«Использование нетрадиционных приёмов при развитии мелкой моторики – как здоровьесберегающая технология для детей с ОВЗ»
презентация по коррекционной педагогике

Мещерякова Олеся Владимировна

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных, речевых, творческих возможностей человека — от 3 до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать психические процессы.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.   Многие авторы отмечают взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, поэтому при наличии речевого дефекта у детей особое внимание необходимо обратить на стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев.

Вся жизнь ребенка – игра, поэтому процесс обучения не может проходить без нее.

Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных игровых приемов, так и нетрадиционных приемов и средств в работе с детьми с ОВЗ.

Пальчиковые игры, упражнения и специально организованная деятельность – уникальные средства для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_matoriki.pptx2.95 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение ГО город Ирбит Свердловской области "Детский сад № 21" «Использование нетрадиционных приёмов при развитии мелкой моторики – как здоровьесберегающая технология для детей с ОВЗ» Краткосрочный проект для разновозрастной группы ДОУ Учитель-дефектолог: Мещерякова О.В. г.Ирбит 2025г.

Слайд 2

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных, речевых, творческих возможностей человека — от 3 до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать психические процессы. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Многие авторы отмечают взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, поэтому при наличии речевого дефекта у детей особое внимание необходимо обратить на стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Вся жизнь ребенка – игра, поэтому процесс обучения не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных игровых приемов, так и нетрадиционных приемов и средств в работе с детьми с ОВЗ. Пальчиковые игры, упражнения и специально организованная деятельность – уникальные средства для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Слайд 3

В своей работе я использую разнообразные игры для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов. Так же игры формируют элементарные математические представления и знакомят с окружающим миром. «Золушка» Данные технологии можно отнести к здоровьесберегающим технологиям, исходя из трактовки понятия – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса. «Раскрась по цифрам» «Золушка»

Слайд 4

В своей работе я использую разнообразные игры для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов. Так же игры формируют элементарные математические представления и знакомят с окружающим миром. Данные технологии можно отнести к здоровьесберегающим технологиям, исходя из трактовки понятия – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса. «Камешки Марблс " «Угадай на ощупь»

Слайд 5

В своей работе я использую разнообразные игры для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов. Так же игры формируют элементарные математические представления и знакомят с окружающим миром. Данные технологии можно отнести к здоровьесберегающим технологиям, исходя из трактовки понятия – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса. Игры с песком «Археолог» «Разнообразные шнуровки, застежки»

Слайд 6

В своей работе я использую разнообразные игры для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов. Так же игры формируют элементарные математические представления и знакомят с окружающим миром. Данные технологии можно отнести к здоровьесберегающим технологиям, исходя из трактовки понятия – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса. Игра на воображение «Причёска» «Счетные палочки»

Слайд 7

В своей работе я использую разнообразные игры для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов. Так же игры формируют элементарные математические представления и знакомят с окружающим миром. Данные технологии можно отнести к здоровьесберегающим технологиям, исходя из трактовки понятия – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса. «Обведи по контуру» «Аппликация»

Слайд 8

В своей работе я использую разнообразные игры для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов. Так же игры формируют элементарные математические представления и знакомят с окружающим миром. Данные технологии можно отнести к здоровьесберегающим технологиям, исходя из трактовки понятия – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса. Лепим небылицы «Блоки Дьеныша » Игры на внимание «Ниточки»

Слайд 9

Несмотря на внешнюю простоту и доступность данные технологии можно используются во всех образовательных областях: - Социально – коммуникативное развитие - Познавательное развитие - Художественно – эстетическое развитие - Речевое развитие - Физическое развитие

Слайд 10

Помимо развития мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальцев проведение упражнений с использованием нестандартного оборудования, сопровождаемые стихотворным текстом или выполняемые под музыку, направлены на решение следующих задач: - формирование познавательной активности и творческого воображения детей; - развитие зрительного, слухового восприятия. - развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения; - развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи. Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для пальчикового тренинга, который делает его разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии.

Слайд 11

Вот некоторые возможности применения нетрадиционных технологий в работе с детьми ОВЗ. Пальчиковая гимнастика в стихах с применением Су- Джок мячика – оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи. Аналогичные упражнения можно выполнять с грецкими орехами, шишками, каштанами. Игры с разноцветными прищепками - это готовый тренажер. Многократное повторение движения разжимания и сжимания с усилием дает отличную тренировку пальчикам руки. В коррекционной педагогике есть еще один способ использования разноцветных бельевых прищепок. Доказано, что рецепторы на кончиках пальцев стимулируют не только механические и тепловые раздражители, но и воздействие давления, легкое сжатие.

Слайд 12

Игры с резинками для волос направлены на повышение упругости ручной мускулатуры . Развивающая игра на основе игр Воскобовича : «Змейка лазейка» Шнур может огибать «кнопку», закручиваться вокруг «кнопки», может нырять и выныривать. С помощью шнура легко «вышивать» буквы и цифры, а с помощью резинок – строить геометрические фигуры, закреплять умение ориентироваться в пространстве, математическое развитие. Игры с тангам заключаются в выкладывании геометрических форм, цифр, букв, изображений предметов. Такой прием способствует формированию действий пальчиков с мелкими деталями, учит распределять предметы на листе бумаги в определенном порядке, развивает логическое мышление, фантазию.

Слайд 13

Работая с детьми над данным проектом отметили что, у воспитанников развивается память, мышление, внимание, воображение, формируется умение сравнивать и анализировать, умение ориентироваться в пространстве, развивается наглядно-образное мышление, развивается познавательный интерес. А еще, немаловажную роль, они играют в создании эмоционально-положительного настроения. Играя с камешками, дети улыбаются, радуются и даже трудные задания не выводят их из эмоционального равновесия, наоборот стимулируют к поиску. В результате использования нетрадиционных приемов, всеми участниками образовательного процесса была отмечена положительная динамика в социальной адаптации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в выравнивании возможностей всех детей группы, в проявлении у них инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, в максимальной компенсации недостатков в общем развитии детей и речевом в частности.

Слайд 14

В заключение хочется отметить, компетентность в организации педагогической деятельности проявляется в умении адекватно подбирать приёмы и методы работы в области воспитания. Компетентный педагог адаптирует технологии, методы и приемы воспитания к возрастным особенностям детей. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Воплощение любой технологии в «жизнь» невозможно без творчества, проявленная смекалка, позволяет хотя бы ненадолго, стать волшебником в глазах ребёнка. Систематическое использование нетрадиционных приемов является средством стимуляции активности коры головного мозга, что в свою очередь способствует развитию мышления и звукопроизношения дошкольников с нарушениями речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей на тему: "Использование нетрадиционных способов развития мелкой моторики".

Мелкая моторика — это со­гласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользо­ваться» этими движениями — держать ложку и карандаш, за­стегивать пуговицы, рисовать, л...

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.

Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...

"Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики у детей о ОНР"

Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. (Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики)....

Мастер-класс для родителей детей старшей группы «Использование нетрадиционных методов развития мелкой моторики. Криотерапия – что это такое?»

Мастер-класс для родителей детей старшей группы«Использование нетрадиционных методов развития мелкой моторики.Криотерапия – что это такое?»...

Мастер-класс «Использование нетрадиционных методов развития мелкой моторики и речи детей»

Материалл будет полезен воспитателям общеобразовательных групп и специалистам работающим с детьми с ОВЗ....

Мастер-класс «Использование нетрадиционных методов развития мелкой моторики и речи детей»

Материал будет полезен для воспитателей работающих в общеобразовательных группах и специалистам работающим с детьми с ОВЗ....