннее, короче). Совершенствование навыка раскладывания предметов в возрастающем и убывающем по- рядке в пределах 10.

  • Формирование  умения  измерять
  • Совершенствование        навыков количественного и порядкового счета и отсчитывания предметов из большего количества в пределах 10, сравнения и воспроизведения количества предметов по образцу.
  • Совершенствование        умения сравнивать рядом стоящие числа (со зрительной опорой).
  • Совершенствование        навыка сравнения групп множеств и их уравнивания.
  • Развитие представления о том, что

предмет можно делить на равные части, что целое больше части. Формирование умения называть часть.

  • Закрепление представления о том,

что результат счета не зависит от расположения        предметов        и направления счета.

  • Совершенствование        навыка

сравнения двух предметов по величине с помощью условной меры; определения величины предмета на глаз; определения объема с помощью условной мерки.

  • Совершенствование        умения

выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур, сравнивать фигуры по величине и наличию или отсутствию основных компонентов.

  • Совершенствование        навыков

ориентировки  по  схеме,  плану  в

  • Совершенствование        умения упорядочивать группы предметов по возрастанию и убыванию их численности. Формирование умения решать наглядные практические задачи на объединение и разъединение (на нахождение суммы и остатка).
  • Закрепление  знания  количественного

состава чисел из единиц в пределах десятка.

  • Совершенствование умения делить целое на части, сравнивать, уравнивать множества.
  • Совершенствование  умения  измерять

длину различными мерками и сравнивать величины на основе измерения. Закрепление в речи сравнительных формы прилагательных: длиннее, самый длинный, короче, самый короткий.

  • Дальнейшее совершенствование умения

выделять сходные и отличительные признаки геометрических фигур, сравнивать фигуры по величине и наличию или отсутствию основ- ных компонентов.

  • Совершенствование        навыков

ориентировки по схеме, плану в групповом помещении и на участке.

  • Закрепление        представлений        об

очередности дней недели.

  • Закрепление понятий сегодня, вчера, завтра, раньше, скоро.

объем условными мерками.

  • Совершенствование умения узнавать и различать плоские и объемные геометрические фигуры {круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, цилиндр), узнавать их форму в предметах ближайшего окружения.
  • Формирование представления о четырехугольнике; о квадрате и прямоугольнике как его разновидностях.
  • Совершенствование        навыков

ориентировки в пространстве и на плоскости. Формирование навыков ориентировки по схеме, плану.

  • Закрепление представлений о смене

времен года и их очередности, о смене частей суток и их очередности. Формирование представления о таком временном отрезке, как неделя, об очередности дней недели.

групповом помещении и на участке.

  • Закрепление представлений о смене частей суток и их очередности, об очередности дней недели.
  • Формирование умения понимать и использовать в экспрессивной речи наречия сегодня, вчера, завтра, раньше, скоро.

6-7 лет

Количество и счет.

  • Уточнение        и        расширение представлений о количественных отношениях в натуральном ряду чисел в пределах 10.
  • Совершенствование        навыков

количественного и порядкового счета в прямом и обратном порядке.

  • Формирование умения считать двойками, считать предметы в разных направлениях. Ознакомление с цифрами от 0 до
  • Формирование понятия соседние числа. Закрепление навыка называния последующего и предыдущего чисел. Формирование умения увеличивать и уменьшать каждое число на 1. Упражнения в решении и придумывании задач, головоломок. Формирование умения при решении задач пользоваться арифметическими знаками: +, —, =.

Величина.

Количество и счет.

  • Дальнейшее совершенствование        навыков количественного и порядкового счета в прямом и обратном порядке в пределах первого десятка.
  • Совершенствование умения считать двойками, считать предметы в разных направлениях.
  • Совершенствование  навыков

сложения, вычитания, присчитывания, отсчитывания по единице при решении арифметических задач, примеров.

  • Совершенствование умения называть последующее и предыдущее

число к названному или обозначенному цифрой

Величина.

  • Совершенствование   умения

Количество и счет.

  • Совершенствование        навыков количественного и порядкового счета, умения находить последующее и предыдущее числа для каждого числа от 1 до 10, раскладывать число i м два меньших.
  • Совершенствование        навыков сложения и вычитания, присчитывания и отсчитывания по 1 при решении примером и арифметических задач.
  • 4.   Ознакомление   с   монетами

достоинством 1, 5, 10, 50 копеек, 1 рубль и 5 рублей.

Величина. Закрепление представления о сравнимости и относительности величины.

Форма. Формирование умения подбирать по образцу и называть предметы определенной формы, преобразовывать п о метрические фигуры по условиям с использованием   линейки,   шаблонов,

трафаретов.

  • Закрепление умения измерять с помощью условной меры и сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, толщине, в классификации и объединении их в множество по нескольким признакам.
  • Совершенствование навыка измерения объема жидких и сыпучих тел с помощью условной меры. Развитие глазомера.
  • Совершенствование навыка деления

целого на 2 и 4 равных части, называния части целого; понимания, что часть меньше целого, а целое больше части.

Форма.

  • Совершенствование                навыков распознавания        и        преобразования геометрических фигур, воссоздания их по представлению, описанию. Закрепление в речи названий геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал, четырехугольник; названий объемных геометрических форм: куб, шар, цилиндр.
  • Формирование умения делить квадрат и круг на равные части.

Ориентировка в пространстве .

  • Совершенствование        навыков ориентировки на плоскости и в пространстве.
  • Совершенствование        умения использовать слова: вверху, типу, слева, справа, выше, ниже, левее, правее.

Ориентировка во времени.

  • Уточнение        и        расширение представлений о временных отношениях. Введение в активный словарь слов: месяц, неделя.
  • Совершенствование умения называть дни недели и месяцы года.
  • Формирование умения определять

время по часам.

измерять и сравнивать длину, ширину, высоту предметов, объем жидких и сыпучих тел с помощью условной мерки. Закрепление в речи прилагательных шире, уже, выше, ниже, меньше, больше, короче, длиннее.

  • Дальнейшее

совершенствование навыка деления целого им равные части, называния части целого.

Форма.

  • Совершенствование умения классифицировать геометрические фигуры по наличию или отсутствию признаков.
  • Формирование представлений о многоугольнике.
  • Формирование умения делить

квадрат и круг на равные части.

Ориентировка в пространстве.

  • Дальнейшее совершенствование                навыков ориентировки        на        плоскости        и        в

пространстве.

  • Закрепление        навыков ориентировки на листе бумаги в к летку, использования прилагательных левее, правее, выше, ниже.

Ориентировка во времени.

  • Дальнейшее        расширение представлений о временных от- ношениях. Закрепление представлений о последовательности дней недели, месяцев года.
  • Формирование        умения

устанавливать возрастные различия между людьми.

Ориентировка в пространстве .

  • Совершенствование        навыков ориентировки в пространстве, на плоскости, на листе клетчатой бумаги.
  • Формирование  умения  создавать

простейшие чертежи планы, схемы.

Ориентировка во времени.

  • Закрепление представлений о последовательности дней недели, месяцев года, об отношениях во времени (минута —

час, неделя — месяц, месяц — год).

  • Развитие чувства времени. Совершенствование умения определять время по часам.

Сенсорное развитие

Возраст детей

1 этап

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

2 этап

(декабрь, январь, февраль)

3 этап

(март, апрель, май)

5-6 лет

  • Формирование        рациональных приемов обследования предметов. Обучение восприятию предметов, их свойств.
  • Формирование умения сравнивать предметы; выбирать группу предметов по заданному признаку.
  • Развитие цветовосприятия и цветоразличения, умения различать цвета по насыщенности, называть оттенки цветов (красный, ярко-красный, светло-красный, темно-красный и т.п.).
  • Формирование        умения использовать в качестве эталонов формы плоскостные и объемные геометрические фигуры.
  • Дальнейшее совершенствование        способов        и приемов обследования предметов.
  • Совершенствование умения сравнивать предметы и группы предметов; выбирать предмет или группу предметов по заданному признаку.
  • Закрепление представления о расположении цветов в радуге.
  • Развитие умения использовать в качестве эталонов формы плоскостные        и        объемные геометрические фигуры
  • Дальнейшее        совершенствование способов и приемов обследования и сравнения предметов.
  • Совершенствование умения сравнивать группы предметов; выбирать группу предметов по заданному признаку или нескольким заданным признакам.
  • Развитие умения использовать в качестве эталонов формы плоскостные и объемные геометрические фигуры.

6-7 лет

  • Дальнейшее развитие всех органов чувств (слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса).
  • Совершенствование        умения воспринимать предметы и явления окружающей        действительности посредством всех органов чувств, выделять в процессе восприятия свойства и качества, и на этой основе сравнивать предметы.
  • Дальнейшее        развитие цветовосприятия.
  • Дальнейшее        развитие основных сенсорных систем и формирование на этой основе более точного восприятия внешнего мира.
  • Совершенствование процессов сенсомоторной интеграции в игровой и трудовой деятельности, в повседневной жизни.
  • Дальнейшее развитие дифференцированности восприятия сенсорной информации, сенсомоторной координации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование учителя-дефектолога (тифлопедагога)

Перспективное планирование учителя-дефектолога (тифлопедагога)СТАРШАЯ ГРУППАТЕМА: « ОСЕНЬ.ОВОЩИ.ФРУКТЫ.ЯГОДЫ. ПЛОДЫ»Развитие зрительного восприятия (2)Социально-бытовая ориентировка (2)Ориентировка в ...

Перспективное планирование учителя-дефектолога (тифлопедагога)

СТАРШАЯ ГРУППАТЕМА: « ОСЕНЬ.ОВОЩИ.ФРУКТЫ.ЯГОДЫ. ПЛОДЫ»Развитие зрительного восприятия (2)Социально-бытовая ориентировка (2)Ориентировка в пространстве (1) ·...

Перспективное планирование учителя-дефектолога в СРП.

В данной работе представлено перспективное планирование работы учителя-дефектолога с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в Службе ранней помощи....

Перспективное планирование учителя-дефектолога в ГБДОУ

Планирование индивидуальной и подгрупповой работы учителя-дефектолога...

Перспективное планирование учителя-дефектолога в ГБДОУ

Перспективное планирование индивидуальной и подгрупповой работы учителя дефектолога...

Перспективное планирование учителя-дефектолога

При перспектом планировании я предлагаю использовать форму таблицы, так как  она проста при чтении и наглядно отражает форму и методы работы, направление, тематику и содержание деятельности работ...

Перспективное планирование учителя-дефектолога

Цель: обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоро...